Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 » »» -мелодии. Таковы нек-рые страницы "Скифской сюиты" для симф. оркестра (1915), созданной на основе музыки балета "Ала и Лоллий" (соч. 1914, пост. В. Ни-жинским, 1927, т-р "Колон", Буэнос-Айрес), "скоморошьего" балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1921, труппа "Рус. балет С. Дягилева", т-р "Гете лирик", Париж). В лирико-драма-тич. опере "Игрок" по о. п. Ф. М. Достоевского (соч. 1916, 2-я ред. 1927, пост. 1929, т-р "Де ла Мон-не", Брюссель; 1964, Дом Союзов, Москва, концертное исполнение) П. стремился развить декламационные оперные традиции Даргомыжского и Мусоргского. В 1918-32 П. жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 во Франции. В начале этого периода П. создал остроумную оперу-сказку "Любовь к тр„м апельсинам" по К. Гоцци (1921, Чикаго; 1926, ГАТОБ), задуманную вместе с В. Э. Мейерхольдом. Условно-иронич. драматургия оперы пародирует штампы нату-ралистич. и псевдоромантич. т-ра. Значит, интерес представляет опера "Огненный ангел" по одноим. роману В. Я. Брюсова (соч. 1927, концертное исполнение 1928, Париж; пост. 1955, фестиваль в Венеции), воскрешающая образ Германии 16 в. в экспрессивной, остро драматич. манере. В Париже были пост. новые балеты П. "Стальной скок" (1927), "Блудный сын" (1929, оба пост. труппой "Рус. балет С. Дягилева", Т-р Сары Бернар, Париж) и "На Днепре" (1932, "Гранд-Опера", пост. С. Лифаря). В 20-30 гг. П. выступал как пианист с авторскими концертами во мн. странах мира, в т. ч. в СССР (с 1927). В 1932 П. возвратился на родину. Тесная связь с новой, сов. действительностью, постоянное сотрудничество с мастерами сов. лит-ры, т-ра и кино обогатили творч. деятельность композитора значит, идеями, благородными этич. замыслами. П. занял одно из поч„тных мест в ряду активных строителей сов. муз. культуры. Композитор с особым увлечением работал в области оперы и балета, применял оригинальные муз.-сценич. при„мы динамизации оперной формы, обогащал е„ новейшими достижениями симфонизма и вок. декламации. Для сов. т-ра П. написал оперы: "Сем„н Котко" по повести В. П. Катаева "Я сын трудового народа" (1940, Оперный т-р им. Станиславского, Москва), "Обручение в монастыре" по комедии "Дуэнья" Шеридана (1946, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Война и мир" по роману Л. Толстого (концертное исполнение, Ансамбль сов. оперы ВТО, 1944, 2-я ред. оперы, там же, 1953; пост. 1-я часть 1946, Ленингр. Малый оперный т-р; полностью пост. 1959, Большой т-р), "Повесть о настоящем человеке" по о. п. Б. Полевого (1948, Т-р оперы и балета им. Кирова); балеты: "Ромео и Джульетта" по Шекспиру (1938, Брно; 1940, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Золушка" (1945, Большой т-р), "Сказ о каменном цветке" по мотивам уральских сказов П. П. Бажова (1954, там же). П. написал также оратории ("На страже мира", "Иван Грозный"), музыку к фильмам, симф., вок. и камерно-инструмент. произв. Нек-рые инструмент, произв. П. были положены в основу балетных инсценировок (сюита к фильму "Поручик Киже", симф. сказка "Петя и Волк", "Классич. симфония"). Поворот к подлинно реалистич. иск-ву, проникнутому глубокой человечностью, лирич. одухотвор„нностью и драматизмом, с наибольшей силой сказался в таких произв. П., как балет "Ромео и Джульетта" и кантата "Александр Невский" (1938, создана на основе музыки П. к одноим. фильму). Балет "Ромео и Джульетта", отмеченный шекспировской мощью образов и ярким реализмом музыки, явился крупным достижением сов. и мирового балетного иск-ва; кантата "Александр Невский" по-новому раскрыла в музыке тему патриотизма рус. народа. Рус. нац. начало е большой силой и своеобразием воплощено также и в др. произв. П., поев. героич. прошлому России (опера "Война и мир", музыка к фильму "Иван Грозный"), темам сов. современности (опера "Повесть о настоящем человеке", кантата "Здравица", 1939), образам нар. сказки (балеты "Золушка", "Сказ о каменном цветке"). П.- художник-новатор ярко индивидуального склада. Интерес к живой натуре, эпич. жанрам, умение скупыми штрихами воплощать человеч. характеры сближают П. с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым. К сильным сторонам творчества П. относятся живописная конкретность и меткость муз. образов - эпически величавых, лирически мягких или заостр„нно сатирических. Музыке П. свойственны богатство и выразительность мелодий, то мечтательных, то суровых или характерно скер-цозных, стремит, энергия ритмов, нередко маршевых или танцевальных, свежесть и изобретательность модуляц. при„мов, мастерство и блеск инструментовки. П. обогатил нац. стиль совр. рус. музыки новыми оригинальными гармониями, активными волевыми ритмами. В своих лучших вок. произв. П. метко воспроизводил речевые интонации, продолжив в этой области опыт рус. классиков Даргомыжского и Мусоргского. Наиболее значит, оперы П., в первую очередь монументальная историч. эпопея "Война и мир", отмечены правдивостью характеристик, обаянием лирич. эпизодов, богатством и живостью речитативов, динамичностью действия. Творчество П. оказало заметное влияние на советских, а также зарубежных композиторов. Его оперы и балеты с успехом идут на мн. сценах СССР и зарубежных стран. Гос. пр. СССР (1943, в янв. и июне 1946, в 1947, 1951). Ленинская пр. (поем., 1957). Лит.: С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания, М., 1956; Глебов И. [Асафьев Б. В.], Сергей Прокофьев. Очерк, Л., 1927; Нестьев И., Прокофьев, М., 1957; Сабинина М., Сергей Прокофьев, [М., 1957J; L i fa r S., La musique par la dance de Luily a Prokofiev, P., 1955. Из. Я. "ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕАТР" - см. "Политический театр". ПРОЛЕТКУЛЬТ - сокращ„нное наименование пролетарской культурно-просветительной организации, созданной в Петрограде в сент. 1917. Возникнув в пору, когда у власти стояло бур/к, правительство, П. закономерно противопоставлял себя органам последнего, подч„ркивая свою независимость. Однако и после Октябрьской революции руководство П. под влиянием идеалистич. теорий А. А. Богданова пыталось отстаивать "независимость" П. по отношению к пролетарскому гос-ву и его органу Нарком-просу, при к-ром П. продолжал свою деятельность как обществ, организация пролетарской самодеятельности в области художеств. культуры (П. возникли во мн. городах; в 1920 они объединяли ок. 80 тыс. чел.). Противопоставление П. как "чисто пролетарской" организации Наркомпросу вытекало из ошибочных положений пропагандировавшейся Богдановым "организационной науки" - т. н. тектологии. В основу создания пролетарской культуры, согласно идеям Богданова и шедших за ним др. руководителей П. П. И. Лебедев-Полянский- 1-й председатель П., В. ф. Плетн„в, Ф. Калинин и др.), должен был быть положен "процесс организации коллективного опыта", накапливаемого прежде всего при участии в Страницы: «« « 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |