Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836  1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846  » »»

-мелодии. Таковы нек-рые страницы "Скифской сюиты"  для  симф.  оркестра
(1915), созданной на основе музыки балета "Ала  и  Лоллий"  (соч.  1914,
пост. В. Ни-жинским, 1927, т-р  "Колон",  Буэнос-Айрес),  "скоморошьего"
балета "Сказка про шута,  семерых  шутов  перешутившего"  (1921,  труппа
"Рус. балет С. Дягилева", т-р "Гете лирик", Париж). В  лирико-драма-тич.
опере "Игрок" по о. п. Ф. М. Достоевского (соч.  1916,  2-я  ред.  1927,
пост. 1929, т-р "Де ла Мон-не",  Брюссель;  1964,  Дом  Союзов,  Москва,
концертное  исполнение)  П.  стремился  развить  декламационные  оперные
традиции Даргомыжского и Мусоргского.
   В 1918-32 П. жил за рубежом, сначала в США, а с 1921  во  Франции.  В
начале этого периода П. создал остроумную оперу-сказку  "Любовь  к  тр„м
апельсинам" по К. Гоцци (1921, Чикаго; 1926, ГАТОБ), задуманную вместе с
В. Э. Мейерхольдом. Условно-иронич. драматургия оперы пародирует  штампы
нату-ралистич. и  псевдоромантич.  т-ра.  Значит,  интерес  представляет
опера "Огненный ангел" по одноим.  роману  В.  Я.  Брюсова  (соч.  1927,
концертное исполнение 1928, Париж; пост.  1955,  фестиваль  в  Венеции),
воскрешающая образ Германии  16  в.  в  экспрессивной,  остро  драматич.
манере. В Париже были пост. новые  балеты  П.  "Стальной  скок"  (1927),
"Блудный сын" (1929, оба пост. труппой "Рус.  балет  С.  Дягилева",  Т-р
Сары Бернар,  Париж)  и  "На  Днепре"  (1932,  "Гранд-Опера",  пост.  С.
Лифаря).
   В 20-30 гг. П. выступал как пианист с авторскими  концертами  во  мн.
странах мира, в т. ч. в СССР (с 1927). В 1932 П. возвратился на  родину.
Тесная связь с новой, сов. действительностью, постоянное  сотрудничество
с мастерами сов. лит-ры,  т-ра  и  кино  обогатили  творч.  деятельность
композитора значит, идеями, благородными этич. замыслами. П. занял  одно
из  поч„тных  мест  в  ряду  активных  строителей  сов.  муз.  культуры.
Композитор с  особым  увлечением  работал  в  области  оперы  и  балета,
применял оригинальные муз.-сценич.  при„мы  динамизации  оперной  формы,
обогащал е„ новейшими достижениями симфонизма  и  вок.  декламации.  Для
сов. т-ра П. написал оперы: "Сем„н Котко" по повести В.  П.  Катаева  "Я
сын трудового народа" (1940, Оперный т-р  им.  Станиславского,  Москва),
"Обручение в монастыре" по комедии "Дуэнья" Шеридана (1946, Т-р оперы  и
балета им. Кирова), "Война и мир"  по  роману  Л.  Толстого  (концертное
исполнение, Ансамбль сов. оперы ВТО, 1944, 2-я ред. оперы, там же, 1953;
пост. 1-я часть 1946, Ленингр. Малый оперный т-р; полностью пост.  1959,
Большой т-р), "Повесть о настоящем человеке" по о. п. Б. Полевого (1948,
Т-р оперы и балета им. Кирова); балеты:
   "Ромео и Джульетта" по Шекспиру (1938, Брно; 1940, Т-р оперы и балета
им. Кирова), "Золушка" (1945, Большой т-р), "Сказ о каменном цветке"  по
мотивам уральских сказов П. П. Бажова (1954, там же). П.  написал  также
оратории ("На страже мира", "Иван Грозный"), музыку  к  фильмам,  симф.,
вок. и камерно-инструмент. произв. Нек-рые инструмент, произв.  П.  были
положены в основу балетных инсценировок (сюита к фильму "Поручик  Киже",
симф. сказка "Петя и Волк", "Классич. симфония").
   Поворот  к  подлинно   реалистич.   иск-ву,   проникнутому   глубокой
человечностью, лирич.  одухотвор„нностью  и  драматизмом,  с  наибольшей
силой сказался в таких произв. П.,  как  балет  "Ромео  и  Джульетта"  и
кантата "Александр Невский" (1938, создана на основе музыки П. к одноим.
фильму). Балет  "Ромео  и  Джульетта",  отмеченный  шекспировской  мощью
образов и ярким реализмом музыки,  явился  крупным  достижением  сов.  и
мирового  балетного  иск-ва;  кантата  "Александр   Невский"   по-новому
раскрыла в музыке тему патриотизма  рус.  народа.  Рус.  нац.  начало  е
большой силой и своеобразием воплощено также и в др. произв.  П.,  поев.
героич. прошлому России (опера "Война и  мир",  музыка  к  фильму  "Иван
Грозный"),  темам  сов.  современности  (опера  "Повесть   о   настоящем
человеке",  кантата  "Здравица",  1939),  образам  нар.  сказки  (балеты
"Золушка", "Сказ о каменном цветке").
   П.- художник-новатор ярко индивидуального  склада.  Интерес  к  живой
натуре,  эпич.  жанрам,  умение  скупыми  штрихами  воплощать   человеч.
характеры сближают П. с  М.  П.  Мусоргским,  А.  П.  Бородиным,  Н.  А.
Римским-Корсаковым.  К  сильным   сторонам   творчества   П.   относятся
живописная конкретность и меткость муз. образов  -  эпически  величавых,
лирически мягких или  заостр„нно  сатирических.  Музыке  П.  свойственны
богатство и выразительность мелодий, то  мечтательных,  то  суровых  или
характерно скер-цозных, стремит, энергия ритмов,  нередко  маршевых  или
танцевальных, свежесть и изобретательность модуляц. при„мов,  мастерство
и блеск инструментовки. П. обогатил нац. стиль совр. рус. музыки  новыми
оригинальными гармониями, активными волевыми  ритмами.  В  своих  лучших
вок. произв. П. метко воспроизводил речевые интонации, продолжив в  этой
области  опыт  рус.  классиков  Даргомыжского  и  Мусоргского.  Наиболее
значит, оперы П., в первую очередь монументальная историч. эпопея "Война
и мир", отмечены правдивостью характеристик, обаянием  лирич.  эпизодов,
богатством и живостью речитативов, динамичностью действия.
   Творчество  П.  оказало  заметное  влияние  на  советских,  а   также
зарубежных композиторов. Его оперы и балеты с успехом идут на мн. сценах
СССР и зарубежных стран. Гос. пр. СССР (1943, в  янв.  и  июне  1946,  в
1947, 1951). Ленинская пр. (поем., 1957).
   Лит.: С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания, М.,  1956;
Глебов И. [Асафьев Б. В.], Сергей Прокофьев. Очерк,  Л.,  1927;  Нестьев
И., Прокофьев, М., 1957; Сабинина М., Сергей Прокофьев, [М., 1957J; L  i
fa r S., La musique par la dance de Luily a Prokofiev, P., 1955. Из. Я.
   "ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕАТР" - см. "Политический театр".
   ПРОЛЕТКУЛЬТ     -     сокращ„нное      наименование      пролетарской
культурно-просветительной организации, созданной в  Петрограде  в  сент.
1917. Возникнув в пору, когда у власти стояло бур/к,  правительство,  П.
закономерно противопоставлял себя органам последнего,  подч„ркивая  свою
независимость. Однако и после Октябрьской революции руководство  П.  под
влиянием  идеалистич.  теорий  А.  А.  Богданова   пыталось   отстаивать
"независимость" П. по отношению к  пролетарскому  гос-ву  и  его  органу
Нарком-просу, при к-ром П.  продолжал  свою  деятельность  как  обществ,
организация пролетарской самодеятельности в области художеств.  культуры
(П. возникли во мн. городах; в 1920 они объединяли ок.  80  тыс.  чел.).
Противопоставление П. как "чисто пролетарской"  организации  Наркомпросу
вытекало  из   ошибочных   положений   пропагандировавшейся   Богдановым
"организационной  науки"  -  т.  н.  тектологии.   В   основу   создания
пролетарской культуры, согласно идеям Богданова  и  шедших  за  ним  др.
руководителей П. П. И. Лебедев-Полянский- 1-й  председатель  П.,  В.  ф.
Плетн„в, Ф. Калинин и др.), должен был быть положен "процесс организации
коллективного  опыта",  накапливаемого  прежде  всего  при   участии   в

Страницы: «« « 1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836  1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия