|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 » »» Я., Страницы прошлого, М., 1952. А. Шн.
МОРАЛИТЕ (франц. moralite, от лат. moralis - нравственный) -
назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15-16 вв.
Осн. действующими лицами М. были персонажи, олицетворявшие разл.
добродетели, пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу человека.
В М. сохранялся принцип христианского нравоучения, но в н„м не было
религиозных сюжетов и тем самым М. приближалось к изображению ситуаций и
конфликтов реальной жизни. Образы М. были лишены индивидуальных
характеристик и обладали наглядными деталями, по к-рым зрители угадывали
их ал-легорич. смысл (Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок
с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Лесть держала в руке
лисий хвост и гладила им Глупость, украшенную ослиными ушами,
Наслаждение ходило с апельсином). Рационально созданные персонажи
вступали друг с другом в конфликт не по внутр. психологич. побуждению, а
по велению догмата о вечной борьбе добра и зла, духа и тела. Борьба
интересов в М. часто была представлена холодными дискуссиями, а
изображение страстей по существу было словесно выраженным мнением о
страстях. Осн. дидактич. мысль M.- разумные люди идут по пути
добродетели, а неразумные становятся жертвами порока. Жанр М. начал сво„
развитие с франц. пьесы "Благоразумный и Неразумный" (1436). Большой
популярностью в странах Зап. Европы пользовалось М. о человеке, к к-рому
приходила Смерть; не находя поддержки у Дружбы, Родства и Богатства,
человек обращался к своим Добрым делам, и они вели его к вратам рая
(англ. и голл. М. конца
15 в. "Каждый человек", швейц. М. "Бедный человек" итал. М.
"Священное представление о душе"). Связан ное с бюргерской идеологией,
М. содержало элементы антифеод, критики, к-рая носила, однако,
религиозно-моральный, назидат. характер. В отд. случаях в М. проникали
мотивы социальной сатиры, напр. в М. "Торговля, Ремесло, Пастух" (1442)
и др. В сво„м развитии жанр М. подчинился общей тенденции т-ра 15
в.усилению реалистич. тенденций. Абстрактные антитезы добра и зла стали
заменяться столкновением добрых и злых наклонностей, а аллегорич.
персонажи получали обличие живых людей. Относительно большая
конкретность М. определялась использованием легенд священного писания. В
этом случае М. сближалось с др. религиозным жанром - мираклем (М. "О
Злом богаче и Прокаж„нном"). Усиление бытового начала в М. приводило к
снижению роли аллегорич. персонажей и постепенному формированию жанра
нравоучит. бюргерской драмы (франц. М. "Нынешние братья"). Жанр М.,
наглядно изображая идеи в виде отвлеч„нных аллегорий, получал в
определ„нных историч. обстоятельствах новое идеологич. содержание. Так,
напр., голл. буржуазия, боровшаяся в 16 в. с исп. интервенцией, широко
использовала М. для пропаганды идей нац. независимости (деятельность
камер-риторов, исполнявших М. на политич. и моральные темы). В Англии М.
также было использовано в целях пропаганды гу-манистич. идей и борьбы с
реакц. католицизмом (англ. М. "Четыре стихии" Растелла, ок. 1517,
"Забавная сатира о тр„х сословиях" Линд сея, 1540). Мотивы жизнелюбия,
характерные для эпохи Возрождения, заметны во франц. М. ("Осуждение
пиршеств" де ла Шене, 1507). Традиц. аллегорич. персонажи М. встречались
в драмах ранних гуманистов (историч. хроника "Король Джон" Бейла, пост.
1539). Отд. аллегорич. фигуры сохранились в пьесах М. Сервантеса
("Ну-мансия") и Шекспира ("Зимняя сказка"). Со 2-й пол. 16 в.
гуманистич. драма, посв. этич. проблемам, стала вытеснять со сцены М. К
концу 16 в. М. почти полностью прекратило существование. Историч.
значение М.- в утверждении принципа типизации, к-рая носила абстрактный
характер, но передавала контуры разл. человеческих страстей. Достижением
М. были и элементы композиционной целостности драмы.
Введение аллегорич. персонажей в сюжет драматич. произв. встречается
иногда и в совр. драматургии (напр., "Сыновья тр„х рек" Гусева, 1944),
но подобный художеств. при„м архаичен.
Лит.: Дживелегов А.,Бояджиев Г., История западноевропейского театра,
М., 1941; История английской литературы, т. 1, вып. 1, М.- Л., 1943;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
1, М., 1956; Fournier E.,Le theatre francais avant la Renaissance
1450-1550. Mysteres, moralites et farces, P., 1872; Dodsley R., Select
old English plays, L., 1874;
Bates K. L., English religious drama, L., 1893; Dodsley 'R., Select
collection of old English plays, Strassb., 1898 (Quellen des weltlichen
Dramas in England vor Shakespeare. Ein Erganzungsbd zu Dodsley's Old
English plays, Strassb., 1898); Chambers E. K., The mediaeval stage, v.
1-2, Oxf., 1925; Cohen G., Le theatre en France au moyen age, I. Le
theatre religieux, P., 1928. Гр. Б.
MOPAHTE (Morante), Луис Амбросио (гг. рожд. и смерти
неизв.)аргентинский драматург 1-й пол. 19 в. Автор пьесы "Тупак-Амару",
являющейся вольным переводом с франц. и посв. борьбе индейцев за свою
свободу. М. писал также оригинальные пьесы "Сын Юга", "Тукуманская
битва" (точнее - "Оборона Ту-кумана и триумф генерала Бельграно", пост.
1821), проникнутые патриотизмом. Переводил и перерабатывал произв. нац.
и мировой драматургии, в т. ч. "Сирипо" Лавардена (1813), "Гамлет"
(1821). И. С.
МОРАТЙН, Фернандес де Моратин (Fernan-dez de Moratin), Леандро
(10.П1.1760-21.У1.1828)-ис-панский драматург. Сын'H. де
Морялщна.Драматургич. деятельность начал в 1786 комедией "Старик и
девушка" (запрещена церковной цензурой, 1790, т-р "Принсипе", Мадрид).
Эту пьесу и бытовые комедии - "Барон" (1787, т-р "Де ла К рус" -1803),
"Святоша" (1791, запрещена инквизицией; 1804, "Де ла К рус"), "Когда
девушки говорят "да"" (1801, "Де ла Крус" - 1806) и др.-М. посвятил
проблемам воспитания, любви, брака. Разрешая эти проблемы с позиций
просветит, идеологии, он отстаивал свободу человека, его право на
счастье. М. видел в т-ре средство просвещения, уничтожения обществ,
несправедливости, утверждения истины и добродетели. В памфлетной пьесе
"Новая комедия, или Кафе" (1792, т-р "Принсипе") он обличал развлекат.
драматургию. М. выступал сторонником классицист, эстетики, но вслед за
Мольером, пьесы к-рого "Урок мужьям" и "Лекарь поневоле" перев„л и пост.
(в 1812, 1817), он творчески осваивал мн. при„мы исп. драмы эпохи
Возрождения.
В годы войны за независимость (1808-13) сотрудничал с франц.
оккупантами и, опасаясь преследований, с 1817 жил во Франции. Здесь М.
написал работу "Происхождение испанского театра" (Los origenes del
teatro espanol, сокр. рус. пер. 1844) - обзор развития т-ра в Испании
14-17 вв.
Страницы: «« « 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |