|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 » »» с умением найти точную выразит, характерность. Р. был создателем
крупнейших трагедийных образов в пьесах Шекспира: Гамлет, Лир, Шейлок,
Яго. С большим успехом играл Дон Карл оса и Франца Моора. В его
репертуар входила поэтич. роль Ника ("Мария Стюарт" Словацкого) и остро
характерные роли - Латка ("Пожизненная рента" Фредро), Дзишевский
("Советники пана советника" Балуцкого), Воклен ("Растяпы" Сарду),
Мишонно ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Ле-гуве). Образцы сценич. историч.
портрета Р. дал в ролях короля Яна-Казимира ("Мазепа" Словацкого) и Вита
Ствоша (о. п., автор Р.). Р. был также автором пьес "Семейное дело"
(1883), "Звездоч„т" (1888), трагедии "Гистрионы" (1892) и др.
Соч.: Okoto teatru , Krakow, 1905; Sto lat sceny polskiej w
Warszawie, Warsz., 1925. Б. Рос.
РАПОПОРТ, Иосиф Матвеевич [р. 10(23). III. 1901] - рус. сов. акт„р и
режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). С 1918 - акт„р и один из
организаторов т. н. "шаляпинской студии". Играл здесь роли: Телье
("Волки" Роллана), загл. роль в "Королевском брадобрее" Луначарского и
др. С 1924 работал в 3-й Студии M ХАТ (с 1926-Т-рим. Вахтангова). Роли:
Мудрец, Труф-фальдино ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1924), Успенский
("Разлом", 1927), Ефим Сутеев ("Барсуки" Леонова, 1927), Мгулин ("На
крови" Мстиславского, 1928), Костя-капитан ("Аристократы" Погодина,
1935), Филька ("Интервенция" Славина, 135), Денис Давыдов ("Фельдмаршал
Кутузов" Соловь„ва, 1940), Рубинштейн ("Кому подчиняется время" бр. Тур
и Шейнина, 1946). Р.- характерный акт„р, его иск-во отличалось остротой
и оригинальностью замысла, ч„ткостью и отработанностью внешних деталей.
В 1938 Р. исполнил роль В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м".
Первая режисс„рская работа - "Пэпо" Сундукяна (1925, Арм. студия,
Москва), затем Р. пост. ряд спектаклей в Центр, детском т-ре -
"Изобретатель и комедиант" Даниэля (1938), "Первая любовь" Фраермана
(1939), "Особое задание" Михалкова (1946); в Моск. т-ре оперетты -
"Табачный капитан" В. Щербач„ва (1942), "Холопка" Стрельникова (1945) и
др. Особое место в творчестве Р. занимает ярко театральный спектакль
"Много шума из ничего" (1936), исполненный веселья, изящества,
гуманизма, выражающий торжество простых естественных чувств, любви и
дружбы.
В Т-ре им. Вахтангова Р. пост. также спектакли:
"Дорога цветов" Катаева (1934), "Без вины виноватые" (1937); "Дон
Кихот" Булгакова (1941), "Русский вопрос" (1947); "Макар Дубрава"
Корнейчука (1948) и др.
С 1925 занимается педагогич. деятельностью, в 1934-41 и 1946-50
преподавал во ВГИКе, в 1942- 1946-в студии Моск. т-ра оперетты, с
1950-профессор ГИТИСа (ф-т муз. режисс„ров), с 1953 препода„т в театр.
уч-ще им. Щукина.
Соч.: Работа актера, кн. l. M., 1935; Работа актера, M., 1939.
Лит.: Театр им. Евг. Вахтангова. 20 лет. Сборник, [M.J, 1946; P ы н д
и н В., Труд увлекательный и вдохновенный, в кн.: Шекспировский сборник.
1958, M., [1959], с. 479. Л. Ним.
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) - литературная
организация, созданная в 1925 в целях укрепления позиций пролетарских
писателей и их мобилизации вокруг задач социалистич. строительства. РАПП
имела отделения в крупных городах РСФСР и наряду с др. республиканскими
ассоциациями пролетарских писателей входила во Всесоюзное объединение
ассоциаций пролетарских писателей СССР (ВОАПП); была е„ осн. ядром. В
условиях формирования социалистич. лит-ры существование особых
организаций, объединявших деятелей лит-ры и иск-ва, стоявших на
пролетарских позициях, призванных бороться с еще столь сильными в ту
пору бурж. влияниями, было исторически оправдано. В РАПП входили видные
сов. драматурги: А. Н. Афиногенов, В. Н. Билль-Бело-церковский, В. М.
Киршон и др. В 1930 в РАПП вступил В. В. Маяковский. Но по мере
укрепления и развития социалистич. строительства существование особых
пролетарских организаций в лит-ре и иск-ве перестало быть необходимым.
Сектантские тенденции, догматизм и вульгаризаторство, об опасности к-рых
предупреждала еще резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области
художественной литературы" (от 18 июня 1925), усилились в последние годы
деятельности РАПП. Они отч„тливо проявились на совещании драматургов по
вопросам т-ра и драматургии (январь - февраль 1931), в к-ром приняли
участие мн. видные деятели сов. т-ра. В нек-рых теоретич. выступлениях
представителей РАПП (напр., в книге Афиногенова "Творческий метод
театра", 1931) сказалось влияние вульгаризаторских рапповских теорий о
"диалектико-материалистическом творческом методе", приводивших к
нивелировке специфики художественного творчества. Ошибки РАПП проявились
и в критич. нападках на передовые явления сов. драматургии (напр.,
выступления В. В. Ермилова против пьесы Маяковского "Баня"). В 1932 был
опубликован "Театральный документ РАПП", в к-ром даны
вульгарно-социологич. оценки крупнейших сов. т-ров (МХАТа, Т-ра им.
Мейерхольда и др.). Возрождая ложные теории Пролеткульта, члены РАПП
пытались в нач. 30-х годов создать сеть "театров РАПП", противопоставляя
их всем остальным сов. т-рам. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932
"О перестройке литературно-художественных организаций" РАПП и др.
родственные ей объединения, стесняющие развитие художеств. творчества,
были ликвидированы.
Лит.: О политике партии в области художественной литературы.
(Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г.). в сб.: О партийной и советской
печати, М.. 1954, с. 343-- 346; О перестройке литературно-художественных
организаций. (Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г.), там же, с.
431. Б. Рос.
РАППОРТ, Александр Сем„нович (1843-1908) - рус. артист оперы (тенор).
В 1865-71 и в 1874-85 - солист Большого, в 1871-74 - Мариинского т-ров.
В последние годы жизни работал в провинции. В 1893-94 был организатором
оперных спектаклей в Симбирске.
Партии: Князь, Феб де Шатопер ("Русалка", "Эсмеральда"
Даргомыжского), Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"),
Бастрюков ("Воевода" Чайковского), Борис ("Гроза" Кашперова). Фауст;
Оттавио ("Дон Жуан"), Эль-вино ("Сомнамбула" Беллини), Макс ("Вольный
стрелок" Вебера) и др.
РАПСОДЫ (греч., ед. ч.- рафоОо;)- др.-греч. странствующие певцы,
собиратели нар. песен, исполнители эпич. поэм (гл. обр. поэм Гомера). В
отличие от аэдов, певцов-импровизаторов, Р. исполняли уже сложившийся
поэтич. текст; иногда они одновременно были и поэтами. Античное предание
считало Гомера Р.
РАСЙН (Racine), Жан (21.XII.1639, Ла-Ферте-Ми-лон,- 21.IV.1699,
Страницы: «« « 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |