Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

снятый  через  отражение  в  зеркале,  что  усиливало   глубину   кадра;
параллельный монтаж,  остроумно  примен„нный  в  эпизодах,  связанных  с
отношениями господ и слуг; комбинированная съ„мка в  сцене  "оживающего"
портрета хозяина дома и др. Драматургически ч„ткое чередование игровых и
танц. эпизодов, крупных  и  общих  планов  создавало  целостность  всего
произведения. Через  сближение  принципов  игрового  кино  и  хореодрамы
Варко-вицкий выявлял специфику оригинального телебалета.
   Оригинальный  телебалет,  таким  образом,  становился   не   хореогр.
спектаклем, перенес„нным  со  сцены  т-ра  на  телеэкран,  а  совершенно
самостоят, произв., не имеющим своего сценич. первоисточника и созданным
специально  для  ТВ  и  по  законам  ТВ.  Жанр  телебалета  синтезировал
завоевания совр. хореографии и выразит, средств ТВ.
   В кон. 60-х  гг.  артисты  Большого  т-ра  Н.  И.  Рыженко  и  В.  В.
Смирнов-Голованов в т/о  "Экран"  стали  осуществлять  свои  постановки,
предназначенные специально для телеэкрана: "Ромео и Джульетта"  на  муз.
П. И. Чайковского (1968, сцен. те же, реж. М. И.  Володарский,  оператор
В. И. Железняков, худ. В. Я. Ле-венталь; с Н. И. Бессмертновой и  М.  Л.
Лавровским), "Трапеция" С. С. Прокофьева (1970, сцен. О. И. Доброхотова,
С. Р. Сапожников, Рыженко, реж.  Ф.  С.  Сли-довкер,  Смирнов-Голованов,
оператор Ф. А.  Кефчиян,  худ.  тот  же;  с  Е.  С.  Максимовой,  В.  В.
Васильевым, Л. И. Власовой), "Озорные частушки" на муз.  Р.  К.  Щедрина
(1970, сцен. и реж. В. И. Граве, Рыженко, Смирнов-Голованов, оператор А.
М. Тафель, худ. М. А. Соколова, М. Н. Ромадин; с Н. И. Сорокиной, Ю.  К.
Владимировым), "Белые ночи" на муз.  А.  Ш„нберга  (сцен.  те  же,  реж.
Рыженко, Смирнов-Голованов, операторы Г. И. Рерберг,  Н.  И.  Москвитин,
худ. Левенталь; с Н. В. Тимофеевой и Лавровским);
   "Федра" А. Л. Локшина  (сцен.,  реж.,  операторы  и  худ.  те  же;  с
Тимофеевой, Лавровским и В. А. Левашовым), "Московская фантазия" на муз.
В. П. Арт„мова (сцен., реж. и операторы те же;  с  Тимофеевой  и  А.  Б.
Годуновым) - все  в  1972.  Специфику  телебалета  хореографы  видели  в
активном использовании  съ„мочных  средств;  замедленная,  ускоренная  и
комбиниров. съ„мка, применение двойных экспозиций  и  сложного  монтажа,
введение "стоп-кадров" и выделение крупным планом отдельных  движений  и
жестов и т.  д.  В  "Ромео  и  Джульетте"  они  впервые  драматургически
оправданно использовали в телебалете рапид, к-рым сняли сцену  любовного
свидания  героев.  Замедлснно-плавные  движения  и  прыжки   танцовщиков
гармонично сочетались с  ритмом  музыки  Чайковского,  создавая  иллюзию
бесконечно протяжного парения влюбл„нных над  земл„й.  Благодаря  такому
способу съ„мки балетмейстеры выделяли данную сцену  из  всего  контекста
телебалета, делая е„  лирич.  кульминацией  телевиз.-хореогр.  рассказа.
Многое из открытого Рыженко и Смирновым-Головановым уже прочно  вошло  в
арсенал выразит. средств оригинального телебалета.
   Иной подход к созданию телебалета показали последующие работы. В кон.
70-х гг. на студии "Лен-телефильм" были сняты  произв.,  ставшие  своего
рода классикой этого жанра  и  прин„сшие  ему  огромную  популярность  у
зрителей: "Галатея" (1977, по мотивам пьесы Б. Шоу "Пигмалион", вариации
Т. И. Когана на темы музыки Ф.  Лоу;  сцен.  и  реж.  А.  А.  Белинский,
балетм. Д. А. Брян-цев, оператор Р. Л. Черняк, худ. Л.  Л.  Луконина;  с
Максимовой, М. Э. Лиепой, В. Н. Гуляевым и др. ; приз "Злата  Прага"  на
Междунар. конкурсе телефильмов в Чехословакии, 1978)  и  "Старое  танго"
Когана (1979, сцен. и реж. Белинский и Брянцев,балетм.,оператор  и  худ.
те же; с Максимовой, С. Н. Радченко, Е. И. Балуевой, М. В.  Зениной,  Г.
М. Абайдуловым). В отличие от Рыженко и Смирнова-Голованова,  Брянцев  и
Белинский в своих  пост.  отказались  от  зрелищных  эффектов  съ„мки  и
телетрюков.  Они  выявили  специфику  ТВ  через  необычное  для   балета
обыгрывание пространства, введение пантомимно  реш„нных  сцен  и  прежде
всего  через  хореографию,  носящую  не  условно-абстрактный  характер,а
жанрово-бытовой,  с  обилием  мелких  движений,  удачно  смотрящихся  на
телеэкране. А игровые эпизоды сделали танц. ткань этих постановок  более
живой и эмоциональной. Брянцев доказал, что  хореография  телебалета  не
должна повторять лексику и при„мы тра-диц. балетного  спектакля.  Он  же
первым  попробовал  применить  в  "Старом  танго"  "ракурсную"   съ„мку,
выстраивая хореогр. композиции с уч„том будущего  перемещения  камеры  и
варьирования  пространства.  Именно  здесь   заложено   одно   из   осн.
преимуществ  оригинального  балета  на  ТВ.  В  постановках  Брянцева  и
Белинского   неожиданно    раскрылась    индивидуальность    Максимовой,
обратившейся к  комедийным  ролям  и  гротесковому  языку  совр.  танца.
Приоритет хореографии и игровая стихия телебалетов Брянцева и Белинского
нашли сво„ продолжение в последующих произв. этого жанра, прежде всего в
"Анюте" на муз. В. А. Гаври-лина (по рассказу  А.  П.  Чехова  "Анна  на
шее", 1982, "Ленфильм" по заказу  Гостелерадио  СССР;  сцен.  Белинский,
балетм. Васильев, реж. Белинский, Васильев,  оператор  Г.  С.  Мараджян,
худ.
   Б. С. Маневич; с Максимовой, Васильевым, Абайдуловым; Гос. пр. РСФСР,
1984). Непосредств. "речью"  чеховских  героев  в  "Анюте"  стал  танец,
основанный  на  классич.  лексике.  Вс„,  что  можно  было  "сказать"  в
телебалете без танца, решалось средствами пантомимы  и  акт„рской  игры.
Васильев и Белинский сближали природу драм. телеспектакля и  телебалета,
именно в этом "сближении" обнаруживая специфику балета на телеэкране.
   "Галатея",  "Старое  танго",  "Анюта"  -   своеобразная   кульминация
развития жанра оригинального телебалета. Созданные также на ленингр.  ТВ
сцен. и реж. Белинским "Дом у дороги" на муз. Гаврилина  (1984,  балетм.
Васильев), "Чаплиниана" на муз. Ч. Чаплина (1987,  балетм.  Абайду-лов),
"Женитьба  Бальзаминова"  Гаврилина  (1989,  балетм.  О.  Т.   Тимуршин)
по-разному воплощали уже найденные при„мы постановки телебалетов.
   На моек. ТВ в 1989 хореограф С. В. Воскресенская,  используя  арсенал
выразит,  средств  ТВ,  пост.  остроумный  телебалет-шутку   "Новогодний
детектив" на попурри из классич. музыки  (Гл.  ред.  муз.  программ  ЦТ,
сцен. Воскресенская, реж. С. В. Конончук, оператор А. П.  Соколов,  худ.
3. Ф. Новос„лова; с С. В.  Исаевым,  В.  П.  Тимаш„вой,  Т.  Г.  Палий),
обратившись  к  редкому  жанру  вес„лой  хореогр.  пародии  и   возродив
зрительский интерес к оригинальному телебалету. Е„ след. работа на ТВ  -
"Размышление на тему. Гамлет", на муз.  Д.  Д.  Шостаковича  (1991,  т/о
"Телетеатр", сцен., реж. и худ. те же, оператор Г. И. Зубанов; с  В.  А.
Малаховым, Л. В. Васильевой, Н.  П.  Сайдаковой)  -  выявляет  специфику
телебалета через приближение к психологич. т-ру, подробно анализирующему
внутр. жизнь героев.
   Оригинальный телебалет - одно из гл. завоеваний союза  хореографии  и
ТВ, ставший самостоят. видом худож. творчества. Работы, сделанные в этом
жанре, заметно расширили репертуар  ведущих  танцовщиков  (прежде  всего

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет