|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 » »» установления Сов. власти в Грузии (1921) - акт„р и режисс„р т-ров в
Кутаиси, Поти и др. В 1929-39 и 1949- 1958 - худ. рук. Чиатурского т-ра.
В 1939-49 - Горийского т-ра. П. играл героико-драматич. роли. Его
сценич. образы отличались романтич. приподнятостью. Роли: Химшиашвили
("Родина" Эристави), Отелло, Карл Моор. Режисс„р реалистич. школы, П.
пост. спектакли: "Кваркваре Тутабери" и "Свадьба колхозника" Какабадзе,
"Ханума" Цагарели, "Потопленные камни" Мосашвили, "Bacca Железнова",
"Страх", "Разлом", "Платон Кречет"; "Царь Эдип" Софокла, "Укрощение
строптивой" и др. Опубликовал ряд статей о сов. театре.
Соч.: Как овладеть сценич. искусством. В помощь театр. коллективам,
Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); "Виденное и пережитое" (Воспоминания),
Тбилиси, 1963 (на груз. яз.).
Лит.: Кевлишвили Н., Павел Прангишвили, Тбилиси, 1956 (на груз. яз.).
Г. Б.
ПРАСАД, Джайшанкар (1889-1937) - инд. писатель, драматург. Писал на
хинди. Один из основоположников инд. историч. драмы. Вначале писал пьесы
на условно-мифологич. сюжеты, в дальнейшем - историч. пьесы, в к-рых
рассказывал о тяжких временах в жизни страны ("Скандагупта", 1928,
"Чандрагупта", 1929-30). Находясь под влиянием гандистских воззрений, П.
в то же время призывал к справедливому насилию. Первые пьесы П.
"Благородный человек" ("Садджан", 1910-11) и др. отмечены схематизмом.
П. придерживался канонич. норм санскритской драмы, от к-рых в дальнейшем
отош„л. В пьесах "Камна" (1923-24) и "Один глоток" (1929) П. обратился к
символизму. Драмы П. предназначались для чтения, т. к. профессионального
т-ра в Индии в то время не было. Драматургия П. призывала к единению
народа в борьбе с колониальным и социальным гн„том.
Лит.: Потабенко С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и
независимость Индии, М., 1962; его же, Джайшанкар Прасад (1889-1937), в
кн.: Литературы Индии. М., 1958; Вишневская Н. А., Индийская одноактная
драма, М., 1964; на яз. хинди - Рамратан Бхат-н а г а р, Прасад-сахитья
аур самикша, Дели, 1958. ff. р
ПРАТИКАБЛЬ (франц. praticable) - 1) Конструктивная часть декорации,
состоящая из станков, сходов, лестниц и т. п., скрытых обычно от глаз
зрителей живописными элементами декораций. 2) Тр„хмерная объ„мная часть
декорац. установки, на к-рой акт„ры могут сидеть, стоять, ходить.
Одновременно П. составляет элемент общего декоративного устройства сцены
(напр., скала, камень, пень, бугор и т. п.). ПРЕВЙЛЬ (Preville) (имя и
наст. фам.- Пьер Луи Д ю б ю с; Dubus) (19.IX.1721- 18.XII.1799) -
франц. акт„р. Сценич. деятельность начал в 1738 в бродячей труппе.
Руководил театр. труппами в Руане, Лионе. В 1753 был приглаш„н на амплуа
первого комика в т-р "Комеди Франсез" (Париж). Играл роли слуг в пьесах
Мольера (Маскариль - "Любовная досада", "Шалый", "Смешные жеманницы",
Сганарель - "Дон Жуан", Скапен - "Лекарь поневоле"), А. Р. Лесажа
(Криспен - "Криспен, соперник своего господина"), Ж. Ф. Реньяра
(Криспен- "Любовные безумства", "Единственны и наследник"), Ф. Данкура
(Криспен - "Модный кавалер", Фронтен - "Модные горожанки"), Ф. Детуша
(Криспен- "Дерзкий любопытный"), П. Мариво (Лю-бен - "Сюрприз любви") и
др. Исполняя эти роли, П. показывал ясный ум, энергию, жизненную хватку
своих героев. Среди лучших ролей также Пурсоньяк ("Господин де
Пурсоньяк" Мольера), Жур-ден; Тюркаре (о. п. Лесажа), Бридуазон
("Женитьба Фигаро"). Вершиной творчества П. был образ Фигаро
("Севильский цирюльник" Бомарше, 1775). П. трактовал Фигаро как человека
блистательного интеллекта, стремительной энергии, уверенного в сво„м
праве на счастье. Однако в созданном им образе не было сатирич. задора,
демократич. гнева. Акт„р мольеровской традиции, мастер острой, броской
характеристики, П. обладал блестящей выдумкой, отточенным мастерством.
Сохраняя осн. принципы ра- ционалистич. метода игры, он расширял
жизненное содержание иск-ва, боролся за естественность против напевной
декламации. Современник Дидро, П. стремился уточнить "общественное
положение" персонажа, преодолеть абстрактность традиционных амплуа.
Близость к этич. учению просветителей проявилась в исполнении П. ролей в
мещанской драме (Антуан - "Философ, сам того не зная" Седена, Артлей -
"Евгения" Бомарше, Стоклей - "Беверлей" Сорена, и др.). В 1774 П.
возглавил вновь созданную королевскую школу декламации. В 1786 оставил
сцену.
Соч.: Memoires, [Р.], 1812; Memoires de Preville et de Dazincourt...,
P., 1822.
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957; Ф и н к e л ь-штейн Е. Л., Превиль, сб.:
Записки о театре, Л.-М., 1958; Olivier . J. J, P. L. Dubus-Preville, Р.,
1913. E. Ф.
ПРЕВО (Prevost), Франсуаз (1680-1741) - франц. артистка балета. В
1704 дебютировала в Парижской Опере (балет "Атис") и стала одной из
первых танцовщиц Парижской Оперы. П. называли "величайшей танцовщицей
Франции". Танец П. был исполнен изящества и грации, она была одар„нной
актрисой (первая выступала в пантомимич. балете на сюжет "Горациев"
Корнеля на муз. Муре, 1708). Творчество П. способствовало развитию
действенного драматич. танца. Начинания П. продолжили е„ ученицы М.
Салле и М. Ка-марго. В 1730 оставила сцену.
Лит : Н о в e p p Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
200, 305; N о verre J.-G., Lettres sur la danse, sur les ballets et les
arts. St.-Petersburg, 1803-1804 (v. Il, lettre Vili); M i с h a u t P.,
Histoire du ballet, Р., 1945, p. 27-28. Harn. P.
ПРЕГАУЗЕР, Прехаузер (Prehauser), Готфрид (1699-28. 1.1769) - австр.
акт„р и драматург. С 1716 выступал в представлениях странствующей нем.
труппы, в 1720 начал играть роль Гансвурста. В 1725 И. Страницкий
пригласил П. в Вену в "Кернтнертор-театр". После смерти Страницкого
(1726) П. стал любимым акт„ром Вены. Он обладал ярким комич. дарованием,
талантом импровизатора. В иск-ве П. выразились нац. особенности австр.
нар. т-ра, Гансвурст в исполнении П. стал живым реальным простым
человеком. П.- автор многочисл. комедий: "Печальный повар„нок Гансвурст
и его друг в беде" (1729) и др. П. реформировал жанр "главных и
государственных действ", отделив комедию от трагедии.
Лит.: Muller I., Theatererinnerungen eines alten Burgschauspielers,
В., 1958. Л. Лоб.
"ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" - специальное выражение, введ„нное K.C.
Станиславским в театр. педагогику, режиссуру и работу акт„ра. См.
Станиславского система.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, искусство представления (в акт„рском
творчестве),способность акт„ра демонстрировать на каждом спектакле
Страницы: «« « 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |