Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

М.-Л.. 1950; Н о с и-л о в Н.. Балеты П. И. Чайковского  на  сцене  т-ра
онеры и балета им. С. VI. Кирова, в сб.:
   П. И. Чайковский на сцене т-ра онеры и балета им. С. М.  Кирова,  Л.,
1941; Иванов И.. Праздник сов. балетной школы, "Музыка", София. 1959.  ј
1 : Ч е р н о в а Н,. От Гельцер до Улановой, M., 1979;  Землемеров  В.,
Ф. Балабина, "МЖ", 1981, ј lu; e г о  же,  Иск-во.  освещенное  улыбкой,
"СБ", 1982, ј 6. Г. H. Добровольская.
   БАЛАНЧЙН (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович  Б
а л а н ч и -вадзе) [9(22).1.1904,  Петербург  -  30.4.1983,  Нью-Йорк],
амер. балетмейстер. По нац. грузин.  Браткомп.  А.  М.  Баланчивадзе.  В
1913-21 учился в Петрогр. театр. уч-ще (педагоги  П.  А.  Гердт,  С.  К.
Андрианов), в 1920-23 - в Петрогр. коне. В 1921-24 артист Петрогр.  т-ра
оперы и балета.  В  1922-24  один  из  организаторов,  участник  вечеров
Молодого балета, ставил  конц.  номера:  "Грустный  вальс"  на  муз.  Я.
Сибелиуса (1922), "Траурный марш" на муз. Ф. Шопена (1923), "Двенадцать"
по одноим. произв. А. А. Блока (1923, танцы в  рус.  нац.  костюмах  под
чтение  стихов),  пост.  танцы  в  опере   "Золотой   петушок"   И.   А.
Римского-Корсакова, в драм. спектакле "Эуген несчастный" Э. Толлера (оба
1923). В 1924 гастролировал  в  Германии.  В  1925-29  балетм.  Русского
балета Дягилева, пост.: "Песнь соловья"  на  муз.  И.  Ф.  Стравинского,
"Барабау"  В.  Риети  (обе  1925),  "Кошка"  A.  Core  (1927),  "Аполлон
Муса-гет" Стравинского  (1928),  "Бал"  Риети  и  "Блудный  сын"  С.  С.
Прокофьева  (обе  1929).  В  1932-33  балетм.  труппы  "Балле   рюс   де
Монте-Карло"; пост.:  "Котильон"  Э.  Шабрие,  "Конкуренция"  Ж.  Орика,
"Мещанин во дворянстве" на муз. Р. Штрауса. В  1933  организовал  труппу
"Балле  1933";  пост.:  "Семь  смертных  грехов  мещанина"   К.   Вейля,
"Моцартиана" на муз. 4-й сюиты П. И. Чайковского. С 1933 работал в  США,
в 1934 совм. с Л. Керстайном организовал Школу амер. балета и на е„ базе
в 1935  -  труппу  "Амери-кан  балле"  (в  дальнейшем  неск.  раз  назв.
менялось, с 1948 "Нью-Йорк сити балле"). Мн. балеты (ок. 150)  пост.  им
для этой труппы. В европ. труппах (до 1934)  ставил  драм.,  комедийные,
фарсовые балеты, основанные,  как  правило,  на  несложном  сюжете,  где
действие раскрывалось средствами танца и пантомимы; стиль  спектакля  во
многом определялся декоративным оформлением, к-рому  хореограф  подчинял
замысел.  В  балете  "Аполлон  Мусагет"  вв„л  как  осн.   выразительное
средство, раскрывающее музыку Стравинского,  обновл„нный  и  обогащ„нный
классич. танец. После 1934 это  направление  в  творчестве  Б.  получило
наибольшее  развитие.  Балеты  обычно  создавались  им  на  музыку,   не
предназначенную для танца (сюиты, концерты, симфонии), в них сюжет часто
отсутствовал, содержание раскрывалось в развитии муз.-хореогр.  образов:
"Серенада" на муз. Чайковского (1934), "Кончерто барокко" на муз  И.  С.
Баха (1940), "Балле эмпериаль" на муз. Чайковского (1941), "Симфония  до
мажор" на муз.  Ж.  Бизе  (1947),  "Третья  сюита  Чайковского"  (1970),
"Шестая (патетическая) симфония  Чайковского"  и  "Моцартиана"  на  муз.
Чайковского
   (оба 1981). К форме бессюжетного балета  Б.  обращался  также,  когда
искал в спектакле нац. или бытовую конкретность (образ Америки ковбоев в
"Симфонии Дальнего Запада" на муз. X.  Кея,  1954;  облик  амер.  города
1930-х гг. в "Не вс„ ли равно" на муз. Дж. Гершвина, 1970).
   В основе работ Б. - выразительность танц. образа, рожд„нного  образом
музыкальным. В 1925-72 пост. 27 балетов Стравинского и на его музыку,  в
т. ч. "Поцелуй феи", "Игра  в  карты"  (оба  1937),  "Концертные  танцы"
(1944),  "Орфей"  (1948),  "Жар-птица"  (1949),  "Агон"   (1957),   "Duo
concertant", "Симфония псалмов", "Пульчинелла" на муз. Дж. Пер-годези  в
аранжировке Стравинского (совм. с Дж. Роббинсом)  -  все  1972,  "Ной  и
потоп" (1982), а также балеты, в к-рых использовалась муз. Стравинского,
не предназначенная для танца (особенно произв.,  относящиеся  к  периоду
неоклассицизма  1920-  30-х   гг.:   "Каприччио",   вошедшее   в   балет
"Драгоценности" под назв. "Рубины" (1967), "Концерт для скрипки" (1972),
"Вариации для оркестра" (1982). Муз.  Стравинского  помогала  хореографу
конструировать танц. формы, опирающиеся на классич. образцы и  вместе  с
тем принципиально от них отличающиеся. Б.  иногда  создавал  новые  ред.
балетов прошлого или отд. сцен из  них  ("Щелкунчик",  1954,  одноактный
вариант  "Лебединого  озера",  1951;  танцы   из   "Арлекинады",   1952,
"Раймонды", 1955, "Коппелии", 1974). Большинство балетов Б.  одноактные,
но он также пост. двухактный балет  "Сон  в  летнюю  ночь"  на  муз.  Ф.
Мендельсона (1962) и трехактный - "Дон Кихот" Н. Д. Набокова (1965).  Б.
создал новый тип бессюжетного балетного спектакля, содержание  к-рого  -
танц. образ, вырастающий из образа муз., но не подчиненный ему. Танец не
иллюстрирует музыку, не "раскрывает"  е„,  не  ограничивается  передачей
заключ„нных в ней эмоций, а взаимодействует с музыкой. Зритель  получает
эстетич. наслаждение  от  детально  разработанных  сложных  танц.  форм,
сочетаний двужущихся тел, через к-рые  хореограф  выражает  свои  мысли.
Такой балет требует огромного  разнообразия  танца,  тончайшей  отделки,
виртуозной разработки движений. Б. неизменно опирался на классич. школу,
но обнаружил новые, заключ„нные в этой  системе  возможности,  развил  и
обогатил е„.
   Иск-во  Б.   способствовало   формированию   нового   направления   в
хореографии и имеет своих последователей среди  балетмейстеров  во  всех
странах мира. Большинство артистов труппы "Нью-Йорк сити  балле"  -  его
ученики. В 30- 40-е гг. Б. ставил балетные сцены в мюзиклах и опереттах,
фильмах, позже выступал как постановщик оперных спектаклей:  "Похождения
повесы"  Стравинского  ("Метрополитен-опера",  1953),  "Евгений  Онегин"
Чайковского и "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (Гамбург, 1962 и 1969).  В
1962 и 1972 вместе с труппой приезжал на гастроли в СССР.
   Соч.: Рассказывает Д. Баланчин, "СМ", 1963, ј 1; О балете и  о  себе,
"Лит. Грузия", 1963, ј 1; Balanchine's New complete Stories of the Great
Ballets, N. Y., 1968 (совм. с F. Mason).
   Лит.: Гаевский В. M., Дивертисмент, М., 1981; С у p и ц E. Я., Джордж
Баланчин - истоки творчества, в кн.: Музыка и хореография совр.  балета,
в. 5, Л., 1987; К о e g 1 e r H., Balanchine  und  das  moderne  Ballet,
[Velber bei Hannover], 1964; Kirstein L., New York City Ballet,  N.  Y.,
1973; S l o n i m s  k  у  Y.,  Balanchine:  the  early  years,  "Ballet
Review", 1975-1976, v. 5, ј 3; Choreography by Balanchine. A.  Catalogue
of Works, N. Y., 1983; T r a -cyR., Delano S., Balanchine's  ballerinas.
Conversations  with  the  muses,  N.  Y.,  1983;  Portrait  of  Mr.   B.
Photographs of George Balanchine with an essay by L.  Kirstein,  N.  Y.,
1984; Ash-ley М., Dencing for Balanchine, N. Y., 1984;
   V o l k o v S., Balanchine's Tchaikovsky, N. Y.,  1985;  Les  Ballets
1933, Brighton, 1987; Tape r В., Balanchine, N. Y., 1987; B u  ekle  R.,

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет