Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859  1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869  » »»

1948, там же (Раймонда - Дудинская, Жан д„ Бриен - Сергеев, Абдерахман -
Каплан; балетм. Сергеев, дириж„р Дубовской, худ.  Вирсаладзе);  в  1945,
Большой т-р (либретто Пашковой и Петипа в редакции Лавровского; Раймонда
-  Сем„нова,  Головкина,  Жан  д„  Бриен  -   Габович,   Преображенский,
Абдерахман - Ермолаев; балетм. Лавровский, фрагменты Петипа и  Горского,
дириж„р Файер, худ. Кобуладзе).
   Пост. в т-рах оперы и балета др.  городов:  Ташкент  (1938),  Саратов
(1939), Свердловск (1940), Рига (1947); Донецк и Вильнюс (1951),  Фрунзе
(1952); Киев,  Куйбышев,  Таллин  (все  1957);  Уфа  и  Ашхабад  (1958),
Новосибирск и Пермь (1964) и др. За рубежом: Чехословакия - Брно (1950),
Братислава (1950), США - Нью-Йорк  (1946).  Д.  /7.  РАЙМУНД  (Raimund),
Фердинанд (l.VI.1790- 5. IX. 1836) - австр. драматург и  акт„р.  В  1807
вступил в странствующую труппу, с к-рой ездил по городам Австрии,  играл
характерные роли. В 1814 дебютировал в "Йозефштадттеатре" (Вена) в  роли
Франца Моора, в 1817  переш„л  в  "Леопольдштадт-театр".  В  1823  пост.
первая пьеса Р. "Мастер барометров  на  волшебном  острове".  Наибольшую
известность получили пьесы "Крестьянин-миллионер, или Девушка из  страны
фей"   (1825),   "Король   Альп,   или   Человеконенавистник"    (1828),
"Расточитель" (1834). Драматургия и акт„рское творчество  Р.  отличаются
яркой нац. самобытностью, в них нашли  выражение  традиции  австр.  нар.
т-ра. В сказочных фантастич. сюжетах Р.  передал  колорит  венской  нар.
жизни. Его пьесы показывают острые социальные противоречия, определяющие
судьбы людей. Гл. действующие лица комедий Р.- ремесленники,  защищающие
сво„ человеческое достоинство; широко представлены в  его  комедиях  др.
социальные группы нач. 19 в.-первые австр. буржуа, разоряющиеся дворяне.
С большой любовью рисует Р. образы венских  девушек,  служанок,  дочерей
бедных ремесленников, их благородство, человечность. В поэтич. пьесах Р.
чередуются  реальность  и  фантастика;  они   отличаются   стремительным
развитием  интриги;  сцены   радости,   веселья   сменяются   картинами,
исполненными грусти и высокого  драматизма.  Диалоги  перемежаются  муз.
куплетами,  ариями.  Р.-акт„р,  так  же  как  и  Р.-драматург,  следовал
реалистич. принципам, был мастером создания  нар.  характеров.  В  своих
пьесах  он  играл  роли  Бартоломео  ("Мастер  барометров  на  волшебном
острове"),  Флориана  ("Брильянт  короля  духов"),  Глютана  ("Проклятие
Мойзазура"),  Раппелькопфа  ("Король  Альп,  или  Человеконенавистник"),
Вурцеля  ("Крестьянин-миллионер").  Играл  также  в  пьесах  А.  Глейха.
Насыщенное  нар.  юмором,  оптимизмом,  творчество  Р.  в  то  же  время
исполнено грусти  автора  от  сознания  несовершенства  мира,  тоски  по
идеалу. Отсюда высокий драматизм  комедий  Р.  и  созданных  им  сценич.
образов.
   Пост. пьес  Р.  сопровождались  музыкой,  которую  писал  австрийский
композитор В. Мюллер. Многие  песни  из  этих  спектаклей  вошли  в  быт
венского населения. Спектакли  шли  в  ярком,  красочном  оформлении,  с
использованием сценических эффектов.
   Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-6,  W.,  1924-26.  Лит.:  Sieczynski  R.,
Altwiener Volkskomiker, W., 1947; Holzer R., Die Wiener  Vorstadtbuhnen,
W., 1951. Л. Лоб.
   РАЙНИС (наст.  фам.-  Плиекшан),  Янис  Кришьянович  (11.  IX.  1865,
усадьба Варславаны
   Илукстского  уезда,  -  12.IX.1929,.  Майори)   -   латышский   поэт,
драматург. Нар. поэт Латв. ССР (1940). Род. в семье арендатора.  Окончил
юридич.  ф-т   Петербургского   ун-та   (1888).   Работал   юристом,   в
18911895-редактором газеты "Ежедневный листок" ("Die-nas Lapa"). С конца
1893 газета пропагандировала идеи марксизма. В 1897 Р. был  арестован  и
выслан на  5  лет  (Псков,  затем  Слободское).  В  ссылке  созрели  его
марксистское  мировоззрение  и  художественный  талант.   Первая   пьеса
Р.сатирич. комедия  "Полуидеалист"  -  высмеивает  стремления  буржуазии
идеализировать прошлое [пост. А. Алуна-ном в Митаве (Елгава), 1903].
   В 1903 Р. вернулся на родину и в  1904  окончил  сво„  гл.  драматич.
произведение - героич. трагедию "Огонь  и  ночь"  (1911,  Новый  рижский
т-р). Пьеса, написанная по мотивам нац. фольклора и  историч.  преданий,
показывает вековую борьбу латыш, трудового народа против  поработителей.
Центральный образ-сказочный нац.  герой  Лач-плесис  -  символ  революц.
пролетариата. Пост. этой пьесы стала большим общественным  и  художеств.
событием.
   В конце 1905 Р. был вынужден оставить родину.  Жил  в  эмиграции  (г.
Кастаньола в Швейцарии), продолжая лит. деятельность. Сначала писал  гл.
обр. стихи, с 1909 ведущее место в творчестве Р. заняла драматургия.  Он
написал пьесы "Золотой конь" (1909, Новый рижский т-р), "Индулис и Ария"
(1912,   там   же),   "Вей,   ветерок!"    (1913,    спектакль    латыш,
благотворительного  об-ва  в  П-етербурге;  1914,  Новый  рижский  т-р).
Драматургию Р. особенно пропагандировал Новый  рижский  т-р  (в  1909-15
пять пьес Р. были показаны на сцене 257 раз).
   В 1920 писатель вернулся в Латвию. В  Национальном  т-ре  были  пост.
ранее написанные им пьесы:
   "Иосиф и его братья" (1920), "Ворон„нок" (1921),  "Играл  я,  плясал"
(1921) и новые пьесы- детская сказка "Король мух"  (1923),  трагедия  по
мотивам рус. фольклора "Илья Муромец" (1928).
   Р. сам характеризовал свою драматургию как  "драматургию  идей",  его
творчество способствовало популяризации  революц.  и  гуманистич.  идей.
Большинство  пьес  Р.  написаны  в  стихах,  они  отличаются   романтич.
устремл„нностью, построены по мотивам фольклора и  историч.  событий  из
жизни латышского и др. народов. Пьесы эти отличаются поэтич. мастерством
и философской глубиной. Р.  подч„ркивает  мысль  о  диалектич.  развитии
жизни, о неодолимости прогресса. Образы гл. героев Р.- борцов за свободу
и счастье народа - своеобразны и поэтичны (Лачпле-сис -"Огонь  и  ночь",
Тот-"Играл я, плясал", Индулис-"Индулис  и  Ария",  Иосиф-"Иосиф  и  его
братья" и др.). Драматургия Р., во многом определившая  развитие  латыш,
лит-ры, сохраняется в репертуаре т-ров Латв. ССР. Пьесы "Вей,  ветерок!"
и "Золотой конь" пост. также т-рами др.  республик  СССР  и  стран  нар.
демократии.
   Соч.: Kopoti raksti, sej. I-XIV, Riga, 1947-51; в  рус.  пер.-  Собр.
соч., т. I-Ill, Рига, 1954 (т. II и III - Пьесы).
   Лит.: Краулинь К., Ян Райнис, М., 1957; S o-k о 1 s Е., Rainis, Riga,
1962; H a u s m a n i s V., J. Rai-nis un teatris, RTga, 1965. Л. В.
   РАИС (Rice), Дан [наст. имя и фам.- Даниел М а  к-Л  арен  (McLaren);
1823-1900] - амер. цирковой артист, клоун. В юности был проф. жокеем.  В
1840 начал выступать с дрессированной свинь„й в бродячем кукольном т-ре.
В 1844 дебютировал  в  цирке  Сполдинга  как  эквилибрист  на  свободной
проволоке. Впоследствии  работал  в  силовом  жанре,  танцевал  чеч„тку,

Страницы: «« « 1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859  1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия