Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»

законченное определение и где гл.  объектом  хореогр.  отображения  были
названы человеческие чувства. В статьях  литератора  и  историка  А.  И.
Тургенева, опубликованных в ж. "Вестник Европы" ("О плясанье и танцах" и
"О танц. иск-ве", 1810; "О балете", 1811), говорилось, что танец  должен
выражать   ситуации,   тяготеющие   к   обобщениям,   утверждалось   его
равноправное положение в  ряду  др.  иск-в;  балет  делится  на  2  осн.
категории-"чистый",  бессюжетный,  и   сюжетно-фабульный,   действенный.
Начало формирования проф. рус. школы танца  привлекло  к  балету  в  1-й
четв. 19 в. внимание деятелей рус.  культуры.  Г.  Р.  Державин,  А.  С.
Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. Н. Давыдов, П. А. Вяземский оставили  ценные
для истории рус. балета  впечатления  об  иск-ве  танца  современных  им
мастеров  -  Ш.  Дидло,  А.  И.  Истоминой,  Е.  А.  Телешевой,  Т.   И.
Глушковской. В 1830-е гг. началось изучение конкретных хореогр.  произв.
текущего репертуара. В этот период балетные заметки в газ. "Сев. пчела",
"Молва",  "Галатея",  "Худож.   газета",   "Моск.   ведомости",   "Моск.
наблюдатель", "Моск. телеграф", как правило,  ограничивались  пересказом
содержания  спектаклей,  внимание  акцентировалось  на   исполнительском
мастерстве, и лишь в отд. случаях авторы  обрисовывали  общие  тенденции
развития рус. хореографии, анализировали балетмейстерское иск-во. Иногда
в рецензиях делались попытки  разобрать  слагаемые  балетного  спектакля
(декорации, хореографию), выявить различия между  танцем  характерным  и
классическим,  взаимоотношения  между  танцем   и   музыкой,   акт„рские
трактовки балетных образов. Среди многочисл. откликов (часто безымянных)
на жизнь балетного  т-ра  выделялись  работы  В.  М.  Строева  и  М.  А.
Яковлева. В статьях Яковлева анализ  совр.  состояния  балетного  иск-ва
часто сочетался с экскурсами в историю балета.
   Важный этап становления Б.  связан  с  рождением  романтич.  стиля  в
хореографии, с гастролями в России Ж. Перро,  М.  Таль-они,  Ф.  Эльслер
(1830-50-е гг.). В необычности не известных ранее  танц.  форм  балетных
спектаклей рус. критика пыталась уловить  мироощущение  романтизма,  что
также было важным шагом к постижению специфики хореографии.
   Балетная критика была сосредоточена гл. обр.  в  газ.  "Сев.  пчела",
уделявшей внимание новой  танц.  технике,  рождавшейся  на  сценах  Зап.
Европы; порой проявлялся и теоретико-эстетич. подход к  хореогр.  иск-ву
(статьи Р. М. Зотова, Ф. А. Кони, В. Р. Зотова). На страницах  "Пантеона
русского и всех европейских т-ров", "Современника",  "Моск.  ведомостей"
поднимались вопросы о различии романтизма Дидло и Ф. Тальони, о жанровом
своеобразии балетного  спектакля.  В  1860-е  гг.  проблемы  хореографии
рассматривались в трудах по истории т-ра ("Летопись  рус.  т-ра"  П.  Н.
Арапова, 1861; "Хроника пе-терб. т-ров" А. И. Вольфа, ч. 1- 3, 1877-84).
Появилась мемуарная лит-ра (главы из воспоминаний  А.П.  Глушковского  о
Дидло в ж. "Москвитянин", 1856;  воспоминания  С.  Т.  Аксакова,  С.  П.
Жихарева). Среди балетных рецензентов выделялись И. П. Бочаров и  А.  Н.
Баженов, о. А. Петров.
   Первые значит, исследования балетного т-ра, его истории  появились  в
России на рубеже 19- 20 вв. В книгах К. А.  Скальков-ского  "Балет,  его
история и место в ряду изящных иск-в" (1882), А. А. Плещеева "Наш балет"
(1896), С. Н. Худекова "История танцев" в 4 частях (1-3-я ч. в  1913-14;
4-я  -  в  1918,  сохранилось  неск.  экземпляров)  были  сделаны  опыты
систематизации истории хореографии. В книгах В. Я. Светлова "Терпсихора"
(1906) и "Совр. балет" (1911) освещались дискуссии вокруг реформ нач. 20
в., творчества А. Дункан, А. А. Горского, M. M.  Фокина.  Балет  привл„к
внимание деятелей культуры и смежных искусств, занимавших разл. эстетич.
позиции. О хореографии начали писать А. Н. Бенуа, А. Я. Левинсон, Я.  А.
Тугендхольд, А. Л. Волынский, А. А. Черепнин, Б. В. Асафьев.
   В работах "Мастера балета" (1914) и "Старый  и  новый  балет"  (1917)
Левинсон первым из его современников использовал  новые  методы  анализа
хореогр. иск-ва, вв„л в Б. общеэстетич. терминологию, в  первую  очередь
употребляемую в искусствознании, разрабатывал теорию  и  историю  танца,
опираясь на рус. философскую мысль нач. века,  апробировал  разл.  жанры
балетной литры. Левинсон разрабатывал теорию танца в  соединении  с  его
историей, отрицал, опираясь на е„ специфику, право хореографии воплощать
конкретные характеры и  реальные  события,  связывал  эстетику  танца  с
эстетикой символизма, считал, что,  воплощая  эмоции,  балет  творит  на
сцене новую действительность в  высших  формах  хореографии  -  классич.
танце. Впоследствии в своих работах о  романтич.  балете,  написанных  в
Париже в 1920-е гг., Левинсон  способствовал  распространению  принципов
эстетич. анализа балета, открытых рус. Б. В самой  России  влияние  идей
Левинсона было прервано к сер. 1920-х гг. и возродилось лишь  на  рубеже
1950-60-х гг., когда критика заговорила о воплощении в хореогр.  образах
человеческого "мира взволнованных чувств".  В  защите  канонов  классич.
танца Левинсон солидаризировался с Волынским, к-рый  позднее,  тоже  под
влиянием идей символизма, дал теоретич.  обоснование  системы  академич.
танца. Оба выступали против  новаций  Дункан,  Фокина,  за  незыблемость
канонов классич. танца.
   Поиски принципов эстетич. анализа балетного иск-ва,  обоснования  его
специфики  продолжали  А.  А.  Черепнин,  Н.  Н.   Вашкевич.   Отстаивая
самостоятельность хореогр.  иск-ва,  пытаясь  очистить  его  от  влияний
других иск-в, Черепнин, опираясь на эстетические идеи итал. философа  Б.
Кро-че,  утверждал,  что  балет   "должен   быть   понимаем   вне   норм
драматического      искусства,      ограничен      замкнутым      кругом
пластико-хореографических возможностей", искал принципы анализа хореогр.
форм в  единстве  с  анализом  форм  музыкальных  ("На  путях  балетного
реализма",  1915-16;  "Балетные  символы",  1917;  "Диалектика  балета",
1927).  Работу  над  теоретич.  проблемами  хореогр.  иск-ва  вслед   за
Черепни-ным продолжил в Москве В. П. Ивинг (брошюры  "А.  И.  Абрамова",
"Викторина Кригер" - обе 1928).
   В 1910-х гг. начал выступать в печати муз.  критик  Асафьев.  Испытав
влияние В. В. Стасова, А. Н. Серова, "Мира искусства", Асафьев  вовлекал
в сферу эстетики балета проблемы балетной музыки,  и  особенно  принципы
симфонизма, симфонизации танца (см. Дополнения в "Письмах о рус. опере и
балете", 1922), сыграл большую роль в повышении муз. культуры  балетного
спектакля, а позже -  в  обосновании  методологии  анализа  хореографич.
произведения, формировании взглядов  поддерживавших  и  развивавших  его
идеи  практиков  и  теоретиков  хореографии  (Ф.  В.  Лопухов,   Ю.   И.
Слонимский). В нач.  1960-х  гг.  эти  воззрения  послужили  опорой  для
становления нового поколения балетоведов.
   1920-е  гг.  -  время  столкновения   многих,   подчас   диаметрально
противоположных взглядов на балет. Ряд критиков проповедовали идеи ЛЕФа,
Пролеткульта, отрицая  балет,  как  отжившее,  "буржуазное"  йск-во,  не

Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет