Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 » »» арх. С. Серлио, описав в сво„м трактате об архитектуре (1545) три вида сцены, сделал первый шаг к созданию ренессансной сцены-коробки и впервые разделил сцену на планы. В Англии 16-17 вв. развивался иной тип П., отдел„нного от сцены не портальной аркой, а раздвижным занавесом или просто-колоннами, поддерживающими навес над задней сценой. Этот просторный, глубоко вдающийся в зрительный зал П. переш„л в англ. т-р конца 17 и 18 вв. ("Дру-ри-Лейн" в Лондоне, 1663). Постоянные наружные П. имеются в Ленингр. т-ре юных зрителей (1921), в Шекспировском Мемориальном т-ре в Стратфорде-он-Эйвон (Англия, 1932) и др. Лит.: Извеков Н. П., Сцена, т. 1, М., 1935; Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 1-2, М., 1936-39; Бархин Г. Б., Архитектура театра, М., 1947. ПРОТАГОНИСТ (греч. тсротагмклс) - в др.-греч. т-ре 1-й из тр„х акт„ров-участников драмы. П. исполнял лучшие, наиболее трудные роли и выполнял функции режисс„ра. Первоначально выбор акт„ров производился самим драматургом. В 449 до н. э. назначение П. было поручено архонту-эпопи-му-руководителю Дионисийских торжеств (см. Дионисии). Выбранные им П. по жребию распределялись между тремя драматургами. Каждый П. сам подбирал себе 2-го (девтерагонист) и 3-го акт„ра (три-тагонист). С 443 П., занятые в трагедиях, могли принимать участие в конкурсах; возможно, что первое состязание комедиографов и акт„ров произошло впервые на Ленеях в 442. Имя П. вносилось в список жобедителей вместе с именами поэтов и хорегов. Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.- Л., 1940; Колобова К. М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961. Над. М. ПРОТОДЬЯКОНОВ (псевдоним - Кулантай), Василий Андреевич [р. 1(14). XI. 1912] - якутский сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп. Верх. Советов СССР 2-3-го созывов и ЯАССР 2-3-го созывов. В 1941-47 - министр финансов ЯАССР, в 1947-49 - пред. Президиума Верх. Совета ЯАССР. В 1949-53 - пред. Совета Министров ЯАССР. Лит. деятельность начал в 1932. Написал пьесы: "В золотой тайге" (1940) о геологах-патриотах, открывающих золото в якутской тайге, "Партизан Морозов" (1942) об Отечеств, войне, "Манчары" (1945) - трагедия, поев. якутскому легендарному герою, "Золотое зерно" (1947) о новаторах сел. х-ва, "Молодые сердца" (1955) о сел. молод„жи, "На ледяных просторах" (1947, совм. с Д. Сивцевым) об охотниках Заполярья, "Первые подснежники" (1960) о градостроителях Севера, "Кто твой друг?" (1963) о воспитании детей, либретто для оперы "Манчары" (1963), одноактные пьесы и др. Все пьесы П. пост. якутскими т-рами. П. написал ряд литературно-критич. статей о якутских драматургах, в т. ч. о Н. Мординове, Д. Сивцеве, о реж. С. Григорьеве и др. Соч.: Кулантай, Партизан Морозов, Якутск, 1943; В золотой тайге, Якутск, 1947 (обе на якут. яз.); Золотое зерно, пер. с якут., Якутск, 1957; Манчары. На ледяных просторах, в кн.: Пьесы якутских драматургов, М., 1957. М. Лифш. ПРОТОДЬЯКОНОВ, Иван Константинович (р. 1.Х.1922) - удм. сов. акт„р. Нар. арт. Удм. АССР (1964). В 1951 окончил Ленингр. театр. ин-т по классу проф. Л. Ф. Макарьева. С 1951 - акт„р удм. т-ра (Ижевск). Дебютировал в ролях Мики ("Волнуется синее море" Садовникова) и Перчихина ("Мещане"). Выступает в муз. комедиях. П. принадлежит муз. оформление ряда спектаклей. Роли: Горей, Макар ("На крутом берегу", "Свадьба" Садовникова), Санчо, Генрих ("Если нет любви...", "Волчья тропа" Широбокова), Бабанов ("Азин" Гав-рилова), Эдик ("Не забывайте этого" Перевощико-ва), Лыков ("Настя Колосова" Овечкина), Антон {"Любушка" Корепанова-Камского), Джонни ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Вели ("Аршин мал алан" Гаджибекова) и др. А. Ив. ПРОТОПОПОВ, Владимир Васильевич [р. 30. VI (13. VII). 1908] - рус. сов. музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1960). В 1937 окончил истори-ко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. Автор книг л статей о кдассич. и сов. музыке. Редактор лит. соч. А. П. Бородина, В. Ф. Одоевского, В. В. Стасова, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, муз. соч. М. И. Глинки ("Иван Сусанин"). С 1938 вед„т педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1961 - профессор). Соч.: Вариации в русской классический опере, М., 1957; Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М , 1955 (совм. с Т. Ливановой); Оперное творчество Чайковского, М., 1957 (совм. с Н. Туманиной); Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, в сб.: Советская музыка, ј 3, М.-Л., 1945, с. 87-104; Творческий путь С. И. Танеева, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева, М.- Л., 1947, с. 60- 101; "Иван Сусанин" Глинки, М., 1961; Статьи в журн. "Советская музыка"Музыкальный язык "Золотого петушка", 1938, ј 6; Образ Бориса в опере Мусоргского, 1939, .ј 4; "Декабристы" Ю. Шапорина, 1950, " 11. В. Кис ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ - см. Рабис. ПРОФКЛУБНАЯ МАСТЕРСКАЯ (Государственная драматическая показательная профессиональн о-к л у б н а я мастерская) - театр. организация. Работала в 1927-30 в Москве под рук. Наркомпроса и ВЦСПС. Худ. рук. - Н. О. Волконский. Цели II. м.: помощь клубным драм. кружкам в освоении ими проф. театр. культуры, поиски наиболее эффективных путей создания клубного спектакля. 11. м. составляла т. н. "иллюстрированные лекции" по осн. вопросам театр. иск-ва, программы по повышению квалификации руководителей кружков, давала устные и письменные консультации драм. кружкам и др. При П. м. был т-р (Гос. драм. показательный профклубный т-р), показывавший спектакли на клубных сценах Москвы и др. городов. Пост. агитзрелище "Всем... Всем!" (1927, в осн. по повести Дж. Рида "10 дней, которые потрясли мир", авторы инсц. Волконский и В. Северов, реж. Волконский). В спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" (1928, реж. Волконский) т-р пытался трактовать пьесу Островского как условно-гротесковую комедию. Просуществовав неполных 2 года, П. м., не справлявшаяся с поставленными перед ней задачами, была закрыта. Лит.: "Материалы для клубной сцены", М., 1929, ј 1, с. 44. А. Шн. ПРОЦ‚НКО, Александр Иванович [р. 11(23).X. 1909] - рус. сов. артист балета, балетмейстер. Нар. арт. Каб.-Балк.АССР (1964). Засл. деятель иск-в Тадж. ССР (с 1945). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1930, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (класс Е. И. Долинской, С. В. Чудинова и П. И. Тарасова), был принят в балетную труппу Большого т-ра. С 1939 занимается балетмейстерской деятельностью. В 1939-51- гл. балетмейстер Тадж. т-ра оперы и балета (од-новрем. выступал как артист балета). Страницы: «« « 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |