Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1574   1575   1576   1577   1578   1579   1580   1581   1582  1583   1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592  » »»

Москва", 1928, 16 мая, ј 112; Янковский М.,  Советский  театр  оперетты,
Л.- М., 1962;
   Ярон Г., О любимом жанре, 2 изд., М., 1963. М. Лифш.
   МОСКОВСКИЙ ТЕАТР  РЕВОЛЮЦИИ  -  один  из  первых  советских  театров.
Открылся 29 окт. 1922. См. Московский театр имени В л. Маяковского.
   МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ - русский советский театр.  Открылся  1  окт.
1924 спектаклем "Москва с точки зрения" В. Я. Типота я  Н.  Р.  Эрдмана.
Первое пятилетие в репертуаре т-ра преобладали обозрения-  политические,
бытовые, иногда пародийные: "Спокойно  -  снимаю",  "Европа,  что  надо"
(1925), "А не хулиган ли Вы,  гражданин?"  (1927),  "Довольно,  бросьте"
(1929), "Извините  за  резкость"  (1930),  к-рые  создавались  гл.  обр.
коллективом авторов - А. М. Арго, В. Е. Ардовым,  Н.  Вольпиным,  Л.  В.
Никулиным. В. 3. Массом, В. Я. Типотом, Н. Р. Эрдманом и  др.  Наряду  с
обозрениями ставились пьесы разных комедийных жанров  -  в  этот  период
началась длительная борьба за сов. комедию. Были пост.  комедии:  "114-я
статья" (1924) и "Склока" (1927) Ардова и Никулина;
   "Вредный  элемент"  (1927)  и  "Лира  напрокат"   (1928)   Шкваркина,
"Квадратура  круга"  Катаева  (1928).  Шли  также  сатирич.  комедии  В.
Газенклевера, Л. Верн„я и др.
   С нач. 30-х гг. основой репертуара т-ра становится  бытовая  комедия.
Этот период связан с расцветом драматургии В. В. Шкваркина и приходом  в
т-р в качестве художественного руководителя Н. М. Горчакова
   (1933). Наиболее значит, спектакли 30-х гг.: "Чужой реб„нок" (1933) и
"Простая девушка" (1937) Шкваркина, "Большая  семья"  (1936),  "Таланты"
(1938) и "Сашка" (1940) Финна, "Дорога цветов" Катаева
   (1934), "Мелкие козыри" Ардова (1937) и др.  В  спектаклях  этих  лет
рассказ о комич. происшествии преобладал  над  сатирич.  обобщением.  Их
отличали метко схваченные жанровые наблюдения,  отклики  на  злобу  дня,
хл„сткий юмор. Т-р интересовала и классич. комедия - шли также спектакли
"Город Глупов" по Салтыкову-Щедрину  (1932),  "Господин  де  Пур-соньяк"
Мольера (1938).
   В 40-50-е гг. наиболее значит, спектаклями т-ра были: героич. комедия
Кочеткова и Липскерова "Надежда Дурова"  (1942),  бытовые  комедии-шутки
"Факир на час" Дыховичного и Слободского (1945) и "День отдыха"  Катаева
(1946), пьесы-памфлеты "Миссия мистера Перкинса  в  страну  большевиков"
Корнейчука (1944), "Остров  мира"  Петрова  (1947),  водевиль  Галича  и
Исаева "Вас вызывает Таймыр" (1948).  Т-р  пост.  поэтич.  пьесу-легенду
кит.  классика  Ван  Ши-фу  "Пролитая  чаша"  (1952),  большим   успехом
пользовалась  лирич.  комедия  драматурга  коми  Дьяконова  "Свадьба   с
приданым" (1950, реж. Равен-ских. Гос. пр.  СССР,  1951),  шла  сатирич.
комедия рум., классика И. Л. Караджале "Потерянное письмо" (1952).
   Этапными спектаклями для т-ра стали пост. пьес В. Маяковского  "Баня"
(1953,  реж.  Петров,  Плучек,  Юткевич),  "Клоп"  (1955,  реж.  Плучек,
Юткевич), "Ми-стерия-Буфф"  (1957,  реж.  Плучек).  Остро  сатирические,
отмеченные глубиной социальной типизации, новаторские по  театр.  форме,
они  определили  публицистич.  направленность  искусства  театра,  яркую
зрелищность, театральность его спектаклей.
   Спектакли конца 50-60-х гг. свидетельствуют о жанровом  разнообразии.
Т-р пост.: комедию Островского "На всякого  мудреца  довольно  простоты"
(1958), драматич. сатиру Назыма Хикмета "Дамоклов меч"  (1959),  бытовую
комедию Бирюкова  "Яблоко  раздора"  (1961),  инсц.  памфлета  М.  Ларни
"Четв„ртый позвонок" (1961), инсценировки - "Золотой тел„нок"  (1958)  и
"12 стульев" (1960) Ильфа и Петрова; впервые на рус. сцене пост. комедию
Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1962) и др.
   Т-р привлекал  акт„ров,  владеющих  иск-вом  комич.  диалога,  пения,
танца, способных сочетать  психоло-гич.  правду  характеров  с  сатирич.
остротой. В т-ре работали крупнейшие сов. комедийные акт„ры:
   Я. М. Волков, В. Д. Доронин, О. П.  Зверева,  И.  И.  Зе-нин,  Д.  Л.
Кара-Дмитриев, Р. Г. Корф,  Ф.  Н.  Ку-рихин,  И.  А.  Любезнов,  Е.  Я.
Милютина, Е. Н. Неверова, П. Н. Поль, К. В. Пугач„ва, Н. И. Слонова,  Я.
М.  Рудин,  В.  Я.  Хенкин,  Р.  М.  Холодов   и   др.   Художественными
руководителями т-ра  были:  Д.  Г.  Гутман  (1926-29),  Н.  М.  Горчаков
(1933-41 и в 1943-48), Н. В. Петров (1948-53), П. П. Васильев (1953-56).
   В труппе т-ра (1964); нар. арт. РСФСР Т. И. Пельтцер, Г. П.  Менглет;
засл. артисты РСФСР В. К. Васильева, В. А. Дорофеев, Ф. А. Димант, Г. И.
Доре, О. П. Зверева, А. Д. Папанов, Г. Б. Тусузов; засл. арт. Тадж.  ССР
О. П. Солюс; акт„ры: О. А. Аросева, Н. Н. Архип ова, 3. Н. Зелинская, Б.
В. Рунге, В. Г. Токарская и др. Гл. режисс„р т-ра (с 1957) - засл.  арт.
РСФСР В. Н. Плучек.
   Лит.: Дмитриев Ю. А., Театры комедии и сатиры, в кн.: Очерки  истории
русского советского драматического театра, т. 1, М.,  1954;  Фролов  В.,
Общественное назначение театра сатиры, "Театр", 1950, .ј 1. 3. Вл.
   МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ (МТЮЗ) - русский советский  театр  для
детей.  Возник  в  1924  как  передвижной  коллектив  (под  рук.  О.  В.
Рудаковой) для обслуживания детей моек. окраин. В 1927-41 т-р возглавлял
Г. И. Шагаев. В 1927  т-р  вош„л  в  сеть  .моек.  т-ров.  С  1932  стал
стационарным. В 1941  слит  с  Гос.  центральным  т-ром  юного  зрителя.
Коллектив т-ра с  первых  дней  возникновения  тесно  .связан  со  своим
зрителем,  школой,  пионерской  организацией  (педагогич.  актив,  актив
школьников, диспуты, конференции,  театр.  лекторий  "Театр  приходит  в
школу").
   Важными вехами в творч. жизни т-ра стали  спектакли:  "Путь  дал„кий"
Шестакова (1929), "Мнимый больной" Мольера, "Брат героя" Кассиля (оба  в
1939), "Первая любовь" Фраермана (1940),  "Двенадцать  месяцев"  Маршака
(1947), "Гастелло" Штока (1948), "Аттестат зрелости" Гераскиной  (1949),
"Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов"  Губарева  (1952),
"Гимназисты"  Трен„ва  (1953),  "Именем  Революции"  Шатрова,   "О   ч„м
рассказали волшебники"  Коростыл„ва  (оба  в  1957),  "Вс„  это  не  так
просто", "Самая счастливая" Исаровой (оба в 1961). "Мальчишки из Гаваны"
Чичкова (1962),  "Парень  из  нашего  города"  (1962);  "Любовь  к  тр„м
апельсинам" Светлова  (по  мотивам  сказки  Гоцци),  "Иди  и  не  бойся"
Сем„нова, "Вовка  на  планете  Ялмез"  Коростыл„ва  (все  в  1963).  Т-р
стремится к герои" ко-романтич. репертуару, созданию  ярких,  интересных
спектаклей ("Именем Революции", "Парень из  нашего  городам).  В  то  же
время для  т-ра  характерны  публицистич.  спектакли-диспуты  ("Аттестат
зрелости", "Вс„ это не так просто").
   В т-ре в разное время играли акт„ры: Г. В. Бурцева, Е. А.  Варенцова,
П. Н. Гарин, М. Н. Дагмаров, Н. А. Деревицкий,  Л.  В.  Невская,  В.  И.
Стручкова, А. Р. Фуксина, В. А. Яковлев и др. В 1946-57  гл.  режисс„ром
т-ра был П. В. Цетнерович.

Страницы: «« « 1574   1575   1576   1577   1578   1579   1580   1581   1582  1583   1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия