Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562  1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572  » »»

Я., Страницы прошлого, М., 1952. А. Шн.
   МОРАЛИТЕ  (франц.  moralite,  от  лат.  moralis  -  нравственный)   -
назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15-16  вв.
Осн.  действующими  лицами  М.  были  персонажи,  олицетворявшие   разл.
добродетели, пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу  человека.
В М. сохранялся принцип христианского нравоучения,  но  в  н„м  не  было
религиозных сюжетов и тем самым М. приближалось к изображению ситуаций и
конфликтов  реальной  жизни.  Образы  М.  были   лишены   индивидуальных
характеристик и обладали наглядными деталями, по к-рым зрители угадывали
их ал-легорич. смысл (Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок
с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Лесть  держала  в  руке
лисий  хвост  и  гладила  им  Глупость,   украшенную   ослиными   ушами,
Наслаждение  ходило  с  апельсином).  Рационально  созданные   персонажи
вступали друг с другом в конфликт не по внутр. психологич. побуждению, а
по велению догмата о вечной борьбе добра и  зла,  духа  и  тела.  Борьба
интересов  в  М.  часто  была  представлена  холодными  дискуссиями,   а
изображение страстей по существу  было  словесно  выраженным  мнением  о
страстях.  Осн.  дидактич.  мысль  M.-  разумные  люди  идут   по   пути
добродетели, а неразумные становятся жертвами порока. Жанр М. начал сво„
развитие с франц. пьесы "Благоразумный  и  Неразумный"  (1436).  Большой
популярностью в странах Зап. Европы пользовалось М. о человеке, к к-рому
приходила Смерть; не находя поддержки у  Дружбы,  Родства  и  Богатства,
человек обращался к своим Добрым делам, и они  вели  его  к  вратам  рая
(англ. и голл. М. конца
   15  в.  "Каждый  человек",  швейц.  М.  "Бедный  человек"  итал.   М.
"Священное представление о душе"). Связан ное с  бюргерской  идеологией,
М.  содержало  элементы  антифеод,  критики,   к-рая   носила,   однако,
религиозно-моральный, назидат. характер. В отд. случаях в  М.  проникали
мотивы социальной сатиры, напр. в М. "Торговля, Ремесло, Пастух"  (1442)
и др. В сво„м развитии  жанр  М.  подчинился  общей  тенденции  т-ра  15
в.усилению реалистич. тенденций. Абстрактные антитезы добра и зла  стали
заменяться  столкновением  добрых  и  злых  наклонностей,  а  аллегорич.
персонажи   получали   обличие   живых   людей.   Относительно   большая
конкретность М. определялась использованием легенд священного писания. В
этом случае М. сближалось с др. религиозным жанром  -  мираклем  (М.  "О
Злом богаче и Прокаж„нном"). Усиление бытового начала в М.  приводило  к
снижению роли аллегорич. персонажей и  постепенному  формированию  жанра
нравоучит. бюргерской драмы (франц.  М.  "Нынешние  братья").  Жанр  М.,
наглядно  изображая  идеи  в  виде  отвлеч„нных  аллегорий,  получал   в
определ„нных историч. обстоятельствах новое идеологич. содержание.  Так,
напр., голл. буржуазия, боровшаяся в 16 в. с исп.  интервенцией,  широко
использовала М. для пропаганды  идей  нац.  независимости  (деятельность
камер-риторов, исполнявших М. на политич. и моральные темы). В Англии М.
также было использовано в целях пропаганды гу-манистич. идей и борьбы  с
реакц. католицизмом  (англ.  М.  "Четыре  стихии"  Растелла,  ок.  1517,
"Забавная сатира о тр„х сословиях" Линд сея, 1540).  Мотивы  жизнелюбия,
характерные для эпохи Возрождения,  заметны  во  франц.  М.  ("Осуждение
пиршеств" де ла Шене, 1507). Традиц. аллегорич. персонажи М. встречались
в драмах ранних гуманистов (историч. хроника "Король Джон" Бейла,  пост.
1539).  Отд.  аллегорич.  фигуры  сохранились  в  пьесах  М.  Сервантеса
("Ну-мансия")  и  Шекспира  ("Зимняя  сказка").  Со  2-й  пол.   16   в.
гуманистич. драма, посв. этич. проблемам, стала вытеснять со сцены М.  К
концу 16  в.  М.  почти  полностью  прекратило  существование.  Историч.
значение М.- в утверждении принципа типизации, к-рая носила  абстрактный
характер, но передавала контуры разл. человеческих страстей. Достижением
М. были и элементы композиционной целостности драмы.
   Введение аллегорич. персонажей в сюжет драматич. произв.  встречается
иногда и в совр. драматургии (напр., "Сыновья тр„х рек"  Гусева,  1944),
но подобный художеств. при„м архаичен.
   Лит.: Дживелегов А.,Бояджиев Г., История западноевропейского  театра,
М., 1941; История английской литературы, т. 1, вып.  1,  М.-  Л.,  1943;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
1, М., 1956;  Fournier  E.,Le  theatre  francais  avant  la  Renaissance
1450-1550. Mysteres, moralites et farces, P., 1872; Dodsley  R.,  Select
old English plays, L., 1874;
   Bates K. L., English religious drama, L., 1893; Dodsley  'R.,  Select
collection of old English plays, Strassb., 1898 (Quellen des  weltlichen
Dramas in England vor Shakespeare. Ein  Erganzungsbd  zu  Dodsley's  Old
English plays, Strassb., 1898); Chambers E. K., The mediaeval stage,  v.
1-2, Oxf., 1925; Cohen G., Le theatre en France  au  moyen  age,  I.  Le
theatre religieux, P., 1928. Гр. Б.
   MOPAHTE   (Morante),   Луис   Амбросио   (гг.    рожд.    и    смерти
неизв.)аргентинский драматург 1-й пол. 19 в. Автор пьесы  "Тупак-Амару",
являющейся вольным переводом с франц. и посв. борьбе  индейцев  за  свою
свободу. М. писал  также  оригинальные  пьесы  "Сын  Юга",  "Тукуманская
битва" (точнее - "Оборона Ту-кумана и триумф генерала Бельграно",  пост.
1821), проникнутые патриотизмом. Переводил и перерабатывал произв.  нац.
и мировой драматургии, в  т.  ч.  "Сирипо"  Лавардена  (1813),  "Гамлет"
(1821). И. С.
   МОРАТЙН,  Фернандес  де  Моратин  (Fernan-dez  de  Moratin),  Леандро
(10.П1.1760-21.У1.1828)-ис-панский      драматург.       Сын'H.       де
Морялщна.Драматургич. деятельность  начал  в  1786  комедией  "Старик  и
девушка" (запрещена церковной цензурой, 1790, т-р  "Принсипе",  Мадрид).
Эту пьесу и бытовые комедии - "Барон" (1787, т-р "Де ла К  рус"  -1803),
"Святоша" (1791, запрещена инквизицией; 1804, "Де  ла  К  рус"),  "Когда
девушки говорят "да"" (1801, "Де ла Крус"  -  1806)  и  др.-М.  посвятил
проблемам воспитания, любви, брака.  Разрешая  эти  проблемы  с  позиций
просветит, идеологии,  он  отстаивал  свободу  человека,  его  право  на
счастье. М. видел в  т-ре  средство  просвещения,  уничтожения  обществ,
несправедливости, утверждения истины и добродетели. В  памфлетной  пьесе
"Новая комедия, или Кафе" (1792, т-р "Принсипе") он  обличал  развлекат.
драматургию. М. выступал сторонником классицист, эстетики, но  вслед  за
Мольером, пьесы к-рого "Урок мужьям" и "Лекарь поневоле" перев„л и пост.
(в 1812, 1817), он  творчески  осваивал  мн.  при„мы  исп.  драмы  эпохи
Возрождения.
   В  годы  войны  за  независимость  (1808-13)  сотрудничал  с   франц.
оккупантами и, опасаясь преследований, с 1817 жил во Франции.  Здесь  М.
написал работу  "Происхождение  испанского  театра"  (Los  origenes  del
teatro espanol, сокр. рус. пер. 1844) - обзор развития  т-ра  в  Испании
14-17 вв.

Страницы: «« « 1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562  1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия