|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 » »» литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения,
"Менипповой сатиры", во время лиги, "мазаринад" во время фронды до
"короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла
Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика
политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева,
Спб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империя
и третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber,
"Les Pamphlets de Francois I а Louis XIV" (П., 1834). Классическая
страна П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета,
долга тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна
обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "Молодая
Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и
Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует
литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и
сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая
вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы
подпольных П. XVIII в. см. в ст. Н. П. Лыжина, "Два П. времен Анны
Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. Акд. Наук", 1858, VII).
Ар. Г-д.
Памятники (лат. monumentum) - сооружения, возводимые с целью
увековечить память известных лиц или событий. Наиболее многочисленны
надгробные П., сооружение которых восходит к глубокой древности. П. в
честь героев и выдающихся лиц на поприще государственной и общественной
жизни, воздвигавшиеся сначала с идеальными фигурами, а впоследствии - с
точным воспроизведением чествуемого лица, были в большом ходу у древних
греков и римлян. Особую группу П. составляли статуи победителей,
выставлявшиеся в Олимпии. С течением времени обычай сооружения П.
получил у народов античного мира столь обширное распространение, что
перешел в злоупотребление. В средние века сооружение П. в честь
выдающихся деятелей было явлением редким (конные статуи императора
Оттона I в Магдебурге и короля Конрада III в Бамберге). В эпоху
Возрождения обычай этот вновь получил распространение, но лишь по
отношению к государям и военачальникам, что иногда вызывало общее
порицание (конные статуи Гаттамелаты в Падуе и Коллеони в Венеции);
издержки покрывались самими чествуемыми. В новейшее время сооружение П.
самых разнообразных форм (между прочим - прибитие досок к домам, в
которых родились или жили выдающиеся деятели) является обычной формой
воздаяния за выдающиеся заслуги в различных областях государственной,
общественной литературной, артистической жизни. Из русских П. этого рода
всемирной известностью пользуются Александровская колонна и П. Петру I.
Наконец, П. сооружаются для увековечивания каких-либо событий (в России:
храм Спасителя в память Отечественной войны, П. "Славы" в СПб. в память
русско-турецкой войны, П. на поле полтавской битвы) или как
олицетворение данной страны, Свободы статуя в Нью-Йорке. Сюда может быть
отнесен П. "Тысячелетию России" в Новгороде.
Пан (Pan) - древнегреческий бог, аркадийского происхождения. По
гомеровскому гимну, П. считается сыном Гермеса и дочери Дриона. Он
родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по
рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и
характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи
шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно
Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его П., так как
он доставил в всем (paV=весь) великую радость. П. был богом-покровителем
стад (слово Pan в связи с Paw - пасти). Роскошные долины и рощи Аркадии
- царство П., где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или
сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В
полдень, утомившись от занятий, П. засыпает и с ним засыпает вся природа
под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не
осмеливался нарушить его игрой на свирели из боязни потревожить сон
бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками,
суеверие приписывало эти звуки П.: отсюда страх, который испытывает
человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, наз.
паническим. Это представление выразилось в сказании о любви П. и нимфы
Эхо. П. считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К
этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он
расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный
природного вдохновения, он был богом - предсказателем; в Аркадии
находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со
всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником,
(enodioV, pompaioV), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на
море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены
горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший
уединение и свободную природу, П. не был городским божеством, и только
по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах
был посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых
будто П. навел (панический) ужас во время сражения. Позднее, вследствие
оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом
великой матери и Диониса. В Лидии П. был отожествлен с Марсием и
считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф
и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной
любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как
спутник Афродиты и соперник Эрота. Кроме П., индивидуального божества
природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся PaneV;
или Paniscoi - род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и
лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были
товарищами сатиров. Ср. W. Gebhard, "Ueber den Pankult" (1872), "Gymn.
Progr. v. Braunschweig"; P. Wetzel, "De Jove et Pane diis Arcadicis"
(1873); F. Wieseier, "De Pane et Paniscis etc." (1875); Preller,
"Griechische Mythologie" (1894, 1 т., стр. 738-747).
H. О.
Панамский канал, начатый в 1881 г. с целью соединения вод
Атлантического океана с Тихим и избежания длинного объезда через
Магелланов пролив - прорывается на П. перешейке в том месте, где Колумб,
во время своего четвертого путешествия, искал проезда к вост. части
азиатской Индии. Сокращение пути тем значительнее, чем отдаление место
от мыса Горна: путешествие из Ливерпуля в Окланд (в Новой Зеландии)
сокращается на 8170 км., в Вальпарайзо - на 4535 м., в С.-Франциско - на
9527 км. Мысль о прорытии междуокеанского канала явилась вследствие
развития мировой торговли и успешного прорытия Суэцкого канала. С этой
целью предпринимались две экспедиции: 1-я - под руководством
Страницы: «« « 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |