Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1819   1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827  1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837  » »»

(1939), Горьковский  т-р  (1948,  1958),  Ивановский  т-р  (1949),  МТЮЗ
(1951), Т-р им. Янки Купалы  (1956),  Ленингр.  т-р  драмы  им.  Пушкина
(1958, реж. Меркурьев и И. Мейерхольд) имн.др. т-ры.
   Издания.- Первая публикация пьесы - "Отечественные записки", 1877,  ј
1; Островский А. П., Собр. соч., т. 7, М., 1960.
   Лит.: "Правда - хорошо, а счастье лучше". Материалы  и  исследования,
М., 1947; "Правда - хорошо, а счастье лучше", [Сб. статей], М.-Л.,  1948
(А. Н. Островский на сцене Малого театра). А.Шн.
   ПРАВДИН,  Осип  Андреевич  (наст.  имя  и  фам.-   Оскар   Августович
Трейлебен; 16.VI.1849, Петербург,-17.Х.1921,  Москва)  -  рус.  акт„р  и
педагог. Отец П.- обрусевший немец. В 1869 П. начал выступать на  сцене.
Играл в полупрофессиональной труппе, возглавляемой М.Е.  Рапопортом,  Н.
Е.  Вильде,  затем  в  проф.  театре   в   Гельсингфор-се.   Работал   в
Новочеркасс-ке, Тифлисе. В 1875 дебютировал в Александрийском  т-ре,  но
вернулся в провинцию. С 1878 - в труппе Малого т-ра. Игра П.  отличалась
большой  жизненной  достоверностью.  Характерный  акт„р,  П.  продумывал
каждый  жест,  интонацию,  детали  костюма.  Он   умел   ярко   передать
социальное,  бытовое   и   нац.   своеобразие   персонажа.   Прославился
исполнением ролей т.  н.  рус.  немцев,  находя  особую  мелодику  речи,
своеобразие поведения: Шааф ("Месяц в деревне" Тургенева),  Остергау-зен
("Джентльмен" Сумбатова-Южина). С успехом  выступал  в  пьесах  Мольера:
Гарпагон; Сганарель ("Лекарь поневоле") и др. Выступал как чтец.
   Среди ролей:  Недыхляев  ("Кручина"  Шпажинского),  Тарелкин  ("Дело"
Сухово-Кобылина), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг  алтын"  и  "На
всякого мудреца довольно простоты"  Островского),  Репетилов  ("Горе  от
ума"),  Раста-ковский  и  Городничий  ("Ревизор"),   Кучумов   ("Бешеные
деньги"), Лев Гурыч Синичкин (о. п. Ленского).
   С начала 1880-х гг. П. в„л преподавательскую работу. С 1889 заведовал
драм. классами Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва.  Преподавал  на
драматических курсах Моск. театр. уч-ща (1888-93).
   П. организовывал (с 1883)  поездки  групп  артистов  Малого  т-ра  по
провинции, способствуя подъ„му провинц. т-ра.  В  1917  был  управляющим
Малым т-ром. С 1918 входил в состав дирекции Малого театра.
   Лит.: О.  А.  Правдин.  [Биография]  "ЕИТ".  Сезон  1909,  вып.  6-7;
Филиппов Вл., Памяти О. А. Правдина, "Культура театра", 1921, ј 7-8;  О.
А. Правдин, в кн.:
   Галерея мастеров Малого театра, М., 1935; Кара-Мур-за  С.  Г.,  Малый
театр. М., 1924. Ю. 77.
   ПРАГА (Praha) -  столица  Чехословацкой  Социалистической  Республики
(1014 тыс. жит. в 1963). В 18 в. П. была одним из крупнейших муз.-театр.
центров  австрийской  монархии.  В  1737  в  П.  было  построено  первое
постоянное театр. здание для публичных оперных представлений  -  "Т-р  у
Котцу" (наз. также "Оперный дом", спектакли давались на нем.,  франц.  и
итал. яз.). В 1760 открылся т-р в  т.  н.  Туновском  доме  (доме  графа
Туна), где впервые был показан спектакль на чеш.  яз.  В  1783  открылся
Ностицкий нац. т-р, предназначавшийся для спектаклей на нем. яз. (с 1785
- на чеш. яз.). В 1786-89 представления  на  чеш.  яз.  устраивались  во
вновь отстроенном здании т-ра "Боуда".  Эти  спектакли  положили  основу
чеш. нац. сценич. иск-ва. После закрытия этого т-ра его труппа перешла в
новое помещение в б. монастыре гибернских францисканцев. "Т-р у Гиберну"
(1789-1802) пользовался большой популярностью у  чеш.  зрителя.  В  1789
чеш. сейм приобр„л Ностицкий т-р, к-рый получил назв. Сословного т-ра. В
1824 в Сословном т-ре регулярно устраивались представления на  чеш.  яз.
(в 1846-51 драматург И. К. Тыл принимал участие в творч. жизни т-ра).  В
1835-37 существовал т-р, организованный любителями-энтузиастами во главе
с Тылом, получивший назв. "У Каэ-тана". В 1858-62 чеш. труппа Сословного
т-ра образовала самостоятельный Временный  т-р  (существовал  до  1881),
репертуар его  составляли  нац.  драматургия,  пьесы  Шекспира,  оперные
спектакли (первые оперы Сметаны, "Иван Сусанин" и др.).  В  1881  открыт
Нац. т-р (Чехословацкий Национальный театр), вскоре т-р сгорел и в  1883
вновь был отстроен. На  его  сцене  выступали  выдающиеся  чеш.  акт„ры:
И.Мошна, Г. Ква-пилова, Э. Воян, М. Гюбнерова и др. В 1907 выстроен Гор.
т-р на Виноградах (рук. Я. Квапил). В  1925  был  создан  "Освобожд„нный
т-р" (рук. И. Фрейка и И. Гонзлъ),  к-рый  стал  выразителем  настроений
прогрессивной интеллигенции. В 1933 реж. Э. Ф. Буриан создал т-р "Д-34".
   С нач. 2-й мировой войны мн. т-ры были закрыты, а к 1944 все т-ры  П.
прекратили деятельность. На 1964 в П.  22  т-ра.  Ведущий  -  Нац.  т-р,
состоит из оперной, балетной и драм. трупп, работающих на  тр„х  сценич.
площадках:
   Нац. т-р, Т-р им. И. К. Тыла и Т-р им. Б. Сметаны. Кроме того,  в  П.
работают: Т-р Чехословацкой Армии, Камерный т-р, Т-р Комедии, Т-р им. С.
К. Неймана, Т-р им. Э. Ф. Бу-риана (б.  "Д-34"),  Т-р  им.  И.  Волькера
(молод„жный) на Кар-лине, кукольный "Т-р Спейбла и Гурвинека",  т-р  "На
Заб-радли", состоящий из двух трупп (пантомима, драм.  труппа),  "Ч„рный
т-р" и др. Значит, место в театр. жизни П. занимают т.  н.  т-ры  "малые
сцены" (т-ры "Семафор", "Рококо". "Параван"), в них ставятся  спектакли,
близкие  по  жанру   к   муз.-сатирич.   обозрениям.   В   1965   создан
экспериментальный театр-студия при Драматич. т-ре.
   Лит.: Фучик Ю., Избранное. Национальный театр. М., 1955; Солнцева Л.,
Чехословацкий театр сегодня, М., 1962; Т i 1 1 е V а с 1  а  v,  Ginohra
Narodniho  divadlaod  roku  1900doprovratu,  Praha,  1935;   Ctvrstoleti
Mestskeho diva-dla na Kral. Vinohradech 1907-1932, Praha, 1932; 0 b s  t
М., S с h e r 1 Ad., К dejinam ceske divadelni avantgardy,  Praha,  162.
Д. Сол.
   ПРАГА (Praga), Марко (6.XI.1862-31.1.1929)- итал.  драматург,  театр.
критик. В 1883 начал лит. деятельность пьесой "Встреча". Один из  видных
представителей веристского направления. Написал ок. 20 пьес,  поев.  гл.
обр. проблеме  супружеской  неверности.  Беспощадный  анализ  психологии
героев,  резкий,  нервный  диалог,  драматургич.  мастерство  определили
популярность   его   пьес.   Особенным   успехом   пользовалась    драма
"Девственницы"  (1889,  труппа  Марини,  Милан)  на   сюжет   из   жизни
"полусвета". В пьесах "Закрытая дверь" (1913,  т-р  "Мандзони",  Милан),
"Кризис"  (1914,  труппа  В.  Рейтер,  Турин),   "Развод"   (1915,   т-р
"Мандзони") заметен  отход  от  веризма  к  психологии,  драме.  П.  в„л
театрально-кри-тич. работу,  возглавлял  Общество  итал.  драматургов  и
издателей, в течение 3 лет (с 1912 ) был директором т-ра "Мандзони".
   На рус. сцене ставились: "Балерина" (1905, Т-р Корша,  Москва,  1914,
Малый т-р, Петербург), "Кризис"  (1909,  Т-р  Корша),  "Идеальная  жена"
(1898, Новый т-р) и др.
   Соч.: Cronache teatrali, [v. 1-IO], Mil., [1920-1929]; в рус. пер.  -

Страницы: «« « 1819   1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827  1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия