Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 » »» 1880-16. VI. 1954]- рус. сов. режисс„р и акт„р. Нар. арт. РСФСР (1949). Проф. деятельность начал в 1899 в товариществе драм. акт„ров под рук. М. Н. Строителева. С 1905 работал в т-рах Каменец-Подольска, Винницы, Пензы, Саратова, Костромы, Вологды, Киева, Одессы и др. С 1908 занимался режиссурой. После Октябрьской революции был гл. реж. т-ра Солдатской секции Моссовета ("Аквариум", 1917), худ. рук. и акт„ром т-ра Рогож-ско-Симоновского района Москвы (1918), акт„ром Т-ра б. Корш (1919), Т-ра Революц. сатиры (1921), Т-ра им. МГСПС и Моск. т-ра Революции (1922), с 1923 - реж. Малого т-ра. Роли: Любим Торцов; Подхалюзин ("Свои люди - сочт„мся"), Протасов ("Живой труп"), Городничий, Франц Моор; Брадобрей ("Королевский брадобрей" Луначарского) и др. Пост. в Малом т-ре спектакли: "Уриэль Акоста" Гуцкова (1924), "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, "Анна Кристи" О"Женитьба Бальзаминова" Островского (все в 1925), "Лево руля" Билль-Белоцерковского, "Смерть Петра I" Шаповаленко (оба в 1926); "1917 год" Суханова и Платона (1927), "Огненный мост" Ромашова (1929), "Ясный лог" Трен„ва (1931), "Бойцы" Ромашова (1934, совм. с Хохловым), "Лес" (1937), "На белом свете" Нилина (1947, совм. с Цыгановым), "Снегурочка" (1954). В сво„м акт„рском и реж. творчестве П. следовал реалистич. традициям рус. т-ра. Создал один из выдающихся спектаклей сов. т-ра "Любовь Яровая" (1926, совм. с И. С. Платоном). П.- автор пьес "Сигнал" (1928, Малый т-р, совм. с С. Поливановым) и др. Соч.: Режиссерский комментарий [к "Горе от ума"], в кн. : Грибоедов А. С., Горе от ума, М.-Л., 1937; [О работе над спектаклем "Любовь Яровая" в Малом т-ре], в кн.: Тренев К., Любовь Яровая, М.-Л., 1937; Из прошлых лет. Театральные мемуары, М., 1958. Лит.: Никольский Б., Л. М. Прозоровский (1880-1954), в сб.- Ежегодник Малого театра, 1953-1954, M., 1956. В. Мае. ПРОКЛЕМЕР (Proclemer), Анна (р. 30. V. 1923) - птал. актриса. В 1942 дебютировала в "Театре делле арти" под рук. А. Дж. Брагальи. Работала в разл. т-рах, в т. ч. в "Пикколо-театро" (Милан), в труппе В. Гасмана и Л. Скуарпины (Рим). Роли: Мирра (о. п. Альфьери), Виола ("Двенадцатая ночь"), Нина Заречная ("Чайка"), Офелия; Иокаста ("Эдип-царь" Софокла) и др. С 1954 возглавляет вместе с акт„ром Дж. Альбертацци театр. коллектив; играет роли Гертруды ("Гамлет"), Антигоны ("Антигона Ло Кашо" Гатти-Феррини) и др. Одна из ведущих актрис итал. т-ра, П. ч„тко разрабатывает внешний рисунок роли, находит виртуозные сценич. детали. Я. Каг. ПРОКОПОВИЧ, Феофан - см. Феофан Проко-пович. ПРОКОФЬЕВ, Владимир Николаевич [р. 2(15). VII. 1910] - рус. сов. театровед. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Кандидат искусствоведения (1945). В 1933 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. Работал в Комитете по делам иск-в, в Оперно-драматич. студии им. Станиславского. С 1950 - рук. научно-ис-следоват. комиссии по изучению и изданию наследия K.C. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Автор ряда статей и книг, поев. К. С. Станиславскому. Редактор, составитель и комментатор трудов К. С. Станиславского. Соч.: Эстетическое наследство Станиславского, "Октябрь", 1940, ј 3; Историк о-бытовая линия в Александрийском театре, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1945, т. 1, М., 1948; Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946, ј 11: К. С. Станиславский о творческом процессе акт„ра, там же, 1948, ј 1, 3, 10; Проблема сценического образа в системе Станиславского, там же, 1950, ј 12, 1951, ј 1; Борьба Станиславского за идейность и реализм в театральном искусстве, в сб.: Станиславский К. С., Статьи, речи. беседы, письма, М., 1953; О последних творческих исканиях Станиславского, М., 1954; О режиссерской работе М. Н. Кедрова над спектаклем "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, в кн.: "Ежегодник МХАТ". 1951-1952, М., 1956; К спорам о "системе Станиславского" (совм. с Г. Кристи), "Театр", 1958, ј 8; Станиславский и проблемы современного театрального метода, в сб.: Творческий метод, М.. 1960; В спорах о Станиславском, М., 1962. ПРОКОФЬЕВ, Всеволод Александрович [31. III (12. IV). 1898 - 17. III. 1942] - рус. сов. музыковед, историк музыки. В 1923 окончил ф-т истории музыки Петрогр. ин-та истории иск-в. С 1922 в„л науч. работу, занимался исследованием истории рус. оперы конца 18-1-й пол. 19 вв., творчества композиторов этого периода (А. Н. Титова, М. А. Матинского, О. А. Козловского, В. А. Пашкевича и др.). Работал над составлением партитур и фп. переложениями старинных опер и муз. водевилей. Умер в Ленинграде во время блокады. Соч.: Из истории русского просвещенного музыкального дилетантизма. "К материалам о семье Титовых". Алексей Николаевич Титов (1769-1827), в сб.: "De Musica. Временник отдела истории и теории музыки", 1927, вып. 3. с. 97-116; Михаил Матинский и его опера "Санктпетер-бургский Гостиный Двор", в кн.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927, с. 58-69; Клавираусцуг увертюры и монолога. Orfeo e Euridica. Melodrama. Posto in musica da E. I. Fomi-ne, в кн.: История русской музыки в нотных образцах, т. 1, Л.- М., 1940, с. 320-46. ПРОКОФЬЕВ, Сергей Сергеевич [11(23). IV. 1891. с. Сонцовка, Екатеринославской губ., - 5. HI, 1953, Москва] - рус. сов. композитор, пианист, ;ш риж„р. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся муз. дарование. С 5 лет обучался игре на фортепьяно под рук. матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-03 брал уроки композиции у Р. М. Глиэра. В 1904 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1909 по классу композиции А. К, Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914-по классам фортепьяно А. Н. Есиповой и дирижирования Н. Н. Черепнина. В 1908 начал выступать как пианист с исполнением своих произв. в Петербурге, Москве, а позднее и за рубежом. Лучшие ранние произв. П. - фп., симф., вок.- отличаются острой характерностью муз. образов, то дерзко-насмешливых, то темпераментно-волевых. В рус. и мировой музыке тех лет иск-во П. выделялось молодой энергией, задором, жизнерадостностью, свежестью и обаянием. В то же время в нек-рых его соч., написанных для балетной труппы С. П. Дягилева, отразились устремления, типичные для модернистского иск-ва предреволюц. лет. П. увлекался экстравагантными "варварскими" сюжетами, остро саркастич., гротескными образами; музыка его была порой отмечена нарочитой гармонич. ж„сткостью, изломанностью Страницы: «« « 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |