|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 » »» предпринимались попытки использовать опыт кит. классич. т-ра и т-ра
ян-гэ. В 1930 в Улан-Баторе открылась театр. студия, из к-рой в том же
году был организован Гос. муз.-драматич. т-р. В репертуаре этого т-ра
были пьесы Э. Оюун и Д. Намдага-"Правда" (1931), "Гобийская девушка
Гундэгма" (1934), "Княгиня Долгор и арат Дамдин" (1935), "Борьба"
(1936), "Цена жизни" (1937), "Три шарайгольских хана" (1940) и др.; Ч.
Ойдува -"Путь-дорога" (1947), "Искатель счастья Мунхэ" (1947);
Ц. Цэдэнжава и Б. Баста-"Мудрая ханша Мандухай" (1943), "Жил такой
хан" (1946); Л. Вангана -"Врачи" (1951), "На пути впер„д" (1956). "Шоф„р
Тоже" (1955);
Ч. Чимида -"На пороге жизни" (1960) и др. Эти спектакли показывали
историю монг. народа, его быт, воспроизводили сюжеты нар. сказок,
легенд; многие из них отображали борьбу народа, созидание новой жизни.
Т-р ставил также и произв. мировой классич. драматургии (Гольдони,
Мольер, Шекспир, Шиллер, Островский, Чехов), пьесы сов. драматургов (К.
Симонов, А. Корнейчук, В. Иванов, А. Арбузов и др.). Артисты т-ра
стремились воспринять опыт рус. театр. школы. В т-ре работали акт„ры Б.
Лувса-нсодном, X. Арабдан, Л. Дамдинбазар, Б. Джа-дамба. В 1963 в труппе
т-ра: нар. артисты МНР- О. Дашдэлэг, Д. Ичинхорло, Д. Цэрэндулма, Н.
Цэгмид, 3. Цэндху; засл. артисты МНР -Д. Бато-чир, Д. Чимидосор, Ч.
Долгосурэн, О. Эрэнцэннор-бо, Б. Жигмиддорж, Д. Дамдинсурэн и др.;
акт„ры - Л. Долгор, Б. Лобой, Б. Пурэв и др.; режисс„ры - Д. Намдаг, Э.
Оюун, С. Гэндэн, Н. Дугарсанжаа; художники - засл. деят. иск-в Л. Гава,
Л. Намхай-цэрэн и др. В этом же т-ре имеются труппы оперная и балетная,
в их репертуаре оперы: "Среди печальных гор" и "Путь к счастью"
Дамдинсурэна (1951), "Правда" Гончиксумла (1957), "Евгений Онегин"
(1963) и др.; балеты -"В одном объединении" Жамьяна (1953),
"Бахчисарайский фонтан" (1956); "Батор Ганхуяг" Гончиксумла (1958),
"Шурале" (1958) и др. Солисты-певцы - засл. арт. респ. Ц. Пурэвдорж,
Хайдав, Ж. Дорджидагба, Д. Янжинлхам и др.; танцовщики - Ц. Дашидулам,
Б. Болху, Ж. Алимаху, Ц. Томой и др.; балетмейстеры - Д. Лхасурэн, Б.
Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид и др.
С июня 1963 Гос. муз.-драматич. т-р раздел„н на два самостоятельных
т-ра: Гос. т-р оперы и балета и Гос. т-р драмы. С 1948 в Улан-Баторе
работает Кукольный т-р (в репертуаре -"Чудесный сундук" Маля-ревского,
1948; "Волшебная калоша" Матвеева, 1949;
"Мальчик Мэхэлэй" Надмида, 1949; "Сон продавца" Вангана, 1955; "Умный
маленький батор" Ойдува, 1962, и др.), с 1950- Центр, детский (в
репертуаре - "Снежок" Любимовой, 1950; "Крылья победы" Яву-хулана и
Дугарсанжа, 1961; "Сын" Очирбата, 1961, и др.). Получили широкое
распространение аймачные театры, к-рые существуют во всех областях МНР,
Лит.: Уварова Г., Современный монгольский театр. 1921-1945, M. - Л.,
1947. Г. У., Э. О.
МОНДОРЙ (Mondory, Montdory; наст. имя-Гийом Дежильбер;Ое80ЛЬеП8)
(1594-10.XI.1651)-французский акт„р. Крупнейший представитель сценич.
классицизма в 17 в. Ок. 1610 вступил в труппу, разъезжавшую по
провинции. В нач. 20-х гг. 17 в. возглавил эту труппу. Успешная
постановка комедии "Мелита" П. Корнеля (1629) помогла М. и его товарищам
обосноваться в Париже. Образованный ими т-р "Маре" (1634) стал центром
нарождающегося классицизма. Отстаивая принципы новой сценич. эстетики,
М. пост. первую классицистскую трагедию "Софонис-ба" Мере (1634). В
истории франц. т-ра М. принадлежит заслуга открытия и сценич. воплощения
драма- i тургии П. Корнеля. Премьера трагедии "Сид" Кор-неля (1636), в
к-рой М. исполнял роль Родриго, явилась важным моментом в развитии
франц. нац. т-ра. Лучшими ролями М. были также Ясон, Клиндор ("Медея",
"Комическая иллюзия" Корнеля), Б рут ("Смерть Цезаря" Скюдери), Ирод
("Мариамна" л'Эрмита). М. обладал бурным сценич. темпераментом. Игра
его, несмотря на склонность к эффектной декламации, отличалась
искренностью чувств, отсутствием жеманности, присущей акт„рам
придворно-аристократич. направления (Бельроз и др.). М. боролся за
повышение культуры сценич. речи, утверждал значение декламации как
основного выразит, средства классицист-ского т-ра. В 1638 оставил сцену.
- Лит.: Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle. P., 1927;
С о t t i e г Е., Le comedien auvergnat Montdory, Clermont - Ferrand,
1937; Dictionnaire biographique des comediens francais du XVII siecle...
(1590-1710) d'apres des documents inedits par G. Mongredien, P., 1961,
с. 131-32. ?. ?.
МОНКРЕТЬЕН (Montchretien), Антуан де (ок. 1575-8. X. 1621)французский
драматург, поэт. Написал трагедии на античные темы -"Софонисба" (1595),
"Лакедемонянки, или Постоянство" (1599), "Гектор" (1603), и на
библейские сюжеты -"Давид" (1600), "Аман, или Тщеславие" (1601),
трагедию "Шотландка, или Бедствия" (1601) о Марии Стюарт. Трагедии М.,
написанные под сильным влиянием Сенеки и итал. драматургии эпохи
Возрождения, несценичны, они приближаются к диалогизированным элегиям.
Для драматургии М. характерно преобладание мрачного колорита, восприятие
мира как скопления бед и страданий, призыв к стоич. отношению к
действительности. Но в его пьесах есть мастерски построенные сцены,
ч„тко очерченные характеры. Поэтому творчество М. явилось важным этапом
в становлении классицизма. Произв. М. ставились в Париже, Орлеане.
С о ч.: Les tragedies, P., 1891.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Le begue R., La tragedie francaise de la
Renaissance, Brux., 1944. A, Mux.
MOHHE (Monnet), Жан (ок. 1710-85)-французский антрепрен„р. Деятель
ярмарочного т-ра. Выходец из низов, умный и ловкий делец, М. в 1743 стал
директором т-ра "Опера комик" (Париж). По его инициативе было
перестроено здание т-ра, привлечены для работы худ. Ф. Буше, комп. Ж. Ф.
Рамо, поэт и драматург Ш. С. Фавар, балетмейстер Ж. Ж. Новер и др. После
пост. лирич. сказочной оперы "Акажу", пользовавшейся огромным успехом,
т-р "Опера комик" стал опасным конкурентом "Королевской академии
музыки", с М. был расторгнут контракт. Он побывал в Лондоне, ознакомился
с организацией театр. дела, с деятельностью акт„ра Д. Гаррика-директора
т-ра "Друри-Лейн". Возвратившись на родину, М. возглавил вновь
открывшийся т-р "Опера комик" в Сен-Лоранском предместье. Он вв„л в
репертуар своего т-ра пьесы Ж. Ж. Ваде, создателя т. н. пуассардского
жанра (отличит, черта - использование грубого, "простонародного"
жаргона), и Фавара, "открыл" для франц. т-ра драматурга М. Ж. Седена. В
1757 М. передал антрепризу Фавару.
Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.- М., 1948;
Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939. А,
Страницы: «« « 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |