Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Близнец И.А. - Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 45
Размер файла: 311 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

охраняемых авторским правом, уже не может эффективно контролироваться силами
индивидуальных   правообладателей.   Для   отдельного   автора   практически
невозможно  проследить,  когда, какая теле- или радиовещательная организация
передала  произведение в эфир.  В  свою очередь, теле- или  радиовещательные
организации не  имеют возможности заключать  договоры  с  каждым автором  на
передачу их произведений в эфир. В таких областях применение закона возможно
посредством  коллективного управления авторскими правами и выплаты гонораров
через авторские общества.
     Смысл  коллективного   управления  состоит  в   том,  чтобы  обеспечить
имущественные  права  авторов  в  тех  случаях,  когда  их  осуществление  в
индивидуальном порядке оказывается затруднительным. Содержание коллективного
управления  составляют  следующие функции:  сбор  и распределение  авторских
отчислений к равной выгоде  всех членов соответствующих  обществ, заключение
договоров  (выдача лицензий) и контроль за соблюдением их  условий, борьба с
нарушениями   авторских   прав.   Кроме   того,   организации,   управляющие
имущественными правами на коллективной основе, выполняют функции социального
и культурного характера, которые существенно отличаются в различных  странах
(проявление  "солидарности",   организация  социальной   помощи  нуждающимся
авторам-профессионалам и  начинающим авторам,  помощь в  обучении, выпуске и
распространении произведений и т.д.).
     Постепенно и везде по-разному, в зависимости от  особенностей страны  и
ее культурной атмосферы,  сеть авторских обществ распространилась  по  всему
миру.  В  настоящее  время  Международная  конфедерация  обществ  авторов  и
композиторов  (СИЗАК), штаб-квартира которой находится в  Париже, объединяет
110  членов.  Во  многих   странах  создаются  общества  авторов  в  области
изобразительного  искусства. В отдельных случаях авторские общества широкого
профиля имеют  секцию живописи  и  графики (в Бельгии, Италии,  Португалии).
Положение авторов литературных, аудиовизуальных и театральных произведений в
разных  странах  различно.  Создаются  организации  по  различным  правам  и
различным  категориям правообладателей.  В  качестве примера  можно привести
зарубежные  авторско-правовые общества: польское ЗАИКС,  французское  САСЕМ,
японское ДЖАСРАК, английское ПИ-ЭР-ЭС, американские СЕСАК, АСКАП  и Би-Эм-Эй
и др.
     В   каждой  стране  существуют  свои  принципы  распределения   сборов.
Например,  Закон  США о  частном копировании  1994  г. предусматривает,  что
"сумма собранных средств распределяется между двумя фондами  - звукозаписи и
музыкальным. Фонд звукозаписи, бенефициариями которого являются изготовители
звукозаписей и  исполнители, применяет лишь один  критерий при распределении
вознаграждения  - продажа звукозаписей (как  аналоговых, так  и цифровых) на
территории  США.   Музыкальный   фонд,  бенефициариями   которого   являются
композиторы,  поэты  и  музыкальные  издатели,  имеет  два критерия: продажа
музыкальных сочинений  на  территории  США  и трансляция музыкальных записей
публике".
     Весьма проблематичны дела с коллективным управлением в России?
     Закон Российской  Федерации  "Об  авторском  праве  и  смежных  правах"
предусматривает в  качестве одной из  систем реализации авторских и  смежных
прав систему коллективного управления имущественными правами.
     Реальная  возможность  создания  обществ  по  коллективному  управлению
появилась с  ликвидацией по сути государственной монополии в сфере авторских
и смежных прав. Указом Президента Российской Федерации  от 7 октября 1993 г.
об упразднении РАИС была прекращена монополия государства в лице ВААП, ГАИСП
и РАИС (  государственных организаций, существовавших в СССР с 1973 г., ВААП
было  "де-юре" общественной организацией,  а  "де-факто" государственной) на
коллективное управление имущественными правами авторов. Правопреемником РАИС
в  отношении  имущества и  с согласия сторон по ранее заключенным  договорам
было признано  Российское авторское общество (РАО), являющееся  общественным
объединением авторов и их правопреемников.
     РАО управляет имущественными  правами авторов и их  правопреемников  на
коллективной  основе  в  случаях,  когда  их  практическое  осуществление  в
индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в  том числе на
радио и  телевидении,  воспроизведение путем механической, магнитной  и иной
записи, репродуцирование, тиражирование произведений декоративно-прикладного
искусства в промышленности, воспроизведение аудиовизуальных произведений или
звукозаписей произведений в личных целях и др.).
     РАО "совершает любые юридические действия, необходимые для защиты прав,
управлением  которыми занимается  Общество:  предъявляет  от своего  имени в
качестве представителя членов Общества судебные иски против любых физических
и   юридических   лиц,   ответственных   за    неправомерное   использование
произведения;  участвует   в   гражданских   процессах   во   всех  судебных
учреждениях" (п.  "д" части 5 Устава РАО).  Основная деятельность РАО -  это
выдача  пользователям   лицензий  на  публичное  исполнение  произведений  и
распределение между  авторами собранного авторского вознаграждения. Лицензии
РАО  предоставляются  в форме лицензионных  соглашений  и содержат  права  и
обязанности сторон. Постановлением Правительства Российской  Федерации No218
от   21  марта   1994   года  утверждены   минимальные   ставки   авторского
вознаграждения  за  некоторые  виды использования  произведений, однако  его
конкретный размер определяется в  лицензионном соглашении, заключаемом РАО с
пользователями.
     Полномочия  организаций,  управляющих имущественными  правами  авторов,
определяются  уставом,  а  также  договорами,  которые   заключаются  как  с
авторами,  так  и  с иностранными  организациями, управляющими  аналогичными
правами.   Такие   организации  могут  выдавать  лицензии  на  использование
произведений   и   объектов  смежных   прав   от  имени   всех   авторов   и
правообладателей,  в том числе и тех, кто не передал  таких полномочий.  Это
привело  к  созданию  в  российских  регионах неконтролируемых  организаций,
управляющих  имущественными  правами на коллективной  основе. Бесконтрольная
выдача лицензий  от имени всех правообладателей привела в  настоящее время к
легализации части видео- и аудиопиратства.
     Ситуация усугубляется тем, что РАО и прочие структуры подобного рода не
"обслуживают"   многие    категории   авторов.   Журналистам,    фотографам,
кинодокументалистам в принципе некуда обратиться, чтобы хоть как-то защитить
свои права.
     Органами   ВОИС  и  ЮНЕСКО   подчеркивалась  необходимость  и  важность
коллективного    управления   как   третьего   пути   между   осуществлением
исключительных прав на индивидуальной основе и принудительными лицензиями.
     Испрашивание и предоставление лицензий,  особенно  в тех случаях, когда
количество  правообладателей велико,  требует  принятия законодательных мер,
которые облегчат согласование условий лицензий, а также мер по их выполнению
предпочтительно в форме коллективного управления правами.  Вот что по  этому
поводу  говорил один из  виднейших специалистов в  области  интеллектуальной

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Близнец И.А., Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в