Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611  1612   1613   1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621  » »»

1886. Над завершением "Сорочинской ярмарки" работали А. К. Лядов п В. Г.
Каратыгин (их работа использована при пост. муз. спектакля  "Сорочинская
ярмарка" в "Свободном т-ре" в Москве  в  1913).  Полная  редакция  оперы
сделана Ц. А. Кюи в 1915-16 [пост. 13(26) окт. 1917 в театре Муз.  драмы
в Петрограде], а затем В. Я. Шебалиным в 1930.
   Один из величайших рус. композиторов-реалистов, М. с  огромной  силой
отразил в музыке образы нар.  жизни.  В  своей  творч.  деятельности  он
стремился    к    сознательному    служению    передовым    демократич.,
освободительным идеалам, постоянно подч„ркивал, что художник должен быть
активным членом общества,  бойцом  и  трибуном.  Этим  определялось  его
требование безусловной правдивости художественного изображения, смелого,
последовательного раскрытия всех жизненных противоречий в иск-ве. Острая
жанровая характеристичность и мастерство обрисовки нар. масс соединялись
у М. с исключительной глубиной проникновения в душевный мир человека.
   Он необычайно ярко воспроизводил разл. душевные состояния, создавал в
музыке законченные реалистич. характеры-трагич. образы Бориса  Годунова;
Марфы,   Досифея   ("Хованщина"),   В    поисках    разнообразного    по
выразительности, ярко характерного реалистич. муз. языка  М.,  наряду  с
широким использованием разл. видов на р.-песенного творчества, обращался
(вслед за А. С. Даргомыжским) к непосредственному претворению  интонаций
живой человеческой речи. На  основе  органич.  взаимопроникновения  этих
двух элементов им был создан глубоко своеобразный мелодич. язык, в к-ром
широкая  эмоциональная  напевность  сочетается   с   гибкой,   детальной
передачей декламационных оттенков текста.
   Развивая традицию "Ивана Сусанина",  М.  создал  новый  тип  народной
историч. муз. драмы. Главным драматургич. элементом и основной  движущей
силой всего действия в историч. операх М. является  народ,  в  обрисовке
к-рого яркая жанровая конкретность соединяется  с  монументальной  эпич.
мощью и цельностью.  Новаторская  по  своей  природе  драматургия  оперы
"Борис Годунов" построена на сопоставлении и взаимодействии  социального
конфликта     (антагонизм     народа     и     царской     власти)     с
национально-государственным (борьба Руси против попыток  е„  закабаления
иностр. интервентами). Этот двойной конфликт определяет  сквозную  линию
муз.-драматургич. развития оперы,  к-рой  подчиняется  вс„  многообразие
индивидуальных характеристик. Применяя разнообразные средства  вокальной
и инструментальной выразительности, М.  достигает  в  "Борисе  Годунове"
тонкого   соответствия   музыки   всем   деталям   драматич.   действия,
законченности  и  стройности  общей  муз.  композиции.  Действие   оперы
строится на широко разв„рнутых, полных напряж„нного драматизма  массовых
хоровых сценах, показывающих постепенный  рост  нар.  гнева.  Ещ„  более
велика роль народно-массовых сцен в "Хованщине". В этой нар. муз. драме,
отличающейся  необычайной  широтой  и  монументальностью  концепции,  М.
стремился воссоздать картину эпохи, насыщенной  острыми  противоречиями,
борьбой социально-политич. интересов. Композитор да„т дифференцированную
обрисовку   народа.   С   этим   связано   богатство   и    разнообразие
народно-песенных жанров, использованных в музыке "Хованщины".  Столь  же
многообразны характеристики индивидуальных персонажей, являющихся как бы
собирательными  образами;  в  них  обобщены  характерные   черты   разл.
социально-историч. типов. Вместе  с  тем  замысел  "Хованщины"  страдает
нек-рой идейной неясностью и противоречивостью. Ещ„ в период  работы  М.
над "Хованщиной" В. В. Стасов указывал композитору на отсутствие  в  ней
"элемента политического, активного, предпринимающего что-то,  идущего  к
какой-то цели" (цит. по кн. :
   М.  П.  Мусоргский.  Письма  и  документы,  1932,  с.  487).   Отсюда
недостаточная      целеустремл„нность      драматургии      "Хованщины",
пессимистичность финала.
   В отличие от  монументальных  историч.  муз.  драм  М.,  "Сорочинская
ярмарка"   написана   в   небольших,   простых   и   скромных    формах,
соответствующих  жанру  комич.  оперы.  Е„  музыка,   проникнутая   нар.
песенно-стью,  отличается  сочным  жанровым  колоритом,   непринужд„нной
комедийной живостью  и  остротой,  светлым,  жизнерадостным  лиризмом  и
поэтич.  задушевностью.  Хотя  пост.  опер  М.   в   дореволюц.   России
наталкивались на всевозможные препятствия, с конца 19 в. "Борис Годунов"
утвердился в репертуаре оперных т-ров России  (а  позднее  и  др.  стран
мира) в ред. Н. А. Римского-Корсакова (первая пост.  в  Петербурге  -  в
Обществе муз. собраний, 1896, в Москве-в Частной русской опере с  Ф.  И.
Шаляпиным в гл. роли, 1898). "Хованщина" была допущена на каз„нную сцену
лишь в 1913  (благодаря  настояниям  Шаляпина).  В  этот  период  возник
широкий интерес к творчеству М. на Западе.
   Подлинное признание произведения М. получили  в  нашей  стране  после
Октябрьской революции. Его оперы ставятся  во  всех  крупнейших  оперных
т-рах СССР, на яз.  многих  народов  Сов.  Союза,  они  получили  новую,
углубл„нную идейно-худ ожеств. трактовку.  Имя  М.  присвоено  Уральской
гос. консерватории в Свердловске.
   Лит.: "Музыкальный современник", 1917, кн. 5-6;
   Стасов В., Собрание статей  о  М.  Мусоргском  и  его  произведениях,
М.-П., 1922; е г о ж е, Избранные сочинения в тр„х томах, 1-3, M., 1952;
Глебов И. (Асафьев Б. В.), Мусоргский. Опыт  характеристики,  М.,  1923;
его ж е, К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского. Сб. статей, М.,
1928; Луначарский А. В., "Борис Годунов" Мусоргского, в его сб.: В  мире
музыки, М.- П., 1923, М., 1958; Мусоргский, ч. 1. Борис Годунов. Статьи
   ? исследования, М., 1930; Мусоргский и его "Хованщина". Сб. статей  и
либретто], М., 1928; М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня  смерти.
1881-1931. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша  и  В.  Яковлева,  М.,
1932 (имеется список произведений и муз. работ М. и библиография о н„м);
   "Сов. музыка", 1939, ј 4 (весь посвящ„н М.); Т у м а н и-н а  Н.,  М.
П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Орлов Г., Летопись жизни
и творчества М. П. Мусоргского, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История  русской
музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл. 6, с. 134-179. Г. Кел.
   МУСРЕПОВ, Габит Махмудович  [р.9(22).III.1902]-  казахский  советский
писатель, драматург. Деп. Верх. Совета Казах. ССР. Акад. АН Казах.  ССР.
Род. в семье скотовода. В 1923-26 учился на рабфаке в
   Оренбурге и в Омском с.-х. ин-те. Лит.  деятельность  начал  в  конце
20-х гг. В 1934 написал  первое  драматич.  произведение  -  муз.  драму
"Кыз-Жибек" по  мотивам  народной  поэмы.  На  е„  основе  было  создано
либретто первой казах, оперы (муз. Е. Г. Бру-силовского). В 1936 написал
первый вариант пьесы "Аман-гельды" о герое казах, народа - революционере
Аман-гельды  Иманове  (1937,  Казах.  т-р  драмы).  M.  -  автор   пьесы
"Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940) по мотивам нар. поэмы о трагич. любви  в
жестоком феодальном мире (пост. в Моск. драм. т-ре под  назв.  "Поэма  о

Страницы: «« « 1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611  1612   1613   1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия