Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Близнец И.А. - Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 45
Размер файла: 311 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

коллективное управление имущественными правами.
     Проблема коллективного управления авторскими правами заключается в том,
что  практически  каждое  общество  считает   возможным   представлять  всех
правообладателей  и  требовать   с  пользователей   соответствующих  выплат.
Законодательных  препятствий  для  этого нет, поэтому  отказ государства  от
своей координирующей роли приводит, с одной стороны, к росту мошенничества в
этой сфере, а  с  другой стороны, к невозможности нормальной работы обществ,
осуществляющих  коллективное   управление  авторскими  и  смежными  правами.
Государство  в отношении  таких  организаций, несомненно,  должно  выполнять
определенную координирующую функцию.
     Законодательство об авторском праве имеет комплексный характер, то есть
включает   положения   конституционного,  гражданского,   административного,
финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Сложность и
разноплановость  общественных   отношений,  возникающих  в  данной  области,
требуют  при  их  правовом  регулировании  применения  разнородных  методов,
присущих различным отраслям российского права.
     Защита авторских  и  смежных прав строится  преимущественно  по системе
частного права,  то есть  инициируется правообладателем по его усмотрению. В
рассматриваемой  области в полной мере  действует  основной принцип частного
права  - принцип  полного  возмещения  убытков.  Однако  было  бы  ошибочным
безоговорочно  относить  авторское  право  к сфере  только  частного права и
делать соответствующие выводы: применение частного права - это дело судов  и
судей, государство не должно вмешиваться в эти вопросы.
     В   некоторых  случаях   оказывается  необходимым   применение   именно
публично-правовых методов,  не  подменяющих частно-правовые,  но дополняющих
их.  Российский   юрист   В.Д.   Спасович  в  прошлом   веке  писал:   "Есть
правонарушения,  в которых главный  элемент заключается  не  в  материальном
вреде, а в проглядывающей в действии злой воле ... Они не могут быть покрыты
одним возмещением вреда".  Нормы  уголовного и административного права имеют
большое  значение в системе  охраны авторских и смежных  прав. Искусственное
противопоставление публичного и  частного права не является плодотворным для
любой области правовой действительности.
     Появление  новых  средств распространения  творческих достижений и иных
результатов   интеллектуальной   деятельности,   очевидный   рост   значения
государства  в обеспечении нормального функционирования системы авторских  и
смежных  прав   делает  актуальным  вопрос  о  необходимости  восстановления
государственного органа в области интеллектуальной собственности.
     Вопросы  соотношения материального вознаграждения за творческий  труд и
культуры как основного условия самого существования человечества, и главного
"человекообразующего" фактора долгое время считались проблемой, не достойной
философского размышления.
     В ряде стран,  в которых  предусмотрен  институт платного общественного
достояния,  действует  система свободного  использования  включаемых  в него
произведений:   пользователь   обязан    только   уплатить   соответствующие
отчисления,   налоги   или   сборы.   Такой  порядок  установлен,  например,
законодательством   Аргентины  и  Италии.   Другой   ограничительный  подход
предполагает, что для коммерческой эксплуатации произведений, находящихся  в
сфере   платного  общественного  достояния,  пользователь   должен  получить
разрешение  определенного государственного органа. Такая система применялась
в свое время Алжиром, Болгарией, Тунисом, Заиром. Продолжительность действия
системы платного общественного достояния может быть  ограничена определенным
сроком  (как во Франции)  или  не ограничена в самом широком смысле  (как  в
Аргентине). Выплата отчислений может  быть  предусмотрена  за  использование
произведений   всех   видов:   литературных,   музыкальных,   драматических,
аудиовизуальных,  изобразительного  искусства и программного  обеспечения  и
т.д. Такой подход  практикуется в Мексике и в Аргентине с ее "всеобъемлющей"
моделью,  охватывающей  "все   культурное  наследие  человечества".   Вторым
возможным  вариантом  является  выплата  отчислений  за использование только
отдельных категорий произведений.
     Можно  сделать вполне оправданный вывод  о том, что охрана произведений
посредством авторского права  и смежных прав является международнопризнанным
динамично развивающимся правовым институтом.

     ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ
     Родиной первых авторских обществ, ставших  на стезю борьбы за признание
прав  авторов  на  произведения,  является  Франция.  Самое  первое общество
возникло в  1777  г.  Это  было  бюро  по  драматическому  законодательству,
реорганизованное  несколько  позже  в   Общество  драматических  авторов   и
композиторов (SACD). Значительную  роль в  создании  первого общества сыграл
известный  французский  драматург  Пьер  Бомарше,  автор  таких  пьес,   как
"Женитьба Фигаро", "Севильский цирюльник" и др.
     Позднее,  в 1838 г., стараниями Оноре де  Бальзака и  Виктора Гюго было
учреждено Общество  французских  литераторов.  Общество  собирало  авторские
гонорары только за публикации  в прессе, но в те времена, когда жанр "романа
с продолжением"  процветал, этого  было  достаточно, чтобы  обогатить многих
авторов.
     Те  исторические  корни  дают сегодня хорошие плоды.  В настоящее время
французское   Общество   авторов,  композиторов  и   музыкальных   издателей
распределяет  в год  2 млрд. 450 млн. франков  между шестьюдесятью  тысячами
авторов текстов  песен,  композиторов и издателей (французов  и иностранцев,
авторов и их наследников) за  использование  550 тыс. произведений. Общество
распоряжается  более  чем  пятью  миллионами  зарегистрированных музыкальных
произведений (150 тыс. новых произведений ежегодно), сотрудничает с 540 тыс.
дистрибьюторов, 200  тыс. из  которых  - постоянные пользователи  (радио-  и
телевизионные станции,  организаторы  шоу-программ, концертных выступлений и
дискотек).
     В  ХIХ веке  и  в течение  первой  декады  ХХ века  подобные  авторские
организации (  общества  по управлению правами на публичное исполнение) были
созданы во  многих европейских и ряде других странах. Знаменательным следует
считать  1926  г,  поскольку именно тогда делегаты из 18  обществ образовали
Международную  конфедерацию  обществ  авторов  и   композиторов  (GISAC).  В
настоящий момент в GISAC  входят  авторские общества и общества, управляющие
правами на изобразительное искусство, аудиовизуальные произведения.
     Авторские общества  могут быть образованы  с различными целями, однако,
одной  из  основных и наиболее  реальных причин  создания такой  организации
является коллективное управление правами авторов.
     В   некоторых  сферах  культуры   и  информации   (радио,  телевидение,
концертная   деятельность  и  т.п.)   количество  используемых  произведений
различных авторов велико,  а заключение индивидуальных  договоров  с  каждым
автором   практически   неосуществимо.   Массовое  использование   объектов,

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Близнец И.А., Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в