Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1881   1882   1883   1884   1885   1886   1887   1888   1889  1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896   1897   1898   1899  » »»

исполнительской культуры певцов-акт„ров и  оперной  режиссуры.  Особенно
активно этот процесс протекает в рус. оперном иск-ве. Уже в 1856 в связи
с появлением на оперной сцене "Русалки"  Даргомыжского  крупнейший  муз.
критик и композитор А. Н. Серов утверждал синтез поэзии, музыки и  драмы
как основополагающий принцип развития муз. драмы  в  России  и  поставил
вопрос об  оперной  режиссуре.  "...Для  внешнего  воплощения  оперы  на
,,сцене'4,-писал он,- необходима, кроме автора текста и композитора, еще
третья  поэтически-просветленная  деятельность,   которая   бы   создала
художественно постановку (во всем ее обширном смысле), игру  актеров  (в
главных чертах, т. е.  группирование,  время  выхода  и  другие,  иногда
чрезвычайно тонкие подробности режиссерской части) так, чтобы актеры,  а
также  декораторы,  машинисты,  костюмеры  и  проч.  состояли  от   этой
"третьей"  создающей  власти  в  такой  же  зависимости,  как  музыканты
оркестра и певцы  (в  смысле  "музыкальных  "исполнителей)  находятся  в
зависимости  от  партитуры  и  капельмейстера...   Об   участии   особой
"поэтической" деятельности при сценическом воплощении  текста  и  музыки
оперы иногда и не догадываются" (Избр. статьи,  т.  1,  1950,  с.  255).
Настойчивые требования к повышению сценич. культуры в  опере  предъявили
новаторские произведения муз.  драматургии  П.  И.  Чайковского,  М.  П.
Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. По настоянию Чайковского,  напр.,
первая постановка "Евгения Онегина" была осуществлена не на  сцене  имп.
т-ров, а в консерватории, под руководством И. В.  Самарина,  крупнейшего
представителя иск-ва Малого т-ра. Чайковский понимал, что для успеха его
новой, необычной по содержанию и по форме  оперы  нужны  певцы,  которые
будут "...просто, но хорошо играть, ...нужна постановка не роскошная, но
соответствующая времени очень строго", нужны  хоры,  к-рые  должны  быть
"...не стадом овец, как на императорской сцене, а  людьми,  принимающими
участие в действии оперы..." ("Чайковский об опере", 1952, с. 28).  Имп.
сцена с  е„  рутиной,  косностью  и  бюрократич.  порядками  становилась
препятствием на пути  обновления  оперного  иск-ва.  Подлинное  рождение
Мусоргского    как    оперного     драматурга-новатора     и     отчасти
Римского-Корсакова связано с деятельностью  Московской  частной  русской
оперы, созданной С. И. Мамонтовым. Здесь уделялось большое  внимание  не
только муз., но и режисс„рской  стороне  спектакля.  Мамонтовская  опера
сыграла  большую  роль  в  развитии  оперной  режиссуры.  Кроме   самого
Мамонтова и М. В.  Лентовского  (постановщика  "Бориса  Годунова"),  она
воспитала многих известных оперных режисс„ров (П. И. Мельникова,  В.  А.
Лосского, П. С. Оленина, В. П.  Шка-фера  и  Др.).  Дальнейшее  развитие
принципов оперной режиссуры происходило под влиянием сценич. реформы МХТ
и  творчества  Ф.  И.  Шаляпина,  к-рый  сам  был   прекрасным   оперным
режисс„ром.   Осуществлялись   попытки   обновления   оперного   иск-ва,
преодоления традиционной формы оперных представлений, повышения  сценич.
культуры в опере. Режисс„р  А.  А.  Санин  переносил  на  оперную  сцену
постановочные приемы МХТ. Создатель т-ра  муз.  драмы  И.  М.  Лапиц-кий
стремился к сближению оперы и драмы, привнося подчас в  свои  постановки
элементы натурализма, чуждые муз. природе оперного жанра. Оперное иск-во
предреволюц. лет испытывало на себе  влияния  и  эс-тетско-декадентского
т-ра. Особый интерес представляла оперная режиссура В.  Э.  Мейерхольда,
к-рый в содружестве с А.Я.Головиным поставил в 1909-17 ряд спектаклей  в
Мариинском т-ре, а также опыты  создания  синтетич.  т-ра  и  воспитания
"универсального" акт„ра, предпринимавшиеся Ф. Ф. Комиссаржевским.
   В сов. время обновление оперного иск-ва неразрывно связано с  именами
К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, к-рые с 1918 до  конца
жизни руководили Оперным и Муз. т-рами, создавая  высокие  образцы  муз.
драмы и комедии. Шедеврами оперной  режиссуры  Станиславского  были  его
постановки:  "Евгений  Онегин"   (1922),   "Царская   невеста"   (1926),
"Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935) и др.  Утверждению  новой
исполнительской  и  режисс„рской  культуры  в  опере  способствовали   и
постановки Немировича-Данченко. Особое значение  имели  поставленные  им
произв. сов. композиторов:
   "Катерина  Измайлова"  Шостаковича.  (1934)  и  "В  бурю"  Хренникова
(1939).  Иск-во  сов.  оперной  режиссуры,   опирающееся   на   принципы
социалистич. реализма, складывалось  в  борьбе  с  отживающими  оперными
условностями   и   чуждыми   формалистич.   влияниями,   препятствующими
воплощению высоких  гуманистич.  идей  эпохи  строительства  коммунизма.
Развитие режисс„рского иск-ва на сов. оперной сцене связано с именами Н.
В. Смолича, Б. А. Мордвинова, Л. В. Ба-ратова, Б. А. Покровского, И.  М.
Туманова и  др.  Оно  формировалось  под  воздействием  нового  оперного
репертуара, насыщенного идеями и образами социалистич. действительности.
Деятели  сов.  оперного  т-ра  ищут  новых  исполнительских  средств   и
своеобразного режисс„рского решения.
   Возрастает роль режисс„ра - создателя оперного спектакля - и  во  мн.
зарубежных оперных т-рах. К постановкам спектаклей на оперной сцене  вс„
больше привлекаются выдающиеся деятели т-ра  и  кинематографии.  Так,  в
оперном миланском т-ре "Ла  Скала"  ставили  спектакли  такие  известные
режисс„ры, как Л. Висконти, Э. Де Филиппе, Ж. Ви-лар, Г. Грюндгенс и др.
В нек-рых оперных т-рах [напр., в  "Комише  опер"  (ГДР),  возглавляемой
режисс„ром   В.   Фельзенштейном]   деятельность    т-ра    определяется
направленностью Р. и. Особые задачи встали перед  оперной  режиссурой  в
связи с новаторским характером совр. оперной драматургии нек-рых ведущих
зарубежных  авторов  (напр.,  произв.  англ.  композитора  Б.  Бриттена,
порывающие с традиционными оперными формами).  Развитие  совр.  оперного
иск-ва  невозможно  без   активного   творч.   участия   режисс„ра   как
интерпретатора  произведения,.  постановщика,  воспитателя   акт„ров   и
организатора труда всего художеств. коллектива. Г р. К.
   Режисс„рское  искусство  в  балетном  театре.   Одним   из   основных
создателей спектакля в  балетном  т-ре  является  балетмейстер.  Участие
режисс„ра в спектакле носит иной характер, чем в драматическом и оперном
т-рах. В рус. балетных труппах, как в  дореволюционных,  так  и  в  сов.
оперно-балетных  т-рах,  наличие  режисс„ра  обязательно.  В  крупнейших
труппах существовал целый штат режисс„ров.
   Обязанности режисс„ра балетного т-ра  (иногда  он  именуется  ведущим
режисс„ром)  носят  производственно-организационный  характер  (функции,
близкие обязанностям помощника режисс„ра).
   В сов. балетном  т-ре  к  пост.  спектаклей  привлекались  крупнейшие
режисс„ры драмы и оперы, к-рые совместно с балетмейстером находят единое
идейно-художеств.  решение  спектакля  (совм.  разрабатываются  массовые
сцены  и  отдельные  роли  и  др.).  Практика  содружества  режисс„ра  и
балетмейстера  способствовала  созданию  значит,  спектаклей.  В   пост.
балетных спектаклей принимали участие такие крупнейшие режисс„ры, как В.

Страницы: «« « 1881   1882   1883   1884   1885   1886   1887   1888   1889  1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896   1897   1898   1899  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия