Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165  2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175  » »»

положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли  я  его  Богом
или нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в
невозможности для  нее  построить  нравственную  систему.  Добро  и  зло
оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано  божественная
природа; для нравственных предписаний  с  пантеистической  точки  зрения
трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно  указывают
в П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что  с  точки
зрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение  нашего  "я",
но  эта  трудность  не  составляет  специфической  особенности  П.   Cp.
Goschler, "Du Pantheisme" (Пар.,  1840);  Jeannel,  "Des  doctrines  qui
tendent  au  pantheisme"  (1846);  E.  Saisset,  "Essai  de  philosophie
religieuse"  (Париж,  1862);  Jasche,  "Der  Panteismus   nach,   seinen
verschiedenen Hauptformen,  seinem  Ursprung  und  Fortgang  etc."  (Б.,
1826);  Blumroder,  "Ueber  die  verschiedenen  Formen  in  welchen   d.
Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist"  (1832);  Schuler,  "Der  P."
(Вюрцб., 1884).
   Э. P.
   Пантеон (собств. Пантейон) -  в  древности  храмы,  посвященные  всем
богам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный  в  25
или 27 г. до Р. Хр. Марком  Агриппой,  на  Марсовом  поле,  близ  им  же
построенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи  которых,
например  Марса  и  Венеры,  стояли  внутри  этого   сооружения.   После
неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. был
реставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г.  по  Р.
Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об  этой  последней  реставрации
свидетельствует надпись над портиком  храма,  помещенная  под  надписью,
высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен  в
церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название  S.
Maria ad Martyres
   - церковь, которую вследствие ее  круглой  формы  называют  также  С.
Maрия-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание
с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще
при Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою  собственную  статую  и
статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу,
каждая в 4,5 м. в окружности, с  коринфскими  беломрамерными  капителями
превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся
некогда украшавших его бронзовых  фигур.  Внутренность  П.  представляет
круглое  помещение  в  43,5  м.  ширины  и  такой  же  вышины,  покрытое
полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием  8,5
м. в диаметре. В стенах устроены 8  ниш,  в  которых  помещались  статуи
божеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях  этих  ниш,  относятся  ко
времени Домициана; они заменили собой другие колонны,  находившиеся  тут
первоначально. Над  архитравом  идет  представляющая  собой  продолжение
цилиндра аттика, которая, при  одной  из  реставраций,  была  расчленена
пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена  в  1774  г.
Пол внутреннего  помещения  П.  выполнен  порфиром  и  другими  дорогими
породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, не
смотря на то,  что  здание  сильно  пострадало  вследствие  хищнического
отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в
Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881  и  1882  г.
вокруг П. были произведены  раскопки,  при  чем  с  задней  его  стороны
открыты  части  сооружения,  до  того  времени  заслоненные  позднейшими
постройками,  и  обнаружен  весь  цоколь,  скрывавшийся  под   новейшими
наслоениями почвы.  В  П.,  в  числе  других  знаменитых  людей  Италии,
похоронен Рафаэль и первый король  объединенной  страны,  Виктор-Эмануил
II. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том  месте,
где некогда стояла  церковь,  посвященная  покровительнице  Парижа,  св.
Женевьеве. В 1764 г.  Людовик  XV  заложил  здесь  колоссальное  здание,
которое и было возведено по  планам  архитектора  Суффло.  Парижский  П.
имеет в плане форму  греческого  равноконечного  креста,  над  серединой
которого высится купол на барабане.  С  западной  стороны  П.  находится
обширный портик, образуемый 22  калнелированными  колоннами  коринфского
стиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания  -  84  м.,  длина  -  112  м.
Внутренность  П.  представляет  в   середине;   под   куполом,   круглое
пространство, к которому примыкают четыре  боковые  крыла.  Над  куполом
фонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весь
Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90  м.  Здание
еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание
переименовало его в Panthеon Francais и определило ему  быть  хранилищем
портретных  статуй  великих  людей,  тела  которых  погребались   бы   в
подвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное
ведомство, при  чем,  однако,  удержал  за  собой  значение  усыпальницы
выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен  в  церковь
св.  Женевьевы.  Июльская  революция  снова  возвратила  П.  гражданский
характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон  III,  декретом
от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27
мая  1885  г.,  президент  французской  республики  Греви,  чтобы   дать
возможность похоронить в П. тело  Виктора  Гюго,  снова  обратил  его  в
усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О римском П.
см. Адлера, "Das Panthеon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon  e
le terme di Agrippa" (в Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.).
   Пантикапея или Пантикапей (Pantikapaion или Pantikapaia, ныне  Керчь)
- милетская колония, основанная в VI в. на Таврическом  полуострове  при
Керченском прол. Город имел хорошую гавань и вел значительную  торговлю:
как  столица  Боспорского  царства  он  назывался  также  BosporoV.  При
Юстиниане П. была обнесена новыми стенами. Ср. Латышев,  "Краткий  очерк
истории  Боспорского  царства"   (1893,   Симферополь,   ј16   "Известий
таврической ученой архивной комиссии".
   Н.О.
   Пантомима - театральн. представление,  в  котором  мысль,  чувство  и
страсть, вместо голоса, выражаются движениями  тела  и  жестами.  Мимика
играла большую роль в греч. драмах,  но,  как  исключительно  мимическое
представление, П. впервые появились в Риме при Августе,  в  царствование
которого жили знаменитые П. Батилл и Пилад, которых считают основателями
римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей  тем,  что  в  ней
мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили
на  сцену  в  масках;  различные  оттенки   роли,   поэтому,   сводились
исключительно к мимике тела,  что  привело  пантомимов  к  необходимости
выражать  многообразие  душевных  движений  условными  знаками,  которые
зрителям  были  хорошо  известны.  Не  смотря  на  такую  ограниченность

Страницы: «« « 2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165  2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь