|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 » »» МОСИН, Александр Григорьевич (16.X.1871-9. IX. 1929) - украинский
советский артист оперы (тенор). Засл. арт. Укр. ССР (1928). В 1897
окончил Моск. консерваторию по классу пения проф. Е. А. Лав-ровской.
Сценич. деятельность начал в оперном товариществе Н. В. Унковского. Пел
в Тифлисе, Ростове, в оперной труппе Петроградского народного дома, в
1908-10-артист Большого театра (Москва). М. способствовал развитию
оперного искусства на Украине (выступал на сценах Одессы, Харькова и др.
городов). В 1926-29- артист Киевского оперного театра.
Партии: Герман; Юрий ("Чародейка" Чайковского), Собинин ("Иван
Сусанин"), Лыков ("Царская невеста"), Левко, Берендей; Руальд ("Рогнеда"
Серова), Бастрюков ("Сон на Волге" Аренского), Хлопуша ("Орлиный бунт"
Пащенко), Микола ("Рождественская ночь" Лысенко), Ра-дамес, Канио; Калиф
("Турандот" Пуччини) и др.
Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене,
А95' i А. Ив., Р. Рад.
МОСКВА - политический, культурный и промышленный центр страны,
столица Союза Советских Социалистических Республик и Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики. Нас.- 6354 т. ч. (на
1963, в совр. границах).
В кон. 16 в. при дворе моек. царей существовала "потешная палата",
к-рая подготовила появление придворного т-ра. 17 (27) окт. 1672 труппа
пастора Грегори показала первое представление при царском дворе, и до
1676 труппа выступала в Кремле и с. Преображенском (см. Комедийная
хоромина). В 1702 приглаш„нный Петром I Я. Кунст набрал рус. учеников и
открыл т-р в нем. слободе, в доме Лефорта, здесь давались представления,
перенес„нные затем в "коме-диальную храмину", выстроенную по приказу
Петра I на Красной площади (т-р закрылся в 1706). Придворный театр
существовал также p селе Преображенском в палатах царевны Натальи
Алексеевны. В 1-й четв. 18 в. значит, распространение получили т-ры,
создававшиеся при учебных заведениях Москвы (см. Школьный театр). В 1742
в царствование Елизаветы Петровны в М. был построен Оперный дом на р.
Яузе (см. Головинский оперный дом) и Немецкий театр у Красных ворот. К
1749 относятся первые сведения о труппах любителей-разночинцев ("охочих
комедиантах"), игравших на святках любит, спектакли. В 1757 при Моск.
ун-те был организован Университетский театр. к-рый объединился с итал.
оперной труппой. 29 янв. 1759 состоялось офиц. открытие нового т-ра в
Оперном доме (у Красного пруда). Рус. драм. труппа получила назв.
"Российского театра" и с 1769 показывала спектакли в доме Воронцова. В
1772-76 антрепризу в М. держали М. Гроти, кн. П. В. Урусов, М. Медокс. В
1780 Медокс выстроил на углу Петровки гор. публичный т-р на 1500 мест -
Петровский т-р (сгорел в 1805), где давались оперные и драм. спектакли.
Со 2-й пол. 18 в. большое распространение получил крепостной театр (т-ры
Шереметевых, Юсуповых, Столыпиных, Апраксиных и др.). В сер. 80-х гг. 18
в. впервые в России была введена цензура, чинившая препятствия работе
т-ра. Опасаясь влияния прогрессивного театр. иск-ва, царское пр-во в
1806 учреждает в Москве императорские (каз„нные) т-ры, находившиеся под
строгим контролем чиновников. В 1806 в каз„нную труппу вошли акт„ры
крепостных т-ров, часть акт„ров труппы Медокса, в т. ч. В. П.
Померанцев,. П. А. Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы и др. Эта
труппа играла в доме Пашкова на углу Никитской и Моховой и в Арбатском
т-ре. В 1824 драм. труппа переходит в дом купца Варгина на Театр,
площади, где 14 (26) октября состоялось офиц. открытие Малого театра. 6
(18) янв..
1825 на месте Петровского т-ра состоялось открытие Большого театра
(см. Большой театр Союза ССР), построенного в 1824 по проекту А. А.
Михайлова архитектором О. И. Бове.
В 1827 введена монополия имп. т-ров, уничтожившая возможность
организации частных т-ров. Вследствие эконо-мич. оскудения дворянства
прекратили сво„ существование и крепостные т-ры.
Оживление обществ, жизни в нач. 60-х гг. особенно сказалось на Малом
т-ре. Т-р ставил Островского, Сухово-Кобылина и др. В труппу в разные
годы входили: П. С. Мо-чалов, М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая,
Н.М.Медведева, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, П. М., М. П. и О. О.
Садовские, В. И. Живокини, С. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин,
М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др.
С сер. 19 в., особенно после пост. опер М. И. Глинки "Иван Сусанин"
(1842) и "Руслан и Людмила" (1846), начался наиболее значит, период
истории Большого т-ра (в 1856 заново построен после пожара по проекту
архитектора А" Кавоса). В репертуар т-ра входили оперы Чайковского,
Серова. Рубинштейна. В начале 20 в. утвердилась нац. рус.
исполнительская школа, представленная Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым,
А. В. Неждановой. Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменованы сдвигами в
развитии моек. балета. Появление в репертуаре "Спящей красавицы",
"Раймонды", "Лебединого озера" обогатили балетное иск-во психологич.
реализмом. Но монополия императорских т-ров тормозила развитие театр.
иск-ва. Еще в сер. 1860 возникают попытки нарушить эту монополию
(спектакли "Артистич. кружка"). В 1872 на Варварской площади (ныне
площадь Ногина) организуется Нар. т-р на моек. Политехнич. выставке. В
его репертуаре были произв. рус. классики. В труппу входили М. И.
Писарев, П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков. После закрытия выставки здание
т-ра и его имущество были приобретены вновь открывшимся Общедоступным
т-ром; в его труппу вошли и нек-рые акт„ры Нар. т-ра. В 1865 по
инициативе Островского, Н. Г. Рубинштейна и др. в М. возник
"Артистический кружок". Артистка А. А. Бренко, обойдя закон о монополии,
в 1880-82 организовала т-р на Тверской ул., близ памятника
Пушкину-"Пушкинский т-р". В сер. 60-х и в 70-е гг. в рус. т-ре большое
значение приобретает оперетта (т-ры М. В. Лентовского в садах "Эрмитаж"
и др.). В 1882 была отменена монополия императорских т-ров в обеих
столицах. С осени вМ. возникают частные т-ры, самым крупным из к-рых был
Т-р Ф. А. Корша (см. Корта театр). В 80-90-е гг. делались попытки
создать ещ„ несколько драм. т-ров (Т-р Е. Н. Горевой, Т-р М.М. Абрамовой
и др.). Существовали любительские т-ры. В 1877 возник Алексеевский
кружок, из к-рого по инициативе К. С. Алексеева (Станиславского) выросло
Общество искусства и литературы, просуществовавшее до 1898. В 1885 С. И.
Мамонтов открыл первую частную оперу (см. Московская частная русская
опера) в помещении, к-рое в 1902 было переоборудовано для МХТ; в 1896
спектакли оперы шли в здании Т-ра Солодовникова. Вступив в борьбу с
рутиной каз„нной -оперы, Т-р Мамонтова произв„л реформу оперного театра.
Театр просуществовал до 1904. На смену ему приш„л оперный Т-р Зимина,
работавший до 1924 под разными названиями.
Страницы: «« « 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |