Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851  1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861  » »»

   ПЮЙ (франц. puy - возвышенность, эстрада)- франц.  литературно-театр.
ассоциации, возникавшие в ср.  века  при  церквах.  В  П.  представители
духовенства и прихожане читали церковные книги,  пели  священные  гимны,
сочиняли духовные стихи и исполняли религиозные пьесы. Первые  известные
П. организованы в 11 в.  во  франц.  городах  Кане,  Руане,  Бо-ве.  Под
влиянием  роста  городов,  демократизации   культуры   деятельность   П.
принимала мирской характер, религиозный репертуар  вытеснялся  светским.
Так, П. в г. Аррасе пост. одно из ранних произв. светской драматургии  -
комедию "Игра в беседке" (ок. 1262) Адама де Ла  Аля.  В  аррасском  П.,
называвшемся "братство жонгл„ров", читались не только духовные стихи, но
и лирич. шуточные произв. местных поэтов. В связи  с  развитием  цеховых
объединений ремесленников П. порывали связь с церковью; существовали при
городских  ремесленных   корпорациях,   являясь   ячейками,   из   к-рых
развивались самодеят. театр. союзы горожан.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1,  M.,  1956;  Бояджиев  Г.H.,  У  истоков  французской
реалистической  драматургии  (XIII  век),  в  кн.:  Ежегодник  Института
истории искусств. 1955. Театр. М., 1955; Petit  de  Julleville  L.,  Les
comediens en France au Moyen age,  P.,  1885  (Histoire  du  theatre  en
France au Moyen age). Гр. Б.
   ПЯРИ, Виктор Гансович (р.  31.1.1919)  -  эст.  сов.  артист  балета,
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1956). В  1938-41  учился  в
Саратовском театр. уч-ще (хореографич. отделение). В  1939-46  -  артист
балета Саратовского т-ра оперы и балета  им.  Чернышевского,  Узбекского
т-ра  оперы  и  балета  им.  Навои,  Муз.  т-ра  им.  Станиславского   и
Немировича-Данчен-ко. В 1946-50 учился на балетмейстерском ф-те
   ГИТИСа. В 1951-56 - гл. балетмейстер Башк. т-ра оперы и балета (Уфа);
в 1956-65 - гл. балетмейстер Эст. т-ра оперы и балета (Таллин).
   Пост.: "Лауренсия", "Раймонда"; "Золотопряхи" Каппа,  "Жизель",  "Дон
Кихот"; "Тропою грома" Караева, "Спящая красавица", танцы в операх и др.
Ст. М.
   ПЯСЕЦКИЙ, Борис Иванович (г. рожд. неизв. - 19. IX. 1938) - рус. сов.
акт„р и режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1934). Сценич. деятельность начал  в
1903. Работал в киевском Т-ре  Соловцова  (1918),  в  Ростовском-на-Дону
т-ре политуправления Сев.-Кавказского военного округа (1921), Моск. т-ре
комедии и драмы(1925), Моск. т-ре драмы (1927), Т-ре МОСПС (1930-35).
   Наиболее значит, роли: Александр ("Павел I"  Мережковского),  Каренин
("Живой  труп"),  Шигабуддинов  ("Мятеж"  Фурманова),  Глоба   ("Ярость"
Яновского), Кряжич ("Гордость" Гладкова),  Гельпах  ("Профессор  Мамлок"
Вольфа),  Щегловский  ("Дело  рядового  Шибунина"  Никулина),   Бобоедов
("Враги"),  Клоун  ("Салют,   Испания!"   Афиногенова),   Лавр   Мироныч
("Последняя жертва").
   Пост.: "Весенний  поток"  Косоротова,  "Каин"  Дымова,  "За  океаном"
Гордина (все в 1921), "Трильби"  Ге  (1922),  "Бойцы"  Ромашова  (1934),
"Враги" (совм. с В. Давыдовским, 1937).
   Лит.: Образцова А. Г.,  Создатель  первых  революционных  спектаклей,
"Сообщения Ин-та истории искусств.  Театр",  1955,  [вып.]  6.  EX  РААБ
(урожд.- Б и л и к), Вильгельмина Ивановна  [1848-10(23).  XI.  1917]  -
рус. артистка оперы (сопрано). Училась пению в Венской  консерватории  у
А.  Бухгольц-Фалькони  (до  1869)  и  в  Петерб.  консерватории   у   Г.
Ниссен-Саломан (окончила в 1872). В 1871 дебютировала в партии  Матильды
("Вильгельм Телль" Россини) на сцене Мариинского т-ра, где выступала  до
1885. Исполняла драматич. и лирико-колоратурные партии [лучшая-Маргарита
("Фауст")].
   Партии: Наталья, Оксана ("Опричник",  1874,  "Кузнец  Вакула",  1876,
Чайковского), Тамара ("Демон", 1875)- первая исполнительница;  Горислава
и Людмила ("Руслан и  Людмила"),  Купава  и  Снегурочка  ("Снегурочка"),
Донна Анна и Эльвира ("Дон Жуан"), Маргарита и Паж  ("Гугеноты"),  Юдифь
(о. п. Серова), Джильда; Аида (о. п. Верди), Эльза ("Лоэнгрин") и др.
   С 1884 вела педагогич. работу в Петерб. консерватории.
   Лит.: Памяти В. И. Рааб, "Рус. муз. газета", 1918, ј 1- 2, с.  15-19;
Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953. Лил. П.
   РАБИНОВИЧ, Исаак Моисеевич (27.111.1894, Киев, -4-Х. 1961, Москва)  -
сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1936). Учился в  Киевской
художеств. школе (1905-12). Работу в т-ре начал в 1911 ("Оле Лукойе"  по
Андерсену, кружок Форрегера, Осм„ркина и  Попова).  Участвовал  в  пост.
петерб. т-ра  "Би-ба-бо".  Первый  значит,  спектакль  -"Фу-энтеовехуна"
(1919, Киев); вместе с реж. К.  А.  Марджа-новым  Р.  создал  спектакль,
созвучный  революции.  С  1920  Р.  работал  в  Москве.  Р.  принадлежат
гротесковые,  гиперболически   заостр„нные   декорации   к   спектаклям:
"Свадьба" Чехова (1920, 3-я Студия МХТ, реж. Вахтангов), "Бог мести" Аша
(1921,  Евр.  Камерный  т-р,  Москва,  реж.  Грановский),  "Растратчики"
Катаева (1928, МХАТ) и др. Радостный, жизнеутверждающий характер  носило
оформление спектакля "Колдунья" Гольдфадена (1922,  Евр.  Камерный  т-р,
Москва), где художник разрабатывал  принципы  импровизац.  декораций.  В
спектакле  "Лисистрата"  Аристофана  (1923,  Муз.  студия  МХАТа,   реж.
Немирович-Данченко) Р. создал ди-намич. образ солнечной Эллады (илл. см.
к  ст.  Декорационное  искусство).  Выступая   против   конструктивизма,
художник  использовал  и  положит.  черты  этого  направления,  утвердил
архитектурный тип декорации, превратил сценич. пространство  в  одно  из
важных средств театр. выразительности.
   Р.-   художник   контрастов,    резких    граней.    Параллельно    с
комедийно-сатирич. гротеском (это направление иск-ва Р. проявилось  и  в
оформлении спектаклей муз. т-ра - "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева,
1927, и "Принцесса Турандот" Пуччини, 1931,- в Большом т-ре, и  др.)  он
создал декорации, отмеченные большой  трагедийной  силой:  "Дон  Карлос"
(1922, б. Т-р Корша), "Карменсита и солдат" по Бизе (1924,  Муз.  студия
МХАТ), "Гроза" (1934, МХАТ). В то же время оформление Р. ряда спектаклей
отличалось   пышностью,   самодовлеющей   красивостью.   Эта   тенденция
проявилась и в работах Р. сер. 30-х гг. (балет "Спящая красавица", 1936,
Большой  т-р,  и   др.).   Творчество   Р.   отличается   масштабностью,
монументальностью,  его  декорации  передают  эпоху,  стиль  и  характер
произведения.  Р.   создал   монументальные   обобщ„нные,   эмоционально
насыщенные   реалистич.   художеств.   декорации,   отличающиеся   яркой
колори-стичностью,  цветовой  и  световой  выразительностью.  Среди  его
лучших работ также "Евгений Онегин" (1933); "Гугеноты" Мейербера  (1934)
в Большом т-ре;
   "Уриэль Акоста" (1940, Малый т-р); "Заря над Каспием" Касумова (1951,
моск. Т-р им. Ермоловой), "Мечты Кинолы" Бальзака (1954, Центр, т-р Сов.
Армии). Р. был также выдающимся мастером сценич. костюма. С  1955  Р.  -

Страницы: «« « 1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851  1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия