Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839  1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849  » »»

арх. С. Серлио, описав в сво„м трактате об архитектуре (1545)  три  вида
сцены, сделал первый шаг к созданию ренессансной сцены-коробки и впервые
разделил сцену на планы. В Англии 16-17  вв.  развивался  иной  тип  П.,
отдел„нного от сцены не портальной аркой,  а  раздвижным  занавесом  или
просто-колоннами,  поддерживающими  навес  над   задней   сценой.   Этот
просторный, глубоко вдающийся в зрительный зал П. переш„л  в  англ.  т-р
конца 17 и 18 вв. ("Дру-ри-Лейн" в Лондоне, 1663).  Постоянные  наружные
П. имеются  в  Ленингр.  т-ре  юных  зрителей  (1921),  в  Шекспировском
Мемориальном т-ре в Стратфорде-он-Эйвон (Англия, 1932) и др.
   Лит.: Извеков Н. П., Сцена, т. 1, М., 1935;
   Мокульский С. С., История западноевропейского  театра,  т.  1-2,  М.,
1936-39; Бархин Г. Б., Архитектура театра, М., 1947.
   ПРОТАГОНИСТ (греч. тсротагмклс)  -  в  др.-греч.  т-ре  1-й  из  тр„х
акт„ров-участников драмы. П. исполнял лучшие, наиболее  трудные  роли  и
выполнял функции режисс„ра.  Первоначально  выбор  акт„ров  производился
самим  драматургом.  В  449  до  н.  э.  назначение  П.  было   поручено
архонту-эпопи-му-руководителю  Дионисийских  торжеств  (см.   Дионисии).
Выбранные им П.  по  жребию  распределялись  между  тремя  драматургами.
Каждый  П.  сам  подбирал  себе  2-го  (девтерагонист)  и  3-го   акт„ра
(три-тагонист). С 443 П., занятые в трагедиях, могли принимать участие в
конкурсах; возможно,  что  первое  состязание  комедиографов  и  акт„ров
произошло впервые на Ленеях в 442. Имя П. вносилось в список жобедителей
вместе с  именами  поэтов  и  хорегов.  Лит.:  Варнеке  Б.  В.,  История
античного театра, М.- Л., 1940; Колобова К. М., Древний  город  Афины  и
его памятники, Л., 1961. Над. М.
   ПРОТОДЬЯКОНОВ (псевдоним - Кулантай), Василий  Андреевич  [р.  1(14).
XI. 1912] - якутский сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп.
Верх. Советов СССР 2-3-го созывов и ЯАССР 2-3-го созывов.  В  1941-47  -
министр финансов ЯАССР, в 1947-49 - пред. Президиума Верх. Совета ЯАССР.
В 1949-53 - пред. Совета Министров  ЯАССР.  Лит.  деятельность  начал  в
1932. Написал пьесы: "В  золотой  тайге"  (1940)  о  геологах-патриотах,
открывающих золото  в  якутской  тайге,  "Партизан  Морозов"  (1942)  об
Отечеств,  войне,  "Манчары"  (1945)   -   трагедия,   поев.   якутскому
легендарному герою,  "Золотое  зерно"  (1947)  о  новаторах  сел.  х-ва,
"Молодые сердца" (1955) о сел. молод„жи, "На ледяных  просторах"  (1947,
совм. с Д. Сивцевым) об охотниках Заполярья, "Первые подснежники" (1960)
о градостроителях Севера, "Кто твой друг?" (1963)  о  воспитании  детей,
либретто для оперы "Манчары" (1963), одноактные пьесы и др. Все пьесы П.
пост. якутскими т-рами. П.  написал  ряд  литературно-критич.  статей  о
якутских драматургах, в т. ч. о Н. Мординове,  Д.  Сивцеве,  о  реж.  С.
Григорьеве и др.
   Соч.: Кулантай, Партизан Морозов, Якутск, 1943;
   В золотой тайге, Якутск, 1947 (обе на якут. яз.); Золотое зерно, пер.
с якут., Якутск, 1957; Манчары.  На  ледяных  просторах,  в  кн.:  Пьесы
якутских драматургов, М., 1957. М. Лифш.
   ПРОТОДЬЯКОНОВ, Иван Константинович (р. 1.Х.1922) - удм.  сов.  акт„р.
Нар. арт. Удм. АССР (1964). В  1951  окончил  Ленингр.  театр.  ин-т  по
классу проф. Л. Ф.  Макарьева.  С  1951  -  акт„р  удм.  т-ра  (Ижевск).
Дебютировал  в  ролях  Мики  ("Волнуется  синее  море"  Садовникова)   и
Перчихина ("Мещане"). Выступает в муз.  комедиях.  П.  принадлежит  муз.
оформление ряда спектаклей.
   Роли: Горей,  Макар  ("На  крутом  берегу",  "Свадьба"  Садовникова),
Санчо, Генрих ("Если нет любви...", "Волчья тропа" Широбокова),  Бабанов
("Азин" Гав-рилова), Эдик ("Не забывайте  этого"  Перевощико-ва),  Лыков
("Настя  Колосова"  Овечкина),  Антон  {"Любушка"  Корепанова-Камского),
Джонни ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Вели ("Аршин мал алан"  Гаджибекова)
и др. А. Ив.
   ПРОТОПОПОВ, Владимир Васильевич [р. 30. VI (13. VII).  1908]  -  рус.
сов. музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1960). В 1937  окончил
истори-ко-теоретич. ф-т Моск.  консерватории.  Автор  книг  л  статей  о
кдассич. и сов. музыке.  Редактор  лит.  соч.  А.  П.  Бородина,  В.  Ф.
Одоевского, В. В. Стасова, С. И. Танеева, Н. А.  Римского-Корсакова,  П.
И. Чайковского, муз. соч. М. И. Глинки ("Иван Сусанин").  С  1938  вед„т
педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1961 - профессор).
   Соч.: Вариации в русской классический опере, М., 1957;
   Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М , 1955  (совм.  с  Т.  Ливановой);
Оперное  творчество  Чайковского,  М.,  1957  (совм.  с  Н.  Туманиной);
Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, в сб.: Советская
музыка, ј 3, М.-Л., 1945, с. 87-104; Творческий путь С.  И.  Танеева,  в
сб.:
   Памяти Сергея Ивановича Танеева, М.- Л.,  1947,  с.  60-  101;  "Иван
Сусанин" Глинки, М., 1961; Статьи в журн. "Советская  музыка"Музыкальный
язык "Золотого петушка", 1938, ј 6; Образ Бориса  в  опере  Мусоргского,
1939, .ј 4; "Декабристы" Ю. Шапорина, 1950, " 11. В. Кис
   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ - см. Рабис.
   ПРОФКЛУБНАЯ МАСТЕРСКАЯ (Государственная  драматическая  показательная
профессиональн о-к л у  б  н  а  я  мастерская)  -  театр.  организация.
Работала в 1927-30 в Москве под рук. Наркомпроса и ВЦСПС. Худ. рук. - Н.
О. Волконский. Цели II. м.: помощь клубным драм. кружкам в освоении  ими
проф.  театр.  культуры,  поиски  наиболее  эффективных  путей  создания
клубного спектакля. 11. м. составляла т. н. "иллюстрированные лекции" по
осн.  вопросам  театр.  иск-ва,  программы  по  повышению   квалификации
руководителей кружков, давала устные  и  письменные  консультации  драм.
кружкам и др. При П. м. был т-р (Гос.  драм.  показательный  профклубный
т-р), показывавший спектакли на клубных сценах  Москвы  и  др.  городов.
Пост. агитзрелище "Всем... Всем!" (1927, в осн. по повести Дж. Рида  "10
дней, которые потрясли мир", авторы инсц. Волконский и В. Северов,  реж.
Волконский). В спектакле "На всякого мудреца довольно  простоты"  (1928,
реж.  Волконский)  т-р  пытался   трактовать   пьесу   Островского   как
условно-гротесковую комедию. Просуществовав неполных 2 года, П.  м.,  не
справлявшаяся с поставленными перед ней задачами, была закрыта.
   Лит.: "Материалы для клубной сцены", М., 1929, ј 1, с. 44. А. Шн.
   ПРОЦ‚НКО, Александр Иванович [р. 11(23).X. 1909] - рус.  сов.  артист
балета, балетмейстер. Нар. арт.  Каб.-Балк.АССР  (1964).  Засл.  деятель
иск-в Тадж. ССР (с 1945). Чл. Коммунистич. партии с  1945.  В  1930,  по
окончании Моск.  хореографич.  уч-ща  (класс  Е.  И.  Долинской,  С.  В.
Чудинова и П. И. Тарасова), был принят в балетную труппу Большого  т-ра.
С  1939  занимается  балетмейстерской  деятельностью.  В  1939-51-   гл.
балетмейстер Тадж. т-ра оперы и балета (од-новрем. выступал  как  артист
балета).

Страницы: «« « 1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839  1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия