Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614  1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624  » »»

вместе со Станиславским организовал 2-ю Студию МХТ и  был  постановщиком
первого  спектакля  студии  -  "Зел„ное  кольцо"  3.  Гиппиус.   Являясь
последователем и пропагандистом  системы  Станиславского,  М.  стремился
положить его принципы в основу своей педагогической и реж. деятельности.
В 1921 на сцене МХТ возобновил пост. "Синей птицы" Метерлинка. В том  же
году М. организовал в Москве Студию импровизации,  развивавшую  принципы
итал. комедии  масок.  Параллельно  с  уч„бой  студия  давала  публичные
спектакли. М. ставил спектакли в  Т-ре  комедии  ("Здесь  славят  разум"
Каменского, 1921, и "Иудейская вдова" Кайзера, совм. с В. Г. Сахновским,
1921), в т-ре-студип "Габима" ("Вечный  жид"  Пинского,  1923).  В  1923
организовал и возглавил в Москве Груз. театр. студию, где учились:
   И.  М.  Туманов,  Ш.  Асхабадзе,Г.   Сулиашвили,   М.   Ко-рели,   Н.
Годзиашвили, Г. Журули и др.
   Лит.: "Жизнь искусства", 1924, ј 23, с. 2; "Новый зритель",  1925,  ј
26, с. 9; "Театр и музыка", 1922, ј 13 с. 360-61. м. Люб'.
   МЧЕДЛЙДЗЕ, Дмитрий Сем„нович [р. 1(14).1.1904]- грузинский  советский
артист оперы (бас), режисс„р и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1954).  Чл.
Комму-нистич. партии с 1951. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4-5-го созывов.
В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу проф.  П.  3.  Андреева.
Впервые выступил на  оперной  сцене  в  Ленинграде  в  1927.  В  1927-33
М.-солист Ленингр. театра оперы и балета, в 1933 - 52 - Большого т-ра, с
1952-Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.
   Партии: Цангала ("Даи-си" Палиашвили), Гела ("Патара Кахи"  Гокиели),
Фридон ("Сказание о Тариэ-ле" Мшвелидзе), Мельник ("Русалка"), Кончак  и
Га-лицкий ("Князь Игорь"), Борис  Годунов;  Гремин  ("Евгений  Онегин"),
царь Салтан ("Сказка о  царе  Салтане"),  Вотан  ("Валькирия"  Вагнера),
Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"),  Джеронимо  ("Тайный  брак"
Чимарозы) и др.
   В  1950-52   М.-заведующий   оперной   труппой   Большого   т-ра,   с
1952-режисс„р Т-ра оперы  и  балета  им.  Палиашвили.  Пост.:  "Русалка"
(1959), "Травиата" (1961)  и  др.  С  1954  вед„т  педагогич.  работу  в
Тбилисской консерватории.
   Соч.: Путь певца, Тбилиси, 1960 (на груз. яз.). Л.Ц.
   МШАНСКАЯ,  Ольга  Феликсовна  [р.  11  (24).  VII.  1903]  -  русская
советская артистка  оперы  (меццо-сопрано).  Засл.  арт.  РСФСР  (1939).
Музыке и пению обучалась у своей матери, артистки Большого  т-ра  Н.  Н.
Соколовой-Мшанской. Сценич. деятельность начала в 1920 (б.  Оперный  т-р
Зимина). В 1921-59 - солистка Ленингр. т-ра оперы и балета  им.  Кирова.
Выступала также на сцене Ленингр. Малого оперного  т-ра.  С  1948  вед„т
педагогич. работу в Ленингр. консерватории. Гос. пр. СССР (1951).
   Партии:  Екатерина  ("Орлиный  бунт"  Пащенко),  Аксинья  ("В   бурю"
Хренникова), Стенанида  ("Князь-озеро"  Дзержинского),  Любовь,  Княгиня
("Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Марфа ("Хованщина"), Любаша; Солоха
("Ночь  перед  рождеством"),  Азучена  ("Трубадур"),  Кармен;   Шарлотта
("Вертер" Массне), Ортруда ("Лоэнгрин"), Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса)
и др. Д [j
   МШВЕЛЙДЗЕ, Шалва Михайлович [р. 15(28).V.  1904]  -  грузинский  сов.
композитор и педагог. Нар.  арт.  Груз.  ССР  (1958).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1947. В 1930 окончил Тбилисскую  консерваторию  по  кл.  М.  М.
Багриновского, в 1933 - аспирантуру под рук. проф. В.  В.  Шербач„ва.  В
произв. М. преобладают эпич. образы. В 1946 он написал оперу "Сказание о
Та риэле" (1946, Т-р оперы и балета им. Палиашвили; Гос. пр. СССР, 1947)
- монументальное произв. ораториаль-ного склада, отвечающее возвышенному
духу поэмы "Витязь в тигровой шкурен  Ш.  Руставели,  и  оперу  "Десница
великого мастера" (1961, там  же).  М.  принадлежит  также  симф.  поэма
"Звиадаури" (Гос. пр. СССР, 1942), музыка к драматич.  спектаклям  т-ров
Тбилиси, Ленинграда и Харькова, музыка к  кинофильмам,  симфонические  и
вокальные произв. Деп. Верх. Совета Груз.  ССР  3-го  созыва.  М.  вед„т
большую  музыкально-общественную   работу   (в   1941-51-   председатель
Правления Союза  сов.  композиторов  Груз.  ССР).  С  1929  препода„т  в
Тбилисской консерватории (с 1942 -профессор).
   Лит.:  Грузинская  музыкальная  культура.  [Сб.  статей],  М.,  1957;
"Советская музыка", 1961, ј 9. Э. М. Л. Ц.
   МЫРЗАБАЕВ, Артык (р. 11.V. 1930) - киргизский советский артист  оперы
(баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1962). В 1954 закончил  Муз.  уч-ще  им.
Куренкеева в г. Фрунзе. С этого же года - солист Кирг. акад. т-ра  оперы
и балета. Исполняет преим. лирич. партии.
   Партии:  Семетей,  Искендер  ("Айчурек",  "Аджал   ордуна"   Власова,
Малдыбаева, Фере, 1954), Жермон ("Травиата", 1955), Арт„м  ("Ак  шумкар"
Ряузова, 1957), Токтогул (о. п. Власова, Малдыбаева, Фере, 1958), Онегин
(1961);
   Амонасро ("Аида",  1962).  Гастролировал  в  Китае  (1955),  Монголии
(1959), Румынии (1961). Д.Бр.
   МЫСЛИВЕЧЕК (Myslivecek), Йосеф (9. III. 1737, Прага.  -4.  II.  1781,
Рим) -чешский композитор. Член Болонской академии иск-в  (с  1771).  Сын
мельника. Муз. образование получил в Праге. С 1763 М. жил в Италии,  где
его  прозвали  "божественным  чехом".  Выступал  как   дириж„р,   горячо
пропагандировал оперную реформу Глюка. Центр, место в творч. наследии М.
занимают оперы, гл. обр. на античные и мифологич. сюжеты (первая  онера,
написанная в 1764 в Парме, не сохранилась). В 1767  в  т-ре  "Сан-Карло"
(Неаполь) с большим успехом прошла премьера оперы  М.  "Беллерофонт".  С
этого времени композитор писал оперы для т-ров разл. городов Италии.
   Мн. из опер. М.  были  созданы  на  либр.  П.  Метастазио,  в  т.  ч.
"Гиперместра" (1769, т-р "Пергола", Флоренция), "Ромул и Эрсилия" (1772,
т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Милосердие Тита" (1773, т-р "Сан-Бенедетто",
Венеция), "Арта-ксеркс" (1774, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Эцио"  (1775,
там же), "Олимпиада" (1778, там же) и др. С 1767 по 1778 М. написал  ок.
30 опер, в  т.  ч.  "Великий  Тамерлан"  (1769,  т-р  "Дукале",  Милан),
"Монтесума" (1771, т-р  "Пергола",  Флоренция),  "Антигона"  (1774,  т-р
"Реджо", Турин), "Армида" по о. п. Расина (1779, т-р "Ла Скала").
   Оперы М. знаменуют начало классицизма в чеш. музыке; в  то  же  время
творчество композитора опирается на чеш. муз.  фольклор  (проникновенные
мелодичные арии и речитативы). М. писал также оратории, симфонии  и  др.
соч.  Его  произведения  оказали  влияние  на  формирование   творчества
молодого Моцарта, к-рый был дружен с M. B 1927 чеш. композитор  С.  Суда
на писал о М. оперу "Божественный чех".  Лит.:  Ш  а  г  и  н  я  н  М..
Воскрешение из м„ртвых, М., 1964; Се led a J., Josef Myslivecek,  Praha,
1946;
   Nemecek l.. Nastin ceske hudby XVIII stoleti,  [Praha],  1955;  Racek
J., Ceska hudba, Praha, 1958. Л. Ф. Л.

Страницы: «« « 1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614  1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия