Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1592   1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600  1601   1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610  » »»

Тбилиси, т-ре "Ванемуйне" в Тарту  и  мн.  др.  3)  Мемориальные  М.  т.
Крупнейшими М. т. такого типа являются музеи К. С. Станиславского, В. И.
Немиро-вича-Данченко,  Е.  Б.  Вахтангова,  а  также  музеи-квартиры  (и
мемориальные комнаты) М. Н. Ермоловой, Б. В. Щукина, Л. В. Собинова,  Е.
В. Гельцер - в Москве, М. К. Заньковецкой - в Киеве, М. Г. Савиной  -  в
Ленинграде, 3. Палиашвили - в  Тбилиси,  Дома-музеи  И.  Гамрекели  -  в
Тбилиси, К. Марджанишвили - в селе Кварели (Грузия),  А.  Церетели  -  в
селе Схвитори (Грузия) и др.
   М. т. в СССР ведут массовую, научно-просветительную работу (экскурсии
по экспозициям и  выставкам,  лекции,  беседы,  тематич.  вечера,  посв.
творчеству выдающихся деятелей т-ра и т.  п.),  осуществляют  публикацию
наиболее ценных архивных и рукописных материалов.
   М.  т.  за  рубежом.  Первоначально  (в  18  в.)   театр.   коллекции
создавались благодаря инициативе частных лиц  -  богатых  меценатов  или
отдельных артистов, а также старейших театр.  коллективов  [напр.,  т-ра
"Комеди Франсез" в Париже, Большого т-ра в Бордо (Франция, 1780),  япон.
т-ра "Но"]. Со 2-й пол. 19 в. мн. частные коллекции переходят в  ведение
гос-ва (пут„м пожертвований).  Возникают  музеи  при  нек-рых  старейших
т-рах, профсоюзах и  др.  учреждениях.  Значит,  роль  в  этом  процессе
сыграла организация театр. выставок. Так, в 1892  в  Вене  была  открыта
первая Международная муз. и театр. выставка, посв. истории т-ра в Европе
(начиная с средних веков). Для участия в  ней  прислали  свои  материалы
разл. музеи и библиотеки мн. европ. стран. Большой театр.  раздел  имела
также Всемирная выставка 1900 в Париже. Театр, коллекции имеются в  Нац.
б-ке в Вене, обладающей ценнейшими материалами по истории т-ра в Европе,
Нац. б-ке в Турине, б-ке, архиве и музее оперного т-ра  "Гранд-Опера"  в
Париже, театр. отделе Нац. музея в Стокгольме, Музее  истории  т-ра  при
драм. т-ре в Кристианборге (Дания), Театр. б-ке и музее  в  Осло,  Музее
при финском Нац. т-ре в Хельсинки, театр. секции  Нац.  театр.  ин-та  в
Варшаве, Историко-театр. музее в Копенгагене, театр. отделе  Британского
музея, а также в музее Виктории и  Альберта  в  Лондоне,  театр.  отделе
Колумбийского ун-та (США), Гарвардском ун-те (США), музее т-ра  "Кабуки"
в Токио и др. За рубежом музеи, б-киидр. учреждения,  обладающие  театр.
коллекциями, в осн. ведут лишь работу  по  собиранию,  систематизации  и
хранению   историке-театр.   материала.    Постоянной    экспозиционной,
выставочной, научно-популяризаторской и издательской деятельностью  они,
как правило, не занимаются. Наряду с учреждениями, хранящими документы и
материалы по разл. вопросам театр. иск-ва, за рубежом  существуют  также
музеи, архивы и б-ки, посв. отдельным выдающимся  деятелям  т-ра.  Среди
них  -  мемориальный   музей   Шекспира   (в   г.   Стратфорд-он-Эйвон),
библиотека-музей Фолджера (в Вашингтоне), хранящая богатейшие  материалы
по истории постановок пьес  Шекспира  в  т-рах  разл.  стран  мира.  Эти
учреждения   ведут   научно-исследовательскую    разработку    собранных
материалов, а также издательскую деятельность. Н. Мин.
   МУЗИЛИ-БОРОЗДИНЫ- русская акт„рская семья. См. Бороздины-Музили.
   МУЗИЛЬ,  Александр  Александрович  [р.7(20).VI.   1908]   -   русский
советский режисс„р. Внук Н. И. Му-зиля,  сын  Н.  Н.  Музиль-Бороздиной.
Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Окончил Ленингр. техникум сценич.  иск-в
(1933). Проф. режисс„рскую деятельность начал в 1930  в  Академич.  т-ре
драмы (ныне Т-р драмы им. Пушкина; работает здесь до наст.  времени).  С
1950  вед„т  педагогич.  работу  в  Ленингр.  ин-те   т-ра,   музыки   и
кинематографии.
   Пост,:  "Женитьба"  (1934);   "Полководец   Суворов"   Бахте-рева   и
Разумовского (1939), "Дворянское  гнездо"  по  Тургеневу  (1941),  "П„тр
Крымов" Финна (1942), "За тех,  кто  в  море!"  Лаврен„ва  (1946),  "Как
закалялась сталь" по Островскому (1947,  инсц.  М.),  "Годы  странствий"
Арбузова (1954), "Одна ночь" Горбатова (1956), "Потерянный сын" Арбузова
(1961), "Перед заходов солнца" Гауптмана (1963). АН. А.
   МУЗИЛЬ, Николай Игнатьевич [по уточн„нным  данным,  14(26).  XI.1839,
Чесмены  под  Москвой,-  26.VI(9.VII).1906,  Москва]  -  русский  акт„р.
Принадлежал к артистич. семье Бороздиных-Музилей. Играл на  любительской
сцене. В 1865 дебютировал в  Малом  т-ре,  в  1866  зачислен  в  труппу;
работал здесь до конца жизни (с 1903 - засл.  арт.  имп.  т-ров).  Живо,
весело, с юмором исполнял роли амплуа "простака"; выступал в водевилях и
опереттах. Впоследствии раскрылся талант  М.  как  характерного  акт„ра.
Замечательный исполнитель ролей в произв. А. Н. Островского, М.  впервые
на сцене Малого т-ра сыграл 20 ролей в его  пьесах,  в  т.  ч.:  Гаврила
("Горячее  сердце",  1869),  П„тр  ("Лес",  1871),  Шмага   ("Без   вины
виноватые", 1884). Островский, высоко ценивший М. за знание рус.  жизни,
простоту и искренность игры, отдал ему  для  бенефисов  10  своих  новых
пьес: "Не было ни гроша да вдруг алтын" (роль Е  леей,  1872),  "Поздняя
любовь" (Дормидонт, 1873), "Правда - хорошо, а счастье  лучше"  (Платон,
1876),  "Последняя  жертва"  (Салай  Салтаныч,  1877),   "Бесприданница"
(Робинзон, 1878), "Невольницы" (Мирон Ипатыч, 1880) и  др.  Шедевром  М.
была роль На'рокова ("Таланты и поклонники", 1881).
   М. умел социально верно раскрыть образ. Его игра отличалась  ясностью
замысла" отделкой деталей, задушевностью.  В  исполнение  ролей  Старого
повара ("Плоды  просвещения",  1891)  и  Нарокова  М.  вн„с  трагический
оттенок. Искусство М. высоко ценил К. С. Станиславский.
   Др. роли: Любен ("Жорж Данден" Мольера, 1866), Мит-рофан  и  Кутейкин
("Недоросль", 1866, 1882), 1-й крестьянин и  Дворцовый  повар  ("Дмитрий
Самозванец   и   Василий   Шуйский"   Островского,    1867),    Сбригони
("Г-ндеПур-соньяк" Мольера, 1867),  Юродивый  ("Борис  Годунов",  1880),
Добчинский (1883), Заго-рецкий и  Тугоуховский  ("Горе  от  ума",  1882,
1902), Жева-кин ("Женитьба", 1889), м-р Форд  ("Виндзорские  проказницы"
Шекспира, 1890), Чугунов ("Волки и овцы", 1893), Мит-рич ("Власть тьмы",
1895).
   Лит.: Островский А. Н., Полное собр. соч., т. 16, M.,  1953,  с.  33,
146,  151,  163-65,  185;  Николай  Игнатьевич  Музиль,   "ЕИТ".   Сезон
1902-1903, приложения, ' кн. 3, СПБ, с. 11-12; Кара-Мурза С.  Г.,  Малый
театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 147-58;
   Юрьев Юр., Записки. 1872-1893, Л.-M., 1939, с. 32, 98, 116, 128, 136,
138, 139; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., I960, с. 219-22. E.
Фил.
   МУЗЫКА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ - инструментальная и вокальная музыка в
драматических спектаклях (в трагедии, драме, комедии, водевиле и т. п.).
Если в муз. театре (см.  Опера,  Музыкальная  драма}  музыка  определяет
драматургию сценического представления и  является  важнейшим  средством
характеристики образов и положений, то в  драматич.  театре  она  служит
вспомогательным, хотя нередко  и  весьма  значит,  средством  художеств.

Страницы: «« « 1592   1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600  1601   1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия