Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166  2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176  » »»

сценических средств, римские П. умели  свою  игру  доводить  до  высокой
степени выразительности. Частного быта римская  П.  не  касалась.  Леда,
Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки -
вот  сюжеты  П.  Для  каждой  П.  составлялось  особое   либретто,   для
руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание  текста
бралась  трагедия,  диалоги  и  хоры  заменялись  монологами,  у  римлян
носивших  название  кантиков  (cantica);  под   эти   кантики,   которые
исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль  и  при  помощи
мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее
место на римской сцене; успеху римских  П.  немало  способствовал  и  их
чувственный,  развратный  характер.  В  П.  все  возбуждало  в  зрителях
животную  чувственность  некоторые   писатели   приписывали   господство
разврата в Риме в период  империи  именно  влиянию  П.  Вернее,  однако,
думать, что П. были только отражением римской жизни.  Сюжеты  П.  всегда
касаются  чувственной  любви;  для  возбуждения   чувственности   актеры
прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн  П.  еще
увеличивается с III в. до Р. Хр. участием  в  них  женщин  (pantomimae),
появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П.
на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что название гетера
и танцовщица были однозначны. Любовь к П.  перешла  и  на  исполнителей;
любимые пантомимы шествовали по улице  как  триумфаторы,  сопровождаемые
огромной  толпой.  Запрещение  Тиберия  оказывать   пантомимам   почести
соблюдалось не  долго:  уже  Сенека  называет  римскую  молодежь  своего
времени лакеями пантомимов. Заводить с  пантомимами  знакомство  считали
для себя за честь и  удовольствие  даже  сенаторы;  пантомимы  -  всегда
любимцы  римских  дам;  им  покровительствует  Август,  не  особенно  их
стесняет и Тиберии, вообще не любивший  актеров;  Калигула  не  скрывает
своей привязанности к пантомиму  Мнестеру,  которому  публично  оказывал
самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П.,
страсть к ним не знает пределов;  Тит  не  любил  игры  пантомимов,  при
Домициане они опять в  большом  почете;  Траян  всеми  мерами  старается
ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять  в  большом  ходу.
Позднейшие   христианские   императоры   снисходительно    смотрят    на
представления П.,  в  которых  цинизм  растет  с  каждым  поколением;  в
царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора.  Единственное
ограничение, которое установил  Юстиниан  -  это  запрещение  воздвигать
пантомимам статуи на площадях возле  статуй  кесарей.  Кроме  Батилла  и
Пилада известны из пантомимов  ученик  Пилада,  Гилас  затем  Мнестер  и
Парис, один из приближенных Нерона. К самому  позднему  периоду  римской
империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало
драматическое искусство, пали и П. В средние века они  еще  сохраняются,
но  грубость  актеров  мешает  их  развитию.  Развитие  так  называемого
балета-пантомимы новейшего времени не  могло  идти  вперед  до  половины
XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время
балет-П.  начинает  вытеснять  оперу-балет,   сцены   пения   постепенно
заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет  впервые  известный  хореограф
Новерр, своим балетом "Medеe  et  Jason".  Новерровский  балет  не  был,
однако, мимической драмой древних: у Новерра  мимика  подчинена  танцам,
которые, по его мнению, должны заключать  в  себе  драматическую  мысль.
Мимические сцены доныне составляют особенность  итальянских  балетов,  в
которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только  в  балете,
но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина",  Вагнера.
Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр.  Новерр  пользовался
сюжетом  "Семирамиды"  Вольтера,  Галеоти  -  "Макбета"   и   "Ромео   и
Джульетты". Подобного рода П. имели до 5 актов.
   Ум.
   Панчатантра (санскр. Panca-tantra) -  знаменитое  собрание  индийских
басен и рассказов, в 5 (раnса) книгах (tantra=ткацкий станок, основание,
учение), сост. брахманом Вишнусарманом (Vishnu-carman) ок. конца V в. по
Р. Хр. для наставления царских детей и послужившее основанием для  более
популярного позднейшего сборника, Гитопадеша, с которым имеет одну и  ту
же общую фабулу и многие общие рассказы. П. очень рано  была  переведена
на различные азиатские и европейские языки и  послужила  источником  для
целого ряда странствующих повестей и сказок. По  приказанию  Науширвана,
она была переведена на пехльви (VI в.  по  Р.  Хр.);  в  IX  в.  явилась
арабская обработка  этого  перевода,  под  заглавием  "Калила  и  Дамна"
(откуда наш "Стефанит и Ихнилат", переделанный  с  греческого  пересказа
арабской обработки). Тогда же, или немного  раньше,  явились  еврейский,
сирийский, турецкий и греческий пересказы.  С  последнего  сделаны  были
переделки на  все  европейские  языки.  В  Англии  эти  басни  сделались
известны под именем "басен Пильпая" (вместо Бидпай, как называется автор
П.  у  персов).  П.  лежит  также  в  основе  новоперсидских   сборников
Анвари-и-Сугаиди   (Anwari-Suhaili)   и   Ияр-и-Даниш    (Iyari-Danish).
Последний сборник вернулся опять в Индию в виде переделки  на  индустани
Хирад-афроз (Khirad-afroz).

   Литература.    Издания:     Козегартена,     "Pantshatanlrum     sive
quinquepartitum de moribus exponens etc." (с  латинскими  комментариями,
1848); Kielhorn and Buhler (3 издание Бомбей, 1885-86). Переводы: Бенфея
(немецкий, с знаменит. введением и примеч., Лпц.,  1859);  Фриде  (нем.,
Лпц., 1884); Lancereau (франц., II., 1871). Монографии:  Teza,  "Appunti
per la bibliografia del Pancatantra" ("Orient n.  Occident",  Геттинген,
1864); Б„тлинг, "Beitrage zur Kritik d. poetischen Theils im P."  (СПб.,
"Мемуары Академии", 1850); Haberlandt, "Zur Gesch. des P.  I.  Text  der
sudl. Recension" (B., 1884);  Maukowski,  "Der  Auszug  aus  dem  P.  in
Ksemendras Brihatkathamanjari" (Лпц., 1892) и т. д.
   С. Б-ч.
   Паперть или внешний притвор (atrion, atrium, impluvium, pars  aperta)
- непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором, на  которой  в
первые века христианства стояли плачущие .  В  середине  П.  устраивался
бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки  прежде,  нежели
входили в церковь. В настоящее время, как и в древности, на П.  являются
нищие, просящие подаяния. Само слово П. могло  произойти  от  латинского
puper - бедный.
   Папирус (истор.). - В древности П. встречался в Египте  очень  часто;
на барельефах он представляет обыкновенно растение болот и служил гербом
Дельты. Впоследствии его культура стала  монополией;  его  разводили  на
немногих местах, желая поднять еще более и без того высокую цену. П. мог
расти только у стоячих вод; мало помалу он исчез из  Египта.  П.  служил
для самых разнообразных целей.  Мягкие  части  доставляли  сладкий  сок,

Страницы: «« « 2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166  2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь