|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 » »» сценич. речи; участвовала в подготовке акт„рских кадров для т-ров
республик. Снималась в кино.
Лит.: "Театр и искусство", 1904, .ј 26; "Литература и искусство",
1944, ј 3 (107) [Некролог]: Тарасов Н., Из истории Тульского т-ра,
"Литературная Тула", 1952, кн. 5, с. 136-38. . . , А. Кл.
РАХМАТОВА, Фарогат (р. 25. V. 1926) - узб. сов. артистка. Нар. арт.
Узб. ССР,(1964). В 1948 окончила студию при Т-ре им. Ташсовета.
(Ташкент). В 1942- 1948 - актриса Т-ра им. Ташсовета; с 1948 - Т-ра им.
Мукими.
Роли: Махбуба ("Холисхон" Хамзы), Нурхон (о. п. Яшена, муз. Джалилова
и Сабитова), Мухаббат ("Даврон Ота" Яшена и Абдуллы), 3-ухра, Барчин
("Тахир и Зухра", "Ал-памыш" Абдуллы, муз. Джалилова), Ширин ("Фархад и
Ширин" Яшена, муз. Раджаби и Мушеля), Гульозин ("Мукан-на" Алимджана,
муз. Раджаби), Абида ("Мукими" Джалилова и Мушеля), Санам ("Азим и
Санам" Бабаджанова, муз. Ата-ниязова и Степанова). Кумуш ("Дочь
Зеравшана" Файзи, муз. Сааткулова), Офтобхон (о. п. Яшена, муз.
Джалилова), Рисолат Пари ("Влюбл„нный Ташболта" Гуляма, муз. Ле-виева),
Алиман ("Материнское поле" по Айтматову).
РАХМАТУЛЛАЕВ, Ходжикуль (р.15.У.1909)- тадж. сов. акт„р и режисс„р.
Нар. арт. Тадж. ССР (1957). Член Коммунистической партии с 1958. В 1924
поступил в узб. театр. студию в Москве. По окончании студии (1927) был
принят в труппу узб. Т-ра им. Хамзы, с 1936 - акт„р, затем режисс„р Т-ра
им. Лахути.
Роли: Мирбадал, Хоркаш ("Шодмон", 1939, "Краснопа-лочники", 1941,
Улуг-Заде), Лоренцо ("Ромео и Джульетта", 1947), Усмон Афанди
("Дохунда", Улуг-Заде, 1954), Шпекин, Городничий ("Ревизор", 1952),
Глостер ("Король Лир", 1957), Балами ("Рудаки" Улуг-Заде, 1958), Забелин
("Кремл„вские куранты", 1960) и др.
Акт„рское иск-во Р. отличается психологич. глубиной, обаянием,
искренностью, простотой.
С 1938 Р. занимается режиссурой; пост. спектакли:
"Сердце матери" Икроми (1942), "Ш„лковое сюзане" Каххара (1953),
"Экзамен", "Жизнь и любовь" Ансори (1958); "Ромео и Джульетта" (1963) и
др. Снимается в кино. С 1962 вед„т педагогич. работу. Я. Я.
РАЧЬЯ АЗНЙВ (1853-1920) - арм. актриса и режисс„р. Род. в
Константинополе (Стамбуле). Сценич. деятельность начала в 1869.
Выступала в труппах А. Вардовяна и П. Магакяна. В нач. 80-х гг. 19 в.
переехала на Кавказ и вступила в Тифлисскую труппу арм. т-ра. Глубокой
эмоциональностью и вдохновением было отмечено исполнение Р. ролей:
Маргариты Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Порции ("Венецианский
купец"), Нины ("Маскарад"), Софьи ("Горе от ума"); Маргариты ("Супруги"
Сундукяна). Яркий образ пламенной патриотки Рузан создала Р. в одноим.
пьесе Мурацана. Раскрывая внутр. мир своих сценич. героинь, Р. с большим
мастерством передавала их сложные, противоречивые душевные переживания.
В последние годы жизни работала в Бакинском арм. театре как актриса и
режисс„р, вела педагогич. деятельность. Написала воспоминания (изд. в
Париже в 1909). Г. Т.-С.
РАЧЮНАС, Антанас Ионович [р.4(17).1Х.1905 ] - литов. сов. композитор.
Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1954). В 1933 окончил Каунасскую
консерваторию по классу композиции Ю. Груодиса; в 1936-39
совершенствовался в Париже. Автор опер "Три талисмана" по мотивам литов.
нар. сказок (1936, Литовский т-р оперы и балета, Каунас) и "Марите"
(1953, там же, Вильнюс) о героине литов. народа Марите Мельникайте,
погибшей в борьбе с фашистами в годы Великой Отечеств, войны, "Город
солнца" (1965, там же)-о первом литов. атеисте К. Лищинска-се, а также
вок., симф. и др. соч. Вед„т педагогич. деятельность: с 1931 - в
Каунасской нар. консерватории, с 1940 - в Вильнюсской консерватории (с
1958- профессор). Ученики: Э. Бальсис, В. Клова и др.
РАШ‚ВСКАЯ, Наталия Сергеевна [14(26).X.1893- 18.111.1962] - рус. сов.
актриса и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1914 окончила драм. курсы
при Петерб. имп. театр. уч-ще и была принята в труппу Александрийского
т-ра. В 1917-18 играла на сцене петрогр. Т-ра Незлобина, в 1918 посещала
Театр. студию под рук. В. Э. Мейерхольда. В 1918-20 Р. работала в т-рах
Петрозаводска и Костромы. В 1921 возвратилась в Академия, т-р драмы
(ныне Ле-нингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина), где работала до конца
жизни.
Одна из центр, тем творчества актрисы - формирование характера сов.
женщины, активной участницы преобразования жизни;была первой
исполнительницей ролей Розы Бергман, Ирины ("Конец Криворыль-ска",
"Огненный мост" Ромашова), Елены Макаровой ("Страх"). Р. создала образы,
исполненные высокого гражданского звучания. Суровая патетика отличала
образ Оксаны ("Гибель эскадры"), в к-ром воля бойца сочеталась с женским
обаянием. Тему рус. женщины, мужавшей в трагич. испытаниях, актриса
раскрывала и в роли Анны Николаевны Талановой ("Нашествие"). Прозрение
женщины, осознавшей значение идеалов гуманизма, показала Р. в спектакле
"Мать" Чапека (исполняла заглавную роль). В этих ролях Р. проявились
характерные особенности е„ иск-ва - простота сценич. формы, гражд.
взволнованность. Р. всегда стремилась подчеркнуть силу духа своих
героинь, их интеллект, в то же время е„ сценич. образы исполнены
женственности, лиризма.
С 1934 Р. выступала и как режисс„р. Пост. на сцене Большого драм.
т-ра им. Горького, худ. рук. к-рого она была в 1946-50 (параллельно с
работой в т-ре им. Пушкина), спектакли: "Враги" (1948), "Егор Булычев и
другие" (1949), "Достигаев и другие" (1951), "Обрыв" по Гончарову
(1956).
Др. роли: А.ксюша ("Лес"), Консуэлла ("Тот, кто получает пощ„чины"
Андреева), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Елена Андреевна
("Дядя Ваня"), Королева ("Гамлет"), Малютина ("Персональное дело"
Штейна), Ки-сельникова ("Пучина" Островского), Констанция ("Осенний сад"
Хелман)'.
Лит.: С т р о н с к а я Е., Н. Рашевская, [М., 1961 ].
M. Люб.
РАШЕЛЬ (Rachel) [наст. имя и фам.- Элиза Ра-шель Феликс (Felix);
28.II.1821-3 или 4.1.1858]- франц. актриса. Дочь бедного
разносчика-еврея. В детстве пела песенки на улицах Парижа. В 1837
дебютировала в т-ре "Жим-наз" в комедии "Вандеянка" Дюпора. Но дарование
Р. было чуждо л„гкому водевильно-комедийному репертуару этого т-ра. Р.
стала брать уроки театр. иск-ва у видного драм. акт„ра, педагога Ж. И.
Сансона. В 1838 она дебютировала в т-ре "Ко-меди Франсез". Первые
выступления Р. прошли незамеченными, но вскоре появились восторженные
Страницы: «« « 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |