Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 » »» начала требует от исполнителя определ„нного результата, т. е. определ„нных чувств и законченной формы их выражения. Такой метод приводит к штампу, внешнему "наигрыванию" чувств, "творч. зажиму". Задача режисс„ра - помочь акт„ру найти верный путь к желаемому результату, подсказывая ему не чувства и не форму их выражения, а действия. Выполнение этих действий естественным пут„м приводит исполнителя к нужному чувству. Т.о., режисс„р направляет акт„ра на путь органич. творчества. Любое режисс„рское задание может быть сделано в форме показа, объяснения или "подсказа". Однако показ может принести пользу только в том случае, если акт„р, уловив мысль режисс„ра, реализует е„ по-своему, своими средствами, исходя из своей творч. индивидуальности. В процессе воплощения режисс„рского замысла принято различать 3 репетиционных периода - т. н. "застольный", в "выгородке" и на сцене. Термин "застольный" является условным. Этот период имеет 2 этапа. Первый, более короткий, состоит из собеседований, в ходе к-рых режисс„р знакомит акт„ров с основными элементами своего замысла и совместно с исполнителями разбирает пьесу (обсуждение образов, выяснение взаимоотношений действующих лиц, определение сквозного действия). Цель этих собеседований - будить инициативу акт„ра, активность его творч. мысли в нужном направлении. Во время второго периода осуществляется т. н. действенный анализ пьесы, устанавливается действенная линия каждой роли: выясняются конфликты, определяются события, являющиеся этапами в развитии сквозного действия пьесы, вскрываются логика и последовательность действий и поступков отдельных персонажей, нащупываются подтексты и делаются попытки завязать живое творч. общение между партн„рами. В процессе застольных репетиций появляются нам„ки, зародыши будущих сценич. красок (жесты, движения, интонации). В этот период акт„ры иногда встают из-за стола, чтобы в живом действии (нек-рые режисс„ры широко используют для этого метод этюдов) проверить и закрепить намеченное за столом. Неправильное, слишком длительное использование "застольного" периода дало основание Станиславскому в последние годы его жизни поставить вопрос о полном отказе от "застольного" метода работы с тем, чтобы всю программу этого периода претворить в живое действие. Однако практика показала, что "застольный" период при правильном, целеустремл„нном его проведении может приносить существенную пользу. Репетиции "в выгородке"- проводятся в условиях временной сценич. установки, к-рая приблизительно воспроизводит будущее оформление спектакля: "выгораживаются" нужные комнаты, ставятся различные "станки", лестницы, необходимая для игры мебель. Осн. содержанием режисс„рской работы в этот период являются поиски мизансцен - одного из важнейших средств образного выражения режисс„рской мысли, одного из гл. элементов спектакля. В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен выражается сущность совершающегося действия. Характер мизансцен (к-рые могут строиться не только по принципу жизненного правдоподобия, но н приобретать образно-символич. значение как художественное обобщение или метафора) определяет стиль спектакля, но режисс„р стремится "подвести" акт„ра к мизансцене так, чтобы она стала для него внутренне необходимой. Т. о., режисс„рская мизансцена становится акт„рской. Именно в этом смысле, очевидно, следует понимать тезис Немп-ровича-Данченко - "режисс„р должен умереть в акт„ре". Первоначальный замысел - "партитура" мизансцен - нужен режисс„ру лишь как исходная позиция. Конечный результат складывается в процессе взаимодействия режисс„ра с акт„рами. Третий период работы над спектаклем протекает на сцене. В это время осуществляется окончательная отделка спектакля, его шлифовка. Согласовываются все элементы -- акт„рская игра, внешнее оформление, свет, гримы, костюмы, музыка, шумы и т. п.,- создающие целостный образ спектакля. Результат этой работы проверяется и закрепляется на генеральных репетициях. Однако и после премьеры работа над спектаклем не прекращается. Делая замечания, уточняя рисунок мизансцен, внося поправки, режисс„р в течение нек-рого времени совершенствует спектакль. Если спектакль долго держится в репертуаре, то могут появиться признаки его "увядания", что выражается обычно в "заштамповывании" или даже искажении первоначального рисунка, в превращении акт„рской игры из живой, органической в механическую. Тогда режисс„р проводит репетиции с целью "освежения" спектакля пут„м внесения в него новых сценич. красок. Н. М. Горчаков записал следующие слова Станиславского о сущности Р. и.: "Режисс„р это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать акт„рам, как е„ играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режисс„р это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных... В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит и нам, режисс„рам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режисс„рское мышление. Режисс„р не может быть только посредником между автором и театром, он не может быть только повитухой и помогать родиться спектаклю. Режисс„р должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные современности" (Горчаков Н., Режисс„рские уроки К. С. Станиславского, 1951, с. 41-42). Бор. 3. Исторический очерк. Р. и. в совр. смысле слова - как иск-во создания художественно-целостного сценич. произведения - возникло в конце 19 в. Зачаточные формы режиссуры складывались в виде более или менее устойчивых театр. традиций, правил, принятых норм. Сочетание в одном лице автора и исполнителя, характерное для ранних ступеней развития т-ра, обусловливало участие драматурга во вс„м процессе подготовки спектакля, в обучении акт„ров и т. д. В античном т-ре драматурги принимали непосредственное участие в постановке своих произв. Иск-во пост. спектаклей развивается в религиозных представлениях 14-16 вв. (миракль, мистерия, моралите), насыщенных зрелищными эффектами. Формирование проф. т-ра в эпоху Возрождения происходило обычно в условиях, когда драматург выступал и как акт„р, и как руководитель труппы, организатор и постановщик представления (напр., в Италии А. Беолько, в Испании Лопе де Руэда, в Германии Г. Сакс, и др.). Характерный для нек-рых видов нар. т-ра (итал. комедия дель арте, фарс и др.) метод импровизации, при постоянных сценариях вместо пьес и масках вместо характеров, по существу исключал потребность в режисс„ре. Большое значение для развития первооснов режисс„рской культуры имела Страницы: «« « 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |