|
Главная - Наука - Юриспруденция
Близнец И.А. - Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 45 Размер файла: 311 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» охраняемых авторским правом, уже не может эффективно контролироваться силами
индивидуальных правообладателей. Для отдельного автора практически
невозможно проследить, когда, какая теле- или радиовещательная организация
передала произведение в эфир. В свою очередь, теле- или радиовещательные
организации не имеют возможности заключать договоры с каждым автором на
передачу их произведений в эфир. В таких областях применение закона возможно
посредством коллективного управления авторскими правами и выплаты гонораров
через авторские общества.
Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить
имущественные права авторов в тех случаях, когда их осуществление в
индивидуальном порядке оказывается затруднительным. Содержание коллективного
управления составляют следующие функции: сбор и распределение авторских
отчислений к равной выгоде всех членов соответствующих обществ, заключение
договоров (выдача лицензий) и контроль за соблюдением их условий, борьба с
нарушениями авторских прав. Кроме того, организации, управляющие
имущественными правами на коллективной основе, выполняют функции социального
и культурного характера, которые существенно отличаются в различных странах
(проявление "солидарности", организация социальной помощи нуждающимся
авторам-профессионалам и начинающим авторам, помощь в обучении, выпуске и
распространении произведений и т.д.).
Постепенно и везде по-разному, в зависимости от особенностей страны и
ее культурной атмосферы, сеть авторских обществ распространилась по всему
миру. В настоящее время Международная конфедерация обществ авторов и
композиторов (СИЗАК), штаб-квартира которой находится в Париже, объединяет
110 членов. Во многих странах создаются общества авторов в области
изобразительного искусства. В отдельных случаях авторские общества широкого
профиля имеют секцию живописи и графики (в Бельгии, Италии, Португалии).
Положение авторов литературных, аудиовизуальных и театральных произведений в
разных странах различно. Создаются организации по различным правам и
различным категориям правообладателей. В качестве примера можно привести
зарубежные авторско-правовые общества: польское ЗАИКС, французское САСЕМ,
японское ДЖАСРАК, английское ПИ-ЭР-ЭС, американские СЕСАК, АСКАП и Би-Эм-Эй
и др.
В каждой стране существуют свои принципы распределения сборов.
Например, Закон США о частном копировании 1994 г. предусматривает, что
"сумма собранных средств распределяется между двумя фондами - звукозаписи и
музыкальным. Фонд звукозаписи, бенефициариями которого являются изготовители
звукозаписей и исполнители, применяет лишь один критерий при распределении
вознаграждения - продажа звукозаписей (как аналоговых, так и цифровых) на
территории США. Музыкальный фонд, бенефициариями которого являются
композиторы, поэты и музыкальные издатели, имеет два критерия: продажа
музыкальных сочинений на территории США и трансляция музыкальных записей
публике".
Весьма проблематичны дела с коллективным управлением в России?
Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
предусматривает в качестве одной из систем реализации авторских и смежных
прав систему коллективного управления имущественными правами.
Реальная возможность создания обществ по коллективному управлению
появилась с ликвидацией по сути государственной монополии в сфере авторских
и смежных прав. Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г.
об упразднении РАИС была прекращена монополия государства в лице ВААП, ГАИСП
и РАИС ( государственных организаций, существовавших в СССР с 1973 г., ВААП
было "де-юре" общественной организацией, а "де-факто" государственной) на
коллективное управление имущественными правами авторов. Правопреемником РАИС
в отношении имущества и с согласия сторон по ранее заключенным договорам
было признано Российское авторское общество (РАО), являющееся общественным
объединением авторов и их правопреемников.
РАО управляет имущественными правами авторов и их правопреемников на
коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в
индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на
радио и телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной и иной
записи, репродуцирование, тиражирование произведений декоративно-прикладного
искусства в промышленности, воспроизведение аудиовизуальных произведений или
звукозаписей произведений в личных целях и др.).
РАО "совершает любые юридические действия, необходимые для защиты прав,
управлением которыми занимается Общество: предъявляет от своего имени в
качестве представителя членов Общества судебные иски против любых физических
и юридических лиц, ответственных за неправомерное использование
произведения; участвует в гражданских процессах во всех судебных
учреждениях" (п. "д" части 5 Устава РАО). Основная деятельность РАО - это
выдача пользователям лицензий на публичное исполнение произведений и
распределение между авторами собранного авторского вознаграждения. Лицензии
РАО предоставляются в форме лицензионных соглашений и содержат права и
обязанности сторон. Постановлением Правительства Российской Федерации No218
от 21 марта 1994 года утверждены минимальные ставки авторского
вознаграждения за некоторые виды использования произведений, однако его
конкретный размер определяется в лицензионном соглашении, заключаемом РАО с
пользователями.
Полномочия организаций, управляющих имущественными правами авторов,
определяются уставом, а также договорами, которые заключаются как с
авторами, так и с иностранными организациями, управляющими аналогичными
правами. Такие организации могут выдавать лицензии на использование
произведений и объектов смежных прав от имени всех авторов и
правообладателей, в том числе и тех, кто не передал таких полномочий. Это
привело к созданию в российских регионах неконтролируемых организаций,
управляющих имущественными правами на коллективной основе. Бесконтрольная
выдача лицензий от имени всех правообладателей привела в настоящее время к
легализации части видео- и аудиопиратства.
Ситуация усугубляется тем, что РАО и прочие структуры подобного рода не
"обслуживают" многие категории авторов. Журналистам, фотографам,
кинодокументалистам в принципе некуда обратиться, чтобы хоть как-то защитить
свои права.
Органами ВОИС и ЮНЕСКО подчеркивалась необходимость и важность
коллективного управления как третьего пути между осуществлением
исключительных прав на индивидуальной основе и принудительными лицензиями.
Испрашивание и предоставление лицензий, особенно в тех случаях, когда
количество правообладателей велико, требует принятия законодательных мер,
которые облегчат согласование условий лицензий, а также мер по их выполнению
предпочтительно в форме коллективного управления правами. Вот что по этому
поводу говорил один из виднейших специалистов в области интеллектуальной
Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |