Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605  1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615  » »»

"Соловей" Крошне-ра (1950), "Князь-озеро" Золотар„ва (1950, Минск,  Гос.
пр. СССР); в последующие годы (1953-60) пост. "Доктор Айболит" Морозова,
"Спящая красавица", "Щелкунчик". В 1960-63 работал  как  балетмейстер  в
Казани, Донецке, Кишин„ве (пост. "Тропою грома" Караева), Воронеже ("Дон
Кихот"). Занимается пе-дагогич. деятельностью. Ст. М.
   МУЛЛОДЖАНОВА,  Шоиста  (р.  1925)  -  таджикская   советская   певица
(лирическое сопрано). Нар.арт. Тадж. ССР (1957). Артистич.  деятельность
начала в 1941 в  ансамбле  рубобисток  Тадж.  филармонии.  В  1944  была
приглашена в Тадж. т-р оперы и балета им. Айни,  где  исполнила  партии:
Махин  ("Тахир  и   Зухра"   Ленского),   Заррагул   ("Восстание   Восэ"
Ба-ласаняна), Марфа ("Царская невеста") и др. В 1947-53 училась в  Моск.
консерватории. С 1958  -  солистка  Тадж.  филармонии.  Одна  из  лучших
исполнительниц  тадж.  народных  и  классических   песен,   произведений
композиторов Таджикистана, Узбекистана и др.  республик,  песен  народов
Ближнего Востока. H.H.
   МУЛЛОЕАНДОВ, Авнер Коенович (р. 1911) - таджикский  советский  артист
оперы (баритон). Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Чл. Коммунистич.  партии  с
1940. В 1931  окончил  муз.  уч-ще  (Ленинабад).  В  1933-  1934  артист
Самаркандского евр. муз. т-ра.  В  1935  окончил  режисс„рские  курсы  в
Ташкенте и в том же году был зачислен в труппу Т-ра  им.  Лахути.  Играл
роль Аскера ("Аршин мал алан" Гаджибекова) и  др.  С  1939-солист  Тадж.
т-ра оперы и балета. Вед„т концертную деятельность.
   Партии: Ферюз ("Лола" Баласаняна и Урбаха), Назир  ("Восстание  Восэ"
Баласаняна), Кадыр ("Гюльсара"  Джали-лова,  Садыкова,  Глиэра),  Фархад
("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Онегин, Мазепа, Эскамильо и др.
   Лит.: Львов Н., Материалы к истории таджикского театра, в кн.:  Труды
Государственного  центрального  театрального  музея  им.  А.  Бахрушина,
М.-Л., 1941. ff, ff,
   МУЛЬТАТУЛИ [Multatuli -  псевд.,  от  лат.  mul-ta  tuli  -  я  много
перен„с; наст. имя и фам.Эдуард Дауэс Д e к к e p  (Dekker)]  (2.Ш.1820,
Амстердам,-19.11.1887,    Нидер-Ингельхейм,    Германия)-    голландский
писатель. Виднейший представитель  кри-тич.  реализма  в  голл.  лит-ре.
Произв. М. разоблачают систему  колониализма  ("Макс  Хавелаар",  1860),
бурж. мораль, политику, религию ("Идеи",  1862-77),  призывают  к  бунту
против капиталистич. общества. Драма в стихах М. "Школа  князей"  (1872,
впервые пост. в 1875 в Амстердаме любит, труппой под рук. автора  и  при
участии М. Крюсеман) - наиболее значит. явление в голл.  драматургии  19
в.  В  пьесе  сказались  просветит,  иллюзии  автора  (идея   воспитания
просвещ„нного монарха). Критич. пафос направлен на реалистич.  раскрытие
социальных пороков бурж. общества. Остро сатиричным образам короля и его
придворных противопоставлены положит. герои - рабочий Герман, его сестра
швея Ханна и гуманная королева Луиза. Симпатии  М.  всегда  принадлежали
простым людям, хотя он не смог понять революц. роли пролетариата.  Драма
М. сильна своими гумани-стич. и  антибурж.  тенденциями,  она  сразу  же
привлекла  внимание  зрителя  демократической   тональностью,   политич.
нам„ками, необычными для голл. драматургии того времени живым  языком  и
сценичностью (была переведена на нем. и др. европ. яз.). М.  принадлежит
также автобиографич. пьеса "Невеста свыше" (первонач. "Небесная невеста,
или Безродный", соч., 1864), написанная в  традициях  "сл„зной  комедии"
под впечатлением "Минны фон Барнхельм" Лессинга. Творчество  М.  оказало
влияние на мн. совр. ему голл. писателей, в т. ч. драматургов Де Коо, Л.
Мюлдера, М. Эмантса.
   Соч.: Volledige werken, dl 1-10, Amst., 1950-60.  Лит.:  Driessen  F.
W., Multatuli: aanklager, strijder, realist, Amst., 1960; L e e u w e H.
H. J. de, Multatuli, het drama en het toneel, [s. l.], 1949. Вл.О.
   МУЛЯ (Mula), Авни (р. 1928) - албанский артист оперы (баритон). Засл.
арт. НРА (1961). Выступал солистом в хоре Народной армии. В 1957 году М.
окончил Моск. консерваторию. С этого же  года  -  солист  Т-ра  оперы  и
балета в Тиране. Среди лучших партий:
   Ваня ("Весна" Дайи), Альфио  ("Сельская  честь"  Ма-сканьи),  Фигаро,
Онегин и др. Д. Аг.
   МУЛЯРЧИК, П„тр Афанасьевич ГР. 15(28).  IV.  1908]-русский  советский
акт„р. Нар. арт. Тат. АССР (1957). Чл. Коммунистич.  партии  с  1943.  В
1930 окончил Ленинградский техникум сценических иск-в. В  1931  играл  в
Ленинградском т-ре драмы имени Пушкина, затем в Сызрани и др. С 1943  -в
Казанском ТЮЗе.
   Роли:  Швандя;  Годун  ("Разлом"),  Кречинский,  Карл  Моор;  Тетерев
("Мещане"), Жан Вальжан ("Отверженные" по Гюго), Рахметов ("Что делать?"
по Чернышевскому),Городничий; Роман ("Неравный бой" Розова) и др. И.И.
   МУМЙНОВА, Розияхон  (p.5.V.1918)  -  узбекская  советская  актриса  и
танцовщица. Нар. арт. Кирг. ССР (1940). Воспитывалась  в  детском  доме,
где участвовала в художеств. самодеятельности. С 1932 - актриса  Ошского
узб. муз.-драматич. т-ра.
   Роли: Джамиля, Зеби ("Бай и  батрак",  "Холисхон"  Хам-за),  Кумыш-ой
("Буран" Ашрафи и Василенко), Оксана ("Смерть оккупантам" Яшена) и др.
   С 40-х гг. исполняет нац.  танцы  -  узб.,  тадж.,  уйгурские.  Танц.
иск-во М. эмоционально, исполнено нац. своеобразия.
   Лит.: Литвинская Ф. Л.  [сост.],  Розияхон  Му-минова,  Фрунзе,  1958
(Декада кирг. иск-ва). ff. Л.
   МУНГАЛОВА, Ольга Петровна  (1905-42)  -  русская  советская  артистка
балета. В  1923  окончила  Ленингр.  хореографич.  уч-ще  (класс  А.  Я.
Вагановой) и была принята  в  балетную  труппу  Ленингр.  т-ра  оперы  и
балета, где вскоре заняла ведущее положение. Для  иск-ва  М.  характерны
поиски новых выразительных средств хореографии. М. принимала  участие  в
экспериментальных балетах Ф. В. Лопухова.
   Партии: Оживл„нная красавица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Град  ("Времена
года"  Глазунова),  Арсиноя  ("Египетские  ночи"  Аренского),  Tao   Xoa
("Красный мак"), Хасинта ("Лауренсия"), Мария ("Бахчисарайский  фонтан")
и ДР.
   Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М. -Л., 1950; А.  Я.  Ваганова.
Статьи, воспоминания, материалы, Л.-М., 1958. Г. Ш.
   МУНЕ (Mounet), Поль (5.X.1847-10.11.1922) - французский  акт„р.  Брат
Ж. Муне-Сюлли. Дебютировал в 1880  в  парижском  т-ре  "Одеон".  В  1889
вступил в труппу т-ра "Комеди Франсез", где с 1891 стал "сосъе-тером". В
творчеством, сохранились  элементы  роман-тич.  стиля  и  вместе  с  тем
проявилось сильное воздействие натурализма. Лучшие роли в  пьесах  совр.
авторов Ангус ("Якобинцы"  Коппе),  Юмбер  ("Влюбл„нный  лев"  Понсара),
Конрад ("Мечом" Ришпена). В классич. репертуаре М.  стремился  к  острой
характерности и углубл„нному психологизму, особенно прославился глубоким
по мысли исполнением роли Яго (1899).  После  смерти  Муне-Сюлли  (1916)

Страницы: «« « 1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605  1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия