|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 » »» МОНЮШКО (Moniuszko), Станислав (5.V.1819, имение Убеле, близ
Минска,-4. VI. 1872, Варшава)- польский композитор, дириж„р, педагог и
музыкально-общественный деятель. Муз. образование получил в Варшаве,
затем в Минске и в Берлине (занятия теорией композиции). В 1840-58 жил в
Вильно, где служил органистом в кост„ле, давал уроки музыки и занимался
композиторской деятельностью. 1 янв. 1848 в Вильно под управлением М.
силами местных любителей была впервые показана в концертном исполнении
его опера "Галька" (либр. В. Вольского по новелле "Горянка" К. В.
Вуйцицкого) в первой (2-актной) редакции. Большое значение для творч.
развития М. имели его личные связи с крупнейшими рус. музыкантами. В
1842, 1849 и 1856 М. приезжал в Петербург, где познакомился с М. И.
Глинкой и А. С. Даргомыжским, к-рые содействовали изданию и исполнению
его произв. в России. Признанию М. способствовали статьи А. Н. Серова о
его произведениях. М. сблизился также с Ц. А. Кюи, к-рый занимался у
него в Вильно теорией композиции и познакомил впоследствии М. с М. П.
Мусоргским. 1 янв. 1858 в Варшаве под упр. М. состоялась премьера
"Гальки" в окончательной (4-актной) редакции (в 1870 "Галька" пост. в
Мари-инском т-ре; дирижировал Э. Ф. Направник). Вскоре после этого М.
был назначен дириж„ром Варшавского оперного т-ра. М. был выдающимся
знатоком оркестра, сольного и хорового пения. Дириж„рская деятельность
М. сыграла значит, роль в развитии польск. муз.-сценич. иск-ва. В
последние годы жиз-аи М. был также профессором Варшавского муз. ин-та
(консерватории). К числу учеников и продолжателей М. принадлежал
композитор 3. Носковский.
Основоположник польск. нац. оперы, М. развивал в сво„м творчестве
своеобразные черты польск. нар. песни и танц. музыки. Он стремился к
правдивости чувства, ясности и выразительности муз.-сценич. образов. В
борьбе за нац. самобытность, народность и реализм М. опирался на творч.
опыт Ф. Шопена и рус. муз. классику. Во мн. произв: М. ярко проявилась
демократич. направленность его творчества. Опера "Галька" была написана
под непосредств. впечатлением восстания польск. и укр. крестьянства в
1846; в опере "Сплавщик леса" (1858, Варшава) М. создал образы польск.
крестьян-тружеников; оперы "Графиня" (1860) и "Вербум нобиле" ("Честное
слово", 1861) сатирически изображают польскую аристократию; в основу
одной из лучших опер М.- "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865) -
положена идея патриотизма; в опере "Парий" (1869) прозвучал протест
против социального неравенства. М. принадлежат св. 15 опер, неск.
водевилей и оперетт, три кантаты по поэме "Витольрауда" Крашевского и 3
кантаты на тексты А. Мицкевича (1867). Большое место в творческом
наследии М. занимает и камерная вок. лирика.
Творчество М.- вершина нац. муз. классики - получило широкое
признание в Польше, СССР и др. странах.
Лит.: Станислав Монюшко. Сб. статей, под ред. И. Бэл-за, М.- Л.,
1952; Б э л з а И., Монюшко в России, "Советская музыка", 1952,
,ј6;Рудзинский В., Монюшко, пер. с польского, М., 1960; Карасиньская И.,
Мицкевич и Монюшко, в сб.: Избранные статьи польских музыковедов, М.,
1959; W a l i с k i A., Stanislaw Moniuszko, Warsz., 1873; Jachimecki
Zd., Stanislaw Moniuszko, Warsz., 1923; Almanach Moniuszkowski.
1872-1952, [Warsz., 1952] (имеется список произведений M.); "Muzyka",
Warszawa, 1952, .ј 9-10 (имеется библиография о М.). Иг. Б.
MOOP (Моог), Анна (1774--1842) - венгерская актриса. Одна из первых
проф. актрис Венгрии. Принимала активное участие в создании первой проф.
венг. труппы (руководитель - Л. Келемен) и была одной из осн. актрис
этой труппы (дебютировала в 1790 в роли Клементины - о. п. Хатвана). М.
играла в переводной мещанской мелодраме. В 1793 исполнила роль
Джульетты. Актриса реалистич. направления, М. стремилась к
естественности, правдивости в театр. иск-ве. Обладала красивой
внешностью, звучным голосом.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 815. А. Гер.
МОПАССАН (Maupassant), Ги де (5.VIII.1850, Турвиль,- 6. VI 1.1893,
Париж) - французский писатель, драматург. Выдающийся представитель
кри-тич. реализма в европ. лит-ре 19 в. Ещ„ в период лит. ученичества
написал фарс "На лепестке розы, турецкий дом" (1875, пост. любителями с
участием самого М.) о комич. приключениях новобрачных, одноактные
стихотворные комедии "Репетиция" (1876, 1904 - "Нормандский т-р", Руан)
и "В старые годы" (1879, Т-р Дежазе, Париж), историко-романтич. драму
"Измена графини де Рюи" (1878) на сюжет из истории франц. средневековья.
В 1890 М. написал (совм. с Ж. Норманом) по своей новелле "Реб„нок" драму
"Мюзотта" (1891, т-р "Жимназ"). Лучшее произв. М. для т-ра - комедия
"Семейный мир" (по его же новелле "У постели", 1886; 1893 - т-р "Комеди
Франсез"). Пьесы М. значительно уступают по художеств. достоинствам его
прозе, хотя они не лишены элементов социальной сатиры, выразительности
обрисовки персонажей, тонкого психологизма. Рассказы и новеллы М. были
инсценированы и пост. в парижских т-рах:
"Мадемуазель Фифи" (1896, Свободный т-р), "Иветта" (1901, т-р
"Водевиль"), "Пышка" (1902, Т-р Антуана), "Встреча" (1905, т-р "Нувель
комеди"), "Эта свинья Морен" (1905, т-р "Гран Гиньоль"), "Наследство"
(1922, "Нуво театр") и др. На рус. дореволюц. сцене пост.: "Мир
семейного очага" (1894, Михайловский т-р), "Иветта" (под назв. "Вава",
1897, Александринский и Малый т-ры), "Мадемуазель Фифи" (1914, Т-р
Корша). На текст "Мадемуазель Фифи" комп. В. Кюи написал одноим. оперу
(1904, Моск. частная опера); в сов. время пост. "Мюзотта" (1922, Большой
драм. т-р, Петроград), "Гавань" (1924, 2-я студия МХАТ), "Милый друг"
(под назв. "Господин Дюруа", 1951, Моск. т-р Сатиры).
Соч.: в рус. пер. - Полное собр. соч., т. 1-12. Под общ. ред. и с
предисл. Ю. И. Данилина, М., 1958. А. Я.
МОРАВСКАЯ, Мария Александровна (1879 - г. смерти неизв.)- русская
актриса. В 1897 окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1897-1903 - актриса
Александрийского т-ра. В последующие годы работала в провинции (в т-рах
Вильно, Воронежа, Казани, Саратова, Уфы и др.), в моек. Т-ре Струйского.
М. обладала прекрасными внешними данными, изяществом. Была преим.
комедийной актрисой, ей особенно удавались роли молодых, кокетливых
женщин, образы к-рых она окрашивала тонким лиризмом.
Лучшие роли: Купавина ("Волки и овцы"). Баронесса ("Плоды
просвещения"), Мария Петровна ("Дикарка" Островского и Соловь„ва),
Оленина ("Татьяна Репина" Суворина), Августа ("Честь" Зудермана),
Ланская ("Волшебная сказка" Потапенко) и др. М. играла и драматич. роли,
лучшей из к-рых была Маша ("Три сестры").
Лит. .-"Театр и искусство", 1904, .ј51; 1910, .ј 10; Б ру-шт ей н А.
Страницы: «« « 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |