Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 37   38   39   40   41   42   43   44   45  46   47   48   49   50   51   52   53   54   55  » »»

строфы Ригведы, где говорится о долгой и  страшной  тьме,  которая  скрывает
врагов Бога Индры. В библейской Книге Иисуса Навина содержится ссылка на еще
более  древнюю  книгу  Праведного,  где  описывается  поведение   Солнца   в
приполярных областях: "Стояло Солнце среди неба и не спешило к западу  почти
целый  день"  (Нав.  10,  13).   Данный   фрагмент   практически   полностью
соответствует строкам Ригведы: "Свою колесницу Бог Солнца остановил  посреди
неба", где также в метафорической форме описывается полярный день.
   А есть ли полярные мотивы в древнегреческих мифах? Не могут не быть, если
только прапредки эллинов пришли  с  Севера  и  принесли  с  собой  ядро  тех
сказаний, которые,  приспособившись  к  новым  условиям  и  обрастая  массой
подробностей, приобрели  впоследствии  привычный  для  нас  вид.  Но  сквозь
оболочку позднейших наслоений нет-нет да и сверкнет Полярная звезда памяти о
далеком прошлом. Так, перед битвой со  змееногими  гигантами  (рис.63)  Зевс
велел Солнцу-Гелиосу, Луне-Селене и Заре-Эос не светить  на  землю.  В  небе
остались только звезды.  Здесь  явственный  намек:  гигантомахия  (точнее  -
события ей предшествовавшие) сопряжена  с  полнощными  странами  и  полярной
ночью.
   Также в  легендах  о  рождении  Геракла  различные  источники  единодушно
свидетельствуют: когда  Зевс  соблазнил  Алкмену,  их  первая  брачная  ночь
ознаменовалась тем, что Солнце трое суток не поднималось над  Землей.  Такое
может случиться только в Приполярье или Заполярье. Следовательно, именно там
и происходили  описываемые  события.  И  именно  туда,  на  родину  предков,
неоднократно возвращался величайший герой древности  Геракл  при  совершении
некоторых из своих подвигов  и  при  освобождении  Прометея.  Лишь  в  эпоху
расцвета  античной  цивилизации  первичное   ядро   северных   легенд   было
трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.
   Один  из   крупнейших   представителей   сравнительного   языкознания   и
религиоведения, санскритолог и  мифограф  Макс  Мюллер  (1823-1900)  не  без
оснований полагал, что в период,  предшествовавший  образованию  современных
этносов, каждое слово в первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя
- образом, каждое существительное - определенным лицом и  каждый  предлог  -
маленькой драмой.  По  этой  причине  многие  языческие  Боги  -  индийские,
иранские, греческие, германские, славянские и прочие  -  не  что  иное,  как
результат персонификации поэтических обозначений  (имен),  неожиданных  даже
для тех, кто их придумал.
   За именами же  некоторых  из  них  стоят  древние  этносы  или  племенные
(родовые)  тотемы.  Так,  12  подвигов  Геракла  -  это  никоим  образом  не
индивидуальные  поединки,   а   ожесточенные   битвы   племен   и   народов,
запечатленные в мифах по именам своих  предводителей  или  тотемов.  В  этом
смысле, например, чудодейственную силу великана Антея, который  черпал  свою
силу у Матери-Земли, истолковывают, как связь с соответствующей  территорией
(землями) и проживающими здесь народами. Геракл путем военной хитрости отсек
эту связь (то  есть  оторвал  Антея  от  родной  земли),  и  войско  Геракла
разгромило войско Антея.
   Длительное пребывание индоариев на Крайнем Севере запечатлено навечно и в
многочисленных топонимах и гидронимах, то есть в названиях мест, гор, озер и
рек. Именно на современном Русском Севере во множестве  встречаются  древние
названия с корнями "инд" и "ганг" - прямые  свидетельства  пребывания  здесь
индоевропейцев.  Вологодский  исследователь  -  краевед  и  искусствовед   -
С.В.Жарникова провела  топонимическую  ревизию  срвременной  карты  Русского
Севера и выявила десятки подобных  корней,  сохранившихся  здесь  и  поныне.
Когда народы уходят (переселяются или  вообще  исчезают),  прежние  названия
остаются  (а  в  местах  нового  обитания  они  переносятся   и   на   новые
географические  объекты).  Дабы  убедиться  в   этом,   достаточно   открыть
"Географический словарь Мурманской области". Индварь (возвышенность), Индель
(озеро, река, населенный пункт), Индера (река), Индерка  (ручей),  Индерские
озера, Индичйок  (река),  Ганга  (остров),  Гангас  (залив,  возвышенность),
Гангасиха (залив), Гангос (гора, озеро) - вот лишь некоторые из топонимов  и
гидронимов, на которых лежит явная печать далекого индоевропейского прошлого
и которые поддаются результативному анализу  посредством  метода  археологии
языка и реконструкции смысла.
   Сказанное - лишнее подтверждение в пользу приведенной выше историософской
концепции А.В.Барченко, в соответствии с которой в момент  катастрофического
климатического катаклизма, повлекшего за собой смещение земной оси  и  серию
"потопов", - исход индоариев с Кольского полуострова возглавил  их  вождь  и
будущий культурный герой Рама - в последствии канонизированный  как  главное
действующее лицо великой эпической поэмы "Рамаяна". Не случайно, видимо,  на
карте Мурманского края в память о той эпохе сохранились названия Рамозеро  и
Рамутайвенч (возвышенность).
   Однако былая индоевропейская  общность  далеко  не  последняя  ступень  в
исторических глубинах этногенеза. Как уже подробно говорилось выше,  некогда
существовал единый праязык, которым  владел  единый  пранарод,  обитавший  в
северных широтах. В течение тысячелетий, как  ветви  на  стволе  дерева,  из
единого праязыка вычленились другие языковые семьи, давшие все невообразимое
пестроцветие современной  лингвистической  картины  мира.  Но  свидетельство
былого языкового единства не исчезло полностью. Оно  навечно  сохранилось  в
общих для  всех  языков  вербальных  (словесных)  субстратах,  к  которым  и
относятся   архаичные   топонимы    и    гидронимы.    Последнее    нетрудно
проиллюстрировать   на   примере    топонимики    Мурманской    области    и
этимологического анализа феноменов различных культур. В данном плане  особый
интерес представляют лексические  субстраты  (корневые  основы),  общие  для
индоевропейских, финно-угорских (включая саамский) и других языков.
   Достаточно показателен  в  избранном  ключе  смысловой  анализ  архаичной
корневой основы "сар", играющей исключительно важную роль в целом ряде живых
и мертвых языков. Она является базисом для  образования  названий  множества
географических понятий:  Сарды  (столица  древней  Лидии),  Саркел  (столица
Хазарского  каганата),  Сарай  (столица  Золотой  Орды),  города  Сараево  и
Сарагоса, Саар  -  река  во  Франции  (отсюда  Саарский  угольный  бассейн),
Саргассово море,  Саронический  залив  в  Эгейском  море,  эстонский  остров
Саарема в Балтийском море,  в  России  -  города  Саров,  Саратов,  Саранск,
Сарапул; личных имен: Саргон и Сарданапал  (библейская  вокализация  царских
имен правителей Ассирии), Сардури (царь в Урарту),  Саркис  (древнеармянское
Божество),  Сарра  (распространенное  еврейское  женское  имя;  дословно   -
"знатная", "княгиня"); названий древних племен: сарматы, сарацины, сарды (от
последнего - современное название Сардинии); других понятий: сарыч (птица из
семейства ястребиных), сарафан, сари (женская одежда в Индии), саранча и др.
   Однако применительно к гиперборейской  проблематике  наибольшее  внимание
привлекает древнее карело-финское название Лапландии -  Сариола  -  и  имена
архаичных индоарийских женских Божеств - Сарасвати и  Саранью.  Сарасвати  -
священная река древних ариев, ставшая Богиней и женой Бога-Творца Брахмы. Ее

Страницы: «« « 37   38   39   40   41   42   43   44   45  46   47   48   49   50   51   52   53   54   55  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера