|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 » »» вместе со Станиславским организовал 2-ю Студию МХТ и был постановщиком
первого спектакля студии - "Зел„ное кольцо" 3. Гиппиус. Являясь
последователем и пропагандистом системы Станиславского, М. стремился
положить его принципы в основу своей педагогической и реж. деятельности.
В 1921 на сцене МХТ возобновил пост. "Синей птицы" Метерлинка. В том же
году М. организовал в Москве Студию импровизации, развивавшую принципы
итал. комедии масок. Параллельно с уч„бой студия давала публичные
спектакли. М. ставил спектакли в Т-ре комедии ("Здесь славят разум"
Каменского, 1921, и "Иудейская вдова" Кайзера, совм. с В. Г. Сахновским,
1921), в т-ре-студип "Габима" ("Вечный жид" Пинского, 1923). В 1923
организовал и возглавил в Москве Груз. театр. студию, где учились:
И. М. Туманов, Ш. Асхабадзе,Г. Сулиашвили, М. Ко-рели, Н.
Годзиашвили, Г. Журули и др.
Лит.: "Жизнь искусства", 1924, ј 23, с. 2; "Новый зритель", 1925, ј
26, с. 9; "Театр и музыка", 1922, ј 13 с. 360-61. м. Люб'.
МЧЕДЛЙДЗЕ, Дмитрий Сем„нович [р. 1(14).1.1904]- грузинский советский
артист оперы (бас), режисс„р и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл.
Комму-нистич. партии с 1951. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4-5-го созывов.
В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу проф. П. 3. Андреева.
Впервые выступил на оперной сцене в Ленинграде в 1927. В 1927-33
М.-солист Ленингр. театра оперы и балета, в 1933 - 52 - Большого т-ра, с
1952-Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.
Партии: Цангала ("Даи-си" Палиашвили), Гела ("Патара Кахи" Гокиели),
Фридон ("Сказание о Тариэ-ле" Мшвелидзе), Мельник ("Русалка"), Кончак и
Га-лицкий ("Князь Игорь"), Борис Годунов; Гремин ("Евгений Онегин"),
царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Вотан ("Валькирия" Вагнера),
Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Джеронимо ("Тайный брак"
Чимарозы) и др.
В 1950-52 М.-заведующий оперной труппой Большого т-ра, с
1952-режисс„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Пост.: "Русалка"
(1959), "Травиата" (1961) и др. С 1954 вед„т педагогич. работу в
Тбилисской консерватории.
Соч.: Путь певца, Тбилиси, 1960 (на груз. яз.). Л.Ц.
МШАНСКАЯ, Ольга Феликсовна [р. 11 (24). VII. 1903] - русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1939).
Музыке и пению обучалась у своей матери, артистки Большого т-ра Н. Н.
Соколовой-Мшанской. Сценич. деятельность начала в 1920 (б. Оперный т-р
Зимина). В 1921-59 - солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова.
Выступала также на сцене Ленингр. Малого оперного т-ра. С 1948 вед„т
педагогич. работу в Ленингр. консерватории. Гос. пр. СССР (1951).
Партии: Екатерина ("Орлиный бунт" Пащенко), Аксинья ("В бурю"
Хренникова), Стенанида ("Князь-озеро" Дзержинского), Любовь, Княгиня
("Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Марфа ("Хованщина"), Любаша; Солоха
("Ночь перед рождеством"), Азучена ("Трубадур"), Кармен; Шарлотта
("Вертер" Массне), Ортруда ("Лоэнгрин"), Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса)
и др. Д [j
МШВЕЛЙДЗЕ, Шалва Михайлович [р. 15(28).V. 1904] - грузинский сов.
композитор и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич.
партии с 1947. В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по кл. М. М.
Багриновского, в 1933 - аспирантуру под рук. проф. В. В. Шербач„ва. В
произв. М. преобладают эпич. образы. В 1946 он написал оперу "Сказание о
Та риэле" (1946, Т-р оперы и балета им. Палиашвили; Гос. пр. СССР, 1947)
- монументальное произв. ораториаль-ного склада, отвечающее возвышенному
духу поэмы "Витязь в тигровой шкурен Ш. Руставели, и оперу "Десница
великого мастера" (1961, там же). М. принадлежит также симф. поэма
"Звиадаури" (Гос. пр. СССР, 1942), музыка к драматич. спектаклям т-ров
Тбилиси, Ленинграда и Харькова, музыка к кинофильмам, симфонические и
вокальные произв. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 3-го созыва. М. вед„т
большую музыкально-общественную работу (в 1941-51- председатель
Правления Союза сов. композиторов Груз. ССР). С 1929 препода„т в
Тбилисской консерватории (с 1942 -профессор).
Лит.: Грузинская музыкальная культура. [Сб. статей], М., 1957;
"Советская музыка", 1961, ј 9. Э. М. Л. Ц.
МЫРЗАБАЕВ, Артык (р. 11.V. 1930) - киргизский советский артист оперы
(баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1962). В 1954 закончил Муз. уч-ще им.
Куренкеева в г. Фрунзе. С этого же года - солист Кирг. акад. т-ра оперы
и балета. Исполняет преим. лирич. партии.
Партии: Семетей, Искендер ("Айчурек", "Аджал ордуна" Власова,
Малдыбаева, Фере, 1954), Жермон ("Травиата", 1955), Арт„м ("Ак шумкар"
Ряузова, 1957), Токтогул (о. п. Власова, Малдыбаева, Фере, 1958), Онегин
(1961);
Амонасро ("Аида", 1962). Гастролировал в Китае (1955), Монголии
(1959), Румынии (1961). Д.Бр.
МЫСЛИВЕЧЕК (Myslivecek), Йосеф (9. III. 1737, Прага. -4. II. 1781,
Рим) -чешский композитор. Член Болонской академии иск-в (с 1771). Сын
мельника. Муз. образование получил в Праге. С 1763 М. жил в Италии, где
его прозвали "божественным чехом". Выступал как дириж„р, горячо
пропагандировал оперную реформу Глюка. Центр, место в творч. наследии М.
занимают оперы, гл. обр. на античные и мифологич. сюжеты (первая онера,
написанная в 1764 в Парме, не сохранилась). В 1767 в т-ре "Сан-Карло"
(Неаполь) с большим успехом прошла премьера оперы М. "Беллерофонт". С
этого времени композитор писал оперы для т-ров разл. городов Италии.
Мн. из опер. М. были созданы на либр. П. Метастазио, в т. ч.
"Гиперместра" (1769, т-р "Пергола", Флоренция), "Ромул и Эрсилия" (1772,
т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Милосердие Тита" (1773, т-р "Сан-Бенедетто",
Венеция), "Арта-ксеркс" (1774, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Эцио" (1775,
там же), "Олимпиада" (1778, там же) и др. С 1767 по 1778 М. написал ок.
30 опер, в т. ч. "Великий Тамерлан" (1769, т-р "Дукале", Милан),
"Монтесума" (1771, т-р "Пергола", Флоренция), "Антигона" (1774, т-р
"Реджо", Турин), "Армида" по о. п. Расина (1779, т-р "Ла Скала").
Оперы М. знаменуют начало классицизма в чеш. музыке; в то же время
творчество композитора опирается на чеш. муз. фольклор (проникновенные
мелодичные арии и речитативы). М. писал также оратории, симфонии и др.
соч. Его произведения оказали влияние на формирование творчества
молодого Моцарта, к-рый был дружен с M. B 1927 чеш. композитор С. Суда
на писал о М. оперу "Божественный чех". Лит.: Ш а г и н я н М..
Воскрешение из м„ртвых, М., 1964; Се led a J., Josef Myslivecek, Praha,
1946;
Nemecek l.. Nastin ceske hudby XVIII stoleti, [Praha], 1955; Racek
J., Ceska hudba, Praha, 1958. Л. Ф. Л.
Страницы: «« « 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |