Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849  1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859  » »»

   Роли: Алина,  Виолетта  ("Балладина",  "Кордиан"  Словацкого),  Анеля
("Девичьи обеты"  Фредро),  Малка  Швар-ценкопф.  Елка,  Елена  (о.  п.,
"Агасфер",  "Жабуся"  Заполь-ской),   Елена   ("Легкомысленная   сестра"
Пежиньского), Жорж  Занд  ("Лето  в  Ноан"  Ивашкевича),  Пани  ("Лилии"
Мор-стина), Беатриче, Порция  ("Много  шума  из  ничего",  "Венецианский
купец"),  Елизавета  ("Дон  Карлос"),   Сюзанна   ("Женитьба   Фигаро"),
Раневская ("Вишневый сад") и др.
   Лит.: В. Д. [орошевич], Г-жа Пшибылко-Потоцкая, газ. "Русское слово",
1915, 16 мая, ј 110; G r z y m a l a-Siedlecki A., Swiat aktorski  moich
czasow, Warsz., 1957, s. 254-64, 327, 454, 491 А. Ив.
   ПШИБЫШЕВСКИЙ (Przybyszewski), Станислав [25. IV(7.V). 186823.XI.1927]
-польский писатель и драматург. Писал на польском  и  нем.  яз.  Род.  в
семье сельского учителя. В 1892-93-редактор выходившей в Берлине "Газеты
работничьей"- польского органа нем.  социал-демократич.  партии.  Вскоре
отош„л от революц. движения. В 1898-1900  в  Кракове  редактировал  лит.
журнал  "Жыце"  ("Жизнь").  В  этот  период  П.  становится   одним   из
представителей декадентской группы бурж. литераторов  "Молодая  Польша".
Антимещанское бунтарство П., привлекавшее к нему внимание современников,
носило буржуазно-анархич. характер. Отражая с  большой  остротой  кризис
сознания бурж. интеллигенции,  П.  искал  выхода  в  ницшеанском  культе
"сильной личности", в принципе "искусство для  искусства",  в  эротизме,
что предопределяло реакционность его позиций. Оценивая его  пьесы  "Ради
счастья" (1899, Краков), "Снег" (1903, Лодзь), В. В. Боровский писал  об
их  идейно-художеств.  несостоятельности.  Произведения  П.   отличаются
вычурностью и нарочитой аффектацией стиля. Среди пьес:
   "Золотое руно" (1901, Львовский т-р), "Гости" (1901, Краковский т-р),
"Мать" (1902, там же), "Обеты" (1906, Краковский т-р),  "Пучина"  (1912,
Львовский т.-р), "Город" (1920,  Познань),  "Мститель"  (1925,  Варшава,
"Т-р Народовы") и др. Драмы П. в 1900-е и 1910-е гг. широко ставились  в
польских, рус., сербских, хорватских, болг., австр., амер. и др.  т-рах.
В пьесах  П.  выступала  В.  Ф.  Комиссаржевская  (в  пору  сближения  с
символистскими кружками),  к-рую  привлекали  женские  образы  П.  своей
надломленностью, обреч„нностью. Она видела  в  них  отражение  драматич.
коллизий современности. Свои взгляды на  сценич.  иск-во  П.  изложил  в
статье  "О  драме  и  сцене"  (1905),  выдержанной,  как   и   др.   его
критико-теоретич. работы, в духе воинствующего  эстетизма.  Долгие  годы
жил за границей (в последнее время - в Мюнхене).
   Соч.: Das grofie Gluck, W., 1904; Miasto, Kijow, 1914;
   Msciciel, Warsz., 1927; Полное собр.  соч.,  т.  IV.  Драмы.  Пер  В.
Тучапской, А. С., В. В. и Н. Эфроса, М., 1905, li V. Критика, М., 1910.
   Лит.: Боровский В., Ева и Джиоконда. Литературные параллели,  в  кн.:
Соч.,т. II, Л., 1931, с 396-406, 517-518; Луначарский А., О театре,  Л.,
1926, с. 127, с.  132-34;  Украинка  Л.,  Заметки  о  новейшей  польской
литературе, в кн.: Собр. соч., т. 3, М., 1956;
   Szczygielska J., PrzybyszewsKi jako dramaturg, Poznan, 1936; Wyka K.,
Modernizm polski, Krakow, 1959; "Dialog", 1965, ј l, s. 114-34. А. Ив.
   ПЫДЕР (Poder), Инге Хансовна (наст. имя и фам.- Ингеборг Л а к с -  П
о д e р; р. 1.V.1917)- эст. сов. артистка балета. Засл.  арт.  Эст.  ССР
(1952). В 1926-34  училась  в  студии  танца  у  Т.  Бек.  В  1936-39  -
танцовщица и драм. актриса т-ра  "Эпдла"  (Пярну).  С  1945  -  солистка
балетной труппы Эст. т-ра оперы и балета (Таллин).
   Выступает  как  балетмейстер,  ставит  танцы   в   опереттах,   драм.
спектаклях и др.
   Партии: За рема; Робин ("Виндзорские проказницы" Оранского), Тао Хоа;
Даша ("Юность" Чулаки), Эсмеральда;
   Мари ("Тийна" Аустер), Локспер ("Золотопряхи" Каппа) и др. Леа Г.
   ПЫЖОВА, Ольга Ивановна [р.  17(29).  Х.1894]  -  рус.  сов.  актриса,
педагог, режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1947),  засл.  деят.  иск-в
Тат. АССР (1949), Тадж. ССР(1964).В  1914-27-актриса  МХАТа,  затем  1-й
Студии МХТ (впоследствии МХАТа 2-го). Начало сценической деятельности П.
проходило под рук. крупнейших  мастеров  рус.  и  сов.  т-ра.  Она  была
ученицей К. С. Станиславского; работала с Вл.  И.  Немировичем-Данченко,
Л. А. Су-лержицким, Е. Б. Вахтанговым.  В  Моск.  Художеств.  театре  П.
играла роли: Гувернантки ("Где тонко,  там  и  рв„тся"  Тургенева),  феи
Берилюны ("Синяя птица" Ме-терлинка),  Миранд  о-лины;  Вари  ("Вишн„вый
сад"). Во 2-й Студии МХТ играла Колибри ("История  лейтенанта  Ергунова"
по
   Тургеневу). Роли в 1-й Студии МХТ и во МХАТе  2-м  -  Лиззи  ("Потоп"
Бергера), Виола и Себастиан ("Двенадцатая ночь"), Фея ("Сверчок на печи"
по Диккенсу), Гоплана ("Балладина" Словацкого), Дина  Краевич  ("Евграф,
искатель приключений" Файко), Катерина Хель, Люсиль ("Король  квадратной
республики", "Архангел Михаил" Бромлей). В 1928-34 П. работала  в  Моск.
т-ре Революции. Лучшими ролями актрисы здесь  были:  Глафира  ("Голгофа"
Чижевского), Ксения ("Человек  с  портфелем"  Файко),  Вероника  ("Инга"
Глебова),  Кикси  ("Улица  радости"   Зархи),   Лена   ("Личная   жизнь"
Соловь„ва),  Кормилица  ("Ромео  и  Джульетта").   Высокое   мастерство,
изобретательность,  яркие  сочные  краски,   праздничная   театральность
сочетались в иск-ве актрисы с умным, психологически глубоким  раскрытием
образов, порой окрашенных тонкой иронией.
   В 1920 П. начала режисс„рскую деятельность. В  конце  30-х  гг.  была
связана с 3-м Моск. т-ром для детей, где пост. (совм. с Б. В. Бибиковым)
"Проделки Скапена" Мольера (1937) и поэтичные, тонкие спектакли "Сказка"
(1939), "Двадцать лет спустя" (1940) Светлова. В 1938  П.  (совместно  с
Бибиковым) пост. страстный, эмоциональный  спектакль  "Фуэнтеовехуна"  в
Моск. т-ре Революции. В годы Отечеств, войны П. работала  в  Казахстане,
ставила спектакли в Казахском т-ре драмы им. Ауэзова. Значит, событием в
театр. жизни республики явился спектакль "Укрощение строптивой"  (1943),
пост. П. и Бибиковым в  этом  т-ре.  Одновременно  П.  была  актрисой  и
режисс„ром Т-ра имени Моссовета, находившегося в эти  годы  в  Алма-Ате.
Принимала участие в пост. спектакля "Нашествие" (1943,  совм.  с  Ю.  А.
Завадским и Бибиковым) и играла в н„м роль Талановой. В 1948-50  П.-худ.
рук. Центр. детского т-ра (Москва). Пост. совм. с Бибиковым спектакли "Я
хочу домой" Михалкова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Е„  друзья"  Розова,
"Снежная королева" Шварца и др. Большое место в творчестве  П.  занимает
педагогич. работа (с 1939 - профессор). Преподавала в Студии Вахтангова,
Театре-студии им. М. Н. Ермоловой, с 1934 - в ГИТИСе, с 1942одновременно
и во ВГИКе. Особенно велики заслуги П. в воспитании молодых акт„ров нац.
республик. Руководимые ею нац. студии в ГИТИСе  образовали  впоследствии
новые т-ры в республиках или влились в  уже  существовавшие  коллективы.
Она   руководила   студиями:   Каракалпакской,   Узбекской,   Татарской,

Страницы: «« « 1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849  1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия