Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561  1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571  » »»

   МОНЮШКО  (Moniuszko),  Станислав  (5.V.1819,   имение   Убеле,   близ
Минска,-4. VI. 1872, Варшава)- польский композитор, дириж„р,  педагог  и
музыкально-общественный деятель. Муз.  образование  получил  в  Варшаве,
затем в Минске и в Берлине (занятия теорией композиции). В 1840-58 жил в
Вильно, где служил органистом в кост„ле, давал уроки музыки и  занимался
композиторской деятельностью. 1 янв. 1848 в Вильно  под  управлением  М.
силами местных любителей была впервые показана в  концертном  исполнении
его опера "Галька" (либр.  В.  Вольского  по  новелле  "Горянка"  К.  В.
Вуйцицкого) в первой (2-актной) редакции. Большое  значение  для  творч.
развития М. имели его личные связи с  крупнейшими  рус.  музыкантами.  В
1842, 1849 и 1856 М. приезжал в Петербург,  где  познакомился  с  М.  И.
Глинкой и А. С. Даргомыжским, к-рые содействовали изданию  и  исполнению
его произв. в России. Признанию М. способствовали статьи А. Н. Серова  о
его произведениях. М. сблизился также с Ц. А.  Кюи,  к-рый  занимался  у
него в Вильно теорией композиции и познакомил впоследствии М.  с  М.  П.
Мусоргским. 1 янв. 1858  в  Варшаве  под  упр.  М.  состоялась  премьера
"Гальки" в окончательной (4-актной) редакции (в 1870  "Галька"  пост.  в
Мари-инском т-ре; дирижировал Э. Ф. Направник). Вскоре  после  этого  М.
был назначен дириж„ром Варшавского  оперного  т-ра.  М.  был  выдающимся
знатоком оркестра, сольного и хорового пения.  Дириж„рская  деятельность
М. сыграла значит,  роль  в  развитии  польск.  муз.-сценич.  иск-ва.  В
последние годы жиз-аи М. был также профессором  Варшавского  муз.  ин-та
(консерватории).  К  числу  учеников  и  продолжателей  М.   принадлежал
композитор 3. Носковский.
   Основоположник польск. нац. оперы, М.  развивал  в  сво„м  творчестве
своеобразные черты польск. нар. песни и танц.  музыки.  Он  стремился  к
правдивости чувства, ясности и выразительности муз.-сценич.  образов.  В
борьбе за нац. самобытность, народность и реализм М. опирался на  творч.
опыт Ф. Шопена и рус. муз. классику. Во мн. произв: М.  ярко  проявилась
демократич. направленность его творчества. Опера "Галька" была  написана
под непосредств. впечатлением восстания польск. и  укр.  крестьянства  в
1846; в опере "Сплавщик леса" (1858, Варшава) М. создал  образы  польск.
крестьян-тружеников; оперы "Графиня" (1860) и "Вербум нобиле"  ("Честное
слово", 1861) сатирически изображают  польскую  аристократию;  в  основу
одной из лучших опер М.- "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865)  -
положена идея патриотизма; в  опере  "Парий"  (1869)  прозвучал  протест
против социального  неравенства.  М.  принадлежат  св.  15  опер,  неск.
водевилей и оперетт, три кантаты по поэме "Витольрауда" Крашевского и  3
кантаты на тексты  А.  Мицкевича  (1867).  Большое  место  в  творческом
наследии М. занимает и камерная вок. лирика.
   Творчество  М.-  вершина  нац.  муз.  классики  -  получило   широкое
признание в Польше, СССР и др. странах.
   Лит.: Станислав Монюшко. Сб. статей, под  ред.  И.  Бэл-за,  М.-  Л.,
1952; Б э л  з  а  И.,  Монюшко  в  России,  "Советская  музыка",  1952,
,ј6;Рудзинский В., Монюшко, пер. с польского, М., 1960; Карасиньская И.,
Мицкевич и Монюшко, в сб.: Избранные статьи  польских  музыковедов,  М.,
1959; W a l i с k i A., Stanislaw Moniuszko,  Warsz.,  1873;  Jachimecki
Zd.,  Stanislaw  Moniuszko,  Warsz.,   1923;   Almanach   Moniuszkowski.
1872-1952, [Warsz., 1952] (имеется список  произведений  M.);  "Muzyka",
Warszawa, 1952, .ј 9-10 (имеется библиография о М.). Иг. Б.
   MOOP (Моог), Анна (1774--1842) - венгерская актриса. Одна  из  первых
проф. актрис Венгрии. Принимала активное участие в создании первой проф.
венг. труппы (руководитель - Л. Келемен) и была  одной  из  осн.  актрис
этой труппы (дебютировала в 1790 в роли Клементины - о. п. Хатвана).  М.
играла  в  переводной  мещанской  мелодраме.  В  1793   исполнила   роль
Джульетты.   Актриса   реалистич.   направления,   М.    стремилась    к
естественности,  правдивости  в   театр.   иск-ве.   Обладала   красивой
внешностью, звучным голосом.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 815. А. Гер.
   МОПАССАН (Maupassant), Ги де (5.VIII.1850, Турвиль,-  6.  VI  1.1893,
Париж)  -  французский  писатель,  драматург.  Выдающийся  представитель
кри-тич. реализма в европ. лит-ре 19 в. Ещ„ в  период  лит.  ученичества
написал фарс "На лепестке розы, турецкий дом" (1875, пост. любителями  с
участием  самого  М.)  о  комич.  приключениях  новобрачных,  одноактные
стихотворные комедии "Репетиция" (1876, 1904 - "Нормандский т-р",  Руан)
и "В старые годы" (1879, Т-р Дежазе,  Париж),  историко-романтич.  драму
"Измена графини де Рюи" (1878) на сюжет из истории франц. средневековья.
В 1890 М. написал (совм. с Ж. Норманом) по своей новелле "Реб„нок" драму
"Мюзотта" (1891, т-р "Жимназ"). Лучшее произв. М.  для  т-ра  -  комедия
"Семейный мир" (по его же новелле "У постели", 1886; 1893 - т-р  "Комеди
Франсез"). Пьесы М. значительно уступают по художеств. достоинствам  его
прозе, хотя они не лишены элементов социальной  сатиры,  выразительности
обрисовки персонажей, тонкого психологизма. Рассказы и новеллы  М.  были
инсценированы и пост. в парижских т-рах:
   "Мадемуазель  Фифи"  (1896,  Свободный  т-р),  "Иветта"  (1901,   т-р
"Водевиль"), "Пышка" (1902, Т-р Антуана), "Встреча" (1905,  т-р  "Нувель
комеди"), "Эта свинья Морен" (1905, т-р  "Гран  Гиньоль"),  "Наследство"
(1922, "Нуво  театр")  и  др.  На  рус.  дореволюц.  сцене  пост.:  "Мир
семейного очага" (1894, Михайловский т-р), "Иветта" (под  назв.  "Вава",
1897, Александринский и  Малый  т-ры),  "Мадемуазель  Фифи"  (1914,  Т-р
Корша). На текст "Мадемуазель Фифи" комп. В. Кюи написал  одноим.  оперу
(1904, Моск. частная опера); в сов. время пост. "Мюзотта" (1922, Большой
драм. т-р, Петроград), "Гавань" (1924, 2-я студия  МХАТ),  "Милый  друг"
(под назв. "Господин Дюруа", 1951, Моск. т-р Сатиры).
   Соч.: в рус. пер. - Полное собр. соч., т. 1-12. Под  общ.  ред.  и  с
предисл. Ю. И. Данилина, М., 1958. А. Я.
   МОРАВСКАЯ, Мария Александровна (1879 -  г.  смерти  неизв.)-  русская
актриса. В 1897 окончила Петерб. театр. уч-ще.  В  1897-1903  -  актриса
Александрийского т-ра. В последующие годы работала в провинции (в  т-рах
Вильно, Воронежа, Казани, Саратова, Уфы и др.), в моек. Т-ре Струйского.
М.  обладала  прекрасными  внешними  данными,  изяществом.  Была  преим.
комедийной актрисой, ей  особенно  удавались  роли  молодых,  кокетливых
женщин, образы к-рых она окрашивала тонким лиризмом.
   Лучшие  роли:  Купавина   ("Волки   и   овцы").   Баронесса   ("Плоды
просвещения"),  Мария  Петровна  ("Дикарка"  Островского  и  Соловь„ва),
Оленина  ("Татьяна  Репина"  Суворина),  Августа  ("Честь"   Зудермана),
Ланская ("Волшебная сказка" Потапенко) и др. М. играла и драматич. роли,
лучшей из к-рых была Маша ("Три сестры").
   Лит. .-"Театр и искусство", 1904, .ј51; 1910, .ј 10; Б ру-шт ей н  А.

Страницы: «« « 1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561  1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия