Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2150   2151   2152   2153   2154   2155   2156   2157   2158  2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168  » »»

литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена  Доле  в  эпоху  Возрождения,
"Менипповой сатиры", во время  лиги,  "мазаринад"  во  время  фронды  до
"короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла
Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в  лице  классика
политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева,
Спб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая  империя
и третья республика - в лице Рошфора. По истории франц.  П.  см.  Leber,
"Les Pamphlets de Francois I  а  Louis  XIV"  (П.,  1834).  Классическая
страна П. - Германия, где главным образом вследствие  цензурного  гнета,
долга  тяготевшего  над  повременной  печатью,   вопросы   дня   издавна
обсуждались в отдельных летучих листках и  брошюрах  (Берне  и  "Молодая
Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П.  Джусти  и
Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует
литература  памфлетов.  Форма  брошюры  вообще  у  нас  не  популярна  и
сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к  ней,  предпочитая
вести проповедь своих идей путем журнальных  статей.  Некоторые  образцы
подпольных П. XVIII в. см. в ст. Н.  П.  Лыжина,  "Два  П.  времен  Анны
Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. Акд. Наук", 1858, VII).
   Ар. Г-д.
   Памятники  (лат.  monumentum)  -  сооружения,  возводимые   с   целью
увековечить память известных лиц  или  событий.  Наиболее  многочисленны
надгробные П., сооружение которых восходит к глубокой  древности.  П.  в
честь героев и выдающихся лиц на поприще государственной и  общественной
жизни, воздвигавшиеся сначала с идеальными фигурами, а впоследствии -  с
точным воспроизведением чествуемого лица, были в большом ходу у  древних
греков  и  римлян.  Особую  группу  П.  составляли  статуи  победителей,
выставлявшиеся в  Олимпии.  С  течением  времени  обычай  сооружения  П.
получил у народов античного мира  столь  обширное  распространение,  что
перешел  в  злоупотребление.  В  средние  века  сооружение  П.  в  честь
выдающихся деятелей  было  явлением  редким  (конные  статуи  императора
Оттона I в  Магдебурге  и  короля  Конрада  III  в  Бамберге).  В  эпоху
Возрождения обычай  этот  вновь  получил  распространение,  но  лишь  по
отношению к  государям  и  военачальникам,  что  иногда  вызывало  общее
порицание (конные статуи Гаттамелаты в  Падуе  и  Коллеони  в  Венеции);
издержки покрывались самими чествуемыми. В новейшее время сооружение  П.
самых разнообразных форм (между прочим  -  прибитие  досок  к  домам,  в
которых родились или жили выдающиеся деятели)  является  обычной  формой
воздаяния за выдающиеся заслуги в  различных  областях  государственной,
общественной литературной, артистической жизни. Из русских П. этого рода
всемирной известностью пользуются Александровская колонна и П. Петру  I.
Наконец, П. сооружаются для увековечивания каких-либо событий (в России:
храм Спасителя в память Отечественной войны, П. "Славы" в СПб. в  память
русско-турецкой  войны,  П.  на   поле   полтавской   битвы)   или   как
олицетворение данной страны, Свободы статуя в Нью-Йорке. Сюда может быть
отнесен П. "Тысячелетию России" в Новгороде.
   Пан (Pan)  -  древнегреческий  бог,  аркадийского  происхождения.  По
гомеровскому гимну, П. считается  сыном  Гермеса  и  дочери  Дриона.  Он
родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами,  и  тотчас  же  по
рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной  наружностью  и
характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в  заячьи
шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех  богов,  а  особенно
Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его П.,  так  как
он доставил в всем (paV=весь) великую радость. П. был богом-покровителем
стад (слово Pan в связи с Paw - пасти). Роскошные долины и рощи  Аркадии
- царство П., где он резвится в кругу веселых нимф. Под его  флейту  или
сирингу устраиваются веселые,  шумные  хороводы,  пугающие  смертных.  В
полдень, утомившись от занятий, П. засыпает и с ним засыпает вся природа
под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не
осмеливался нарушить его игрой на  свирели  из  боязни  потревожить  сон
бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или  криками,
суеверие приписывало эти звуки  П.:  отсюда  страх,  который  испытывает
человек,  слыша  неизвестно  откуда  идущие  звуки  среди  тишины,  наз.
паническим. Это представление выразилось в сказании о любви П.  и  нимфы
Эхо. П. считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К
этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он
расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный
природного  вдохновения,  он  был  богом  -  предсказателем;  в  Аркадии
находился его оракул, жрицей которого была  Эрато.  Хорошо  знакомый  со
всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником,
(enodioV, pompaioV), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на
море, усмиряя морские волны звуками своей  флейты.  Ему  были  посвящены
горы, пещеры,  дубы  и  сосны,  а  также  черепахи.  Как  бог,  любивший
уединение и свободную природу, П. не был городским божеством,  и  только
по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так,  в  Афинах
был посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на  которых
будто П. навел (панический) ужас во время сражения. Позднее,  вследствие
оргиастических свойств его характера, культ  его  соединился  с  культом
великой матери и Диониса.  В  Лидии  П.  был  отожествлен  с  Марсием  и
считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад,  нимф
и гермафродитов, он, подобно  сатирам,  был  олицетворением  чувственной
любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он  изображается  как
спутник Афродиты и соперник Эрота. Кроме  П.,  индивидуального  божества
природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся  PaneV;
или Paniscoi - род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах  и
лесах, а также посылавших тяжелые  сны.  Они  жили  среди  стад  и  были
товарищами сатиров. Ср. W. Gebhard, "Ueber den Pankult"  (1872),  "Gymn.
Progr. v. Braunschweig"; P. Wetzel, "De Jove  et  Pane  diis  Arcadicis"
(1873); F.  Wieseier,  "De  Pane  et  Paniscis  etc."  (1875);  Preller,
"Griechische Mythologie" (1894, 1 т., стр. 738-747).
   H. О.
   Панамский  канал,  начатый  в  1881  г.  с   целью   соединения   вод
Атлантического  океана  с  Тихим  и  избежания  длинного  объезда  через
Магелланов пролив - прорывается на П. перешейке в том месте, где Колумб,
во время своего четвертого путешествия,  искал  проезда  к  вост.  части
азиатской Индии. Сокращение пути тем значительнее, чем  отдаление  место
от мыса Горна: путешествие из Ливерпуля  в  Окланд  (в  Новой  Зеландии)
сокращается на 8170 км., в Вальпарайзо - на 4535 м., в С.-Франциско - на
9527 км. Мысль о  прорытии  междуокеанского  канала  явилась  вследствие
развития мировой торговли и успешного прорытия Суэцкого канала.  С  этой
целью  предпринимались  две   экспедиции:   1-я   -   под   руководством

Страницы: «« « 2150   2151   2152   2153   2154   2155   2156   2157   2158  2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь