|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 » »» Москва", 1928, 16 мая, ј 112; Янковский М., Советский театр оперетты,
Л.- М., 1962;
Ярон Г., О любимом жанре, 2 изд., М., 1963. М. Лифш.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ - один из первых советских театров.
Открылся 29 окт. 1922. См. Московский театр имени В л. Маяковского.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ - русский советский театр. Открылся 1 окт.
1924 спектаклем "Москва с точки зрения" В. Я. Типота я Н. Р. Эрдмана.
Первое пятилетие в репертуаре т-ра преобладали обозрения- политические,
бытовые, иногда пародийные: "Спокойно - снимаю", "Европа, что надо"
(1925), "А не хулиган ли Вы, гражданин?" (1927), "Довольно, бросьте"
(1929), "Извините за резкость" (1930), к-рые создавались гл. обр.
коллективом авторов - А. М. Арго, В. Е. Ардовым, Н. Вольпиным, Л. В.
Никулиным. В. 3. Массом, В. Я. Типотом, Н. Р. Эрдманом и др. Наряду с
обозрениями ставились пьесы разных комедийных жанров - в этот период
началась длительная борьба за сов. комедию. Были пост. комедии: "114-я
статья" (1924) и "Склока" (1927) Ардова и Никулина;
"Вредный элемент" (1927) и "Лира напрокат" (1928) Шкваркина,
"Квадратура круга" Катаева (1928). Шли также сатирич. комедии В.
Газенклевера, Л. Верн„я и др.
С нач. 30-х гг. основой репертуара т-ра становится бытовая комедия.
Этот период связан с расцветом драматургии В. В. Шкваркина и приходом в
т-р в качестве художественного руководителя Н. М. Горчакова
(1933). Наиболее значит, спектакли 30-х гг.: "Чужой реб„нок" (1933) и
"Простая девушка" (1937) Шкваркина, "Большая семья" (1936), "Таланты"
(1938) и "Сашка" (1940) Финна, "Дорога цветов" Катаева
(1934), "Мелкие козыри" Ардова (1937) и др. В спектаклях этих лет
рассказ о комич. происшествии преобладал над сатирич. обобщением. Их
отличали метко схваченные жанровые наблюдения, отклики на злобу дня,
хл„сткий юмор. Т-р интересовала и классич. комедия - шли также спектакли
"Город Глупов" по Салтыкову-Щедрину (1932), "Господин де Пур-соньяк"
Мольера (1938).
В 40-50-е гг. наиболее значит, спектаклями т-ра были: героич. комедия
Кочеткова и Липскерова "Надежда Дурова" (1942), бытовые комедии-шутки
"Факир на час" Дыховичного и Слободского (1945) и "День отдыха" Катаева
(1946), пьесы-памфлеты "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков"
Корнейчука (1944), "Остров мира" Петрова (1947), водевиль Галича и
Исаева "Вас вызывает Таймыр" (1948). Т-р пост. поэтич. пьесу-легенду
кит. классика Ван Ши-фу "Пролитая чаша" (1952), большим успехом
пользовалась лирич. комедия драматурга коми Дьяконова "Свадьба с
приданым" (1950, реж. Равен-ских. Гос. пр. СССР, 1951), шла сатирич.
комедия рум., классика И. Л. Караджале "Потерянное письмо" (1952).
Этапными спектаклями для т-ра стали пост. пьес В. Маяковского "Баня"
(1953, реж. Петров, Плучек, Юткевич), "Клоп" (1955, реж. Плучек,
Юткевич), "Ми-стерия-Буфф" (1957, реж. Плучек). Остро сатирические,
отмеченные глубиной социальной типизации, новаторские по театр. форме,
они определили публицистич. направленность искусства театра, яркую
зрелищность, театральность его спектаклей.
Спектакли конца 50-60-х гг. свидетельствуют о жанровом разнообразии.
Т-р пост.: комедию Островского "На всякого мудреца довольно простоты"
(1958), драматич. сатиру Назыма Хикмета "Дамоклов меч" (1959), бытовую
комедию Бирюкова "Яблоко раздора" (1961), инсц. памфлета М. Ларни
"Четв„ртый позвонок" (1961), инсценировки - "Золотой тел„нок" (1958) и
"12 стульев" (1960) Ильфа и Петрова; впервые на рус. сцене пост. комедию
Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1962) и др.
Т-р привлекал акт„ров, владеющих иск-вом комич. диалога, пения,
танца, способных сочетать психоло-гич. правду характеров с сатирич.
остротой. В т-ре работали крупнейшие сов. комедийные акт„ры:
Я. М. Волков, В. Д. Доронин, О. П. Зверева, И. И. Зе-нин, Д. Л.
Кара-Дмитриев, Р. Г. Корф, Ф. Н. Ку-рихин, И. А. Любезнов, Е. Я.
Милютина, Е. Н. Неверова, П. Н. Поль, К. В. Пугач„ва, Н. И. Слонова, Я.
М. Рудин, В. Я. Хенкин, Р. М. Холодов и др. Художественными
руководителями т-ра были: Д. Г. Гутман (1926-29), Н. М. Горчаков
(1933-41 и в 1943-48), Н. В. Петров (1948-53), П. П. Васильев (1953-56).
В труппе т-ра (1964); нар. арт. РСФСР Т. И. Пельтцер, Г. П. Менглет;
засл. артисты РСФСР В. К. Васильева, В. А. Дорофеев, Ф. А. Димант, Г. И.
Доре, О. П. Зверева, А. Д. Папанов, Г. Б. Тусузов; засл. арт. Тадж. ССР
О. П. Солюс; акт„ры: О. А. Аросева, Н. Н. Архип ова, 3. Н. Зелинская, Б.
В. Рунге, В. Г. Токарская и др. Гл. режисс„р т-ра (с 1957) - засл. арт.
РСФСР В. Н. Плучек.
Лит.: Дмитриев Ю. А., Театры комедии и сатиры, в кн.: Очерки истории
русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954; Фролов В.,
Общественное назначение театра сатиры, "Театр", 1950, .ј 1. 3. Вл.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ (МТЮЗ) - русский советский театр для
детей. Возник в 1924 как передвижной коллектив (под рук. О. В.
Рудаковой) для обслуживания детей моек. окраин. В 1927-41 т-р возглавлял
Г. И. Шагаев. В 1927 т-р вош„л в сеть .моек. т-ров. С 1932 стал
стационарным. В 1941 слит с Гос. центральным т-ром юного зрителя.
Коллектив т-ра с первых дней возникновения тесно .связан со своим
зрителем, школой, пионерской организацией (педагогич. актив, актив
школьников, диспуты, конференции, театр. лекторий "Театр приходит в
школу").
Важными вехами в творч. жизни т-ра стали спектакли: "Путь дал„кий"
Шестакова (1929), "Мнимый больной" Мольера, "Брат героя" Кассиля (оба в
1939), "Первая любовь" Фраермана (1940), "Двенадцать месяцев" Маршака
(1947), "Гастелло" Штока (1948), "Аттестат зрелости" Гераскиной (1949),
"Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов" Губарева (1952),
"Гимназисты" Трен„ва (1953), "Именем Революции" Шатрова, "О ч„м
рассказали волшебники" Коростыл„ва (оба в 1957), "Вс„ это не так
просто", "Самая счастливая" Исаровой (оба в 1961). "Мальчишки из Гаваны"
Чичкова (1962), "Парень из нашего города" (1962); "Любовь к тр„м
апельсинам" Светлова (по мотивам сказки Гоцци), "Иди и не бойся"
Сем„нова, "Вовка на планете Ялмез" Коростыл„ва (все в 1963). Т-р
стремится к герои" ко-романтич. репертуару, созданию ярких, интересных
спектаклей ("Именем Революции", "Парень из нашего городам). В то же
время для т-ра характерны публицистич. спектакли-диспуты ("Аттестат
зрелости", "Вс„ это не так просто").
В т-ре в разное время играли акт„ры: Г. В. Бурцева, Е. А. Варенцова,
П. Н. Гарин, М. Н. Дагмаров, Н. А. Деревицкий, Л. В. Невская, В. И.
Стручкова, А. Р. Фуксина, В. А. Яковлев и др. В 1946-57 гл. режисс„ром
т-ра был П. В. Цетнерович.
Страницы: «« « 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |