Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Близнец И.А. - Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 45
Размер файла: 311 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

собственности  Арпад  Богш:  "Коллективное  управление  авторским  правом  и
смежными правами становится все  более и более важным способом осуществления
этих  прав в  условиях  чрезвычайно быстрого  развития техники.  Принимая во
внимание его возрастающее значение, вопросам коллективного управления должно
быть уделено больше внимания  как на  международном, так  и на  национальном
уровне. Необходимо  выработать  гарантии,  которые  применялись  бы  в целях
правильного  функционирования  систем  коллективного  управления  и дали  бы
уверенность  в   том,   что  эти   системы  не  приведут  к  замаскированным
принудительным лицензиям или к необоснованной коллективизации прав".
     Техническое  развитие  привело  к такому размеру копирования  в  личных
целях (особенно в результате развития репрографии (ксерокопирования), аудио-
и видеотехники,  цифровых  сетей (Интернета)  и т.п.), который стал наносить
ущерб  законным интересам  правообладателей. С  экономической  точки  зрения
копирование в личных целях все в  большей степени конкурирует  с  нормальным
использованием произведений. Ущерб может  быть смягчен посредством  введения
законодательных    положений,    обязывающих     выплачивать    справедливое
вознаграждение  за  такое использование.  Право сбора вознаграждения  такого
рода  может эффективно осуществляться  через  организации  по  коллективному
управлению.
     Запись  произведения  в  память   ЭВМ  является  его  воспроизведением.
Согласно Бернской конвенции право на воспроизведение является исключительным
правом,  которое  не  может  быть  ограничено  (ни  возможностью  свободного
использования, ни принудительной лицензией) за исключением  случаев, которые
определяются самой конвенцией. Проблема состоит в том,  каким образом  могут
быть применены эти положения.
     Наиболее прогрессивная  с точки  зрения  минимизации затрат структура -
создание обществ не по отдельным категориям прав или правообладателей, а  их
"привязка"  к отдельным категориям пользователей: при такой структуре каждый
пользователь контактирует только с одним обществом.
     Авторское общество играет существенную роль в сборе авторских гонораров
и  распределении  собранных  сумм  среди  владельцев  авторских  прав  после
отчисления  средств,  необходимых  для   покрытия  расходов,  то  есть   без
возможности получения прибыли.
     Без помощи  авторского  общества автор  не может отслеживать все случаи
использования его  произведений  даже  в своей  стране,  не  говоря  уже  об
использовании в  других  странах. Поэтому  для авторов  очень  важно создать
национальное общество, обеспечивающее защиту вверенных ему интересов.
     Это особенно  справедливо в  связи с  тем,  что  национальное  общество
обеспечит не только  распоряжение своим собственным национальным репертуаром
и его охрану,  но  сделает  это  и  для иностранных  репертуаров,  поскольку
контракты о  взаимном представительстве будут заключены с  обществами других
стран. На основе взаимности его собственный репертуар будет в распоряжении и
под охраной в каждой из зарубежных стран,  благодаря национальному обществу,
с которым вышеупомянутый контракт о взаимном представительстве был заключен.
     Следует  далее подчеркнуть, что авторские общества оказывают  услуги  и
пользователям.  Без   авторских  обществ  пользователи  столкнулись   бы   с
трудностями в установлении владельцев авторских прав и, даже если им удастся
найти их, то им придется обращаться к каждому автору отдельно за необходимым
разрешением воспользоваться этими правами.  Так, например, при использовании
произведений, исполняемых  на  концертах, в  варьете,  вокальных  номерах  и
танцах,  а  также,  что  особенно  важно,  на  телевидении  и  радиовещании,
организаторы  вынуждены запрашивать разрешения у каждого автора, что сделать
практически невозможно. Не спрашивать разрешения - значит нарушать закон.
     Благодаря   существованию  авторских  обществ,  договоров   о  взаимном
представительстве,  заключенных  между  ними,  пользователю  достаточно лишь
обратиться  в  свое  национальное  авторское  общество,  чтобы  получить все
необходимые  разрешения.  Таким   образом,   посредством  одной-единственной
операции,  обеспечивающей всеохватывающее разрешение,  пользователь получает
возможность свободного  выбора  произведений, из которых он может  составить
программу по своему выбору.
     Рассмотрим более  конкретно  задачи, цели, функции обществ,  их  виды и
т.д. В число функций  авторской организации  или общества  входит работа  по
выдаче разрешений  на использование произведений их  членов, по  контролю за
использованием  их  произведений, подготовке  контрактов  между  авторами  и
пользователями  произведений,  сбору роялти  от  различных  пользователей  и
распределению  их   среди   владельцев  прав,   предоставлению   юридических
консультаций  и  оказанию  помощи авторам и их  наследникам,  и, наконец, по
сбору  и  распространению информации,  отвечающей запросам  и  интересам  их
членов.  Таким  организациям   приходится   также  вести  большую  работу  с
документацией,  включая  списки  авторов  и  их  произведений,  не  только в
отношении  их  членов, но  также  и  в  отношении  иностранных  репертуаров,
которыми  они  занимаются  на   основе   контрактов   о   представительстве,
заключенных с авторскими организациями других стран.
     Какие  же  организации  по  охране  и  распоряжению  авторскими правами
создаются сегодня в  мире?  В некоторых  развивающихся  странах имеются  как
частные,  так  и  государственные  организации,  распоряжающиеся  авторскими
правами.  Например,  в  Бразилии,  где  помимо  нескольких обществ,  имеющих
разрешение  Национального  совета  авторских  прав  (CNDA),   было   создано
центральное  ведомство  по  сбору  и распределению авторских  отчислений.  В
некоторых других развивающихся странах,  где  системы охраны авторских  прав
были   учреждены  лишь  недавно,  авторскими  правами  распоряжаются  только
государственные  ведомства.  Такие  государственные  ведомства  по авторским
правам  созданы  в  Алжире (ONDA),  Марокко  (BMDA) и  Ceнегале  (BCDA),  на
Украине. В Индии есть Индийское общество по правам исполнителей (IPRS).
     Таким образом, мы  видим,  что эти  структуры  могут  быть частными или
независимыми  общественными организациями или  государственными ведомствами,
принявшими на себя такие функции, в зависимости от обстоятельств, требований
или условий в конкретных странах. Один из  подходов  заключается в том,  что
государство должно осуществлять  соответствующий контроль и  надзор, а также
предоставлять финансовую поддержку в  той мере, в которой это требуется  для
эффективного функционирования таких организаций.
     Одной из важных  функций  авторской организации является также принятие
мер по сохранению и поощрению творческой деятельности  в области литературы,
искусства,  музыки и т.п. Помимо охраны, которую могут обеспечить законы  об
авторских правах, становится  все более ясно, что для  поощрения и  придания
импульса  творчеству необходимы также дополнительные позитивные шаги. Помощь
или поощрение авторов произведений, художников служит  более  широким  целям
общества помимо того факта, что  они также  способствуют сохранению и охране
национальной культуры.  Всем известно,  что период активной жизни художника,
музыканта или танцора ограничен. Многие  из них сталкиваются с существенными

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Близнец И.А., Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в