Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 » »» Роли: Алина, Виолетта ("Балладина", "Кордиан" Словацкого), Анеля ("Девичьи обеты" Фредро), Малка Швар-ценкопф. Елка, Елена (о. п., "Агасфер", "Жабуся" Заполь-ской), Елена ("Легкомысленная сестра" Пежиньского), Жорж Занд ("Лето в Ноан" Ивашкевича), Пани ("Лилии" Мор-стина), Беатриче, Порция ("Много шума из ничего", "Венецианский купец"), Елизавета ("Дон Карлос"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Раневская ("Вишневый сад") и др. Лит.: В. Д. [орошевич], Г-жа Пшибылко-Потоцкая, газ. "Русское слово", 1915, 16 мая, ј 110; G r z y m a l a-Siedlecki A., Swiat aktorski moich czasow, Warsz., 1957, s. 254-64, 327, 454, 491 А. Ив. ПШИБЫШЕВСКИЙ (Przybyszewski), Станислав [25. IV(7.V). 186823.XI.1927] -польский писатель и драматург. Писал на польском и нем. яз. Род. в семье сельского учителя. В 1892-93-редактор выходившей в Берлине "Газеты работничьей"- польского органа нем. социал-демократич. партии. Вскоре отош„л от революц. движения. В 1898-1900 в Кракове редактировал лит. журнал "Жыце" ("Жизнь"). В этот период П. становится одним из представителей декадентской группы бурж. литераторов "Молодая Польша". Антимещанское бунтарство П., привлекавшее к нему внимание современников, носило буржуазно-анархич. характер. Отражая с большой остротой кризис сознания бурж. интеллигенции, П. искал выхода в ницшеанском культе "сильной личности", в принципе "искусство для искусства", в эротизме, что предопределяло реакционность его позиций. Оценивая его пьесы "Ради счастья" (1899, Краков), "Снег" (1903, Лодзь), В. В. Боровский писал об их идейно-художеств. несостоятельности. Произведения П. отличаются вычурностью и нарочитой аффектацией стиля. Среди пьес: "Золотое руно" (1901, Львовский т-р), "Гости" (1901, Краковский т-р), "Мать" (1902, там же), "Обеты" (1906, Краковский т-р), "Пучина" (1912, Львовский т.-р), "Город" (1920, Познань), "Мститель" (1925, Варшава, "Т-р Народовы") и др. Драмы П. в 1900-е и 1910-е гг. широко ставились в польских, рус., сербских, хорватских, болг., австр., амер. и др. т-рах. В пьесах П. выступала В. Ф. Комиссаржевская (в пору сближения с символистскими кружками), к-рую привлекали женские образы П. своей надломленностью, обреч„нностью. Она видела в них отражение драматич. коллизий современности. Свои взгляды на сценич. иск-во П. изложил в статье "О драме и сцене" (1905), выдержанной, как и др. его критико-теоретич. работы, в духе воинствующего эстетизма. Долгие годы жил за границей (в последнее время - в Мюнхене). Соч.: Das grofie Gluck, W., 1904; Miasto, Kijow, 1914; Msciciel, Warsz., 1927; Полное собр. соч., т. IV. Драмы. Пер В. Тучапской, А. С., В. В. и Н. Эфроса, М., 1905, li V. Критика, М., 1910. Лит.: Боровский В., Ева и Джиоконда. Литературные параллели, в кн.: Соч.,т. II, Л., 1931, с 396-406, 517-518; Луначарский А., О театре, Л., 1926, с. 127, с. 132-34; Украинка Л., Заметки о новейшей польской литературе, в кн.: Собр. соч., т. 3, М., 1956; Szczygielska J., PrzybyszewsKi jako dramaturg, Poznan, 1936; Wyka K., Modernizm polski, Krakow, 1959; "Dialog", 1965, ј l, s. 114-34. А. Ив. ПЫДЕР (Poder), Инге Хансовна (наст. имя и фам.- Ингеборг Л а к с - П о д e р; р. 1.V.1917)- эст. сов. артистка балета. Засл. арт. Эст. ССР (1952). В 1926-34 училась в студии танца у Т. Бек. В 1936-39 - танцовщица и драм. актриса т-ра "Эпдла" (Пярну). С 1945 - солистка балетной труппы Эст. т-ра оперы и балета (Таллин). Выступает как балетмейстер, ставит танцы в опереттах, драм. спектаклях и др. Партии: За рема; Робин ("Виндзорские проказницы" Оранского), Тао Хоа; Даша ("Юность" Чулаки), Эсмеральда; Мари ("Тийна" Аустер), Локспер ("Золотопряхи" Каппа) и др. Леа Г. ПЫЖОВА, Ольга Ивановна [р. 17(29). Х.1894] - рус. сов. актриса, педагог, режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947), засл. деят. иск-в Тат. АССР (1949), Тадж. ССР(1964).В 1914-27-актриса МХАТа, затем 1-й Студии МХТ (впоследствии МХАТа 2-го). Начало сценической деятельности П. проходило под рук. крупнейших мастеров рус. и сов. т-ра. Она была ученицей К. С. Станиславского; работала с Вл. И. Немировичем-Данченко, Л. А. Су-лержицким, Е. Б. Вахтанговым. В Моск. Художеств. театре П. играла роли: Гувернантки ("Где тонко, там и рв„тся" Тургенева), феи Берилюны ("Синяя птица" Ме-терлинка), Миранд о-лины; Вари ("Вишн„вый сад"). Во 2-й Студии МХТ играла Колибри ("История лейтенанта Ергунова" по Тургеневу). Роли в 1-й Студии МХТ и во МХАТе 2-м - Лиззи ("Потоп" Бергера), Виола и Себастиан ("Двенадцатая ночь"), Фея ("Сверчок на печи" по Диккенсу), Гоплана ("Балладина" Словацкого), Дина Краевич ("Евграф, искатель приключений" Файко), Катерина Хель, Люсиль ("Король квадратной республики", "Архангел Михаил" Бромлей). В 1928-34 П. работала в Моск. т-ре Революции. Лучшими ролями актрисы здесь были: Глафира ("Голгофа" Чижевского), Ксения ("Человек с портфелем" Файко), Вероника ("Инга" Глебова), Кикси ("Улица радости" Зархи), Лена ("Личная жизнь" Соловь„ва), Кормилица ("Ромео и Джульетта"). Высокое мастерство, изобретательность, яркие сочные краски, праздничная театральность сочетались в иск-ве актрисы с умным, психологически глубоким раскрытием образов, порой окрашенных тонкой иронией. В 1920 П. начала режисс„рскую деятельность. В конце 30-х гг. была связана с 3-м Моск. т-ром для детей, где пост. (совм. с Б. В. Бибиковым) "Проделки Скапена" Мольера (1937) и поэтичные, тонкие спектакли "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя" (1940) Светлова. В 1938 П. (совместно с Бибиковым) пост. страстный, эмоциональный спектакль "Фуэнтеовехуна" в Моск. т-ре Революции. В годы Отечеств, войны П. работала в Казахстане, ставила спектакли в Казахском т-ре драмы им. Ауэзова. Значит, событием в театр. жизни республики явился спектакль "Укрощение строптивой" (1943), пост. П. и Бибиковым в этом т-ре. Одновременно П. была актрисой и режисс„ром Т-ра имени Моссовета, находившегося в эти годы в Алма-Ате. Принимала участие в пост. спектакля "Нашествие" (1943, совм. с Ю. А. Завадским и Бибиковым) и играла в н„м роль Талановой. В 1948-50 П.-худ. рук. Центр. детского т-ра (Москва). Пост. совм. с Бибиковым спектакли "Я хочу домой" Михалкова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Е„ друзья" Розова, "Снежная королева" Шварца и др. Большое место в творчестве П. занимает педагогич. работа (с 1939 - профессор). Преподавала в Студии Вахтангова, Театре-студии им. М. Н. Ермоловой, с 1934 - в ГИТИСе, с 1942одновременно и во ВГИКе. Особенно велики заслуги П. в воспитании молодых акт„ров нац. республик. Руководимые ею нац. студии в ГИТИСе образовали впоследствии новые т-ры в республиках или влились в уже существовавшие коллективы. Она руководила студиями: Каракалпакской, Узбекской, Татарской, Страницы: «« « 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |