Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 » »» Тбилиси, т-ре "Ванемуйне" в Тарту и мн. др. 3) Мемориальные М. т. Крупнейшими М. т. такого типа являются музеи К. С. Станиславского, В. И. Немиро-вича-Данченко, Е. Б. Вахтангова, а также музеи-квартиры (и мемориальные комнаты) М. Н. Ермоловой, Б. В. Щукина, Л. В. Собинова, Е. В. Гельцер - в Москве, М. К. Заньковецкой - в Киеве, М. Г. Савиной - в Ленинграде, 3. Палиашвили - в Тбилиси, Дома-музеи И. Гамрекели - в Тбилиси, К. Марджанишвили - в селе Кварели (Грузия), А. Церетели - в селе Схвитори (Грузия) и др. М. т. в СССР ведут массовую, научно-просветительную работу (экскурсии по экспозициям и выставкам, лекции, беседы, тематич. вечера, посв. творчеству выдающихся деятелей т-ра и т. п.), осуществляют публикацию наиболее ценных архивных и рукописных материалов. М. т. за рубежом. Первоначально (в 18 в.) театр. коллекции создавались благодаря инициативе частных лиц - богатых меценатов или отдельных артистов, а также старейших театр. коллективов [напр., т-ра "Комеди Франсез" в Париже, Большого т-ра в Бордо (Франция, 1780), япон. т-ра "Но"]. Со 2-й пол. 19 в. мн. частные коллекции переходят в ведение гос-ва (пут„м пожертвований). Возникают музеи при нек-рых старейших т-рах, профсоюзах и др. учреждениях. Значит, роль в этом процессе сыграла организация театр. выставок. Так, в 1892 в Вене была открыта первая Международная муз. и театр. выставка, посв. истории т-ра в Европе (начиная с средних веков). Для участия в ней прислали свои материалы разл. музеи и библиотеки мн. европ. стран. Большой театр. раздел имела также Всемирная выставка 1900 в Париже. Театр, коллекции имеются в Нац. б-ке в Вене, обладающей ценнейшими материалами по истории т-ра в Европе, Нац. б-ке в Турине, б-ке, архиве и музее оперного т-ра "Гранд-Опера" в Париже, театр. отделе Нац. музея в Стокгольме, Музее истории т-ра при драм. т-ре в Кристианборге (Дания), Театр. б-ке и музее в Осло, Музее при финском Нац. т-ре в Хельсинки, театр. секции Нац. театр. ин-та в Варшаве, Историко-театр. музее в Копенгагене, театр. отделе Британского музея, а также в музее Виктории и Альберта в Лондоне, театр. отделе Колумбийского ун-та (США), Гарвардском ун-те (США), музее т-ра "Кабуки" в Токио и др. За рубежом музеи, б-киидр. учреждения, обладающие театр. коллекциями, в осн. ведут лишь работу по собиранию, систематизации и хранению историке-театр. материала. Постоянной экспозиционной, выставочной, научно-популяризаторской и издательской деятельностью они, как правило, не занимаются. Наряду с учреждениями, хранящими документы и материалы по разл. вопросам театр. иск-ва, за рубежом существуют также музеи, архивы и б-ки, посв. отдельным выдающимся деятелям т-ра. Среди них - мемориальный музей Шекспира (в г. Стратфорд-он-Эйвон), библиотека-музей Фолджера (в Вашингтоне), хранящая богатейшие материалы по истории постановок пьес Шекспира в т-рах разл. стран мира. Эти учреждения ведут научно-исследовательскую разработку собранных материалов, а также издательскую деятельность. Н. Мин. МУЗИЛИ-БОРОЗДИНЫ- русская акт„рская семья. См. Бороздины-Музили. МУЗИЛЬ, Александр Александрович [р.7(20).VI. 1908] - русский советский режисс„р. Внук Н. И. Му-зиля, сын Н. Н. Музиль-Бороздиной. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Окончил Ленингр. техникум сценич. иск-в (1933). Проф. режисс„рскую деятельность начал в 1930 в Академич. т-ре драмы (ныне Т-р драмы им. Пушкина; работает здесь до наст. времени). С 1950 вед„т педагогич. работу в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии. Пост,: "Женитьба" (1934); "Полководец Суворов" Бахте-рева и Разумовского (1939), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1941), "П„тр Крымов" Финна (1942), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Как закалялась сталь" по Островскому (1947, инсц. М.), "Годы странствий" Арбузова (1954), "Одна ночь" Горбатова (1956), "Потерянный сын" Арбузова (1961), "Перед заходов солнца" Гауптмана (1963). АН. А. МУЗИЛЬ, Николай Игнатьевич [по уточн„нным данным, 14(26). XI.1839, Чесмены под Москвой,- 26.VI(9.VII).1906, Москва] - русский акт„р. Принадлежал к артистич. семье Бороздиных-Музилей. Играл на любительской сцене. В 1865 дебютировал в Малом т-ре, в 1866 зачислен в труппу; работал здесь до конца жизни (с 1903 - засл. арт. имп. т-ров). Живо, весело, с юмором исполнял роли амплуа "простака"; выступал в водевилях и опереттах. Впоследствии раскрылся талант М. как характерного акт„ра. Замечательный исполнитель ролей в произв. А. Н. Островского, М. впервые на сцене Малого т-ра сыграл 20 ролей в его пьесах, в т. ч.: Гаврила ("Горячее сердце", 1869), П„тр ("Лес", 1871), Шмага ("Без вины виноватые", 1884). Островский, высоко ценивший М. за знание рус. жизни, простоту и искренность игры, отдал ему для бенефисов 10 своих новых пьес: "Не было ни гроша да вдруг алтын" (роль Е леей, 1872), "Поздняя любовь" (Дормидонт, 1873), "Правда - хорошо, а счастье лучше" (Платон, 1876), "Последняя жертва" (Салай Салтаныч, 1877), "Бесприданница" (Робинзон, 1878), "Невольницы" (Мирон Ипатыч, 1880) и др. Шедевром М. была роль На'рокова ("Таланты и поклонники", 1881). М. умел социально верно раскрыть образ. Его игра отличалась ясностью замысла" отделкой деталей, задушевностью. В исполнение ролей Старого повара ("Плоды просвещения", 1891) и Нарокова М. вн„с трагический оттенок. Искусство М. высоко ценил К. С. Станиславский. Др. роли: Любен ("Жорж Данден" Мольера, 1866), Мит-рофан и Кутейкин ("Недоросль", 1866, 1882), 1-й крестьянин и Дворцовый повар ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1867), Сбригони ("Г-ндеПур-соньяк" Мольера, 1867), Юродивый ("Борис Годунов", 1880), Добчинский (1883), Заго-рецкий и Тугоуховский ("Горе от ума", 1882, 1902), Жева-кин ("Женитьба", 1889), м-р Форд ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1890), Чугунов ("Волки и овцы", 1893), Мит-рич ("Власть тьмы", 1895). Лит.: Островский А. Н., Полное собр. соч., т. 16, M., 1953, с. 33, 146, 151, 163-65, 185; Николай Игнатьевич Музиль, "ЕИТ". Сезон 1902-1903, приложения, ' кн. 3, СПБ, с. 11-12; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 147-58; Юрьев Юр., Записки. 1872-1893, Л.-M., 1939, с. 32, 98, 116, 128, 136, 138, 139; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., I960, с. 219-22. E. Фил. МУЗЫКА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ - инструментальная и вокальная музыка в драматических спектаклях (в трагедии, драме, комедии, водевиле и т. п.). Если в муз. театре (см. Опера, Музыкальная драма} музыка определяет драматургию сценического представления и является важнейшим средством характеристики образов и положений, то в драматич. театре она служит вспомогательным, хотя нередко и весьма значит, средством художеств. Страницы: «« « 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |