|
Главная - Наука - Юриспруденция
Близнец И.А. - Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 45 Размер файла: 311 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» теперь существует. Напомним, что нормами данной статьи предусматривается
выплата вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям
фонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в
личных целях.
Терминология данного утверждения требует пояснений. Что же такое личные
цели? И каков круг участников домашнего просмотра? И можно ли скопировать
аудио-видеопродукцию для самого себя, для близких... И кто за это заплатит
автору?
Домашнее копирование получило широкое распространение в России в связи
с большим поступлением в гражданский оборот звуко-видеозаписывающей
аппаратуры и ростом спроса на нее со стороны граждан. Однако "обещанное" ст.
26 Закона вознаграждение ни авторы, ни исполнители, ни производители
фонограмм по настоящее время ни разу не получали. В чем причина? Дело все в
том, что закрепленный в статье порядок реализации указанного выше положения
сложен и не практичен. Так, согласно п. 2 ст. 26 Закона вознаграждение за
воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи выплачивается
изготовителями или импортерами оборудования и материальных носителей. Сбор и
распределение этого вознаграждения осуществляется одной из организаций,
управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и
исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между
этими организациями. Размер вознаграждения и условия его выплаты
определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с
одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов
и иных правообладателей, с другой стороны, а в случае, если стороны не
достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской
Федерации.
Таким образом, для того, чтобы правообладатель мог получить
вознаграждение, необходимо, как минимум, заключение двух соглашений:
соглашения между организациями, управляющими имущественными правами авторов
и других правообладателей, соглашения между изготовителями, импортерами и
организациями, управляющими имущественными правами. Все это тяжеловесно и
затруднительно, а, порой, - невыполнимо. Затруднительность заключения данных
соглашений вызвана их условиями.
Поэтому необходимо было ввести новый порядок реализации положения, для
чего следует изменить его, внеся соответствующие поправки в Закон. Именно
такой логики и придерживалось Правительство Российской Федерации, приняв
решение о необходимости совершенствования ст. 26 Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах". Совершенствованием Закона стало
заниматься Российское агентство по патентам и товарным знакам в рамках
специально созданной Межведомственной рабочей группы, в которую вошли
представители заинтересованных министерств и ведомств. Видные ученые и
практики фактически завершили работу, и вновь подготовленный законопроект в
ближайшее время поступит на утверждение в Правительство.
В новом законопроекте учтено все, в том числе и постулат о "домашнем
копировании". Относительно него предлагается внести следующие изменения и
дополнения: установление размера вознаграждения и порядок его выплаты,
должны находиться исключительно в компетенции Правительства Российской
Федерации.
Более того, перечень оборудования и материальных носителей,
относительно которых устанавливается сбор вознаграждения, также должен
утверждаться Правительством РФ. А вот сбор и распределение этого
вознаграждения будут осуществлять уполномоченные Правительством РФ
организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе.
Исходя из опыта прошлых лет, полагаем, что введение данного механизма
приведет не только к реализации права на вознаграждение, но и к появлению
дополнительных возможностей для контроля со стороны государства за
осуществлением деятельности авторско-правовых обществ. Ведь именно на них
будет возложена реализация авторского вознаграждения.
Хотелось бы заранее ответить на вопросы относительно правового
обеспечения технической проблемы. Никаких новшеств в законодательстве
относительно профессионального оборудования и оборудования, предназначенного
для экспорта, не ожидается. Как и раньше, они исключаются из круга объектов,
в отношении которых должно выплачиваться вознаграждение правообладателям.
Авторы законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об
авторском праве и смежных правах" не остановились на совершенствовании лишь
одной статьи Закона, поскольку авторское вознаграждение - далеко не
единственная проблема в области авторского права и смежных прав, которую
можно решить законодательным путем.
Опыт работы в области коллективного управления авторскими правами
показал, что данная область также должна находиться под контролем
государства. Общество как политический институт пока не может и не готово в
полной мере заниматься регулированием данного вопроса.
В ходе работы над законопроектом Роспатент намеренно приводил нормы
закона в соответствие с нормами Конституции РФ, и конечно, с положениями
международных конвенций и договоров, к которым Россия уже присоединилась или
собирается присоединиться в ближайшем будущем. Главным образом, речь идет о
Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, а
также о Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС).
Надо отметить, что работа по совершенствованию законодательства ведется
постоянно, и при этом она крайне неблагодарна, поскольку далеко не право,
порой, диктует России путь, а политические амбиции, часто меняющихся
политиков.
РЕТРООХРАНА И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
С середины ХХ в. все чаще в качестве одного из вариантов решения
проблем, связанных с необходимостью освоения новых источников финансирования
интеллектуальной деятельности, выдвигаются предложения о введении в тех или
иных формах института платного общественного достояния, связываемого обычно
с созданием и деятельностью фондов или других структур, обеспечивающих
финансирование и поддержку творческой деятельности, а также предложения по
использованию организационных возможностей государства в этой сфере.
В вопросе о правовой природе этого института конкурируют два подхода:
согласно одному из них, платное общественное достояние есть продолжение
авторского права, согласно другому - инструмент фискального характера,
своего рода налог или сбор, взимаемый в интересах развития культуры. Такой
налог иногда называют "культурной рентой". В предлагаемой трактовке платное
общественное достояние оказывается одним из инструментов, используемых для
финансирования соответствующей деятельности за счет сборов, обеспечиваемых
этим институтом.
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |