Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»

белые пятна истории хореографии ("Рус. балетная критика  конца  XVIII  -
1-й половины XIX в." О. А. Петрова, 1981). Была начата серия  "Сокровища
рус. хореографии", предполагавшая разв„рнутый анализ и подробную сценич.
историю классич. балетов ("Лебединое озеро" Демидова, 1985;
   "Спящая красавица" Константиновой, 1990). Важным событием в  рус.  Б.
стал выход в свет спустя 50 лет после написания  фундаментального  труда
Блок "Классический танец. История и современность" (1987).
   Проблемам  зарубежной  хореографии  были  посвящены:  "Англ.   балет"
Рославлевой (1959), "Драматургия  балетного  т-ра  XIX  в."  Слонимского
(1976), "Ролан Пети" Чистяковой (1977). В 1979 вышла в свет первая часть
труда Красовской "Западно-европейский балетный т-р. От истоков  до  сер.
XVIII в.", в 1981 - "Эпоха Новерра", в 1983 - "Прероман-тизм",  в  к-рых
дана картина развития балетного т-ра, его образной системы,  становления
специфики хореографии.
   Лит-ра о зарубежном балете, вс„ более обогащаясь,  стала  включать  в
себя мемуары совр. мастеров мирового балета: "Я -  балерина"  И.  Шовире
(1977), "Мгновенье в  жизни  другого"  М.  Бежара  (1989);  воспоминания
мастеров рус. зарубежья - "Девушка в  синем"  Н.  А.  Тихоновой  (1992),
"Воспоминания" М. Ф. Кшесин-ской (1992),  сборник,  поев.  пребыванию  в
России А. Дункан ("Айседора", 1992). Таким  образом,  заполнялись  белые
пятна в истории рус.  балета  начала  столетия,  его  связей  с  мировой
хореогр. культурой. Заново разрабатывалась история рус. балета, особенно
рубежа 19-20  вв.,  1920-х  гг.  и  проблематика  совр.  хореографии.  В
статьях,   посвящ„нных   иск-ву   20   в.,    внимание    исследователей
сконцентрировалось на теме дяги-левских Русских сезонов; были  проведены
науч. конференции, поев. С.  П.  Дягилеву  (Пермь,  1989),  опубликованы
материалы первых Дягилевских чтений (статьи  Суриц  "Рус.  балет  Сергея
Дягилева и мировая хореография XX в.", Петрова ""Спящая красавица" - две
точки зрения" и др.). Сюда же примыкают брошюра Аркиной  "Анна  Павлова"
(1981), статьи Суриц "Серж Лифарь и Парижская  опера  30-х  гг."  ("СБ",
1987, ј 3), Н. И. Ончуровой "Две постановки балета "Саламбо""  (там  же,
1987, ј 2), С. Н. Короб-кова "Мейерхольд в муз. т-ре" (там же,  1985,  ј
5). Переоценка ценностей, предпринятая с 1960-х гг. в  отношении  балета
нач. 20 в. и иск-ва танца  1920-х  гг.,  нашла  отражение  в  кн.  Суриц
"Хореографическое иск-во двадцатых  годов"  (1979,  книга  переиздана  в
США).
   Большую роль в переосмыслении иск-ва 1920-х, а  потом  и  1930-  40-х
гг.,  освоении  нового  фактич.  материала  сыграли   мемуары   деятелей
хореографии. В книге Слонимского "Чудесное было  рядом  с  нами"  (1984)
даны  творч.  портреты  мастеров  балета  тех  лет,  воссоздана  история
хореогр. исканий и, что особенно ценно,  отражено  становление  науки  о
балете, у истоков к-рой стоял сам  Слонимский  и  его  учителя.  Большое
значение для изучения балета 1920-60-х гг.  имело  издание  сб.  "Касьян
Голейзовский. Жизнь и творчество" (1984; составители В. П.  Васильева  и
Чернова, вступит. статья Черновой). От 1920-х гг. вед„т повествование  и
книга-брошюра А. А. Соколова-Каминского "Сов.  балетная  школа"  (1983).
Моск. балету посвящены  воспоминания  А.  М.  Мессерера  "Танец.  Мысль.
Время" (1979) и С. С. Холфиной "Вспоминая мастеров моек. балета" (1990).
   С 60-х гг. уч„ные начали систематизацию фактологич. материала по рус.
балету. В 1966 вышел первый в отечеств.  Б.  словарь-справочник  "Вс„  о
балете" (сост. Суриц). В 1974 - словарь-справочник "Мастера танца" А. Б.
Дегена и И. В. Ступникова. В  него  вошли  имена  всех  деятелей  балета
Петрограда - Ленинграда (2-е изд., "Ленингр. балет. 1917- 1987",  1988).
В 1981 вышла в свет первая в  истории  рус.  театроведения  энциклопедия
"Балет", суммирующая состояние балетного т-ра и Б., дающая общую картину
хореогр. жизни в мире; в 1985 - сб. "Сов. балеты", включающий сведения о
композиторах балетных партитур и краткие либретто.
   Тема  становления  сов.  школы  классич.  танца  развивается  в  тр„х
монографиях,   посвящ„нных   А.   Я.   Вагановой   ("А.   Я.   Ваганова"
Богданова-Березовского, 1950;
   "Агриппина  Ваганова"  Кремшев-ской,   1981,   "Агриппина   Яковлевна
Ваганова" Красовской, 1989).
   С 1974 издавались сб. "Музыка и хореография совр. балета". Работа над
ними, объединив музыковедов и балетоведов, обогатила науку о танце.  Эта
тема получила  развитие  в  книгах  И.  Я.  Вершини-ной  "Ранние  балеты
Стравинского" (1967), С. В. Катоновой "Музыка сов. балета" (1980), Ю. А.
Розановой "История рус. музыки. П. Чайковский" (1981), Р. Г.  Коса-ч„вой
"О  музыке  зарубежного  балета"  (1984),  К.  Л.  Мелик-Пашаевой  "Роль
сюитности в музыкальной драматургии "Раймонды" А. Глазунова" (1987).
   В 1980-е гг. исследователи  стали  писать  о  60-х  гг.  уже  как  об
истории, подводить первые итоги реформы, начатой Григоровичем, Бельским.
Книгой, начавшей новую дискуссию о путях развития балета, был сб. статей
Гаевского  "Дивертисмент"   (1981),   где,   в   частности,   критически
оценивалась совр. ситуация в Большом  т-ре,  говорилось  об  окостенении
недавно  казавшихся  новыми  дра-матургич.  форм  балетного  действия  в
балетах Григоровича 70-х гг.,  о  выхолащивании  принципов  симфонизации
танца, а главное - содержательных мотивов хореогр.  иск-ва,  потерявшего
связи с современностью. Книга Гаевского  подверглась  резкой  официозной
критике. Обсуждение проблем совр. балета было прекращено и в критике,  и
в Б., к-рое  вынуждено  было  апеллировать  только  к  открытиям  рубежа
1950-60-х гг.  Балетоведч.  работы,  как  правило,  посвящались  истории
балетных  трупп,  портретам  акт„ров,  хореографов  ("Балерины"  В.   В.
Носовой, 1983; "Большой т-р" Бочарниковой, 1987;
   "Путь в Большой балет" Короб-кова, 1989; "Большой т-р Сибири"  В.  В.
Ромма, 1990).
   Одна из кардинальных тем дискуссий 1980-х  гг.  -  проблема  классич.
наследия. Ещ„ на рубеже 1960-х гг. на необходимости  сохранить  хореогр.
шедевры,  бережно  относиться  к  авторскому  тексту  старинных  балетов
настаивал Слонимский, позже - Гусев. В 1980-е гг. дискуссию продолжил ж.
"Сов.  балет".  Выявились  разные  точки   зрения   на   проблему,   как
отстаивающие неприкосновенность классич. хореографии, так и  допускающие
редактирование, изменение драматургии балетного действия.  Но  аналитич.
наблюдения над совр. состоянием балетного иск-ва не приобрели  теоретич.
законченности. Такая же ситуация создалась и  в  балетной  публицистике.
Неизменность эстетич. и методологич. принципов анализа, удерживающихся с
конца 1960-х гг., не способствовала становлению Б. как науки.  Итоги  е„
довоенному развитию были подведены  в  работе  Черновой  "Балет"  в  кн.
"История театроведения народов СССР. 1917- 1941" (1985).
   В 1980-90-е гг.  Б.  обогатилось  исследованиями  бытования  танца  в
смежных т-ру сферах - на эстраде, на льду, на телеэкране. Вышли  в  свет

Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет