|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 » »» гл. художник Т-ра им. Вахтангова.
Др. спектакли: "Саломея" Уайльда (1918), "Мнимый больной" Мольера
(1919) в б. Т-ре Соловцова в Киеве; "Хозяйка гостиницы" (1914), "Фауст"
(1920) в б. Т-ре Синельникова в Харькове; "Идиот" по Достоевскому и
"Гамлет" (оба в 1958) в Т-ре им. Вахтангова.
Соч. Лит.: Эфрос А., Художники театра Грановского, "Искусство", 1928, т.
4, кн. 1-2; М а р г о л и н С., Исаак Рабинович, "Советский театр",
1931, ј 8; Выставка произведений... И. М. Рабиновича. Каталог. [Вступ.
ст. Ф. Сыркиной], M., 1962; Березкин В., Художник контрастов, "Театр",
1963, ј2; Луцкая Е., Путь исканий, "Сов. музыка", 1963, .ј 1, с. 154; А
й з е н-ш т а т О., Театр большой мысли, "Творчество", 1963, ј 4, с. 8.
В. Вер.
РАБИС (Всерабис; Всесоюзный профессиональный союз работников
искусств) - массовая профессиональная организация в СССР, объединяющая
на добровольных началах всех работников иск-в. Создана в 1919 на 1-м
Всероссийском съезде работников иск-в. Съезд объединил многочисл.
разрозненные мелкие союзы, строившиеся по узкоцеховому признаку; нек-рые
из них вели сво„ начало от разл. об-в взаимопомощи работников иск-в. К
моменту созыва съезда существовали: Союз акт„ров, Союз рабочих сцены,
Союз театр. служащих, Союз живописцев, Союз скульпторов, Союз
оркестрантов и т. д. Организация Р., работавшая исключительно по
производственному принципу, способствовала не только улучшению
экономич., бытового и культурного обслуживания работников иск-в, но и
развитию орга-низац. и хозяйственных форм руководства и управления
художеств. практикой. Р. возглавлялся Центральным комитетом, избираемым
на всесоюзных съездах Р., и соответствующими руководящими органами на
местах (краевыми, областными, районными). В 1921 Р. был слит с Союзом
работников просвещения, получив наименование Всероссийского союза
работников искусств и работников просвещения - сокращ„нно - Всеиспрос. С
1923 Р. снова существовал как самостоятельная проф. организация. В 1923
Р. насчитывал 50 тыс. членов, в 1926 - 81 тыс., в 1953 - 150 тыс. С 1924
Р. наз. Всесоюзным профессиональным союзом работников иск-в. На 6-м
съезде (1923) было принято решение о культурном шефстве над армией.
Особый размах шефская работа приняла в годы Отечественной войны. Среди
руководителей Р.- Ю. М. Славинский (первый председатель ЦК Рабис),
сменивший его Я. О. Боярский (1929-35), А. В. Покровский (1935-53). В
1953 Р. влился в единый профессиональный союз работников культуры.
Лит.: Вестник театра и искусства, Петроград, 1921, ј 19, с. 3; Пять
лет работы Рабиса, М., 1924, Казань, 1924, Хабаровск,! 924 ;Еженедельник
академических театров, Л., 1924, .ј 13, с. 5-7; "Рабис", 1929, .ј 19, с.
3-10. М.И.
"РАБИС" - сов. иллюстрированный журнал. Орган ЦК Всерабис (Центр,
комитета Всесоюзного проф. союза работников иск-в). Выходил в Москве в
1927 -34; до 1930 (до 37-го номера) - еженедельно, после, до
1933,ежедекадно; с 1933-ежемесячно; всего - 302 номера. Наряду с
вопросами художеств. творчества (театр. кино, музыка, эстрада, цирк,
изобразит, иск-во, фото) "Р." широко освещал деятельность ЦК Рабис и его
организаций на местах. А. Шн.
РАБб (Rabaud), Анри (10.Х.1873-11.XI.1949) -франц. композитор. Учился
в парижской Консерватории у А. Жедальжа и Ж. Массне. В 1908-18 был
дириж„ром т-ра "Гранд-Опера", в 1920-40- директором парижской
Консерватории. Музыка Р. продолжает традиции франц. классицизма с его
стремлением к ясности, законченности и уравновешенности, вместе с тем в
ней сказалось влияние Вагнера. Автор опер: "Дочь Роланда" (1904),
"Маруф, спаситель Каира" на сюжет из "Сказок 1001 ночи" (1914), "Зов
моря" по пьесе Д. Синга "Всадники моря" (1924),- все пост. в театре
"Опера комик" (Париж), "Роланда" (1934, т-р "Гранд-Опера"), "Мартина"
(1947, Страсбург), "Игра любви и случая" по Мариво (1954, Монте-Карло),
музыки к пьесам Шекспира и др. Опера "Маруф" пост. в театрах различных
стран мира. Р. обработал оперу Мегюля "Иосиф" (1946, театр
"Гранд-Опера"). Один из первых композиторов кино.
Лит.: d'Ollone M., H. Rabaud, sa vie et son oeuvre, P., 1958. Ал. М.
"РАБОЧИЙ ЗРИТЕЛЬ" - иллюстрированный театр.-художеств. журнал
культотдела МГСПС. Выходил еженедельно с дек. 1923 по май 1925; всего -
51 номер. Журнал освещал гл. обр. моск. театр. жизнь (рецензии на
спектакли, концерты, кинофильмы, программы и либретто моск. зрелищных
предприятий, хроника). Выражал позиции Пролеткульта. . 4. ifi
"РАБОЧИЙ И ТЕАТР" - сов. иллюстрированный театр.-худож. журнал.
Выходил в Ленинграде с сент. 1924 по дек. 1937 (до 1935 - еженедельно,
до 1937 - раз в две недели, в 1937- ежемесячно). В "Р. и т." освещалась
театр.-худож. жиз-нь Ленинграда, Москвы (рецензии на спектакли,
концерты, кинофильмы, выставки и пр. информация, хроника), печатались
статьи по разным творч. и организац.-худож. вопросам. До 1930, в виде
приложений, в "Р. и т." давались программы ленингр. т-ров. Большое
участие в работе журнала принимал А. В. Луначарский. А. Шн.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ - технич. работник машинно-декорационного цеха т-ра, в
обязанности к-рого входит установка декораций к спектаклю, подготов-ка и
ремонт декораций, разработка и перемена их по ходу спектакля. Бригада
рабочих сцены работает Д руководством машиниста сцены и его помощников.
РАБОЧИЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ- латыш, драматич. т-р. Основан в Риге
в 1919 правительством Сов. Латвии. Организатором и идейным руководителем
т-ра был писатель А. Упит. Открылся 23 февр. спектаклем "Воскресение"
Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит). Затем были пост. трилогия А. У пита
("Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла"), "Враги" Горького,
"Свыше наших сил" Бьернсона (все в 1919). В труппе т-ра были режисс„ры
А. Миерлаук, А. Амтман-Бриедит, Э. Лауберт, А. Кокалис, акт„ры П.
Балтабола, Т. Банга, Р. Вейц, Я. Осис, Т. Подниек, Б. Румниеце, М.
Шмитхене и др. Т-р стремился создавать спектакли, созвучные революц.
эпохе. Работа т-ра прекратилась в мае 1919 после захвата Риги
контрреволюционерами. Бурж. пр-во, переформировав т-р, открыло в конце
1919 Нац. т-р (с 1940 - Т-р драмы Латв. ССР). К. К.
РАБОЧИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ - см. Политический театр.
РАВЕЛЬ (Ravel), Морис (7.III.1875, Сибур,- 28.XII.1937, Париж) -
франц. композитор. Учился в парижской Консерватории (по классу
композиции у Г. Форе). Наряду с К. Дебюсси Р.- крупнейший франц.
композитор конца 19 - нач. 20 вв. В творчестве Р. получили развитие нац.
муз. традиции; оно тесно связано с франц. и исп. муз. фольклором. В
раннем периоде Р. был близок к импрессионизму, позднее в его творчестве
выступают черты неоклассицизма. Музыка Р. отличается ясностью и
Страницы: «« « 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |