Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»

   Но прапредки иранцев родом с Севера,  их  Полярная  прародина  описана  в
Авесте, там же рассказано и о климатическом катаклизме - резком похолодании,
вынудившем ариев мигрировать на юг. Следовательно и культовые  традиции  они
принесли с Севера - именно  такие,  какие  прочитываются  в  археологических
памятниках Ловоз„рских тундр. Кроме того, имеется известие античных  авторов
о том, что Зороастр - основатель древнеиранской религии  -  также  прибыл  в
район нового расселения иранцев с Севера, переплыв огромное море  (Ледовитый
океан?), и случилось это за 6 тысяч лет до Платона.
   Выявленные  и  идентифицированные   в   Ловоз„рских   тундрах   святилища
ландшафтного типа органически вписываются в  общемировую  традицию  развития
религиозных воззрений и  отправления  культа.  Да  и  строительной  практики
вообще! Хорошо известно,  что  первоначально  человек  не  столько  создавал
жизнесферу,  сколько  приспосабдивался  к  природной  среде  и   окружающему
ландшафту. Естественные феномены - ущелья и  склоны  гор,  пещеры  и  гроты,
удобные берега рек  и  озер  -  во  все  времена  становились  как  надежным
убежищем, так и объектами поклонения. Последними могли стать любые природные
особенности - возвышенности и, наоборот, углубления, провалы, проходы и лазы
под землю; источники воды - ключи, колодцы, реки, озера  и  даже  само  море
(океан); рощи, лесные поляны, отдельные деревья или камни и т.п.  Так,  наши
предки-язычники (как о том говорится  в  Несторовой  летописи)  до  введения
христианства поклонялись рощам, колодцам и рекам.
   Особенно почитатлись горы - во всем их  богатстве  и  многообразии.  Быть
может,  бессознательно  это  было  связано  с  тем,  что  горы   становились
единственно надежным местом спасения во время всесокрушающих и  уничтожающих
вс„ живое потопов. В памяти уцелевших подобное могло запечатлеться  чуть  ли
не на генетическом уровне. Потому-то горы и обретали  статус  "вселенскости"
(Мировая гора и, в  частности,  Меру).  Им  поклонялись  всем  вместе  и  по
отдельности.  Они  служили   путевыми   ориентирами   и   опорными   точками
миропредставления. Они же (или их выдающиеся ландшафтные  особенности)  чаще
всего становились объектами поклонения - реального (там, где горы есть)  или
же мысленно-символического (там, где сохранялась лишь память о  горах).  Вот
почему жертвоприношения так часто совершались в горах, а там, где их нет,  -
просто на лоне природы. В разных культурах, но во  все  времена  соблюдалось
то, что хорошо выражено в стихотворных строках тибетского устава:

   Что касается места жертвоприношения,
   То следует повернуться лицом
   К нижней части долины и перекрестку дорог.
   Там будет высокая гора и открытое пространство,
   Ограниченное скалами, плодородная земля с перекрестками дорог.
   Повернитесь  назад  к   горе,   совершите   приготовления   на   открытом
пространстве...

   Глядя на сказочную красоту горы Нинчурт, отражающейся в водах  Сейдозера,
невольно  вспоминаешь  древнюю   саамскую   легенду   о   "заклятой   горе",
распадающейся после заклинания шамана на две половинки. Ее недра  сокрыли  и
спасавшихся   от   врагов   лопарей   -   еще   один   вариант   чрезвычайно
распространенного на Севере сюжета об обитателях подземного царства. Их души
якобы и по  сей  день  скрываются  там  от  посторонних  глаз,  свято  храня
величайшие тайны прошлого. Древние гиперборейские воззрения  и  традиции  во
многом были восприняты аборигенами Севера  и  коренными  жителями  Кольского
полуострова и всей Лапландии -  саамами.  Почти  до  ХХ  века  на  Сейдозере
практиковался ритуал, уходящий своими корнями к  архаичному  культу  Великой
Богини. Раз в году шаман-нойд приводил молодежь к берегам  священного  озера
(на свободное его  посещение  было  наложено  табу).  Далее  разворачивались
настоящие языческие игрища, присущие многим древним и первобытным культурам:
коллективная трапеза и сексуальные оргии, во  время  которых  снимались  все
традиционные запреты.
   Отголоски седой матриархальной старины слышатся  и  в  саамской  легенде,
записанной еще в 30-е годы В.В.Чарнолусским. По рассказам стариков,  остров,
который и  сейчас  хорошо  просматривается  с  любой  возвышенной  точки  на
Сейдозере, когда-то, подобно гигантской ладье,  свободно  плавал  по  водным
просторам. И жила на нем прекрасная Дева со светоносным ликом  -  наполовину
обнаженная, наполовину укутанная в  солнечные  лучи.  Невольно  вспоминается
образ  Девы  снежных  гор  из  неосуществленной  пьесы   Александра   Блока,
посвященной Гиперборее  (точное  название  -  "Дионис  Гиперборейский").  Не
осталось ли следов от той невообразимо далекой эпохи? Хотя  бы  каких-нибудь
намеков? И они не замедлили себя ждать. В безлюдной глубине  ущелья  Чивруай
инженер-наладчик из Ревры Александр  Федотов  обнаружил  у  подножья  обрыва
металлическую фигурку (рис.58), которая удивительно напоминала  классические
изображения древней Великой Богини (подробнее см. во 2-й части). Потому-то и
весь обследованный мегалитический комплекс на горе  Нинчурт  был  поименован
Святилищем Великой Богини. Здесь же, на  полукилометровой  высоте  скального
гребня, вознесшегося над ущельем Чивруай, был обнаружен впечатляющий дольмен
- "скворечник" из обработанных каменных плит (факт - сам по себе уникальный,
ибо подобные памятники столь далеко на севере да еще высоко в горах - до сих
пор не встречались). Несомненную древность всего  найденного  подтвердили  в
этом году независимые эксперты. Одновременно стало ясно, что  все  старые  и
новонайденные памятники образуют  стройную  систему  и  группируются  вокруг
ступенчатого  амфитеатра,   образующего   естественный   центр   притяжения,
своеобразный алтарь, вполне соответствующий упомянутым культовым сооружениям
древности под открытым небом. На месте  культового  комплекса  располагается
мощный снежник, не стаивающий даже  в  самое  жаркое  лето  и,  быть  может,
прикрывающий доступ к другим интересным сооружениям. Тающие  снега  образуют
мощный горный ручей, который лишь в самом низу вырывается из-под снежника на
поверхность, устремляясь к озеру. Струясь по  естественным  уступам,  он  во
много крат усиливает эстетическое впечатление от святилища.
   Весна и лето в 98- году на Мурмане запоздали чуть ли  не  на  месяц.  Это
неожиданное обстоятельство внесло серьезные коррективы  и  в  первоначальные
планы и весь ход изысканий: многие объекты оказались спрятанными под  толщей
мощного фирна. И все же Ильдус Каримов - командир Мурманского отряда - сумел
пролезть в щель под тяжелым ледяным панцирем по ступеням, ведущим  вниз.  За
ним последовали остальные, включая две  съемочные  группы.  И  перед  взором
изумленных поисковиков предстала  волшебная  сказка:  настоящий  хрустальный
дворец с гротами и комнатами из  обтесанного  камня!  Сквозь  полупрозрачные
своды пробивались солнечные лучи, распадаясь на весь спектр радуги.  Красота
- не приснится во сне. К счастью, ее  удалось  заснять  и  показать  в  двух
передачах по Мурманскому телевидению. К счастью, потому что спустя  два  дня
под напором проливного дождя ледяные своды  рухнули,  а  снежник  сместился,
обнажая новые ступени, ведущие в десятиметровую глубину. Из-за  ниспадающего

Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера