Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 » »» вместе со Станиславским организовал 2-ю Студию МХТ и был постановщиком первого спектакля студии - "Зел„ное кольцо" 3. Гиппиус. Являясь последователем и пропагандистом системы Станиславского, М. стремился положить его принципы в основу своей педагогической и реж. деятельности. В 1921 на сцене МХТ возобновил пост. "Синей птицы" Метерлинка. В том же году М. организовал в Москве Студию импровизации, развивавшую принципы итал. комедии масок. Параллельно с уч„бой студия давала публичные спектакли. М. ставил спектакли в Т-ре комедии ("Здесь славят разум" Каменского, 1921, и "Иудейская вдова" Кайзера, совм. с В. Г. Сахновским, 1921), в т-ре-студип "Габима" ("Вечный жид" Пинского, 1923). В 1923 организовал и возглавил в Москве Груз. театр. студию, где учились: И. М. Туманов, Ш. Асхабадзе,Г. Сулиашвили, М. Ко-рели, Н. Годзиашвили, Г. Журули и др. Лит.: "Жизнь искусства", 1924, ј 23, с. 2; "Новый зритель", 1925, ј 26, с. 9; "Театр и музыка", 1922, ј 13 с. 360-61. м. Люб'. МЧЕДЛЙДЗЕ, Дмитрий Сем„нович [р. 1(14).1.1904]- грузинский советский артист оперы (бас), режисс„р и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. Комму-нистич. партии с 1951. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4-5-го созывов. В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу проф. П. 3. Андреева. Впервые выступил на оперной сцене в Ленинграде в 1927. В 1927-33 М.-солист Ленингр. театра оперы и балета, в 1933 - 52 - Большого т-ра, с 1952-Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Партии: Цангала ("Даи-си" Палиашвили), Гела ("Патара Кахи" Гокиели), Фридон ("Сказание о Тариэ-ле" Мшвелидзе), Мельник ("Русалка"), Кончак и Га-лицкий ("Князь Игорь"), Борис Годунов; Гремин ("Евгений Онегин"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Джеронимо ("Тайный брак" Чимарозы) и др. В 1950-52 М.-заведующий оперной труппой Большого т-ра, с 1952-режисс„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Пост.: "Русалка" (1959), "Травиата" (1961) и др. С 1954 вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории. Соч.: Путь певца, Тбилиси, 1960 (на груз. яз.). Л.Ц. МШАНСКАЯ, Ольга Феликсовна [р. 11 (24). VII. 1903] - русская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1939). Музыке и пению обучалась у своей матери, артистки Большого т-ра Н. Н. Соколовой-Мшанской. Сценич. деятельность начала в 1920 (б. Оперный т-р Зимина). В 1921-59 - солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Выступала также на сцене Ленингр. Малого оперного т-ра. С 1948 вед„т педагогич. работу в Ленингр. консерватории. Гос. пр. СССР (1951). Партии: Екатерина ("Орлиный бунт" Пащенко), Аксинья ("В бурю" Хренникова), Стенанида ("Князь-озеро" Дзержинского), Любовь, Княгиня ("Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Марфа ("Хованщина"), Любаша; Солоха ("Ночь перед рождеством"), Азучена ("Трубадур"), Кармен; Шарлотта ("Вертер" Массне), Ортруда ("Лоэнгрин"), Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса) и др. Д [j МШВЕЛЙДЗЕ, Шалва Михайлович [р. 15(28).V. 1904] - грузинский сов. композитор и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по кл. М. М. Багриновского, в 1933 - аспирантуру под рук. проф. В. В. Шербач„ва. В произв. М. преобладают эпич. образы. В 1946 он написал оперу "Сказание о Та риэле" (1946, Т-р оперы и балета им. Палиашвили; Гос. пр. СССР, 1947) - монументальное произв. ораториаль-ного склада, отвечающее возвышенному духу поэмы "Витязь в тигровой шкурен Ш. Руставели, и оперу "Десница великого мастера" (1961, там же). М. принадлежит также симф. поэма "Звиадаури" (Гос. пр. СССР, 1942), музыка к драматич. спектаклям т-ров Тбилиси, Ленинграда и Харькова, музыка к кинофильмам, симфонические и вокальные произв. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 3-го созыва. М. вед„т большую музыкально-общественную работу (в 1941-51- председатель Правления Союза сов. композиторов Груз. ССР). С 1929 препода„т в Тбилисской консерватории (с 1942 -профессор). Лит.: Грузинская музыкальная культура. [Сб. статей], М., 1957; "Советская музыка", 1961, ј 9. Э. М. Л. Ц. МЫРЗАБАЕВ, Артык (р. 11.V. 1930) - киргизский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1962). В 1954 закончил Муз. уч-ще им. Куренкеева в г. Фрунзе. С этого же года - солист Кирг. акад. т-ра оперы и балета. Исполняет преим. лирич. партии. Партии: Семетей, Искендер ("Айчурек", "Аджал ордуна" Власова, Малдыбаева, Фере, 1954), Жермон ("Травиата", 1955), Арт„м ("Ак шумкар" Ряузова, 1957), Токтогул (о. п. Власова, Малдыбаева, Фере, 1958), Онегин (1961); Амонасро ("Аида", 1962). Гастролировал в Китае (1955), Монголии (1959), Румынии (1961). Д.Бр. МЫСЛИВЕЧЕК (Myslivecek), Йосеф (9. III. 1737, Прага. -4. II. 1781, Рим) -чешский композитор. Член Болонской академии иск-в (с 1771). Сын мельника. Муз. образование получил в Праге. С 1763 М. жил в Италии, где его прозвали "божественным чехом". Выступал как дириж„р, горячо пропагандировал оперную реформу Глюка. Центр, место в творч. наследии М. занимают оперы, гл. обр. на античные и мифологич. сюжеты (первая онера, написанная в 1764 в Парме, не сохранилась). В 1767 в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь) с большим успехом прошла премьера оперы М. "Беллерофонт". С этого времени композитор писал оперы для т-ров разл. городов Италии. Мн. из опер. М. были созданы на либр. П. Метастазио, в т. ч. "Гиперместра" (1769, т-р "Пергола", Флоренция), "Ромул и Эрсилия" (1772, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Милосердие Тита" (1773, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Арта-ксеркс" (1774, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Эцио" (1775, там же), "Олимпиада" (1778, там же) и др. С 1767 по 1778 М. написал ок. 30 опер, в т. ч. "Великий Тамерлан" (1769, т-р "Дукале", Милан), "Монтесума" (1771, т-р "Пергола", Флоренция), "Антигона" (1774, т-р "Реджо", Турин), "Армида" по о. п. Расина (1779, т-р "Ла Скала"). Оперы М. знаменуют начало классицизма в чеш. музыке; в то же время творчество композитора опирается на чеш. муз. фольклор (проникновенные мелодичные арии и речитативы). М. писал также оратории, симфонии и др. соч. Его произведения оказали влияние на формирование творчества молодого Моцарта, к-рый был дружен с M. B 1927 чеш. композитор С. Суда на писал о М. оперу "Божественный чех". Лит.: Ш а г и н я н М.. Воскрешение из м„ртвых, М., 1964; Се led a J., Josef Myslivecek, Praha, 1946; Nemecek l.. Nastin ceske hudby XVIII stoleti, [Praha], 1955; Racek J., Ceska hudba, Praha, 1958. Л. Ф. Л. Страницы: «« « 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |