Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 » »» МОСИН, Александр Григорьевич (16.X.1871-9. IX. 1929) - украинский советский артист оперы (тенор). Засл. арт. Укр. ССР (1928). В 1897 окончил Моск. консерваторию по классу пения проф. Е. А. Лав-ровской. Сценич. деятельность начал в оперном товариществе Н. В. Унковского. Пел в Тифлисе, Ростове, в оперной труппе Петроградского народного дома, в 1908-10-артист Большого театра (Москва). М. способствовал развитию оперного искусства на Украине (выступал на сценах Одессы, Харькова и др. городов). В 1926-29- артист Киевского оперного театра. Партии: Герман; Юрий ("Чародейка" Чайковского), Собинин ("Иван Сусанин"), Лыков ("Царская невеста"), Левко, Берендей; Руальд ("Рогнеда" Серова), Бастрюков ("Сон на Волге" Аренского), Хлопуша ("Орлиный бунт" Пащенко), Микола ("Рождественская ночь" Лысенко), Ра-дамес, Канио; Калиф ("Турандот" Пуччини) и др. Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, А95' i А. Ив., Р. Рад. МОСКВА - политический, культурный и промышленный центр страны, столица Союза Советских Социалистических Республик и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Нас.- 6354 т. ч. (на 1963, в совр. границах). В кон. 16 в. при дворе моек. царей существовала "потешная палата", к-рая подготовила появление придворного т-ра. 17 (27) окт. 1672 труппа пастора Грегори показала первое представление при царском дворе, и до 1676 труппа выступала в Кремле и с. Преображенском (см. Комедийная хоромина). В 1702 приглаш„нный Петром I Я. Кунст набрал рус. учеников и открыл т-р в нем. слободе, в доме Лефорта, здесь давались представления, перенес„нные затем в "коме-диальную храмину", выстроенную по приказу Петра I на Красной площади (т-р закрылся в 1706). Придворный театр существовал также p селе Преображенском в палатах царевны Натальи Алексеевны. В 1-й четв. 18 в. значит, распространение получили т-ры, создававшиеся при учебных заведениях Москвы (см. Школьный театр). В 1742 в царствование Елизаветы Петровны в М. был построен Оперный дом на р. Яузе (см. Головинский оперный дом) и Немецкий театр у Красных ворот. К 1749 относятся первые сведения о труппах любителей-разночинцев ("охочих комедиантах"), игравших на святках любит, спектакли. В 1757 при Моск. ун-те был организован Университетский театр. к-рый объединился с итал. оперной труппой. 29 янв. 1759 состоялось офиц. открытие нового т-ра в Оперном доме (у Красного пруда). Рус. драм. труппа получила назв. "Российского театра" и с 1769 показывала спектакли в доме Воронцова. В 1772-76 антрепризу в М. держали М. Гроти, кн. П. В. Урусов, М. Медокс. В 1780 Медокс выстроил на углу Петровки гор. публичный т-р на 1500 мест - Петровский т-р (сгорел в 1805), где давались оперные и драм. спектакли. Со 2-й пол. 18 в. большое распространение получил крепостной театр (т-ры Шереметевых, Юсуповых, Столыпиных, Апраксиных и др.). В сер. 80-х гг. 18 в. впервые в России была введена цензура, чинившая препятствия работе т-ра. Опасаясь влияния прогрессивного театр. иск-ва, царское пр-во в 1806 учреждает в Москве императорские (каз„нные) т-ры, находившиеся под строгим контролем чиновников. В 1806 в каз„нную труппу вошли акт„ры крепостных т-ров, часть акт„ров труппы Медокса, в т. ч. В. П. Померанцев,. П. А. Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы и др. Эта труппа играла в доме Пашкова на углу Никитской и Моховой и в Арбатском т-ре. В 1824 драм. труппа переходит в дом купца Варгина на Театр, площади, где 14 (26) октября состоялось офиц. открытие Малого театра. 6 (18) янв.. 1825 на месте Петровского т-ра состоялось открытие Большого театра (см. Большой театр Союза ССР), построенного в 1824 по проекту А. А. Михайлова архитектором О. И. Бове. В 1827 введена монополия имп. т-ров, уничтожившая возможность организации частных т-ров. Вследствие эконо-мич. оскудения дворянства прекратили сво„ существование и крепостные т-ры. Оживление обществ, жизни в нач. 60-х гг. особенно сказалось на Малом т-ре. Т-р ставил Островского, Сухово-Кобылина и др. В труппу в разные годы входили: П. С. Мо-чалов, М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая, Н.М.Медведева, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, П. М., М. П. и О. О. Садовские, В. И. Живокини, С. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин, М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др. С сер. 19 в., особенно после пост. опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846), начался наиболее значит, период истории Большого т-ра (в 1856 заново построен после пожара по проекту архитектора А" Кавоса). В репертуар т-ра входили оперы Чайковского, Серова. Рубинштейна. В начале 20 в. утвердилась нац. рус. исполнительская школа, представленная Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой. Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменованы сдвигами в развитии моек. балета. Появление в репертуаре "Спящей красавицы", "Раймонды", "Лебединого озера" обогатили балетное иск-во психологич. реализмом. Но монополия императорских т-ров тормозила развитие театр. иск-ва. Еще в сер. 1860 возникают попытки нарушить эту монополию (спектакли "Артистич. кружка"). В 1872 на Варварской площади (ныне площадь Ногина) организуется Нар. т-р на моек. Политехнич. выставке. В его репертуаре были произв. рус. классики. В труппу входили М. И. Писарев, П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков. После закрытия выставки здание т-ра и его имущество были приобретены вновь открывшимся Общедоступным т-ром; в его труппу вошли и нек-рые акт„ры Нар. т-ра. В 1865 по инициативе Островского, Н. Г. Рубинштейна и др. в М. возник "Артистический кружок". Артистка А. А. Бренко, обойдя закон о монополии, в 1880-82 организовала т-р на Тверской ул., близ памятника Пушкину-"Пушкинский т-р". В сер. 60-х и в 70-е гг. в рус. т-ре большое значение приобретает оперетта (т-ры М. В. Лентовского в садах "Эрмитаж" и др.). В 1882 была отменена монополия императорских т-ров в обеих столицах. С осени вМ. возникают частные т-ры, самым крупным из к-рых был Т-р Ф. А. Корша (см. Корта театр). В 80-90-е гг. делались попытки создать ещ„ несколько драм. т-ров (Т-р Е. Н. Горевой, Т-р М.М. Абрамовой и др.). Существовали любительские т-ры. В 1877 возник Алексеевский кружок, из к-рого по инициативе К. С. Алексеева (Станиславского) выросло Общество искусства и литературы, просуществовавшее до 1898. В 1885 С. И. Мамонтов открыл первую частную оперу (см. Московская частная русская опера) в помещении, к-рое в 1902 было переоборудовано для МХТ; в 1896 спектакли оперы шли в здании Т-ра Солодовникова. Вступив в борьбу с рутиной каз„нной -оперы, Т-р Мамонтова произв„л реформу оперного театра. Театр просуществовал до 1904. На смену ему приш„л оперный Т-р Зимина, работавший до 1924 под разными названиями. Страницы: «« « 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |