|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3126 3127 3128 3129 3130 3131 3132 3133 3134 3135 3136 3137 3138 3139 3140 3141 3142 3143 3144 » »» не усмотрел в Базарове клеветы, но признал его своим идеалом. В общем,
однако, положение Т., как любимца всех слоев читающей публики и
выразителя передовых стремлений русского общества, было поколеблено.
Если взглянуть на Базарова с исторической точки зрения, как на тип,
отражающий настроение шестидесятых гг., то он, несомненно, страдает
неполнотою. Радикализм общественно-политический, столь сильный в это
время, в романе почти не затронут; то место, где Базаров выражает полное
равнодушие к тому, что у мужика будет хорошая изба, дает прямо неверное
представление о восторженном демократизме нового поколения. - В
промежутках между четырьмя знаменитыми романами своими Т. написал
вдумчивую статью "Гамлет и Дон-Кихот" (1860) и три замечательные
повести: "Фауст" (1856), "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860), в которых
дал несколько привлекательнейших женских образов. Княжна Засекина
("Первая любовь") просто грациозно-кокетлива, но героиня "Фауста" и Ася
- натуры необыкновенно глубокие и цельные. Первая сгорела от глубины
чувства, внезапно на нее налетевшего; Ася, подобно Наталье в "Рудине",
спаслась бегством от своего чувства, когда увидела, как не соответствует
его силе безвольный человек которого она полюбила. - В "Отцах и Детях"
творчество Т. достигло своей кульминационной точки. В появившихся в 1864
г. "Призраках" элемент фантастический переплетается с рассудочным. Ту же
смесь желания отрешиться от современности с раздражением против ее
представляет собою своеобразный "отрывок" из записок "умершего
художника" - "Довольно" (1865). Ясно чувствуется, что охлаждение,
вызванное "Отцами и Детьми", болезненно сказалось в сердце автора, столь
привыкшем в всеобщей читательской любви. Высшей точки авторское
раздражение достигло в "Дыме" (1867). Трудно сказать, какая из
общественнополитических групп того времени изображена здесь злее.
Молодое поколение и заграничная эмиграция представлены с одной стороны в
ряде дурачков и тараторящих барынь, с другой - в коллекции любителей так
или иначе пожить на чужой счет. В "Отцах и Детях" Т. проводил резкую
демаркационную линию между убежденными представителями новых идей и
такими ничтожными прихвостнями времени, как "эмансипированная"
губернская барынька Кукшина и соединяющий "прогрессивность" с продажею
водки откупщический сынок Сытников. В "Дыме" Сытниковы да Кувшины
выступают на первый план, а эмиграция олицетворена в фигуре "великого"
молчальника Губарева, слава которого держится на том, что он никогда
ничего не говорит и только глубокомысленно издает какое то
нечленораздельное мычание. В столь же печальном освещении является
аристократическая среда, собирающаяся под "arbre russe" в Баден-Бадене и
предающаяся какой то вакханалии реакционных вожделений. Наконец,
славянофильские мечтания о русской самобытности предаются самому
ядовитому глумлению в речах желчного западника Потугина, устами которого
несомненно говорит иногда сам автор. Общий пессимизм проникает повесть,
название которой навеяно мыслью, что все "людское" - дым", и "особенно
все русское". - Параксизм раздражения длился, однако, недолго. В
"Литературных воспоминаниях" (1868), Т. говорит уже без всякой горечи о
своей размолвке с прогрессивными элементами и фактически доказывает, как
далек он был от желания написать в "Отцах и Детях" карикатуру на молодое
поколение вообще и на Добролюбова в частности. В том же году был
преобразован в общелитературный журнал "Вестник Европы"; Т. становится
его постоянным сотрудником и разрывает связи с Катковым. Этот разрыв не
обошелся Т. даром. Его стали преследовать и в "Рус. Вест. ", и в "Моск.
Вед. ", нападки которых стали особенно ожесточенными в конце 70-х годов,
когда по поводу оваций, выпавших на долю Т., Катковский орган уверял,
что Т. "кувыркается" пред прогрессивною молодежью. Ряд небольших
повестей, с которыми Т. выступил в конце 1860-х гг. и первой половине
1870-х ("Бригадир", "История лейтенанта Ергунова", "Несчастная",
"Странная история", "Степной король Лир", "Стук, стук, стук", "Вешние
воды", "Пунин и Бабурин", "Стучит" и др.) весь относится к категории
воспоминаний о далеком прошлом. За исключением "Вешних вод", герой
которых представляет собою еще одно интересное добавление к Тургеневской
галерее безвольных людей, все эти повести мало прибавляют к "тоталитету"
- как говорили в 40-х годах - литературного значения Т. Воздержание Т.
от разработки более современных тем до известной степени объясняется
тем, что он теперь все меньше и меньше сталкивался с живою русскою
действительностью. Уже начиная с 1856 г., когда с него окончательно была
снята опала, он подолгу живал за границею, то лечась на водах, то гостя
у Виардо; но все-таки он нередко бывал и у себя в Спасском, и в
Петербурге. С начала 1860-х годов он совсем поселяется в Баден-Бадене,
где "Villa Tourgueneff", благодаря тому, что там же поселилась семья
Виардо, стала интереснейшим музыкально-артистическим центром. Война 1870
г. побудила семью Виардо покинуть Германию и переселиться в Париж;
перебрался туда и Т. Переселение в Париж сблизило Т. со многими
эмигрантами и вообще с заграничною молодежью, которая теперь перестала
его чуждаться, - и у него снова явилась охота откликнуться на злобу дня:
революционное "хождение в народ". Частью личные впечатления, частью
материалы, которые ему доставляли друзья из России (в том числе
документы по так называемому "процессу 50"), создали в нем уверенность,
что он сможет схватить общую физиономию русского революционного
движения. В результате получился самый крупный по объему, но не по
значению из романов Т., "Новь" (1877). Глубоко убежденный в том, что
революционное движение не имеет почвы в России, Т. тем не менее отнесся
с полным вниманием к тому психологическому порыву, который создал
движение. Уловить его наиболее характерный черты Т. удалось не вполне.
Он сделал центром романа одного из обычных в его произведениях
безвольных людей, столь характерных для поколения 40-х, но никак не 70-х
годов. Нежданов - неудачник, идущий пропагандировать, чтобы утишить
сердечную боль, и лишенный уверенности в правоте своего дела.
Неудивительно, что первые же неудачи вызывают в нем глубокое отчаяние -
и он лишает себя жизни у порога дела. Несоответствующим действительности
оказалось и желание Т. уловить новый тип людей негромкой и неэффектной,
но настоящей работы на пользу народу, в лице Соломина и Марианны. "Новь"
имела не более как succes d'estime. Из позднейших произведений Т.
("Сон", "Рассказ отца Алексея", "Отчаянный", "Клара Милич" и др.
наибольшее внимание обратили на себя "Песнь торжествующей любви" и
"Стихотворения в прозе". Высоко-поэтическая "Песнь торжествующей любви"
видимо иллюстрирует мысль Шопенгауера о гении рода, т. е. о той
бессознательности, под влиянием которой мы, помимо своего желания, идем
в своей половой жизни по пути, ведущему к продолжению рода. Превосходные
"Стихотворения в прозе" (1882) представляют собою ряд накопившихся за
Страницы: «« « 3126 3127 3128 3129 3130 3131 3132 3133 3134 3135 3136 3137 3138 3139 3140 3141 3142 3143 3144 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |