Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 » »» Вахтангова, работавшего в неск. студиях, и особенно плодотворно в 1-й и 3-й ("вахтанговской") Студиях МХТ. Стремясь к синтезу режисс„рских исканий Станиславского и Мейерхольда, Вахтангов создал ряд спектаклей, в к-рых новое социальное содержание иск-ва было выражено предельно ч„тко и в грациозной форме. Вахтанговское понимание театральности как "современного идейного отношения художника к изображаемой жизни" стало одним из осн. принципов сов. Р. и. Принципы условного т-ра Мейерхольда обогатились в это время требованием открытой политич. тенденциозности, экспериментами в области жанра политобозрений, новыми методами тренировки акт„ра (см. Биомеханика). При этом в развитии режиссуры Мейерхольда постепенно проступала вс„ усиливавшаяся тенденция к реализму. В сов. Р. и. этих лет яркая политич. тенденциозность сочеталась с глубоким психологизмом, правдивостью, „мкостью характеров, напряж„нностью действия. Это нашло сво„ образное выражение в работе режисс„ров разл. индивидуальностей. По-разному раскрывалась тема революции и гражданской войны в спектаклях Е. О.Любимова-Ланского ("Шторм", Т-р им. МГСПС, 1925), А. Д. Попова ("Виринея" Сейфуллиной и Правдухина, Т-р им. Вахтангова, 1925, "Разлом", там же, 1927), И. С. Платона ("Любовь Яровая", 1926, Малый т-р), в спектаклях МХТ, осуществл„нных И. Я. Судаковым под рук. Станиславского ("Дни Турбиных" Булгакова, 1926; "Бронепоезд 14-69", 1927). Спектакли этих режисс„ров знаменовали собой новый этап в развитии сов. т-ра. Они были проникнуты героич. патетикой прославления народа, взявшего власть в свои руки. Одновременно сов. Р. и. проявило себя и в сатирич. жанре. Врагов революции, приспособленцев обличали спектакли Мейерхольда ("Мандат" Эрдмана, Т-р им. Мейерхольда, 1925), А. Л. Грипича ("Воздушный пирог" Ромашова, Т-р Революции, 1925), А. Д. Дикого ("Человек с портфелем" Файко, там же, 1928). В Р. и. Таирова в этот период сказалось стремление преодолеть эстетич. замкнутость; пост. им спектакли отличались социальной заостр„нностью ("Опера нищих" Брехта и Вейля, 1930), обличали бурж. действительность ("Машиналь" Тредуэлл, 1933). В 20-е гг. иск-во "левого" т-ра переживало кризис. В н„м сказывалось увлечение самоцельным формотворчеством ("Учитель Бубус" Файко, Т-р им. Мейерхольда, реж. Мейерхольд, 1925), вульгарно-социологич. тенденции. Формализм и вульгарно-со-циологич. подход к иск-ву проявлялись и позднее -- в творчестве реж. Н. О. Волконского ("Горе от ума", Малый т-р, 1930), Н. П. Акимова ("Гамлет", Т-р им. Вахтангова, 1932) и др. Но когда реалистич. тенденции в Р. и. побеждали, на сцене появлялись такие этапные в истории сов. т-ра постановки, как "Оптимистическая трагедия" (Камерный т-р, реж. А. Я. Таиров, 1933), "Разбойники" (Т-р им. Руставели, реж. А. Ахметели, 1933). В области интерпретации классики велись интересные и плодотворные эксперименты, в к-рых участвовали и Вахтангов ("Свадьба" Чехова, 1920), и Станиславский ("Ревизор", 1921), и Таиров ("Федра" Расина, 1921), и Мейерхольд ("Доходное место", 1923, "Лес", 1924). Торжеством реалистич. принципов режиссуры были пост. Станиславским спектакли "Горячее сердце" (1926) и "Женитьба Фигаро" (1927). В центр обществ, внимания стали быстро выдвигаться т-ры, обладавшие давними и богатыми реалистич. традициями, и в первую очередь МХАТ, а также режисс„ры, вышедшие из стен этого т-ра или его студий. Режиссура К. С. Станиславского и Вл. И. Неми-ровича-Данченко получила мировое признание. Создатель ряда сценич. шедевров сов. т-ра К. С. Станиславский вн„с огромный вклад в теорию т-ра и в теорию Р. и., в частности, разрабатывая свою "систему", в к-рой были впервые научно обоснованы объективные закономерности сценич. творчества (см. Станиславского система). В. И. Немирович-Данченко обогатил практику т-ра такими совершенными произведениями Р. и., как "Воскресение" по Л. Н. Толстому (1930), "Враги" (1935), "Три сестры" (1940) и др, В практике и теории Станиславского и В. И. Неми-ровича-Данченко нашли глубокое воплощение принципы социалистич. реализма Р. и. Расцвет сов. т-ра в 30-е гг. был связан с торжеством этих принципов в работах режисс„ров различных индивидуальностей. Метод социалистич. реализма утверждался в творчестве выдающихся режисс„ров русского (Ю. А. Завадский, Р. Н. Симонов, И. Н. Берсенев, Н. В. Петров, Л. С. Вивьен), украинского (Г. П. Юра, Б. В. Рома-ницкий, М. М. Крушельницкий), грузинского (К. А. Марджанишвили, А. Ахметели), армянского (В. Ад-жемян), белорусского (Е. Мирович, В. Голубок), еврейского (С. Михоэлс) и др. т-ров. А. Д. Попов в спектаклях "Поэма о топоре" (Т-р Революции, 1931), "Мой друг" (там же, 1932), "Ромео и Джульетта" (там же, 1935), "Укрощение строптивой" (ЦТСА, 1937) достиг гармонич. сочетания патетики и юмора; в его опти-мистич. спектаклях особенно примечательны были полные динамики массовые, нар. сцены. В бурных режисс„рских композициях Н. П. Охлопкова проявилось стремление к активному контакту между сценой и зрительным залом ("Разбег" Ставского, 1932; "Мать" по Горькому, 1933; "Железный поток" по Серафимовичу, 1934,все в Реалистич. т-ре). Ю. А. Завадский, развивая традиции Вахтангова, пост. героич. спектакли ("Мстислав Удалой" Прута, ЦТСА, 1932; "Гибель эскадры" Корнейчука, там же, 1934), осуществил ряд праздничных комедийных постановок ("Трактирщица" Гольдони, Т-р им. Моссовета, 1940). Б. Е. Захава, также опираясь на традиции Вахтангова, с большой социальной остротой и тонким психологизмом впервые воплотил на сцене пьесу М. Горького "Егор Булычев и другие" (Т-р им. Вахтангова, 1932). Вахтанговской яркой театральностью были отмечены и режисс„рские работы Р. Н. Симонова - "Интервенция" Славина (Т-р им. Вахтангова, 1933), "Человек с ружь„м" Погодина (там же, 1937). Сов. Р. и. 30-х гг. отличалось огромным богатством и разнообразием талантов, изобилием смелых новаторских решений, сценич. форм, стало сильнейшим в мире, оказывало огромное влияние на т-р Запада и Востока. Но одновременно в 30-х гг. обнаружились отрицательные явления - безыдейное, чисто формальное экспериментаторство. Борьба с формализмом оказала воздействие на развитие Р. и. В то же время в этой борьбе иногда зач„ркивались новые искания в сфере выразительности формы и вообще принципы условного т-ра, канонизировались методы работы Р. и. МХАТа. Наиболее резкой критике подвергались режисс„рские работы Мейерхольда. Между тем, хотя развитие иск-ва Мейерхольда шло весьма сложными и подчас затрудн„нными путями, тем не менее в его творчестве конца 20-х - нач. 30-х гг. были и большие, принципиально важные достижения. Такие постановки Мейерхольда, как "Ревизор" (1926), "Клоп" (1929), "Баня" (1930); "Вступление" Германа (1933), знаменовали собой очевидное обогащение художественных средств режисс„ра. Тенденциям монотонного копирования внешних форм жизни, подмены правды мелочным правдоподобием, Страницы: «« « 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |