|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. В. В. Дмитриев,
дир. А. В. Гаук; Лиса - К. В. Зуйков, Петух - А. В. Лопухов, Кот - Б. И.
Комаров. Баран -- В. И. Вайнонен. 17.11.1974, Т-р им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко, балетм. В. Ф. Иващенко, реж.-постановщик Н. Н.
Кузнецов, худ. А. Ф. Лушин, дир. Д. Г. Китаенко; Лиса - В. П. Кириллов,
Петух- А. В. Зайцев, Кот-А. В. Иванов. Баран - О. В. Захаров.
Э. Н. Рогова.
БАКСТ (наст. фам. P о з e н -б e p г) Лев (Леон) Самойлович
[27.4(9.5). 1866, Гродно - 28.12.1924, Париж], художник т-ра, живописец,
график. Академик АХ (1914). В 1883-87 учился в АХ в Петербурге
(вольнослушатель) у И. Л. Аскназия, К. Б. Ве-нига и П. П. Чистякова, в
1893- 96 - в студии Ж. Л. Жерома, в Академии Жюлиана и у А. А.
Эдельфельда в Париже. Один из организаторов худож. объединения "Мир
искусства", постоянный сотрудник одноим. журнала и участник выставок, в
т. ч. Об-ва рус. акварелистов, Союза рус. художников и др. С 1891 почти
ежегодно путешествовал по Европе (1907 - по Греции, с В. А. Серовым),
посетил также Алжир и Тунис (1897), США (1923-24). Жил в Париже
(периодически с 1891, постоянно в 1910-24). В т-ре с 1901. Оформил
спектакли петерб. имп. т-ров, в т. ч. балет "Фея кукол" (1903,
Эрмитажный и Мариинский т-ры) и мимодраму "Орфей" (1914-15, не
осуществлена). В 1909-22 один из гл. сотрудников С. П. Дягилева (Русские
сезоны и Русский балет Дягилева), работал в осн. с М. М. Фокиным.
Оформил его пост.:
"Клеопатра" (1909), "Карнавал" (1910; вариант 1911, Мариинский т-р),
"Шехеразада" (1910 и 1915), "Видение розы", "Нарцисс" (оба 1911), "Синий
бог", "Тамара", "Дафнис и Хлоя" (все - 1912), а также: "Послеполуденный
отдых фавна" (1912), "Игры" (1913, обе пост. В. Ф. Нижинско-го),
"Женщины в хорошем настроении" (1917, балетм. Л. Ф. Мясин), "Спящая
красавица" (1921). Оформлял пост. в труппах:
Иды Рубинштейн - мистерия "Мученичество св. Себастьяна" Г. Д'Аннунцио
(1911; вариант 1922, парижская Опера, с муз. К. Дебюсси); "Смущ„нная
Артемида" П. Паре (балетм. Н. Гуэрра, 1922); Анны Павловой - "Восточная
фантазия" (1913), "Спящая красавица" (1916); для парижской Оперы -
"Зачарованная ночь" (1923), "Иштар" (1924).
Реформатор рус. и зап.-европ. театр.-декорац. иск-ва 20 в., Б. поднял
сценографию на уровень важнейшего компонента спектакля. Наиболее
употребит, принцип сценографии - сочетание живописного панно (принципы
декоративного мышления близки иск-ву модерн) с объ„мно-пла-стич.
архитектурой и скульптурой; в последние годы испытал воздействие итал.
сценографов-перспективистов 18 в. (Ф. Бибби-ена и др.). Гл. темы
творчества - ориентальная, сказочно-фантастическая и особенно античная.
Пользуясь непосредств. впечатлениями от природы и иск-ва Греции, Б.
стилизовал античность как "счастливое детство" человечества. Изысканные,
неистощимые в своей красочной фантазии костюмы Б. служат выявлению
пластич. рисунка образа и неразрывно связаны с музыкой и общим решением
спектакля - создал костюмы для разл. пост., в т. ч. "Сильвия" (1901),
"Жар-птица" (1910, 1913, 1915), "Ориенталии" (1910), "Пери" (1911),
"Бабочки"
(1912, 1914), "Легенда об Иосифе" (1914), а также по заказу артистов
М. Ф. Кшесинской, Павловой,
Т. П. Карсавиной, Рубинштейн, Нижинского, М. Казати. Сцено-графия и
костюмы Б. оказали большое воздействие на театр. художников, модельеров
и дизайнеров 20 в. Оставил галерею живописных и графич. портретов
деятелей культуры, в т. ч. А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Дягилева. М. А.
Балакирева, А. Я. Головина, Павловой, Мясина, Рубинштейн, А. Дункан, Ж.
Кокто, В. Цукки, автопортреты. Был либреттистом ряда балетов. Преподавал
в школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906-10).
Лит.: Пружан И. Н., Л. С. Бакст. [Л.], 1975; Борисовская Н. А.. Л.
Бакст. М., 1979; Голынсц С. В.. Л. С. БаксА. Н.. Мои воспоминания, 2 изд.. кн. 1-5, M., 1990;
Proujan !.. L. Bakst. Leningrad. 1986;
PetrovV., KamenskiA., Le Monde de l'Art. Leningrad. 1991. В. А.
Кулаков.
БАЛАБАНОВ Александр Петрович (р. 16.11.1945, Новосибирск), артист.
Нар. арт. РСФСР (1983). По окончании Новосибирского хореогр. уч-ща
(педагог С. Г. Иванов) в 1965-89 в Новосибирском т-ре. Классич.
танцовщик лирико-романтич. плана. Партии: Зигфрид, Спартак, Альберт;
Принц ("Щелкунчик"), Армен ("Гаянэ"), Фрондосо ("Лауренсия"), Вронский
("Анна Каренина"), Хозе ("Кармен-сюита"). С 1989 солист Камерного т-ра
совр. и классич. балета "Балет-Новосибирск". Партии: Бурмин ("Метель"),
Паоло ("Моя Франческа"), сольные партии в балетах "Чудесный
мандарин", "Фантазия на тему любви".
Лит.: Рубина М.. Вершинина И.. Новосибирский академический.
Новосибирск, 1979; Ромм В., Большой т-р Сибири. Новосибирск, 1990, М. Н.
Милков.
БАЛАБИНА Фея Ивановна [29.5(11.6). 1910, Ростов-на-Дону - 3.5.1982,
Ереван], артистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). По окончании
ЛХУ (педагоги М. Ф. Романова, Е. Н. Гей-денрейх, А. Я. Ваганова) в
193156 в Т-ре им. Кирова. Дебютировала в партии Тао Хоа. Партии:
Маша, Китри, Эсмеральда; Одетта-Одиллия, а также Лебедь и Одиллия (в
ред. А. Я. Вагановой), Аврора, Зарема, Золушка (Гос. пр. СССР, 1947),
Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок"), Никия и Гамзатти ("Баядерка"), Лиза;
Гюльнара ("Корсар"), Жанна ("Пламя Парижа"), Пас-куала ("Лауренсия"),
Нунэ ("Гаянэ"), Параша и Коломбина ("Медный всадник"). Белая кошечка,
феи Бриллиантов, Канареек и Виолант ("Спящая красавица"), Наташа
("Татьяна"), Алиса ("Раймонда", ред. 1938), Балерина ("Петрушка"),
Коломбина ("Карнавал"), Девица-краса ("Весенняя сказка"). В 1935-36
выступала в Ленингр. Малом т-ре в партиях Классической танцовщицы
("Светлый ручей"), Сванильды и Фадетты. Исполняла комедийные и драм.
роли, однако определяющей краской е„ творч. палитры была заразительная
жизнерадостность. Героини Б., вес„лые, задорные, непосредственные,
раскрывались в танце terre-a-ter-ге'ном, блестящем и технически
безукоризненном.
С 1947 педагог, в 1923-73 худ. рук. ЛХУ. В 1953-64 репетитор Т-ра им.
Кирова. В 1958-59 и 1960-61 педагог, с 1975 репетитор и балетм.
Софийской нар. оперы; пост.: "В борьбе за освобождение" А. Райчева
(сцен. Б.), конц. программа, перенесла на сцену этого т-ра балет "Спящая
красавица".
С о ч.: Учить и учиться, в сб.: А. Я. Ваганова, Л., 1958.
Лит. : Бог д а и о в- Б е р е i о в с к и и В.. А. Я. Ваганов,".
Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |