Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829  1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839  » »»

установления Сов. власти в Грузии (1921) -  акт„р  и  режисс„р  т-ров  в
Кутаиси, Поти и др. В 1929-39 и 1949- 1958 - худ. рук. Чиатурского т-ра.
В 1939-49 -  Горийского  т-ра.  П.  играл  героико-драматич.  роли.  Его
сценич. образы отличались романтич.  приподнятостью.  Роли:  Химшиашвили
("Родина" Эристави), Отелло, Карл Моор. Режисс„р  реалистич.  школы,  П.
пост. спектакли: "Кваркваре Тутабери" и "Свадьба колхозника"  Какабадзе,
"Ханума" Цагарели, "Потопленные  камни"  Мосашвили,  "Bacca  Железнова",
"Страх", "Разлом", "Платон  Кречет";  "Царь  Эдип"  Софокла,  "Укрощение
строптивой" и др. Опубликовал ряд статей о сов. театре.
   Соч.: Как овладеть сценич. искусством. В помощь  театр.  коллективам,
Тбилиси, 1955 (на груз. яз.);  "Виденное  и  пережитое"  (Воспоминания),
Тбилиси, 1963 (на груз. яз.).
   Лит.: Кевлишвили Н., Павел Прангишвили, Тбилиси, 1956 (на груз. яз.).
Г. Б.
   ПРАСАД, Джайшанкар (1889-1937) - инд. писатель, драматург.  Писал  на
хинди. Один из основоположников инд. историч. драмы. Вначале писал пьесы
на условно-мифологич. сюжеты, в дальнейшем -  историч.  пьесы,  в  к-рых
рассказывал о тяжких  временах  в  жизни  страны  ("Скандагупта",  1928,
"Чандрагупта", 1929-30). Находясь под влиянием гандистских воззрений, П.
в то  же  время  призывал  к  справедливому  насилию.  Первые  пьесы  П.
"Благородный человек" ("Садджан", 1910-11) и др.  отмечены  схематизмом.
П. придерживался канонич. норм санскритской драмы, от к-рых в дальнейшем
отош„л. В пьесах "Камна" (1923-24) и "Один глоток" (1929) П. обратился к
символизму. Драмы П. предназначались для чтения, т. к. профессионального
т-ра в Индии в то время не было. Драматургия  П.  призывала  к  единению
народа в борьбе с колониальным и социальным гн„том.
   Лит.: Потабенко С. И.,  Драматургия  хинди  в  борьбе  за  свободу  и
независимость Индии, М., 1962; его же, Джайшанкар Прасад (1889-1937),  в
кн.: Литературы Индии. М., 1958; Вишневская Н. А., Индийская  одноактная
драма, М., 1964; на яз. хинди - Рамратан Бхат-н а г а р,  Прасад-сахитья
аур самикша, Дели, 1958. ff. р
   ПРАТИКАБЛЬ (франц. praticable) - 1) Конструктивная  часть  декорации,
состоящая из станков, сходов, лестниц и т. п., скрытых  обычно  от  глаз
зрителей живописными элементами декораций. 2) Тр„хмерная объ„мная  часть
декорац. установки,  на  к-рой  акт„ры  могут  сидеть,  стоять,  ходить.
Одновременно П. составляет элемент общего декоративного устройства сцены
(напр., скала, камень, пень, бугор и т. п.). ПРЕВЙЛЬ (Preville)  (имя  и
наст. фам.- Пьер Луи Д ю б  ю  с;  Dubus)  (19.IX.1721-  18.XII.1799)  -
франц. акт„р. Сценич. деятельность  начал  в  1738  в  бродячей  труппе.
Руководил театр. труппами в Руане, Лионе. В 1753 был приглаш„н на амплуа
первого комика в т-р "Комеди Франсез" (Париж). Играл роли слуг в  пьесах
Мольера (Маскариль - "Любовная досада",  "Шалый",  "Смешные  жеманницы",
Сганарель - "Дон Жуан",  Скапен  -  "Лекарь  поневоле"),  А.  Р.  Лесажа
(Криспен  -  "Криспен,  соперник  своего  господина"),  Ж.  Ф.   Реньяра
(Криспен- "Любовные безумства", "Единственны и наследник"),  Ф.  Данкура
(Криспен - "Модный кавалер", Фронтен - "Модные  горожанки"),  Ф.  Детуша
(Криспен- "Дерзкий любопытный"), П. Мариво (Лю-бен - "Сюрприз любви")  и
др. Исполняя эти роли, П. показывал ясный ум, энергию, жизненную  хватку
своих  героев.  Среди  лучших  ролей  также  Пурсоньяк   ("Господин   де
Пурсоньяк"  Мольера),  Жур-ден;  Тюркаре  (о.  п.   Лесажа),   Бридуазон
("Женитьба  Фигаро").  Вершиной   творчества   П.   был   образ   Фигаро
("Севильский цирюльник" Бомарше, 1775). П. трактовал Фигаро как человека
блистательного интеллекта, стремительной  энергии,  уверенного  в  сво„м
праве на счастье. Однако в созданном им образе не было сатирич.  задора,
демократич. гнева. Акт„р мольеровской традиции, мастер  острой,  броской
характеристики, П. обладал блестящей выдумкой,  отточенным  мастерством.
Сохраняя  осн.  принципы  ра-  ционалистич.  метода  игры,  он  расширял
жизненное содержание иск-ва, боролся за естественность  против  напевной
декламации.  Современник  Дидро,  П.  стремился  уточнить  "общественное
положение"  персонажа,  преодолеть  абстрактность  традиционных  амплуа.
Близость к этич. учению просветителей проявилась в исполнении П. ролей в
мещанской драме (Антуан - "Философ, сам того не зная" Седена,  Артлей  -
"Евгения" Бомарше, Стоклей -  "Беверлей"  Сорена,  и  др.).  В  1774  П.
возглавил вновь созданную королевскую школу декламации. В  1786  оставил
сцену.
   Соч.: Memoires, [Р.], 1812; Memoires de Preville et de Dazincourt...,
P., 1822.
   Лит.:  История  западноевропейского  театра,  под  общ.  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 2, М., 1957; Ф и н к e л ь-штейн Е.  Л.,  Превиль,  сб.:
Записки о театре, Л.-М., 1958; Olivier . J. J, P. L. Dubus-Preville, Р.,
1913. E. Ф.
   ПРЕВО (Prevost), Франсуаз (1680-1741) -  франц.  артистка  балета.  В
1704 дебютировала в Парижской Опере (балет  "Атис")  и  стала  одной  из
первых танцовщиц Парижской Оперы. П.  называли  "величайшей  танцовщицей
Франции". Танец П. был исполнен изящества и грации, она  была  одар„нной
актрисой (первая выступала в  пантомимич.  балете  на  сюжет  "Горациев"
Корнеля на муз.  Муре,  1708).  Творчество  П.  способствовало  развитию
действенного драматич. танца. Начинания  П.  продолжили  е„  ученицы  М.
Салле и М. Ка-марго. В 1730 оставила сцену.
   Лит : Н о в e p p Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927,  с.
200, 305; N о verre J.-G., Lettres sur la danse, sur les ballets et  les
arts. St.-Petersburg, 1803-1804 (v. Il, lettre Vili); M i с h a u t  P.,
Histoire du ballet, Р., 1945, p. 27-28. Harn. P.
   ПРЕГАУЗЕР, Прехаузер (Prehauser), Готфрид (1699-28. 1.1769) -  австр.
акт„р и драматург. С 1716 выступал в представлениях  странствующей  нем.
труппы, в 1720 начал  играть  роль  Гансвурста.  В  1725  И.  Страницкий
пригласил П. в Вену  в  "Кернтнертор-театр".  После  смерти  Страницкого
(1726) П. стал любимым акт„ром Вены. Он обладал ярким комич. дарованием,
талантом импровизатора. В иск-ве П. выразились нац.  особенности  австр.
нар. т-ра,  Гансвурст  в  исполнении  П.  стал  живым  реальным  простым
человеком. П.- автор многочисл. комедий: "Печальный повар„нок  Гансвурст
и его друг в  беде"  (1729)  и  др.  П.  реформировал  жанр  "главных  и
государственных действ", отделив комедию от трагедии.
   Лит.: Muller I., Theatererinnerungen eines  alten  Burgschauspielers,
В., 1958. Л. Лоб.
   "ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" - специальное выражение, введ„нное K.C.
Станиславским в  театр.  педагогику,  режиссуру  и  работу  акт„ра.  См.
Станиславского система.
   ПРЕДСТАВЛЕНИЕ,     искусство     представления      (в      акт„рском
творчестве),способность  акт„ра  демонстрировать  на  каждом   спектакле

Страницы: «« « 1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829  1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия