Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835  1836   1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845  » »»

1880-16. VI. 1954]- рус. сов. режисс„р и акт„р. Нар. арт. РСФСР  (1949).
Проф. деятельность начал в 1899 в товариществе драм. акт„ров под рук. М.
Н. Строителева. С  1905  работал  в  т-рах  Каменец-Подольска,  Винницы,
Пензы, Саратова, Костромы, Вологды, Киева, Одессы и др. С 1908 занимался
режиссурой. После Октябрьской революции был  гл.  реж.  т-ра  Солдатской
секции  Моссовета  ("Аквариум",  1917),  худ.  рук.   и   акт„ром   т-ра
Рогож-ско-Симоновского  района  Москвы  (1918),  акт„ром  Т-ра  б.  Корш
(1919), Т-ра Революц.  сатиры  (1921),  Т-ра  им.  МГСПС  и  Моск.  т-ра
Революции (1922), с 1923 - реж. Малого т-ра.
   Роли: Любим Торцов; Подхалюзин ("Свои  люди  -  сочт„мся"),  Протасов
("Живой труп"), Городничий, Франц Моор;
   Брадобрей ("Королевский брадобрей" Луначарского) и др.
   Пост.  в  Малом  т-ре  спектакли:  "Уриэль  Акоста"  Гуцкова  (1924),
"Женитьба Белугина" Островского и  Соловь„ва,  "Анна  Кристи"  О"Женитьба  Бальзаминова"  Островского  (все   в   1925),   "Лево   руля"
Билль-Белоцерковского, "Смерть Петра I" Шаповаленко (оба в 1926);  "1917
год" Суханова и Платона (1927), "Огненный мост" Ромашова (1929),  "Ясный
лог" Трен„ва (1931), "Бойцы" Ромашова (1934, совм.  с  Хохловым),  "Лес"
(1937), "На белом свете" Нилина (1947, совм. с Цыгановым),  "Снегурочка"
(1954).
   В сво„м акт„рском и реж. творчестве П. следовал реалистич.  традициям
рус. т-ра. Создал  один  из  выдающихся  спектаклей  сов.  т-ра  "Любовь
Яровая" (1926, совм. с И. С. Платоном). П.- автор пьес  "Сигнал"  (1928,
Малый т-р, совм. с С. Поливановым) и др.
   Соч.: Режиссерский комментарий [к "Горе от ума"], в кн.  :  Грибоедов
А. С., Горе от ума, М.-Л., 1937;
   [О работе над спектаклем "Любовь Яровая" в Малом т-ре], в кн.: Тренев
К., Любовь Яровая, М.-Л., 1937; Из прошлых лет. Театральные мемуары, М.,
1958.
   Лит.: Никольский Б., Л. М. Прозоровский (1880-1954), в сб.- Ежегодник
Малого театра, 1953-1954, M., 1956. В. Мае.
   ПРОКЛЕМЕР (Proclemer), Анна (р. 30. V. 1923) - птал. актриса. В  1942
дебютировала в "Театре делле арти" под рук. А. Дж. Брагальи. Работала  в
разл. т-рах, в т. ч. в "Пикколо-театро" (Милан), в труппе В.  Гасмана  и
Л. Скуарпины (Рим). Роли: Мирра (о. п.  Альфьери),  Виола  ("Двенадцатая
ночь"), Нина Заречная ("Чайка"), Офелия; Иокаста ("Эдип-царь" Софокла) и
др.  С  1954  возглавляет  вместе  с  акт„ром  Дж.  Альбертацци   театр.
коллектив; играет роли Гертруды ("Гамлет"), Антигоны ("Антигона Ло Кашо"
Гатти-Феррини) и др.  Одна  из  ведущих  актрис  итал.  т-ра,  П.  ч„тко
разрабатывает внешний рисунок роли, находит виртуозные  сценич.  детали.
Я. Каг.
   ПРОКОПОВИЧ, Феофан - см. Феофан Проко-пович.
   ПРОКОФЬЕВ, Владимир Николаевич [р. 2(15).  VII.  1910]  -  рус.  сов.
театровед. Чл. Коммунистич. партии  с  1932.  Кандидат  искусствоведения
(1945). В 1933 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа.  Работал  в  Комитете  по
делам иск-в, в Оперно-драматич. студии им. Станиславского. С 1950 - рук.
научно-ис-следоват.  комиссии  по  изучению  и  изданию  наследия   K.C.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Автор ряда статей  и  книг,
поев. К. С. Станиславскому. Редактор, составитель и  комментатор  трудов
К. С. Станиславского.
   Соч.: Эстетическое наследство Станиславского, "Октябрь", 1940,  ј  3;
Историк о-бытовая линия в Александрийском театре, в кн.: Ежегодник МХАТ.
1945, т. 1, М., 1948;
   Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946, ј 11:
   К. С. Станиславский о творческом процессе акт„ра, там же, 1948, ј  1,
3, 10; Проблема сценического образа в системе  Станиславского,  там  же,
1950, ј 12, 1951, ј 1; Борьба Станиславского за идейность  и  реализм  в
театральном искусстве, в сб.: Станиславский К. С., Статьи, речи. беседы,
письма, М., 1953; О последних творческих  исканиях  Станиславского,  М.,
1954;  О  режиссерской  работе  М.  Н.  Кедрова  над  спектаклем  "Плоды
просвещения" Л. Н. Толстого, в кн.:  "Ежегодник  МХАТ".  1951-1952,  М.,
1956; К спорам о "системе Станиславского" (совм. с Г. Кристи),  "Театр",
1958, ј 8; Станиславский и проблемы современного театрального метода,  в
сб.: Творческий метод, М.. 1960; В спорах о Станиславском, М., 1962.
   ПРОКОФЬЕВ, Всеволод Александрович [31. III (12. IV). 1898 - 17.  III.
1942] - рус. сов. музыковед, историк музыки. В 1923 окончил ф-т  истории
музыки Петрогр. ин-та истории иск-в. С 1922 в„л науч. работу,  занимался
исследованием истории рус. оперы конца 18-1-й пол.  19  вв.,  творчества
композиторов этого периода (А.  Н.  Титова,  М.  А.  Матинского,  О.  А.
Козловского, В. А. Пашкевича и др.). Работал над составлением партитур и
фп. переложениями старинных опер и муз. водевилей. Умер в Ленинграде  во
время блокады.
   Соч.: Из истории русского просвещенного музыкального дилетантизма. "К
материалам о семье Титовых". Алексей  Николаевич  Титов  (1769-1827),  в
сб.: "De Musica. Временник отдела истории и теории музыки",  1927,  вып.
3. с. 97-116; Михаил Матинский и его опера "Санктпетер-бургский Гостиный
Двор", в кн.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927, с.
58-69; Клавираусцуг увертюры и монолога. Orfeo  e  Euridica.  Melodrama.
Posto in musica da E. I. Fomi-ne, в кн.: История русской музыки в нотных
образцах, т. 1, Л.- М., 1940, с. 320-46.
   ПРОКОФЬЕВ,  Сергей  Сергеевич  [11(23).  IV.   1891.   с.   Сонцовка,
Екатеринославской губ., - 5. HI, 1953, Москва] - рус.  сов.  композитор,
пианист, ;ш риж„р. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома. Уже  в
раннем детстве обнаружил выдающееся муз. дарование.  С  5  лет  обучался
игре на фортепьяно под рук. матери, с 6 лет  начал  сочинять  музыку.  В
1902-03 брал уроки композиции у Р. М. Глиэра. В 1904 поступил в  Петерб.
консерваторию, к-рую окончил в 1909 по классу композиции  А.  К,  Лядова
(занимался также у Н. А. Римского-Корсакова  и  Я.  Витола),  в  1914-по
классам фортепьяно А. Н. Есиповой и дирижирования
   Н. Н. Черепнина. В 1908 начал выступать  как  пианист  с  исполнением
своих произв. в Петербурге, Москве, а позднее и за рубежом.
   Лучшие ранние произв.  П.  -  фп.,  симф.,  вок.-  отличаются  острой
характерностью    муз.    образов,     то     дерзко-насмешливых,     то
темпераментно-волевых. В  рус.  и  мировой  музыке  тех  лет  иск-во  П.
выделялось молодой энергией,  задором,  жизнерадостностью,  свежестью  и
обаянием. В то же время в нек-рых  его  соч.,  написанных  для  балетной
труппы  С.   П.   Дягилева,   отразились   устремления,   типичные   для
модернистского иск-ва предреволюц. лет.  П.  увлекался  экстравагантными
"варварскими" сюжетами, остро саркастич., гротескными  образами;  музыка
его была порой отмечена нарочитой  гармонич.  ж„сткостью,  изломанностью

Страницы: «« « 1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835  1836   1837   1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия