|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 » »» -мелодии. Таковы нек-рые страницы "Скифской сюиты" для симф. оркестра
(1915), созданной на основе музыки балета "Ала и Лоллий" (соч. 1914,
пост. В. Ни-жинским, 1927, т-р "Колон", Буэнос-Айрес), "скоморошьего"
балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1921, труппа
"Рус. балет С. Дягилева", т-р "Гете лирик", Париж). В лирико-драма-тич.
опере "Игрок" по о. п. Ф. М. Достоевского (соч. 1916, 2-я ред. 1927,
пост. 1929, т-р "Де ла Мон-не", Брюссель; 1964, Дом Союзов, Москва,
концертное исполнение) П. стремился развить декламационные оперные
традиции Даргомыжского и Мусоргского.
В 1918-32 П. жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 во Франции. В
начале этого периода П. создал остроумную оперу-сказку "Любовь к тр„м
апельсинам" по К. Гоцци (1921, Чикаго; 1926, ГАТОБ), задуманную вместе с
В. Э. Мейерхольдом. Условно-иронич. драматургия оперы пародирует штампы
нату-ралистич. и псевдоромантич. т-ра. Значит, интерес представляет
опера "Огненный ангел" по одноим. роману В. Я. Брюсова (соч. 1927,
концертное исполнение 1928, Париж; пост. 1955, фестиваль в Венеции),
воскрешающая образ Германии 16 в. в экспрессивной, остро драматич.
манере. В Париже были пост. новые балеты П. "Стальной скок" (1927),
"Блудный сын" (1929, оба пост. труппой "Рус. балет С. Дягилева", Т-р
Сары Бернар, Париж) и "На Днепре" (1932, "Гранд-Опера", пост. С.
Лифаря).
В 20-30 гг. П. выступал как пианист с авторскими концертами во мн.
странах мира, в т. ч. в СССР (с 1927). В 1932 П. возвратился на родину.
Тесная связь с новой, сов. действительностью, постоянное сотрудничество
с мастерами сов. лит-ры, т-ра и кино обогатили творч. деятельность
композитора значит, идеями, благородными этич. замыслами. П. занял одно
из поч„тных мест в ряду активных строителей сов. муз. культуры.
Композитор с особым увлечением работал в области оперы и балета,
применял оригинальные муз.-сценич. при„мы динамизации оперной формы,
обогащал е„ новейшими достижениями симфонизма и вок. декламации. Для
сов. т-ра П. написал оперы: "Сем„н Котко" по повести В. П. Катаева "Я
сын трудового народа" (1940, Оперный т-р им. Станиславского, Москва),
"Обручение в монастыре" по комедии "Дуэнья" Шеридана (1946, Т-р оперы и
балета им. Кирова), "Война и мир" по роману Л. Толстого (концертное
исполнение, Ансамбль сов. оперы ВТО, 1944, 2-я ред. оперы, там же, 1953;
пост. 1-я часть 1946, Ленингр. Малый оперный т-р; полностью пост. 1959,
Большой т-р), "Повесть о настоящем человеке" по о. п. Б. Полевого (1948,
Т-р оперы и балета им. Кирова); балеты:
"Ромео и Джульетта" по Шекспиру (1938, Брно; 1940, Т-р оперы и балета
им. Кирова), "Золушка" (1945, Большой т-р), "Сказ о каменном цветке" по
мотивам уральских сказов П. П. Бажова (1954, там же). П. написал также
оратории ("На страже мира", "Иван Грозный"), музыку к фильмам, симф.,
вок. и камерно-инструмент. произв. Нек-рые инструмент, произв. П. были
положены в основу балетных инсценировок (сюита к фильму "Поручик Киже",
симф. сказка "Петя и Волк", "Классич. симфония").
Поворот к подлинно реалистич. иск-ву, проникнутому глубокой
человечностью, лирич. одухотвор„нностью и драматизмом, с наибольшей
силой сказался в таких произв. П., как балет "Ромео и Джульетта" и
кантата "Александр Невский" (1938, создана на основе музыки П. к одноим.
фильму). Балет "Ромео и Джульетта", отмеченный шекспировской мощью
образов и ярким реализмом музыки, явился крупным достижением сов. и
мирового балетного иск-ва; кантата "Александр Невский" по-новому
раскрыла в музыке тему патриотизма рус. народа. Рус. нац. начало е
большой силой и своеобразием воплощено также и в др. произв. П., поев.
героич. прошлому России (опера "Война и мир", музыка к фильму "Иван
Грозный"), темам сов. современности (опера "Повесть о настоящем
человеке", кантата "Здравица", 1939), образам нар. сказки (балеты
"Золушка", "Сказ о каменном цветке").
П.- художник-новатор ярко индивидуального склада. Интерес к живой
натуре, эпич. жанрам, умение скупыми штрихами воплощать человеч.
характеры сближают П. с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Н. А.
Римским-Корсаковым. К сильным сторонам творчества П. относятся
живописная конкретность и меткость муз. образов - эпически величавых,
лирически мягких или заостр„нно сатирических. Музыке П. свойственны
богатство и выразительность мелодий, то мечтательных, то суровых или
характерно скер-цозных, стремит, энергия ритмов, нередко маршевых или
танцевальных, свежесть и изобретательность модуляц. при„мов, мастерство
и блеск инструментовки. П. обогатил нац. стиль совр. рус. музыки новыми
оригинальными гармониями, активными волевыми ритмами. В своих лучших
вок. произв. П. метко воспроизводил речевые интонации, продолжив в этой
области опыт рус. классиков Даргомыжского и Мусоргского. Наиболее
значит, оперы П., в первую очередь монументальная историч. эпопея "Война
и мир", отмечены правдивостью характеристик, обаянием лирич. эпизодов,
богатством и живостью речитативов, динамичностью действия.
Творчество П. оказало заметное влияние на советских, а также
зарубежных композиторов. Его оперы и балеты с успехом идут на мн. сценах
СССР и зарубежных стран. Гос. пр. СССР (1943, в янв. и июне 1946, в
1947, 1951). Ленинская пр. (поем., 1957).
Лит.: С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания, М., 1956;
Глебов И. [Асафьев Б. В.], Сергей Прокофьев. Очерк, Л., 1927; Нестьев
И., Прокофьев, М., 1957; Сабинина М., Сергей Прокофьев, [М., 1957J; L i
fa r S., La musique par la dance de Luily a Prokofiev, P., 1955. Из. Я.
"ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕАТР" - см. "Политический театр".
ПРОЛЕТКУЛЬТ - сокращ„нное наименование пролетарской
культурно-просветительной организации, созданной в Петрограде в сент.
1917. Возникнув в пору, когда у власти стояло бур/к, правительство, П.
закономерно противопоставлял себя органам последнего, подч„ркивая свою
независимость. Однако и после Октябрьской революции руководство П. под
влиянием идеалистич. теорий А. А. Богданова пыталось отстаивать
"независимость" П. по отношению к пролетарскому гос-ву и его органу
Нарком-просу, при к-ром П. продолжал свою деятельность как обществ,
организация пролетарской самодеятельности в области художеств. культуры
(П. возникли во мн. городах; в 1920 они объединяли ок. 80 тыс. чел.).
Противопоставление П. как "чисто пролетарской" организации Наркомпросу
вытекало из ошибочных положений пропагандировавшейся Богдановым
"организационной науки" - т. н. тектологии. В основу создания
пролетарской культуры, согласно идеям Богданова и шедших за ним др.
руководителей П. П. И. Лебедев-Полянский- 1-й председатель П., В. ф.
Плетн„в, Ф. Калинин и др.), должен был быть положен "процесс организации
коллективного опыта", накапливаемого прежде всего при участии в
Страницы: «« « 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |