|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 » »» мелодрамы, сюжетами для к-рых служили газетные фельетоны, судебная
хроника. Наиболее известны: "Злоба дня" (1874), "Мертвая петля" (1875),
"Богатырь века" (1876), "Нищие духом" (1879) и др. Пьесы П. ставились в
Малом, Александрийском т-рах, в провинции. Насыщенные внешними
эффектами, содержащие злободневные нам„ки, они пользовались успехом у
зрителя. П. выступал с театральными рецензиями в "Санктпетербургских
ведомостях" (псевд. "Рцы - Слово Твердо").
Соч.: "Нищие духом", СПБ, 1879; "Злоба дня", "Дело",. 1875, ј 1;
"Мертвая петля", СПБ, 1876. Ю Д
ПОТЕШЕР (Pottecher), Морис (1867-15.IV 1960) - франц. театр. деятель,
драматург. В 1891 выступил как поэт. В 1895 П. основал (на средства
мецената) в селе Бюссан (Вогезы), где он родился первый во Франции Нар.
т-р. Представления устраивались (3-4 раза в течение августа, из них 1
раз-бесплатно) в специально построенном помещении (задняя стена сцены
могла раздвигаться по ходу действия, за ней был виден естеств. склон
холма, заменявший или дополнявший рисованные декорации). В спектаклях
участвовали любители. В репертуар т-ра входили трагедии, драмы и комедии
П., написанные на историч. сюжеты и на основе фантастич. легенд:
"Дьявол-виноторговец", "Страсти Жанны д'Арк", "Серебряная монета",
"Жестокая королева", "Свобода", "Наследство", "Мистерия об Иуде
Искариоте" и др., а также "Макбет" и "Венецианский купец", "Лекарь
поневоле";
"Рыжик" Ренара, "Рождественская ночь" Морана и Пьерне. Т-ру оказывало
финансовую помощь Министерство изящных иск-в. Мировоззрение и художеств.
взгляды П. сформировались под влиянием Ж. Ж. Руссо и Л: Н. Толстого. П.
был убежд„нным противником городской культуры, считал, что создание
подлинно нар. т-ра возможно только в деревне. Народнич.,
абстрактно-гуманистич. позиции П., ориентация исключительно на
крестьянскую аудиторию в значительной степени ограничивали его
просветит, деятельность.
Р. Роллан поев. П. свою книгу "Народный театр". Соч.: Le theatre du
peuple, P., 1899; в рус. пер.- Народный театр в Бюссанге (Франция),
"ЕИТ", 1913, вып. 3
Лит.: Роллан Р., Собр. соч., т. XII. Народный театр. Л., [1932];
Гвоздев А. А., Западно-европейский театр... Л.-М., 1939. в. Г\
ПОТЕШНАЯ ПАЛАТА - первое театр. помещение в России; построено в 1613
при царе Михаиле Ф„доровиче. При П. п. содержался штат "шутов" из числа
рус. скоморохов. Здесь же давались представления ' иноземных (польских и
нем.) артистов, также входивших в штат П. п. После издания в 1648
царской грамоты, направленной против скоморохов, деятельность П. п.
замерла. П. п. подготовила появление рус. придворного т-ра, созданного в
конце 17 в.
Лит.: Забелин И.Е., Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст., т.
1, ч. 1, М., 1862, с. 297; его же, Домашний быт русских цариц в XVI-XVII
ст., М., 1869 с. 432-39. р
ПОТОПЧИНА, Евгения Владимировна (р. 1882)- рус. артистка оперетты.
Сценич. деятельность начала в 1908 в труппе С. Н. Новикова (петерб. т-р
"Пассаж"). В 1913-20 играла со своей труппой в Никитском т-р(" в Москве,
называвшемся Т-р Потопчиной. Природная музыкальность, сильно развитое
чувство ритма, темперамент, хореографич. одар„нность определили успех П.
в оперетте. В 1920 эмигрировала, держала т-р в Берлине, затем переехала
в США.
Роли: Стасси, Биби ("Сильва", "Матео" Кальмана), Бесси ("Ярмарка
невест" Якоби), Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Дэзи ("Принцесса
долларов" Фалля), Валентина, Илона ("Вес„лая вдова", "Цыганская любовь"
Легара), Розетта ("Шалунья" Цирера) и др. Лит.: Янковский M., Советский
театр оперетты, ] Л.-М., 1962; Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1963; P
а-дошанский Н., Записки акт„ра оперетты, Л.-М.,1964.
ПОТОЦКАЯ, Мария Александровна (1861-1940)- рус. сов. актриса. Засл.
арт. Республики (1929). Училась в Муз.-драм. уч-щс Моск. филармонич.
об-ва. Играла в Т-ре Корша в Москве (1889-92). В 1892 дебютировала в
Александрийском т-ре (Параша - "Горячее сердце"), где работала до 1929.
Занимала здесь видное положение, выступая в том же амплуа, что и М. Г.
Савина, дублируя е„ во мн. ролях. П. одна из первых в рус. т-ре сыграла
роль Норы (1899). Однако роли классич. репертуара мало ей удавались.
Значит, работой П. была лишь роль Купавы ("Снегурочка", 1900). Благодаря
присущим ей женскому обаянию, изяществу П. с большим успехом выступала в
пьесах совр. салонной развлекательной драматургии: Люба ("Общество
поощрения скуки" В. Крылова), Нина (о. п. Мансфельда) и др. Среди ролей
П. в сов. время - Ксения Михайловна ("Огненный мост" Ромашова).
Лит.: [Карачунский Л. М.], Наши петербургские артисты, СП Б, 1896;
"Рабочий и театр", 1929, ј 19, с.9; Ю p ь e в Ю. М., Записки, т. 1-2,
Л.-М., 1963. А. Кл.
ПОТОЦКИЙ, Сергей Иванович [7(19).VIII.1883- 29.1.1958] - рус. сов.
композитор. В 1914 окончил Моск. консерваторию по кл. фп. К. Н.
Игумнова, в 1916 - покл. композиции С. Н. Василенко. В 19171920-дириж„р
Оперного нар. дома им. И. Каляева, одновременно с 1918 - зав. муз.
частью 2-й Студии МХТ. П.- автор опер: "Прорыв" (1929, Свердловский т-р
оперы и балета), явившейся одной из первых попыток отразить в оперном
жанре революционную современность, "Монна Ванна" (соч. 1926), "Степан
Разин" (соч. 1950), "Меч освободителя" (1959, Москва, Ансамбль сов.
оперы ВТО), симф. и вок. произв., музыки к спектаклям и фильмам.
Лит.: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956 (имен. указ.);
Гозенпуд А. А., Русский советский оперный театр. Л., 1963, с. 156-58,
373, 389; Иорданский М., Козлов П., ТаранущенкоВ.,К проблеме советской
оперы, "Сов. музыка", 1933, ј 1. Ю.Быч.
ПОТСХВЕРАШВЙЛИ, Константин Георгиевич [31.VIII
(12.IX).188022.Ш.1959]- груз. сов. композитор, дириж„р, музыковед. Нар.
арт. Груз. ССР (1933). Учился в Петерб. консерватории по классам
свободного соч. и теоретич. дисциплин (у Л. А. Саккетти, Н. С.
Кленовского и др.) и по классу дирижирования (у Э. Ф. Направника и др.).
В 1918-25 - зам. директора Тифлисского т-ра оперы и балета. В 1921- 1935
- организатор и рук. Гос. акад. хора Грузии. Написал оперу "Гибель
идолов" (соч. 1910), муз. комедию "Манана" (шли в концертном
исполнении), участвовал в создании окончательной ред. либретто оперы
"Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе, перев„л на груз. яз. либр. оперы
"Измена" Ипполитова-Иванова, писал музыку к драм. спектаклям, соч. др.
жанров.
ПОТЬЕ (Potier), Шарль Габриель (наст. фам.- Потье де Кайетьер;
23.X.1775-19.V. 1838) - франц. акт„р. Сценич. деятельность начал во 2-й
Страницы: «« « 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |