Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864  1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873   1874  » »»

с  умением  найти  точную  выразит,  характерность.  Р.  был  создателем
крупнейших трагедийных образов в пьесах Шекспира: Гамлет,  Лир,  Шейлок,
Яго. С большим успехом  играл  Дон  Карл  оса  и  Франца  Моора.  В  его
репертуар входила поэтич. роль Ника ("Мария Стюарт" Словацкого) и  остро
характерные  роли  -  Латка  ("Пожизненная  рента"  Фредро),  Дзишевский
("Советники  пана  советника"  Балуцкого),  Воклен  ("Растяпы"   Сарду),
Мишонно ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Ле-гуве). Образцы сценич. историч.
портрета Р. дал в ролях короля Яна-Казимира ("Мазепа" Словацкого) и Вита
Ствоша (о. п., автор Р.). Р. был  также  автором  пьес  "Семейное  дело"
(1883), "Звездоч„т" (1888), трагедии "Гистрионы" (1892) и др.
   Соч.:  Okoto  teatru  ,  Krakow,  1905;  Sto  lat  sceny  polskiej  w
Warszawie, Warsz., 1925. Б. Рос.
   РАПОПОРТ, Иосиф Матвеевич [р. 10(23). III. 1901] - рус. сов. акт„р  и
режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). С  1918  -  акт„р  и  один  из
организаторов т.  н.  "шаляпинской  студии".  Играл  здесь  роли:  Телье
("Волки" Роллана), загл. роль в "Королевском брадобрее"  Луначарского  и
др. С 1924 работал в 3-й Студии M ХАТ (с 1926-Т-рим. Вахтангова).  Роли:
Мудрец, Труф-фальдино  ("Принцесса  Турандот"  Гоцци,  1924),  Успенский
("Разлом", 1927), Ефим Сутеев ("Барсуки"  Леонова,  1927),  Мгулин  ("На
крови"  Мстиславского,  1928),  Костя-капитан  ("Аристократы"  Погодина,
1935), Филька ("Интервенция" Славина, 135), Денис Давыдов  ("Фельдмаршал
Кутузов" Соловь„ва, 1940), Рубинштейн ("Кому подчиняется время" бр.  Тур
и Шейнина, 1946). Р.- характерный акт„р, его иск-во отличалось  остротой
и оригинальностью замысла, ч„ткостью и отработанностью внешних  деталей.
В 1938 Р. исполнил роль В. И. Ленина в  спектакле  "Человек  с  ружь„м".
Первая режисс„рская  работа  -  "Пэпо"  Сундукяна  (1925,  Арм.  студия,
Москва),  затем  Р.  пост.  ряд  спектаклей  в  Центр,  детском  т-ре  -
"Изобретатель и комедиант" Даниэля  (1938),  "Первая  любовь"  Фраермана
(1939), "Особое задание" Михалкова  (1946);  в  Моск.  т-ре  оперетты  -
"Табачный капитан" В. Щербач„ва (1942), "Холопка" Стрельникова (1945)  и
др. Особое место в творчестве Р.  занимает  ярко  театральный  спектакль
"Много  шума  из  ничего"  (1936),   исполненный   веселья,   изящества,
гуманизма, выражающий торжество простых  естественных  чувств,  любви  и
дружбы.
   В Т-ре им. Вахтангова Р. пост. также спектакли:
   "Дорога цветов" Катаева (1934), "Без  вины  виноватые"  (1937);  "Дон
Кихот"  Булгакова  (1941),  "Русский  вопрос"  (1947);  "Макар  Дубрава"
Корнейчука (1948) и др.
   С 1925 занимается  педагогич.  деятельностью,  в  1934-41  и  1946-50
преподавал во ВГИКе, в  1942-  1946-в  студии  Моск.  т-ра  оперетты,  с
1950-профессор ГИТИСа (ф-т муз. режисс„ров), с 1953 препода„т  в  театр.
уч-ще им. Щукина.
   Соч.: Работа актера, кн. l. M., 1935; Работа актера, M., 1939.
   Лит.: Театр им. Евг. Вахтангова. 20 лет. Сборник, [M.J, 1946; P ы н д
и н В., Труд увлекательный и вдохновенный, в кн.: Шекспировский сборник.
1958, M., [1959], с. 479. Л. Ним.
   РАПП (Российская ассоциация пролетарских  писателей)  -  литературная
организация, созданная в 1925 в целях  укрепления  позиций  пролетарских
писателей и их мобилизации вокруг задач социалистич. строительства. РАПП
имела отделения в крупных городах РСФСР и наряду с др.  республиканскими
ассоциациями пролетарских писателей входила  во  Всесоюзное  объединение
ассоциаций пролетарских писателей СССР (ВОАПП); была е„  осн.  ядром.  В
условиях   формирования   социалистич.   лит-ры   существование   особых
организаций,  объединявших  деятелей  лит-ры  и  иск-ва,   стоявших   на
пролетарских позициях, призванных бороться с еще  столь  сильными  в  ту
пору бурж. влияниями, было исторически оправдано. В РАПП входили  видные
сов. драматурги: А. Н. Афиногенов, В. Н.  Билль-Бело-церковский,  В.  М.
Киршон и др. В 1930  в  РАПП  вступил  В.  В.  Маяковский.  Но  по  мере
укрепления и развития социалистич.  строительства  существование  особых
пролетарских организаций в лит-ре и иск-ве перестало  быть  необходимым.
Сектантские тенденции, догматизм и вульгаризаторство, об опасности к-рых
предупреждала еще резолюция ЦК  РКП(б)  "О  политике  партии  в  области
художественной литературы" (от 18 июня 1925), усилились в последние годы
деятельности РАПП. Они отч„тливо проявились на совещании драматургов  по
вопросам т-ра и драматургии (январь - февраль  1931),  в  к-ром  приняли
участие мн. видные деятели сов. т-ра. В нек-рых  теоретич.  выступлениях
представителей  РАПП  (напр.,  в  книге  Афиногенова  "Творческий  метод
театра", 1931) сказалось влияние вульгаризаторских рапповских  теорий  о
"диалектико-материалистическом   творческом   методе",   приводивших   к
нивелировке специфики художественного творчества. Ошибки РАПП проявились
и в критич. нападках  на  передовые  явления  сов.  драматургии  (напр.,
выступления В. В. Ермилова против пьесы Маяковского "Баня"). В 1932  был
опубликован    "Театральный    документ    РАПП",    в    к-ром     даны
вульгарно-социологич. оценки крупнейших  сов.  т-ров  (МХАТа,  Т-ра  им.
Мейерхольда и др.). Возрождая ложные  теории  Пролеткульта,  члены  РАПП
пытались в нач. 30-х годов создать сеть "театров РАПП", противопоставляя
их всем остальным сов. т-рам. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23  апр.  1932
"О  перестройке  литературно-художественных  организаций"  РАПП  и   др.
родственные ей объединения, стесняющие развитие  художеств.  творчества,
были ликвидированы.
   Лит.:  О  политике  партии  в  области   художественной   литературы.
(Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г.). в сб.: О партийной и советской
печати, М.. 1954, с. 343-- 346; О перестройке литературно-художественных
организаций. (Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г.), там же,  с.
431. Б. Рос.
   РАППОРТ, Александр Сем„нович (1843-1908) - рус. артист оперы (тенор).
В 1865-71 и в 1874-85 - солист Большого, в 1871-74 - Мариинского  т-ров.
В последние годы жизни работал в провинции. В 1893-94 был  организатором
оперных спектаклей в Симбирске.
   Партии:   Князь,   Феб   де    Шатопер    ("Русалка",    "Эсмеральда"
Даргомыжского), Собинин, Финн  ("Иван  Сусанин",  "Руслан  и  Людмила"),
Бастрюков ("Воевода" Чайковского),  Борис  ("Гроза"  Кашперова).  Фауст;
Оттавио ("Дон Жуан"), Эль-вино ("Сомнамбула"  Беллини),  Макс  ("Вольный
стрелок" Вебера) и др.
   РАПСОДЫ (греч., ед.  ч.-  рафоОо;)-  др.-греч.  странствующие  певцы,
собиратели нар. песен, исполнители эпич. поэм (гл. обр. поэм Гомера).  В
отличие от аэдов, певцов-импровизаторов, Р.  исполняли  уже  сложившийся
поэтич. текст; иногда они одновременно были и поэтами. Античное предание
считало Гомера Р.
   РАСЙН  (Racine),  Жан  (21.XII.1639,  Ла-Ферте-Ми-лон,-   21.IV.1699,

Страницы: «« « 1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864  1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873   1874  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия