Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1816   1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823   1824  1825   1826   1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834  » »»

мелодрамы, сюжетами  для  к-рых  служили  газетные  фельетоны,  судебная
хроника. Наиболее известны: "Злоба дня" (1874), "Мертвая петля"  (1875),
"Богатырь века" (1876), "Нищие духом" (1879) и др. Пьесы П. ставились  в
Малом,  Александрийском  т-рах,   в   провинции.   Насыщенные   внешними
эффектами, содержащие злободневные нам„ки, они  пользовались  успехом  у
зрителя. П. выступал с  театральными  рецензиями  в  "Санктпетербургских
ведомостях" (псевд. "Рцы - Слово Твердо").
   Соч.: "Нищие духом", СПБ, 1879; "Злоба  дня",  "Дело",.  1875,  ј  1;
"Мертвая петля", СПБ, 1876. Ю Д
   ПОТЕШЕР (Pottecher), Морис (1867-15.IV 1960) - франц. театр. деятель,
драматург. В 1891 выступил как поэт. В  1895  П.  основал  (на  средства
мецената) в селе Бюссан (Вогезы), где он родился первый во Франции  Нар.
т-р. Представления устраивались (3-4 раза в течение августа,  из  них  1
раз-бесплатно) в специально построенном помещении  (задняя  стена  сцены
могла раздвигаться по ходу действия, за ней  был  виден  естеств.  склон
холма, заменявший или дополнявший рисованные  декорации).  В  спектаклях
участвовали любители. В репертуар т-ра входили трагедии, драмы и комедии
П., написанные  на  историч.  сюжеты  и  на  основе  фантастич.  легенд:
"Дьявол-виноторговец",  "Страсти  Жанны  д'Арк",  "Серебряная   монета",
"Жестокая  королева",  "Свобода",  "Наследство",   "Мистерия   об   Иуде
Искариоте" и др., а  также  "Макбет"  и  "Венецианский  купец",  "Лекарь
поневоле";
   "Рыжик" Ренара, "Рождественская ночь" Морана и Пьерне. Т-ру оказывало
финансовую помощь Министерство изящных иск-в. Мировоззрение и художеств.
взгляды П. сформировались под влиянием Ж. Ж. Руссо и Л: Н. Толстого.  П.
был убежд„нным противником  городской  культуры,  считал,  что  создание
подлинно   нар.   т-ра   возможно   только   в    деревне.    Народнич.,
абстрактно-гуманистич.   позиции   П.,   ориентация   исключительно   на
крестьянскую  аудиторию  в   значительной   степени   ограничивали   его
просветит, деятельность.
   Р. Роллан поев. П. свою книгу "Народный театр". Соч.: Le  theatre  du
peuple, P., 1899; в рус. пер.-  Народный  театр  в  Бюссанге  (Франция),
"ЕИТ", 1913, вып. 3
   Лит.: Роллан Р., Собр. соч., т.  XII.  Народный  театр.  Л.,  [1932];
Гвоздев А. А., Западно-европейский театр... Л.-М., 1939. в. Г\
   ПОТЕШНАЯ ПАЛАТА - первое театр. помещение в России; построено в  1613
при царе Михаиле Ф„доровиче. При П. п. содержался штат "шутов" из  числа
рус. скоморохов. Здесь же давались представления ' иноземных (польских и
нем.) артистов, также входивших в  штат  П.  п.  После  издания  в  1648
царской грамоты, направленной  против  скоморохов,  деятельность  П.  п.
замерла. П. п. подготовила появление рус. придворного т-ра, созданного в
конце 17 в.
   Лит.: Забелин И.Е., Домашний быт русских царей в XVI и XVII  ст.,  т.
1, ч. 1, М., 1862, с. 297; его же, Домашний быт русских цариц в XVI-XVII
ст., М., 1869 с. 432-39. р
   ПОТОПЧИНА, Евгения Владимировна (р. 1882)-  рус.  артистка  оперетты.
Сценич. деятельность начала в 1908 в труппе С. Н. Новикова (петерб.  т-р
"Пассаж"). В 1913-20 играла со своей труппой в Никитском т-р(" в Москве,
называвшемся Т-р Потопчиной. Природная  музыкальность,  сильно  развитое
чувство ритма, темперамент, хореографич. одар„нность определили успех П.
в оперетте. В 1920 эмигрировала, держала т-р в Берлине, затем  переехала
в США.
   Роли: Стасси, Биби  ("Сильва",  "Матео"  Кальмана),  Бесси  ("Ярмарка
невест" Якоби), Дениза  ("Мадемуазель  Нитуш"  Эрве),  Дэзи  ("Принцесса
долларов" Фалля), Валентина, Илона ("Вес„лая вдова", "Цыганская  любовь"
Легара), Розетта ("Шалунья" Цирера) и др. Лит.: Янковский M.,  Советский
театр оперетты, ] Л.-М., 1962; Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1963;  P
а-дошанский Н., Записки акт„ра оперетты, Л.-М.,1964.
   ПОТОЦКАЯ, Мария Александровна (1861-1940)- рус. сов.  актриса.  Засл.
арт. Республики (1929). Училась в  Муз.-драм.  уч-щс  Моск.  филармонич.
об-ва. Играла в Т-ре Корша в Москве (1889-92).  В  1892  дебютировала  в
Александрийском т-ре (Параша - "Горячее сердце"), где работала до  1929.
Занимала здесь видное положение, выступая в том же амплуа, что и  М.  Г.
Савина, дублируя е„ во мн. ролях. П. одна из первых в рус. т-ре  сыграла
роль Норы (1899). Однако роли классич.  репертуара  мало  ей  удавались.
Значит, работой П. была лишь роль Купавы ("Снегурочка", 1900). Благодаря
присущим ей женскому обаянию, изяществу П. с большим успехом выступала в
пьесах  совр.  салонной  развлекательной  драматургии:  Люба  ("Общество
поощрения скуки" В. Крылова), Нина (о. п. Мансфельда) и др. Среди  ролей
П. в сов. время - Ксения Михайловна ("Огненный мост" Ромашова).
   Лит.: [Карачунский Л. М.], Наши петербургские артисты,  СП  Б,  1896;
"Рабочий и театр", 1929, ј 19, с.9; Ю p ь e в Ю. М.,  Записки,  т.  1-2,
Л.-М., 1963. А. Кл.
   ПОТОЦКИЙ, Сергей Иванович [7(19).VIII.1883- 29.1.1958]  -  рус.  сов.
композитор. В  1914  окончил  Моск.  консерваторию  по  кл.  фп.  К.  Н.
Игумнова, в 1916 - покл. композиции С. Н. Василенко. В  19171920-дириж„р
Оперного нар. дома им. И. Каляева,  одновременно  с  1918  -  зав.  муз.
частью 2-й Студии МХТ. П.- автор опер: "Прорыв" (1929, Свердловский  т-р
оперы и балета), явившейся одной из первых попыток  отразить  в  оперном
жанре революционную современность, "Монна Ванна"  (соч.  1926),  "Степан
Разин" (соч. 1950), "Меч  освободителя"  (1959,  Москва,  Ансамбль  сов.
оперы ВТО), симф. и вок. произв., музыки к спектаклям и фильмам.
   Лит.: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956 (имен. указ.);
Гозенпуд А. А., Русский советский оперный театр. Л.,  1963,  с.  156-58,
373, 389; Иорданский М., Козлов П., ТаранущенкоВ.,К  проблеме  советской
оперы, "Сов. музыка", 1933, ј 1. Ю.Быч.
   ПОТСХВЕРАШВЙЛИ,        Константин         Георгиевич         [31.VIII
(12.IX).188022.Ш.1959]- груз. сов. композитор, дириж„р, музыковед.  Нар.
арт. Груз.  ССР  (1933).  Учился  в  Петерб.  консерватории  по  классам
свободного  соч.  и  теоретич.  дисциплин  (у  Л.  А.  Саккетти,  Н.  С.
Кленовского и др.) и по классу дирижирования (у Э. Ф. Направника и др.).
В 1918-25 - зам. директора Тифлисского т-ра оперы и балета. В 1921- 1935
- организатор и рук. Гос.  акад.  хора  Грузии.  Написал  оперу  "Гибель
идолов"  (соч.  1910),  муз.  комедию   "Манана"   (шли   в   концертном
исполнении), участвовал в создании  окончательной  ред.  либретто  оперы
"Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе, перев„л на груз.  яз.  либр.  оперы
"Измена" Ипполитова-Иванова, писал музыку к драм. спектаклям,  соч.  др.
жанров.
   ПОТЬЕ (Potier),  Шарль  Габриель  (наст.  фам.-  Потье  де  Кайетьер;
23.X.1775-19.V. 1838) - франц. акт„р. Сценич. деятельность начал во  2-й

Страницы: «« « 1816   1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823   1824  1825   1826   1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия