Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606  1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616  » »»

играл одну из лучших ролей своего брата - Эдипа (в  о.  п.  Софокла).  С
1897 преподавал в Парижской консерватории. Снимался в кино. В. Г.
   МУНЕ-СЮЛЛИ  (Mounet-Sully),  Жан  (27.  II.  1841  -  1.111.1916)   -
французский акт„р. По окончании драм. класса при Парижской консерватории
(учился у Брес-сана) выступал на сцене т-ра "Одеон". В 1872  дебютировал
в т-ре "Комеди Франсез" (в роли Ореста -  "Андромаха"  Расина),  в  1874
стал "сосьете-ром". М.-С. играл роли в ро-мантич. драмах  Гюго  -  Дидье
("Марион Делорм", 1873), Эр-нани (о. п., 1878), Рюи-Блаз (о. п.,  1879);
создал образы Гамлета  (1876),0телло  (1880).  В  1881  М.-  С.  впервые
выступил в роли Эдипа ("Эдип-царь" Софокла) на орхестре древнего т-ра  в
Оранже. Впоследствии этот  спектакль  был  перенес„н  на  сцену  "Комеди
Франсез" и включ„н в гастрольный репертуар М.-С. В  числе  лучших  ролей
М.-С.-Нерон,  Иодай  ("Бри-танник",  "Аталия"  Расина,  1872),   Оросман
("Заира" Вольтера, 1874), Креонт ("Антигона" Софокла, 1893). Играл также
в пьесах совр. драматургов (Дюма-сын, Ожье,  Барбье).  Творчество  М.-С.
утверждало бурж. идеалы. Гамлет в  его  исполнении  был  не  гуманистом,
вступившим в борьбу с социальным злом, а наследным принцем,  стремящимся
восстановить попранное право  на  престол,  наказать  узурпатора  трона.
Романтич.  роли  привлекали  М.-С.  не  пафосом  протеста  или  героикой
страстей, акт„р  демонстрировал  великолепный  голос,  изящество  манер,
умение  носить  театр.  костюм,  он  неизменно  придавал  своим   героям
рыцарственно  благородный  облик.  Исполнение  М.-С.  трагедийных  ролей
отличалось  совершенством  сценич.  техники,  отточенной  пластичностью,
продуманностью внешних эффектов.
   Творчество  М.-С.,  блестящего   представителя   т.   н.   "искусства
представления", свидетельствовало о глубоком распаде трагедийного  т-ра,
терявшего в условиях кризиса буржуазной культуры демократический пафос и
гуманизм. Вместе  с  тем  виртуозное  мастерство,  могучий  темперамент,
высокий  художеств.  вкус  М.-С.  способствовали  всемирному   признанию
акт„ра.
   М.-С. много гастролировал за границей, в  т.  ч.  в  России  (1894  и
1899).
   Лит.: Иванов И., Спектакли г-на Мунэ-Сюлли, "Артист", 1894, ј 34; 3 и
н г e p м а н Б., Жан Мунэ-Сюлли,
   "Театр", 1956, .No 2;
   Юрьев Ю., Записки' Л.-М., 1948; [К  у-г  e  л  ь  А.  ],  Театральные
згмегки, "Театр и искусство", 1899, ј 47, F e-bvreF., Johnson Т.,  Album
de la Comedie-Francaise, P., 1881l;
   С 1 a r e t i e J., Profils de theatre, P., 1902;  Les  contemporains
celebres Mounet-Sully, P., 1904;
   L a c o u r L., Mounet-S4lly, "Comedie illustree", 1912, ј 19.
   Л. Гит.
   МУНЕ (Munk), Кай (13.1.1898 - 4.1.1944) -  дат.  ский  драматург.  По
окончании теологич. ф-та  Копенгагенского  ун-та  (1924)  был  пастором.
Сложное и противоречивое драматургич. наследие М.  (37  пьес)-крупнейшее
явление духовной и художеств. жизни сканд. стран в 20 в. Уже в нач. лит.
деятельности М. утверждал  общественно-преобразующую  роль  иск-ва,  его
тесную связь с важными проблемами совр. развития. Разочарование в  бурж.
демократии привело М. в 20-е гг. к  реакц.  историч.  концепции  сильной
личности,  к-рая  может  использовать  любые  средства  для   достижения
исторически оправданной цели. Эта концепция - в основе философских  драм
на сюжеты Библии и древней истории: "Пилат" (1917,  пост.  в  Орхусе  на
открытом воздухе - 1941), "Самсон" (1917), "Операция" (1919), "Идеалист"
(1928, Королевский т-р). Проблеме взаимоотношений  личности  и  общества
посв. также пьесы о выдающихся деятелях дат. культуры:
   "В огне" (1926, "Т-р Бетти  Нансен"-1937),  о  критике  Г.  Брандесе,
"Счастье"  (1939,  Королевский  т-р-1940),  о  поэте   и   епископе   Н.
Грундтвиге, "Смерть Эвальда" (1943, Королевский т-р),  о  драматурге  И.
Эвальде. Эти пьесы показывают враждебность бурж. общества творч. началу.
Утверждая потребность людей в вере, М. вместе  с  тем  был  в  состоянии
конфликта  с  официальной  церковью  и  стремился  превратить   храм   в
просветит. центр. Двойственность идейных позиций М. отразилась в  пьесах
"Слово" (1925, "Т-р Бетти Нансен"- 1932),  "Любовь"  (1926,  Королевский
т-р - 1935), "Море и люди" (1929, т-р в Оденсе - 1960),  действие  к-рых
происходит в совр. дат. деревне. Образам идеалистов  здесь  противостоит
сатирически  изображ„нное  мещанское   окружение.   Восхваление   личной
диктатуры, культа "героя" - гл. тема пьесы  "Победа"  (1936,  Норвежский
т-р в Осло). После поездки в гитлеровскую Германию М. написал драму  "Он
сидит на кипящем котле" (1938, там же), в к-рой выступил с резкой,  хотя
и ограниченной  этич.  проблемами,  критикой  фашизма.  Оккупация  Дании
(1940) привела М, в ряды последоват. антифашистов. В 1942 он  нелегально
издал сво„ лучшее произв.- историч. драму "Нильс Эббесен"  (1943,  Драм.
студия под  рук.  И.  Бергмана,  Стокгольм),  где,  показывая  восстание
крестьян в 1340 против нем. феодалов, призывал к борьбе с захватчиками.
   Лучшим драмам М. присущи строгая монументальность  композиции,  яркая
афористичность, интеллектуальная насыщенность, смелое сочетание историч.
материала  с  совр.  трактовкой  характеров  и  конфликтов.  М.  открыто
поддерживал Движение Сопротивления, был убит гитлеровцами.
   Соч.: Mindeudgave, bd 1-9, Kbh., 1948-49. Лит.: МатусевичВ., Новое  о
Кае Мунке, "Иностр. лит-ра", 1959, .No 3; Palsbo  O.,  Kaj  Munk.  Kbh.,
1940;
   L arsen'J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941;
   H e n r i q u e s A., Kaj Munk, Stockholm,  1944;  Mogensen  H.,  Kaj
Munk paa teatret, Kbh., 1953; его же, Kaj Munk  of  folketeatret,  Kbh.,
1957. Вл. Af.
   МУНТ, Екатерина Михайловна (1875-1954) - русская  советская  актриса.
Засл. арт. РСФСР (1932). В 1898,  окончив  Моск.  филармонич.  уч-ще  по
классу В. И. Немировича-Данченко, была принята в МХТ  (играла  здесь  до
1902). Роли: Мария ("Двенадцатая ночь"), Снегурочка;  Майя  ("Когда  мы,
м„ртвые,  пробуждаемся"  Ибсена),  Наташа  ("Три  сестры"),  Лиза   Бенш
("Микаэль Крамер" Гауптмана) и др. С 1902, вступив в "Товарищество  рус.
драмы", организованное Мейерхольдом, М.  играла  в  Херсоне  и  Тифлисе.
Роли: Нина Заречная; Ирина ("Три сестры"), Соня ("Дядя Ваня"). В 1906-08
- актриса Драм. т-ра В. Ф. Комисса ржевской. Роли: Tea  ("Гедда  Габлер"
Ибсена), жена Человека ("Жизнь Человека"  Андреева)  и  др.  С  1908  М.
работала  гл.  обр.  на  провинциальной  сцене  (Баку,  Пенза,   Одесса,
Екатеринодар, Полтава, Харьков, Казань, Новороссийск). Роли: Лиза ("Горе
от  ума"),  Луиза  Миллер,  Офелия;  Корделия  ("Цороль  Лир"),   Порция
("Венецианский купец") и др.  Дарованию  М.  были  свойственны  душевная
теплота, лиризм, проникновенная  искренность.  В  1920-22  М.  играла  в

Страницы: «« « 1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606  1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия