|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 » »» исполнительской культуры певцов-акт„ров и оперной режиссуры. Особенно
активно этот процесс протекает в рус. оперном иск-ве. Уже в 1856 в связи
с появлением на оперной сцене "Русалки" Даргомыжского крупнейший муз.
критик и композитор А. Н. Серов утверждал синтез поэзии, музыки и драмы
как основополагающий принцип развития муз. драмы в России и поставил
вопрос об оперной режиссуре. "...Для внешнего воплощения оперы на
,,сцене'4,-писал он,- необходима, кроме автора текста и композитора, еще
третья поэтически-просветленная деятельность, которая бы создала
художественно постановку (во всем ее обширном смысле), игру актеров (в
главных чертах, т. е. группирование, время выхода и другие, иногда
чрезвычайно тонкие подробности режиссерской части) так, чтобы актеры, а
также декораторы, машинисты, костюмеры и проч. состояли от этой
"третьей" создающей власти в такой же зависимости, как музыканты
оркестра и певцы (в смысле "музыкальных "исполнителей) находятся в
зависимости от партитуры и капельмейстера... Об участии особой
"поэтической" деятельности при сценическом воплощении текста и музыки
оперы иногда и не догадываются" (Избр. статьи, т. 1, 1950, с. 255).
Настойчивые требования к повышению сценич. культуры в опере предъявили
новаторские произведения муз. драматургии П. И. Чайковского, М. П.
Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. По настоянию Чайковского, напр.,
первая постановка "Евгения Онегина" была осуществлена не на сцене имп.
т-ров, а в консерватории, под руководством И. В. Самарина, крупнейшего
представителя иск-ва Малого т-ра. Чайковский понимал, что для успеха его
новой, необычной по содержанию и по форме оперы нужны певцы, которые
будут "...просто, но хорошо играть, ...нужна постановка не роскошная, но
соответствующая времени очень строго", нужны хоры, к-рые должны быть
"...не стадом овец, как на императорской сцене, а людьми, принимающими
участие в действии оперы..." ("Чайковский об опере", 1952, с. 28). Имп.
сцена с е„ рутиной, косностью и бюрократич. порядками становилась
препятствием на пути обновления оперного иск-ва. Подлинное рождение
Мусоргского как оперного драматурга-новатора и отчасти
Римского-Корсакова связано с деятельностью Московской частной русской
оперы, созданной С. И. Мамонтовым. Здесь уделялось большое внимание не
только муз., но и режисс„рской стороне спектакля. Мамонтовская опера
сыграла большую роль в развитии оперной режиссуры. Кроме самого
Мамонтова и М. В. Лентовского (постановщика "Бориса Годунова"), она
воспитала многих известных оперных режисс„ров (П. И. Мельникова, В. А.
Лосского, П. С. Оленина, В. П. Шка-фера и Др.). Дальнейшее развитие
принципов оперной режиссуры происходило под влиянием сценич. реформы МХТ
и творчества Ф. И. Шаляпина, к-рый сам был прекрасным оперным
режисс„ром. Осуществлялись попытки обновления оперного иск-ва,
преодоления традиционной формы оперных представлений, повышения сценич.
культуры в опере. Режисс„р А. А. Санин переносил на оперную сцену
постановочные приемы МХТ. Создатель т-ра муз. драмы И. М. Лапиц-кий
стремился к сближению оперы и драмы, привнося подчас в свои постановки
элементы натурализма, чуждые муз. природе оперного жанра. Оперное иск-во
предреволюц. лет испытывало на себе влияния и эс-тетско-декадентского
т-ра. Особый интерес представляла оперная режиссура В. Э. Мейерхольда,
к-рый в содружестве с А.Я.Головиным поставил в 1909-17 ряд спектаклей в
Мариинском т-ре, а также опыты создания синтетич. т-ра и воспитания
"универсального" акт„ра, предпринимавшиеся Ф. Ф. Комиссаржевским.
В сов. время обновление оперного иск-ва неразрывно связано с именами
К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, к-рые с 1918 до конца
жизни руководили Оперным и Муз. т-рами, создавая высокие образцы муз.
драмы и комедии. Шедеврами оперной режиссуры Станиславского были его
постановки: "Евгений Онегин" (1922), "Царская невеста" (1926),
"Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935) и др. Утверждению новой
исполнительской и режисс„рской культуры в опере способствовали и
постановки Немировича-Данченко. Особое значение имели поставленные им
произв. сов. композиторов:
"Катерина Измайлова" Шостаковича. (1934) и "В бурю" Хренникова
(1939). Иск-во сов. оперной режиссуры, опирающееся на принципы
социалистич. реализма, складывалось в борьбе с отживающими оперными
условностями и чуждыми формалистич. влияниями, препятствующими
воплощению высоких гуманистич. идей эпохи строительства коммунизма.
Развитие режисс„рского иск-ва на сов. оперной сцене связано с именами Н.
В. Смолича, Б. А. Мордвинова, Л. В. Ба-ратова, Б. А. Покровского, И. М.
Туманова и др. Оно формировалось под воздействием нового оперного
репертуара, насыщенного идеями и образами социалистич. действительности.
Деятели сов. оперного т-ра ищут новых исполнительских средств и
своеобразного режисс„рского решения.
Возрастает роль режисс„ра - создателя оперного спектакля - и во мн.
зарубежных оперных т-рах. К постановкам спектаклей на оперной сцене вс„
больше привлекаются выдающиеся деятели т-ра и кинематографии. Так, в
оперном миланском т-ре "Ла Скала" ставили спектакли такие известные
режисс„ры, как Л. Висконти, Э. Де Филиппе, Ж. Ви-лар, Г. Грюндгенс и др.
В нек-рых оперных т-рах [напр., в "Комише опер" (ГДР), возглавляемой
режисс„ром В. Фельзенштейном] деятельность т-ра определяется
направленностью Р. и. Особые задачи встали перед оперной режиссурой в
связи с новаторским характером совр. оперной драматургии нек-рых ведущих
зарубежных авторов (напр., произв. англ. композитора Б. Бриттена,
порывающие с традиционными оперными формами). Развитие совр. оперного
иск-ва невозможно без активного творч. участия режисс„ра как
интерпретатора произведения,. постановщика, воспитателя акт„ров и
организатора труда всего художеств. коллектива. Г р. К.
Режисс„рское искусство в балетном театре. Одним из основных
создателей спектакля в балетном т-ре является балетмейстер. Участие
режисс„ра в спектакле носит иной характер, чем в драматическом и оперном
т-рах. В рус. балетных труппах, как в дореволюционных, так и в сов.
оперно-балетных т-рах, наличие режисс„ра обязательно. В крупнейших
труппах существовал целый штат режисс„ров.
Обязанности режисс„ра балетного т-ра (иногда он именуется ведущим
режисс„ром) носят производственно-организационный характер (функции,
близкие обязанностям помощника режисс„ра).
В сов. балетном т-ре к пост. спектаклей привлекались крупнейшие
режисс„ры драмы и оперы, к-рые совместно с балетмейстером находят единое
идейно-художеств. решение спектакля (совм. разрабатываются массовые
сцены и отдельные роли и др.). Практика содружества режисс„ра и
балетмейстера способствовала созданию значит, спектаклей. В пост.
балетных спектаклей принимали участие такие крупнейшие режисс„ры, как В.
Страницы: «« « 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |