|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 » »» играл одну из лучших ролей своего брата - Эдипа (в о. п. Софокла). С
1897 преподавал в Парижской консерватории. Снимался в кино. В. Г.
МУНЕ-СЮЛЛИ (Mounet-Sully), Жан (27. II. 1841 - 1.111.1916) -
французский акт„р. По окончании драм. класса при Парижской консерватории
(учился у Брес-сана) выступал на сцене т-ра "Одеон". В 1872 дебютировал
в т-ре "Комеди Франсез" (в роли Ореста - "Андромаха" Расина), в 1874
стал "сосьете-ром". М.-С. играл роли в ро-мантич. драмах Гюго - Дидье
("Марион Делорм", 1873), Эр-нани (о. п., 1878), Рюи-Блаз (о. п., 1879);
создал образы Гамлета (1876),0телло (1880). В 1881 М.- С. впервые
выступил в роли Эдипа ("Эдип-царь" Софокла) на орхестре древнего т-ра в
Оранже. Впоследствии этот спектакль был перенес„н на сцену "Комеди
Франсез" и включ„н в гастрольный репертуар М.-С. В числе лучших ролей
М.-С.-Нерон, Иодай ("Бри-танник", "Аталия" Расина, 1872), Оросман
("Заира" Вольтера, 1874), Креонт ("Антигона" Софокла, 1893). Играл также
в пьесах совр. драматургов (Дюма-сын, Ожье, Барбье). Творчество М.-С.
утверждало бурж. идеалы. Гамлет в его исполнении был не гуманистом,
вступившим в борьбу с социальным злом, а наследным принцем, стремящимся
восстановить попранное право на престол, наказать узурпатора трона.
Романтич. роли привлекали М.-С. не пафосом протеста или героикой
страстей, акт„р демонстрировал великолепный голос, изящество манер,
умение носить театр. костюм, он неизменно придавал своим героям
рыцарственно благородный облик. Исполнение М.-С. трагедийных ролей
отличалось совершенством сценич. техники, отточенной пластичностью,
продуманностью внешних эффектов.
Творчество М.-С., блестящего представителя т. н. "искусства
представления", свидетельствовало о глубоком распаде трагедийного т-ра,
терявшего в условиях кризиса буржуазной культуры демократический пафос и
гуманизм. Вместе с тем виртуозное мастерство, могучий темперамент,
высокий художеств. вкус М.-С. способствовали всемирному признанию
акт„ра.
М.-С. много гастролировал за границей, в т. ч. в России (1894 и
1899).
Лит.: Иванов И., Спектакли г-на Мунэ-Сюлли, "Артист", 1894, ј 34; 3 и
н г e p м а н Б., Жан Мунэ-Сюлли,
"Театр", 1956, .No 2;
Юрьев Ю., Записки' Л.-М., 1948; [К у-г e л ь А. ], Театральные
згмегки, "Театр и искусство", 1899, ј 47, F e-bvreF., Johnson Т., Album
de la Comedie-Francaise, P., 1881l;
С 1 a r e t i e J., Profils de theatre, P., 1902; Les contemporains
celebres Mounet-Sully, P., 1904;
L a c o u r L., Mounet-S4lly, "Comedie illustree", 1912, ј 19.
Л. Гит.
МУНЕ (Munk), Кай (13.1.1898 - 4.1.1944) - дат. ский драматург. По
окончании теологич. ф-та Копенгагенского ун-та (1924) был пастором.
Сложное и противоречивое драматургич. наследие М. (37 пьес)-крупнейшее
явление духовной и художеств. жизни сканд. стран в 20 в. Уже в нач. лит.
деятельности М. утверждал общественно-преобразующую роль иск-ва, его
тесную связь с важными проблемами совр. развития. Разочарование в бурж.
демократии привело М. в 20-е гг. к реакц. историч. концепции сильной
личности, к-рая может использовать любые средства для достижения
исторически оправданной цели. Эта концепция - в основе философских драм
на сюжеты Библии и древней истории: "Пилат" (1917, пост. в Орхусе на
открытом воздухе - 1941), "Самсон" (1917), "Операция" (1919), "Идеалист"
(1928, Королевский т-р). Проблеме взаимоотношений личности и общества
посв. также пьесы о выдающихся деятелях дат. культуры:
"В огне" (1926, "Т-р Бетти Нансен"-1937), о критике Г. Брандесе,
"Счастье" (1939, Королевский т-р-1940), о поэте и епископе Н.
Грундтвиге, "Смерть Эвальда" (1943, Королевский т-р), о драматурге И.
Эвальде. Эти пьесы показывают враждебность бурж. общества творч. началу.
Утверждая потребность людей в вере, М. вместе с тем был в состоянии
конфликта с официальной церковью и стремился превратить храм в
просветит. центр. Двойственность идейных позиций М. отразилась в пьесах
"Слово" (1925, "Т-р Бетти Нансен"- 1932), "Любовь" (1926, Королевский
т-р - 1935), "Море и люди" (1929, т-р в Оденсе - 1960), действие к-рых
происходит в совр. дат. деревне. Образам идеалистов здесь противостоит
сатирически изображ„нное мещанское окружение. Восхваление личной
диктатуры, культа "героя" - гл. тема пьесы "Победа" (1936, Норвежский
т-р в Осло). После поездки в гитлеровскую Германию М. написал драму "Он
сидит на кипящем котле" (1938, там же), в к-рой выступил с резкой, хотя
и ограниченной этич. проблемами, критикой фашизма. Оккупация Дании
(1940) привела М, в ряды последоват. антифашистов. В 1942 он нелегально
издал сво„ лучшее произв.- историч. драму "Нильс Эббесен" (1943, Драм.
студия под рук. И. Бергмана, Стокгольм), где, показывая восстание
крестьян в 1340 против нем. феодалов, призывал к борьбе с захватчиками.
Лучшим драмам М. присущи строгая монументальность композиции, яркая
афористичность, интеллектуальная насыщенность, смелое сочетание историч.
материала с совр. трактовкой характеров и конфликтов. М. открыто
поддерживал Движение Сопротивления, был убит гитлеровцами.
Соч.: Mindeudgave, bd 1-9, Kbh., 1948-49. Лит.: МатусевичВ., Новое о
Кае Мунке, "Иностр. лит-ра", 1959, .No 3; Palsbo O., Kaj Munk. Kbh.,
1940;
L arsen'J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941;
H e n r i q u e s A., Kaj Munk, Stockholm, 1944; Mogensen H., Kaj
Munk paa teatret, Kbh., 1953; его же, Kaj Munk of folketeatret, Kbh.,
1957. Вл. Af.
МУНТ, Екатерина Михайловна (1875-1954) - русская советская актриса.
Засл. арт. РСФСР (1932). В 1898, окончив Моск. филармонич. уч-ще по
классу В. И. Немировича-Данченко, была принята в МХТ (играла здесь до
1902). Роли: Мария ("Двенадцатая ночь"), Снегурочка; Майя ("Когда мы,
м„ртвые, пробуждаемся" Ибсена), Наташа ("Три сестры"), Лиза Бенш
("Микаэль Крамер" Гауптмана) и др. С 1902, вступив в "Товарищество рус.
драмы", организованное Мейерхольдом, М. играла в Херсоне и Тифлисе.
Роли: Нина Заречная; Ирина ("Три сестры"), Соня ("Дядя Ваня"). В 1906-08
- актриса Драм. т-ра В. Ф. Комисса ржевской. Роли: Tea ("Гедда Габлер"
Ибсена), жена Человека ("Жизнь Человека" Андреева) и др. С 1908 М.
работала гл. обр. на провинциальной сцене (Баку, Пенза, Одесса,
Екатеринодар, Полтава, Харьков, Казань, Новороссийск). Роли: Лиза ("Горе
от ума"), Луиза Миллер, Офелия; Корделия ("Цороль Лир"), Порция
("Венецианский купец") и др. Дарованию М. были свойственны душевная
теплота, лиризм, проникновенная искренность. В 1920-22 М. играла в
Страницы: «« « 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |