Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568  1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577   1578  » »»

   МОСИН, Александр Григорьевич (16.X.1871-9.  IX.  1929)  -  украинский
советский артист оперы (тенор). Засл.  арт.  Укр.  ССР  (1928).  В  1897
окончил Моск. консерваторию по классу пения  проф.  Е.  А.  Лав-ровской.
Сценич. деятельность начал в оперном товариществе Н. В. Унковского.  Пел
в Тифлисе, Ростове, в оперной труппе Петроградского  народного  дома,  в
1908-10-артист  Большого  театра  (Москва).  М.  способствовал  развитию
оперного искусства на Украине (выступал на сценах Одессы, Харькова и др.
городов). В 1926-29- артист Киевского оперного театра.
   Партии:  Герман;  Юрий  ("Чародейка"  Чайковского),  Собинин   ("Иван
Сусанин"), Лыков ("Царская невеста"), Левко, Берендей; Руальд ("Рогнеда"
Серова), Бастрюков ("Сон на Волге" Аренского), Хлопуша  ("Орлиный  бунт"
Пащенко), Микола ("Рождественская ночь" Лысенко), Ра-дамес, Канио; Калиф
("Турандот" Пуччини) и др.
   Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене,
   А95' i А. Ив., Р. Рад.
   МОСКВА  -  политический,  культурный  и  промышленный  центр  страны,
столица  Союза  Советских  Социалистических   Республик   и   Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики. Нас.- 6354 т. ч. (на
1963, в совр. границах).
   В кон. 16 в. при дворе моек. царей  существовала  "потешная  палата",
к-рая подготовила появление придворного т-ра. 17 (27) окт.  1672  труппа
пастора Грегори показала первое представление при царском  дворе,  и  до
1676 труппа выступала в  Кремле  и  с.  Преображенском  (см.  Комедийная
хоромина). В 1702 приглаш„нный Петром I Я. Кунст набрал рус. учеников  и
открыл т-р в нем. слободе, в доме Лефорта, здесь давались представления,
перенес„нные затем в "коме-диальную  храмину",  выстроенную  по  приказу
Петра I на Красной площади  (т-р  закрылся  в  1706).  Придворный  театр
существовал также  p  селе  Преображенском  в  палатах  царевны  Натальи
Алексеевны. В 1-й четв. 18 в.  значит,  распространение  получили  т-ры,
создававшиеся при учебных заведениях Москвы (см. Школьный театр). В 1742
в царствование Елизаветы Петровны в М. был построен Оперный  дом  на  р.
Яузе (см. Головинский оперный дом) и Немецкий театр у Красных  ворот.  К
1749 относятся первые сведения о труппах любителей-разночинцев  ("охочих
комедиантах"), игравших на святках любит, спектакли. В  1757  при  Моск.
ун-те был организован Университетский театр. к-рый объединился  с  итал.
оперной труппой. 29 янв. 1759 состоялось офиц. открытие  нового  т-ра  в
Оперном доме (у  Красного  пруда).  Рус.  драм.  труппа  получила  назв.
"Российского театра" и с 1769 показывала спектакли в доме  Воронцова.  В
1772-76 антрепризу в М. держали М. Гроти, кн. П. В. Урусов, М. Медокс. В
1780 Медокс выстроил на углу Петровки гор. публичный т-р на 1500 мест  -
Петровский т-р (сгорел в 1805), где давались оперные и драм.  спектакли.
Со 2-й пол. 18 в. большое распространение получил крепостной театр (т-ры
Шереметевых, Юсуповых, Столыпиных, Апраксиных и др.). В сер. 80-х гг. 18
в. впервые в России была введена цензура,  чинившая  препятствия  работе
т-ра. Опасаясь влияния прогрессивного театр.  иск-ва,  царское  пр-во  в
1806 учреждает в Москве императорские (каз„нные) т-ры, находившиеся  под
строгим контролем чиновников. В 1806  в  каз„нную  труппу  вошли  акт„ры
крепостных  т-ров,  часть  акт„ров  труппы  Медокса,  в  т.  ч.  В.   П.
Померанцев,. П. А. Плавильщиков, С. Н. и  Е.  С.  Сандуновы  и  др.  Эта
труппа играла в доме Пашкова на углу Никитской и Моховой и  в  Арбатском
т-ре. В 1824 драм. труппа  переходит  в  дом  купца  Варгина  на  Театр,
площади, где 14 (26) октября состоялось офиц. открытие Малого театра.  6
(18) янв..
   1825 на месте Петровского т-ра состоялось  открытие  Большого  театра
(см. Большой театр Союза ССР), построенного в  1824  по  проекту  А.  А.
Михайлова архитектором О. И. Бове.
   В  1827  введена  монополия  имп.  т-ров,  уничтожившая   возможность
организации частных т-ров. Вследствие  эконо-мич.  оскудения  дворянства
прекратили сво„ существование и крепостные т-ры.
   Оживление обществ, жизни в нач. 60-х гг. особенно сказалось на  Малом
т-ре. Т-р ставил Островского, Сухово-Кобылина и др. В  труппу  в  разные
годы входили: П. С. Мо-чалов, М. С.  Щепкин,  Л.  П.  Никулина-Косицкая,
Н.М.Медведева, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, П. М.,  М.  П.  и  О.  О.
Садовские, В. И. Живокини, С. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин,
М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др.
   С сер. 19 в., особенно после пост. опер М. И. Глинки  "Иван  Сусанин"
(1842) и "Руслан и Людмила"  (1846),  начался  наиболее  значит,  период
истории Большого т-ра (в 1856 заново построен после  пожара  по  проекту
архитектора А" Кавоса). В  репертуар  т-ра  входили  оперы  Чайковского,
Серова.  Рубинштейна.   В   начале   20   в.   утвердилась   нац.   рус.
исполнительская школа, представленная Ф. И. Шаляпиным, Л. В.  Собиновым,
А. В. Неждановой. Конец  19  -  нач.  20  вв.  ознаменованы  сдвигами  в
развитии  моек.  балета.  Появление  в  репертуаре  "Спящей  красавицы",
"Раймонды", "Лебединого озера"  обогатили  балетное  иск-во  психологич.
реализмом. Но монополия императорских т-ров  тормозила  развитие  театр.
иск-ва. Еще  в  сер.  1860  возникают  попытки  нарушить  эту  монополию
(спектакли "Артистич. кружка").  В  1872  на  Варварской  площади  (ныне
площадь Ногина) организуется Нар. т-р на моек. Политехнич.  выставке.  В
его репертуаре были произв.  рус.  классики.  В  труппу  входили  М.  И.
Писарев, П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков. После закрытия выставки здание
т-ра и его имущество были приобретены  вновь  открывшимся  Общедоступным
т-ром; в его труппу  вошли  и  нек-рые  акт„ры  Нар.  т-ра.  В  1865  по
инициативе  Островского,  Н.  Г.  Рубинштейна  и   др.   в   М.   возник
"Артистический кружок". Артистка А. А. Бренко, обойдя закон о монополии,
в  1880-82  организовала   т-р   на   Тверской   ул.,   близ   памятника
Пушкину-"Пушкинский т-р". В сер. 60-х и в 70-е гг. в рус.  т-ре  большое
значение приобретает оперетта (т-ры М. В. Лентовского в садах  "Эрмитаж"
и др.). В 1882 была  отменена  монополия  императорских  т-ров  в  обеих
столицах. С осени вМ. возникают частные т-ры, самым крупным из к-рых был
Т-р Ф. А. Корша (см.  Корта  театр).  В  80-90-е  гг.  делались  попытки
создать ещ„ несколько драм. т-ров (Т-р Е. Н. Горевой, Т-р М.М. Абрамовой
и др.). Существовали  любительские  т-ры.  В  1877  возник  Алексеевский
кружок, из к-рого по инициативе К. С. Алексеева (Станиславского) выросло
Общество искусства и литературы, просуществовавшее до 1898. В 1885 С. И.
Мамонтов открыл первую частную оперу  (см.  Московская  частная  русская
опера) в помещении, к-рое в 1902 было переоборудовано для  МХТ;  в  1896
спектакли оперы шли в здании Т-ра  Солодовникова.  Вступив  в  борьбу  с
рутиной каз„нной -оперы, Т-р Мамонтова произв„л реформу оперного театра.
Театр просуществовал до 1904. На смену ему приш„л  оперный  Т-р  Зимина,
работавший до 1924 под разными названиями.

Страницы: «« « 1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568  1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577   1578  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия