|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» белые пятна истории хореографии ("Рус. балетная критика конца XVIII -
1-й половины XIX в." О. А. Петрова, 1981). Была начата серия "Сокровища
рус. хореографии", предполагавшая разв„рнутый анализ и подробную сценич.
историю классич. балетов ("Лебединое озеро" Демидова, 1985;
"Спящая красавица" Константиновой, 1990). Важным событием в рус. Б.
стал выход в свет спустя 50 лет после написания фундаментального труда
Блок "Классический танец. История и современность" (1987).
Проблемам зарубежной хореографии были посвящены: "Англ. балет"
Рославлевой (1959), "Драматургия балетного т-ра XIX в." Слонимского
(1976), "Ролан Пети" Чистяковой (1977). В 1979 вышла в свет первая часть
труда Красовской "Западно-европейский балетный т-р. От истоков до сер.
XVIII в.", в 1981 - "Эпоха Новерра", в 1983 - "Прероман-тизм", в к-рых
дана картина развития балетного т-ра, его образной системы, становления
специфики хореографии.
Лит-ра о зарубежном балете, вс„ более обогащаясь, стала включать в
себя мемуары совр. мастеров мирового балета: "Я - балерина" И. Шовире
(1977), "Мгновенье в жизни другого" М. Бежара (1989); воспоминания
мастеров рус. зарубежья - "Девушка в синем" Н. А. Тихоновой (1992),
"Воспоминания" М. Ф. Кшесин-ской (1992), сборник, поев. пребыванию в
России А. Дункан ("Айседора", 1992). Таким образом, заполнялись белые
пятна в истории рус. балета начала столетия, его связей с мировой
хореогр. культурой. Заново разрабатывалась история рус. балета, особенно
рубежа 19-20 вв., 1920-х гг. и проблематика совр. хореографии. В
статьях, посвящ„нных иск-ву 20 в., внимание исследователей
сконцентрировалось на теме дяги-левских Русских сезонов; были проведены
науч. конференции, поев. С. П. Дягилеву (Пермь, 1989), опубликованы
материалы первых Дягилевских чтений (статьи Суриц "Рус. балет Сергея
Дягилева и мировая хореография XX в.", Петрова ""Спящая красавица" - две
точки зрения" и др.). Сюда же примыкают брошюра Аркиной "Анна Павлова"
(1981), статьи Суриц "Серж Лифарь и Парижская опера 30-х гг." ("СБ",
1987, ј 3), Н. И. Ончуровой "Две постановки балета "Саламбо"" (там же,
1987, ј 2), С. Н. Короб-кова "Мейерхольд в муз. т-ре" (там же, 1985, ј
5). Переоценка ценностей, предпринятая с 1960-х гг. в отношении балета
нач. 20 в. и иск-ва танца 1920-х гг., нашла отражение в кн. Суриц
"Хореографическое иск-во двадцатых годов" (1979, книга переиздана в
США).
Большую роль в переосмыслении иск-ва 1920-х, а потом и 1930- 40-х
гг., освоении нового фактич. материала сыграли мемуары деятелей
хореографии. В книге Слонимского "Чудесное было рядом с нами" (1984)
даны творч. портреты мастеров балета тех лет, воссоздана история
хореогр. исканий и, что особенно ценно, отражено становление науки о
балете, у истоков к-рой стоял сам Слонимский и его учителя. Большое
значение для изучения балета 1920-60-х гг. имело издание сб. "Касьян
Голейзовский. Жизнь и творчество" (1984; составители В. П. Васильева и
Чернова, вступит. статья Черновой). От 1920-х гг. вед„т повествование и
книга-брошюра А. А. Соколова-Каминского "Сов. балетная школа" (1983).
Моск. балету посвящены воспоминания А. М. Мессерера "Танец. Мысль.
Время" (1979) и С. С. Холфиной "Вспоминая мастеров моек. балета" (1990).
С 60-х гг. уч„ные начали систематизацию фактологич. материала по рус.
балету. В 1966 вышел первый в отечеств. Б. словарь-справочник "Вс„ о
балете" (сост. Суриц). В 1974 - словарь-справочник "Мастера танца" А. Б.
Дегена и И. В. Ступникова. В него вошли имена всех деятелей балета
Петрограда - Ленинграда (2-е изд., "Ленингр. балет. 1917- 1987", 1988).
В 1981 вышла в свет первая в истории рус. театроведения энциклопедия
"Балет", суммирующая состояние балетного т-ра и Б., дающая общую картину
хореогр. жизни в мире; в 1985 - сб. "Сов. балеты", включающий сведения о
композиторах балетных партитур и краткие либретто.
Тема становления сов. школы классич. танца развивается в тр„х
монографиях, посвящ„нных А. Я. Вагановой ("А. Я. Ваганова"
Богданова-Березовского, 1950;
"Агриппина Ваганова" Кремшев-ской, 1981, "Агриппина Яковлевна
Ваганова" Красовской, 1989).
С 1974 издавались сб. "Музыка и хореография совр. балета". Работа над
ними, объединив музыковедов и балетоведов, обогатила науку о танце. Эта
тема получила развитие в книгах И. Я. Вершини-ной "Ранние балеты
Стравинского" (1967), С. В. Катоновой "Музыка сов. балета" (1980), Ю. А.
Розановой "История рус. музыки. П. Чайковский" (1981), Р. Г. Коса-ч„вой
"О музыке зарубежного балета" (1984), К. Л. Мелик-Пашаевой "Роль
сюитности в музыкальной драматургии "Раймонды" А. Глазунова" (1987).
В 1980-е гг. исследователи стали писать о 60-х гг. уже как об
истории, подводить первые итоги реформы, начатой Григоровичем, Бельским.
Книгой, начавшей новую дискуссию о путях развития балета, был сб. статей
Гаевского "Дивертисмент" (1981), где, в частности, критически
оценивалась совр. ситуация в Большом т-ре, говорилось об окостенении
недавно казавшихся новыми дра-матургич. форм балетного действия в
балетах Григоровича 70-х гг., о выхолащивании принципов симфонизации
танца, а главное - содержательных мотивов хореогр. иск-ва, потерявшего
связи с современностью. Книга Гаевского подверглась резкой официозной
критике. Обсуждение проблем совр. балета было прекращено и в критике, и
в Б., к-рое вынуждено было апеллировать только к открытиям рубежа
1950-60-х гг. Балетоведч. работы, как правило, посвящались истории
балетных трупп, портретам акт„ров, хореографов ("Балерины" В. В.
Носовой, 1983; "Большой т-р" Бочарниковой, 1987;
"Путь в Большой балет" Короб-кова, 1989; "Большой т-р Сибири" В. В.
Ромма, 1990).
Одна из кардинальных тем дискуссий 1980-х гг. - проблема классич.
наследия. Ещ„ на рубеже 1960-х гг. на необходимости сохранить хореогр.
шедевры, бережно относиться к авторскому тексту старинных балетов
настаивал Слонимский, позже - Гусев. В 1980-е гг. дискуссию продолжил ж.
"Сов. балет". Выявились разные точки зрения на проблему, как
отстаивающие неприкосновенность классич. хореографии, так и допускающие
редактирование, изменение драматургии балетного действия. Но аналитич.
наблюдения над совр. состоянием балетного иск-ва не приобрели теоретич.
законченности. Такая же ситуация создалась и в балетной публицистике.
Неизменность эстетич. и методологич. принципов анализа, удерживающихся с
конца 1960-х гг., не способствовала становлению Б. как науки. Итоги е„
довоенному развитию были подведены в работе Черновой "Балет" в кн.
"История театроведения народов СССР. 1917- 1941" (1985).
В 1980-90-е гг. Б. обогатилось исследованиями бытования танца в
смежных т-ру сферах - на эстраде, на льду, на телеэкране. Вышли в свет
Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |