Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»

имени арийского Солнцебога Сурьи (что совпадает с моей  версией  "солнечного
происхождения" наменования гиперборейских земель), либо просто  -  Борейская
земля, исходя из архаичного содержания эллинского и доэллинского имени  Бор,
которое выводилось из названий тотемов:  кельтского  "вепря"  и  германского
"медведя" [по-немецки "медведь" звучит Bar, произносится -  "беер",  откуда,
кстати, и русское слово  "берлога".  -  В.Д.].  Таким  образом,  по  второму
варианту, предложенному Геноном, автохтонное название Гипербореи должно было
быть или Земля вепря, или Медвежья земля.
   О культурной древности русских  Соловков  свидетельствуют  имеющиеся  там
каменные лабиринты (диаметром до 5 м),  наподобие  тех,  что  разбросаны  по
всему Северу Европы с перекочевкой в крито-микенскую (знаменитый лабиринт  с
Минотавром),  древнегреческую  и  другие   мировые   культуры.   Не   лишено
вероятности,  что  Соловецкий  монастырь  -  краса  и  гордость  современных
Соловков - построен на  месте  древних  дохристианских  святилищ.  Известный
искусствовед и исследователь древнерусской культуры проф.  Вера  Григорьевна
Брюсова поделилась с автором личными впечатлениями  о  своих  многочисленных
поездках  на  Север:  у  нее  сложилось  твердое   убеждение,   что   многие
православные культовые постройки возведены на месте древних языческих капищ.
Данные наблюдения подкрепляются и другими  свидетельствами.  В  Швейцарии  в
одной из деревень есть католическая  церковь,  построенная  в  XII  веке  на
месте,  где  с  незапамятных  времен  находился  каменный  столб  -  менгир.
Строители церкви не уничтожили древний священный камень, наоборот - включили
его в комплекс  христианского  храма.  Теперь  этот  сравнительно  невысокий
(около 1 м над землей) менгир из песчаника возвышается внутри церкви рядом с
алтарем.
   У Соловья-Разбойника, помимо прозвища, было, как известно, и  отчество  -
Рахманович.  Оно  приводит  к  еще  одной  любопытной  аналогии.  Рахманы  -
загадочные  персонажи  древнерусских  сказаний.  Они  -  обитатели  Островов
Блаженных на краю Океана - последнего прибежища титанов,  хорошо  известного
из древнегреческой мифологии.  Конечно,  в  специфических  русских  условиях
сказания  эти  за   многие   тысячелетия   существенно   трансформировались.
Древнерусская литература знает по  меньшей  мере  два  сюжета,  связанных  с
рахманами. Первый - "Слово о рахманах и предивном их житии", где описывается
жизнь долгожителей-рахманов, полная изобилия и радости. Их  остров  на  краю
Океана якобы посетил Александр Македонский  во  время  похода  на  Индию.  В
данной связи принято считать, что рахманы - это индийские жрецы брахманы. Но
имеется  и   второй   источник,   гораздо   более   распространенный   среди
древнерусских книжников, где никакая Индия не  упоминается.  Те  же  Острова
Блаженных и царящая там райская жизнь подробно описаны в апокрифе, известном
под названием "Хождение Зосимы к Рахманам" (в обиходе  -  просто  "Зосима").
Здесь рассказано, как к пустыннику Зосиме  после  40-дневного  поста  явился
ангел и указал путь к далекой земле Блаженных, отделенной от  грешного  мира
глубокой, как бездна, рекой, недосягаемой ни для птиц, ни для ветра, ни  для
Солнца,  ни  для  дьявола.  По  волшебному   дереву,   склонившемуся   перед
отшельником, Зосима переправился через реку и очутился в стране Блаженных, в
русском апокрифе она описывается в  духе  классического  "золотого  века"  с
поправками на христианские представления о праведности.
   Обитатели той блаженной страны - рахманы -  живут  в  своей  неприступной
земле без греха, верные завету праотца Рехома, не испытывая ни в чем никакой
нужды. Безмятежно течет их праведная жизнь: нет у них  числа  лет,  "но  вси
дние аки един  день  ес".  В  данном  пассаже  налицо  несомненные  полярные
реминисценции:  скрытые  в  иносказательную  форму  представления  о  долгом
полярном дне, объединяющем много обычных дней.  Далее  Зосима  повествует  о
том, как рахманы встречают день своей смерти. Описание это  живо  напоминает
рассказы античных авторов о кончине гиперборейцев.
   Наконец еще одно, сравнительно недавнее  и  неожиданное  свидетельство  о
Гиперборее обнаружилось в переписке Николая Клюева. За год до  расстрела  он
сообщает о невесть какими судьбами попавшей к  нему  берестяной  книге,  где
упоминаются  древнерусские  сведения  о  Гиперборее:  "...Я   сейчас   читаю
удивительную книгу. Она писана на распаренном бер„сте [от слова "бер„сто". -
В.Д.] китайскими чернилами. Называется книга Перстень  Иафета.  Это  ни  что
другое, как Русь 12-го века  до  монголов.  Великая  идея  Святой  Руси  как
отображение церкви небесной на земле. Ведь это то  самое,  что  в  чистейших
своих снах провидел Гоголь, и в особенности он  -  единственный  из  мирских
людей. Любопытно, что 12-м веке сорок учили говорить и держали в  клетках  в
теремах,  как  нынешних  попугаев,  что  теперешние  черемисы  вывезены   из
Гипербореев, т.е. из  Исландии  царем  Олафом  Норвежским,  зятем  Владимира
Мономаха. Им было жарко в Киевской земле, и они отпущены были в  Колывань  -
теперешние Вятские края, а  сначала  содержались  при  киевском  дворе,  как
экзотика. И еще много прекрасного и неожиданного содержится в этом  Перстне.
А сколько таких чудесных свитков погибло по скитам  и  потайным  часовням  в
безбрежной сибирской тайге?!"
   Здесь каждая фраза -  клад.  Пусть  даже  утраченная  рукопись  XII  века
переписана в более поздние сроки, - но какие удивительные подробности:  и  о
дрессировке сорок,  и  о  привозе  северных  инородцев  ко  двору  Владимира
Мономаха (как позже испанцы привозили из Нового Света  индейцев  для  показа
своим королям). Но главное - сохранившаяся память о  Гиперборее  (не  важно,
как она на самом деле именовалась и как соотносилась с помянутой Исландией -
историческая Арктида-Гиперборея  охватывала  и  Исландию).  Знаменательно  и
сопряжение Гипербореи с Яфетом-Япетом, что тоже совсем не случайно.

         Итак, Гиперборея вновь обретена. Опираясь на неоспоримые  факты  и  чудом
сохранившиеся  материальные  следы,  она  выявлена  на  территории  Русского
Севера. Полярная прародина человечества встает из глубин нашей памяти, точно
затонувший  континент  со  дна  Ледовитого  океана,  становясь  неотъемлемым
элементом культуры всех народов, населяющих  нынешний  Север.  Найденные  на
Кольском полуострове и в других  регионах  России  памятники  наидревнейшего
происхождения. Они позволяют считать Гиперборею праматерью мировой культуры.
Это означает, что  отныне  мировая  предыстория  получает  совершенно  новое
звучание, а  ее  хронология  отодвигается  в  глубь  тысячелетий.  Открытие,
сделанное на Русском Севере, имеет непреходящее  значение  для  установления
подлинных  корней  общих  для  всех  народов  Земли  обычаев,   традиций   и
менталитета.
   Великая объединительная идея о прошлом единстве языков и этносов, о былом
процветании людей, живших в мире и достатке,  могла  бы  сыграть  выдающуюся
роль и в формировании современного гуманистического мировоззрения, позволила
бы предпринять ряд реальных и эффективных шагов, направленных на  укрепление
доверия и взаимопонимания между народами всех  стран,  представителями  всех

Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера