|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 » »» 1886. Над завершением "Сорочинской ярмарки" работали А. К. Лядов п В. Г.
Каратыгин (их работа использована при пост. муз. спектакля "Сорочинская
ярмарка" в "Свободном т-ре" в Москве в 1913). Полная редакция оперы
сделана Ц. А. Кюи в 1915-16 [пост. 13(26) окт. 1917 в театре Муз. драмы
в Петрограде], а затем В. Я. Шебалиным в 1930.
Один из величайших рус. композиторов-реалистов, М. с огромной силой
отразил в музыке образы нар. жизни. В своей творч. деятельности он
стремился к сознательному служению передовым демократич.,
освободительным идеалам, постоянно подч„ркивал, что художник должен быть
активным членом общества, бойцом и трибуном. Этим определялось его
требование безусловной правдивости художественного изображения, смелого,
последовательного раскрытия всех жизненных противоречий в иск-ве. Острая
жанровая характеристичность и мастерство обрисовки нар. масс соединялись
у М. с исключительной глубиной проникновения в душевный мир человека.
Он необычайно ярко воспроизводил разл. душевные состояния, создавал в
музыке законченные реалистич. характеры-трагич. образы Бориса Годунова;
Марфы, Досифея ("Хованщина"), В поисках разнообразного по
выразительности, ярко характерного реалистич. муз. языка М., наряду с
широким использованием разл. видов на р.-песенного творчества, обращался
(вслед за А. С. Даргомыжским) к непосредственному претворению интонаций
живой человеческой речи. На основе органич. взаимопроникновения этих
двух элементов им был создан глубоко своеобразный мелодич. язык, в к-ром
широкая эмоциональная напевность сочетается с гибкой, детальной
передачей декламационных оттенков текста.
Развивая традицию "Ивана Сусанина", М. создал новый тип народной
историч. муз. драмы. Главным драматургич. элементом и основной движущей
силой всего действия в историч. операх М. является народ, в обрисовке
к-рого яркая жанровая конкретность соединяется с монументальной эпич.
мощью и цельностью. Новаторская по своей природе драматургия оперы
"Борис Годунов" построена на сопоставлении и взаимодействии социального
конфликта (антагонизм народа и царской власти) с
национально-государственным (борьба Руси против попыток е„ закабаления
иностр. интервентами). Этот двойной конфликт определяет сквозную линию
муз.-драматургич. развития оперы, к-рой подчиняется вс„ многообразие
индивидуальных характеристик. Применяя разнообразные средства вокальной
и инструментальной выразительности, М. достигает в "Борисе Годунове"
тонкого соответствия музыки всем деталям драматич. действия,
законченности и стройности общей муз. композиции. Действие оперы
строится на широко разв„рнутых, полных напряж„нного драматизма массовых
хоровых сценах, показывающих постепенный рост нар. гнева. Ещ„ более
велика роль народно-массовых сцен в "Хованщине". В этой нар. муз. драме,
отличающейся необычайной широтой и монументальностью концепции, М.
стремился воссоздать картину эпохи, насыщенной острыми противоречиями,
борьбой социально-политич. интересов. Композитор да„т дифференцированную
обрисовку народа. С этим связано богатство и разнообразие
народно-песенных жанров, использованных в музыке "Хованщины". Столь же
многообразны характеристики индивидуальных персонажей, являющихся как бы
собирательными образами; в них обобщены характерные черты разл.
социально-историч. типов. Вместе с тем замысел "Хованщины" страдает
нек-рой идейной неясностью и противоречивостью. Ещ„ в период работы М.
над "Хованщиной" В. В. Стасов указывал композитору на отсутствие в ней
"элемента политического, активного, предпринимающего что-то, идущего к
какой-то цели" (цит. по кн. :
М. П. Мусоргский. Письма и документы, 1932, с. 487). Отсюда
недостаточная целеустремл„нность драматургии "Хованщины",
пессимистичность финала.
В отличие от монументальных историч. муз. драм М., "Сорочинская
ярмарка" написана в небольших, простых и скромных формах,
соответствующих жанру комич. оперы. Е„ музыка, проникнутая нар.
песенно-стью, отличается сочным жанровым колоритом, непринужд„нной
комедийной живостью и остротой, светлым, жизнерадостным лиризмом и
поэтич. задушевностью. Хотя пост. опер М. в дореволюц. России
наталкивались на всевозможные препятствия, с конца 19 в. "Борис Годунов"
утвердился в репертуаре оперных т-ров России (а позднее и др. стран
мира) в ред. Н. А. Римского-Корсакова (первая пост. в Петербурге - в
Обществе муз. собраний, 1896, в Москве-в Частной русской опере с Ф. И.
Шаляпиным в гл. роли, 1898). "Хованщина" была допущена на каз„нную сцену
лишь в 1913 (благодаря настояниям Шаляпина). В этот период возник
широкий интерес к творчеству М. на Западе.
Подлинное признание произведения М. получили в нашей стране после
Октябрьской революции. Его оперы ставятся во всех крупнейших оперных
т-рах СССР, на яз. многих народов Сов. Союза, они получили новую,
углубл„нную идейно-худ ожеств. трактовку. Имя М. присвоено Уральской
гос. консерватории в Свердловске.
Лит.: "Музыкальный современник", 1917, кн. 5-6;
Стасов В., Собрание статей о М. Мусоргском и его произведениях,
М.-П., 1922; е г о ж е, Избранные сочинения в тр„х томах, 1-3, M., 1952;
Глебов И. (Асафьев Б. В.), Мусоргский. Опыт характеристики, М., 1923;
его ж е, К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского. Сб. статей, М.,
1928; Луначарский А. В., "Борис Годунов" Мусоргского, в его сб.: В мире
музыки, М.- П., 1923, М., 1958; Мусоргский, ч. 1. Борис Годунов. Статьи
? исследования, М., 1930; Мусоргский и его "Хованщина". Сб. статей и
либретто], М., 1928; М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти.
1881-1931. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и В. Яковлева, М.,
1932 (имеется список произведений и муз. работ М. и библиография о н„м);
"Сов. музыка", 1939, ј 4 (весь посвящ„н М.); Т у м а н и-н а Н., М.
П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Орлов Г., Летопись жизни
и творчества М. П. Мусоргского, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История русской
музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл. 6, с. 134-179. Г. Кел.
МУСРЕПОВ, Габит Махмудович [р.9(22).III.1902]- казахский советский
писатель, драматург. Деп. Верх. Совета Казах. ССР. Акад. АН Казах. ССР.
Род. в семье скотовода. В 1923-26 учился на рабфаке в
Оренбурге и в Омском с.-х. ин-те. Лит. деятельность начал в конце
20-х гг. В 1934 написал первое драматич. произведение - муз. драму
"Кыз-Жибек" по мотивам народной поэмы. На е„ основе было создано
либретто первой казах, оперы (муз. Е. Г. Бру-силовского). В 1936 написал
первый вариант пьесы "Аман-гельды" о герое казах, народа - революционере
Аман-гельды Иманове (1937, Казах. т-р драмы). M. - автор пьесы
"Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940) по мотивам нар. поэмы о трагич. любви в
жестоком феодальном мире (пост. в Моск. драм. т-ре под назв. "Поэма о
Страницы: «« « 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |