Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» Но прапредки иранцев родом с Севера, их Полярная прародина описана в Авесте, там же рассказано и о климатическом катаклизме - резком похолодании, вынудившем ариев мигрировать на юг. Следовательно и культовые традиции они принесли с Севера - именно такие, какие прочитываются в археологических памятниках Ловоз„рских тундр. Кроме того, имеется известие античных авторов о том, что Зороастр - основатель древнеиранской религии - также прибыл в район нового расселения иранцев с Севера, переплыв огромное море (Ледовитый океан?), и случилось это за 6 тысяч лет до Платона. Выявленные и идентифицированные в Ловоз„рских тундрах святилища ландшафтного типа органически вписываются в общемировую традицию развития религиозных воззрений и отправления культа. Да и строительной практики вообще! Хорошо известно, что первоначально человек не столько создавал жизнесферу, сколько приспосабдивался к природной среде и окружающему ландшафту. Естественные феномены - ущелья и склоны гор, пещеры и гроты, удобные берега рек и озер - во все времена становились как надежным убежищем, так и объектами поклонения. Последними могли стать любые природные особенности - возвышенности и, наоборот, углубления, провалы, проходы и лазы под землю; источники воды - ключи, колодцы, реки, озера и даже само море (океан); рощи, лесные поляны, отдельные деревья или камни и т.п. Так, наши предки-язычники (как о том говорится в Несторовой летописи) до введения христианства поклонялись рощам, колодцам и рекам. Особенно почитатлись горы - во всем их богатстве и многообразии. Быть может, бессознательно это было связано с тем, что горы становились единственно надежным местом спасения во время всесокрушающих и уничтожающих вс„ живое потопов. В памяти уцелевших подобное могло запечатлеться чуть ли не на генетическом уровне. Потому-то горы и обретали статус "вселенскости" (Мировая гора и, в частности, Меру). Им поклонялись всем вместе и по отдельности. Они служили путевыми ориентирами и опорными точками миропредставления. Они же (или их выдающиеся ландшафтные особенности) чаще всего становились объектами поклонения - реального (там, где горы есть) или же мысленно-символического (там, где сохранялась лишь память о горах). Вот почему жертвоприношения так часто совершались в горах, а там, где их нет, - просто на лоне природы. В разных культурах, но во все времена соблюдалось то, что хорошо выражено в стихотворных строках тибетского устава: Что касается места жертвоприношения, То следует повернуться лицом К нижней части долины и перекрестку дорог. Там будет высокая гора и открытое пространство, Ограниченное скалами, плодородная земля с перекрестками дорог. Повернитесь назад к горе, совершите приготовления на открытом пространстве... Глядя на сказочную красоту горы Нинчурт, отражающейся в водах Сейдозера, невольно вспоминаешь древнюю саамскую легенду о "заклятой горе", распадающейся после заклинания шамана на две половинки. Ее недра сокрыли и спасавшихся от врагов лопарей - еще один вариант чрезвычайно распространенного на Севере сюжета об обитателях подземного царства. Их души якобы и по сей день скрываются там от посторонних глаз, свято храня величайшие тайны прошлого. Древние гиперборейские воззрения и традиции во многом были восприняты аборигенами Севера и коренными жителями Кольского полуострова и всей Лапландии - саамами. Почти до ХХ века на Сейдозере практиковался ритуал, уходящий своими корнями к архаичному культу Великой Богини. Раз в году шаман-нойд приводил молодежь к берегам священного озера (на свободное его посещение было наложено табу). Далее разворачивались настоящие языческие игрища, присущие многим древним и первобытным культурам: коллективная трапеза и сексуальные оргии, во время которых снимались все традиционные запреты. Отголоски седой матриархальной старины слышатся и в саамской легенде, записанной еще в 30-е годы В.В.Чарнолусским. По рассказам стариков, остров, который и сейчас хорошо просматривается с любой возвышенной точки на Сейдозере, когда-то, подобно гигантской ладье, свободно плавал по водным просторам. И жила на нем прекрасная Дева со светоносным ликом - наполовину обнаженная, наполовину укутанная в солнечные лучи. Невольно вспоминается образ Девы снежных гор из неосуществленной пьесы Александра Блока, посвященной Гиперборее (точное название - "Дионис Гиперборейский"). Не осталось ли следов от той невообразимо далекой эпохи? Хотя бы каких-нибудь намеков? И они не замедлили себя ждать. В безлюдной глубине ущелья Чивруай инженер-наладчик из Ревры Александр Федотов обнаружил у подножья обрыва металлическую фигурку (рис.58), которая удивительно напоминала классические изображения древней Великой Богини (подробнее см. во 2-й части). Потому-то и весь обследованный мегалитический комплекс на горе Нинчурт был поименован Святилищем Великой Богини. Здесь же, на полукилометровой высоте скального гребня, вознесшегося над ущельем Чивруай, был обнаружен впечатляющий дольмен - "скворечник" из обработанных каменных плит (факт - сам по себе уникальный, ибо подобные памятники столь далеко на севере да еще высоко в горах - до сих пор не встречались). Несомненную древность всего найденного подтвердили в этом году независимые эксперты. Одновременно стало ясно, что все старые и новонайденные памятники образуют стройную систему и группируются вокруг ступенчатого амфитеатра, образующего естественный центр притяжения, своеобразный алтарь, вполне соответствующий упомянутым культовым сооружениям древности под открытым небом. На месте культового комплекса располагается мощный снежник, не стаивающий даже в самое жаркое лето и, быть может, прикрывающий доступ к другим интересным сооружениям. Тающие снега образуют мощный горный ручей, который лишь в самом низу вырывается из-под снежника на поверхность, устремляясь к озеру. Струясь по естественным уступам, он во много крат усиливает эстетическое впечатление от святилища. Весна и лето в 98- году на Мурмане запоздали чуть ли не на месяц. Это неожиданное обстоятельство внесло серьезные коррективы и в первоначальные планы и весь ход изысканий: многие объекты оказались спрятанными под толщей мощного фирна. И все же Ильдус Каримов - командир Мурманского отряда - сумел пролезть в щель под тяжелым ледяным панцирем по ступеням, ведущим вниз. За ним последовали остальные, включая две съемочные группы. И перед взором изумленных поисковиков предстала волшебная сказка: настоящий хрустальный дворец с гротами и комнатами из обтесанного камня! Сквозь полупрозрачные своды пробивались солнечные лучи, распадаясь на весь спектр радуги. Красота - не приснится во сне. К счастью, ее удалось заснять и показать в двух передачах по Мурманскому телевидению. К счастью, потому что спустя два дня под напором проливного дождя ледяные своды рухнули, а снежник сместился, обнажая новые ступени, ведущие в десятиметровую глубину. Из-за ниспадающего Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |