|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 » »» сценических средств, римские П. умели свою игру доводить до высокой
степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда,
Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки -
вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для
руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста
бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян
носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые
исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи
мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее
место на римской сцене; успеху римских П. немало способствовал и их
чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях
животную чувственность некоторые писатели приписывали господство
разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако,
думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда
касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры
прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще
увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae),
появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П.
на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что название гетера
и танцовщица были однозначны. Любовь к П. перешла и на исполнителей;
любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые
огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести
соблюдалось не долго: уже Сенека называет римскую молодежь своего
времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали
для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы - всегда
любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их
стесняет и Тиберии, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает
своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал
самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П.,
страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при
Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается
ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять в большом ходу.
Позднейшие христианские императоры снисходительно смотрят на
представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в
царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное
ограничение, которое установил Юстиниан - это запрещение воздвигать
пантомимам статуи на площадях возле статуй кесарей. Кроме Батилла и
Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас затем Мнестер и
Парис, один из приближенных Нерона. К самому позднему периоду римской
империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало
драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются,
но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого
балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины
XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время
балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно
заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореограф
Новерр, своим балетом "Medеe et Jason". Новерровский балет не был,
однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам,
которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.
Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в
которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете,
но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина", Вагнера.
Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался
сюжетом "Семирамиды" Вольтера, Галеоти - "Макбета" и "Ромео и
Джульетты". Подобного рода П. имели до 5 актов.
Ум.
Панчатантра (санскр. Panca-tantra) - знаменитое собрание индийских
басен и рассказов, в 5 (раnса) книгах (tantra=ткацкий станок, основание,
учение), сост. брахманом Вишнусарманом (Vishnu-carman) ок. конца V в. по
Р. Хр. для наставления царских детей и послужившее основанием для более
популярного позднейшего сборника, Гитопадеша, с которым имеет одну и ту
же общую фабулу и многие общие рассказы. П. очень рано была переведена
на различные азиатские и европейские языки и послужила источником для
целого ряда странствующих повестей и сказок. По приказанию Науширвана,
она была переведена на пехльви (VI в. по Р. Хр.); в IX в. явилась
арабская обработка этого перевода, под заглавием "Калила и Дамна"
(откуда наш "Стефанит и Ихнилат", переделанный с греческого пересказа
арабской обработки). Тогда же, или немного раньше, явились еврейский,
сирийский, турецкий и греческий пересказы. С последнего сделаны были
переделки на все европейские языки. В Англии эти басни сделались
известны под именем "басен Пильпая" (вместо Бидпай, как называется автор
П. у персов). П. лежит также в основе новоперсидских сборников
Анвари-и-Сугаиди (Anwari-Suhaili) и Ияр-и-Даниш (Iyari-Danish).
Последний сборник вернулся опять в Индию в виде переделки на индустани
Хирад-афроз (Khirad-afroz).
Литература. Издания: Козегартена, "Pantshatanlrum sive
quinquepartitum de moribus exponens etc." (с латинскими комментариями,
1848); Kielhorn and Buhler (3 издание Бомбей, 1885-86). Переводы: Бенфея
(немецкий, с знаменит. введением и примеч., Лпц., 1859); Фриде (нем.,
Лпц., 1884); Lancereau (франц., II., 1871). Монографии: Teza, "Appunti
per la bibliografia del Pancatantra" ("Orient n. Occident", Геттинген,
1864); Б„тлинг, "Beitrage zur Kritik d. poetischen Theils im P." (СПб.,
"Мемуары Академии", 1850); Haberlandt, "Zur Gesch. des P. I. Text der
sudl. Recension" (B., 1884); Maukowski, "Der Auszug aus dem P. in
Ksemendras Brihatkathamanjari" (Лпц., 1892) и т. д.
С. Б-ч.
Паперть или внешний притвор (atrion, atrium, impluvium, pars aperta)
- непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором, на которой в
первые века христианства стояли плачущие . В середине П. устраивался
бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, нежели
входили в церковь. В настоящее время, как и в древности, на П. являются
нищие, просящие подаяния. Само слово П. могло произойти от латинского
puper - бедный.
Папирус (истор.). - В древности П. встречался в Египте очень часто;
на барельефах он представляет обыкновенно растение болот и служил гербом
Дельты. Впоследствии его культура стала монополией; его разводили на
немногих местах, желая поднять еще более и без того высокую цену. П. мог
расти только у стоячих вод; мало помалу он исчез из Египта. П. служил
для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок,
Страницы: «« « 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |