Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»

   В русской традиции Птица-Космотворец - как правило, селезень (гоголь) или
изредка какая-либо другая водоплавающая  птица  (например,  лебедь).  Именно
здесь  в  наиболее  отчетливой  форме  обнаруживается  неразрывная  связь  и
общность происхождения фундаментальных понятий о космоустройстве  мира  -  у
русского и других народов Севера. В памяти наших  предков  четко  отложились
наидревнейшие представления о сотворении мира. Еще в середине прошлого  века
П.Н.Рыбников   записал    у    крестьян    Заонежья    краткий    (неизбежно
христианизированный) вариант такой доарийской легенды  (сам  текст  является
типичным образцом народного двоеверия):

   "По досюльному Окиян-морю плавало два гоголя: один бел гоголь,  а  другой
черен гоголь. И тыми двумя  гоголями  плавали  сам  Господь  Вседержитель  и
Сатана. По Божию повелению, по Богородицыну благословению,  Сатана  выздынул
со дна моря горсть земли. Из той горсти Господь-то сотворил ровные  места  и
путистые поля, а Сатана наделал непроходимых  пропастей,  щильев  и  высоких
гор. И ударил Господь молотком в  камень  и  создал  силы  небесные;  ударил
Сатана в камень молотком и создал свое воинство. И  пошла  между  воинствами
великая война; по началу одолевала было рать Сатаны, но под конец взяла верх
сила небесная. И сверзил Михайла-архангел  с  небеси  сатанино  воинство,  и
попадало оно на землю в разные места: которые пали в леса, стали лесовиками,
которые в воду - водяниками, которые в дом - домовиками; иные упали в бани и
сделались банниками, иные  во  дворах  -  дворовиками,  а  иные  в  ригах  -
ригачниками".

   Древнейшие доарийские представления об участии птицы (утки) в  сотворении
мира  содержатся  и  в  космогоническом  апокрифе  XVII  в.  из   библиотеки
Соловецкого монастыря. Текст также  христианизирован,  но  в  нем  настолько
явственно присутствует добиблейский пласт,  что  в  результате  действующими
лицами оказываются два Бога - христианский и дохристианский,  выступающий  в
виде птицы - Селезня (гоголя). Поле действия апокрифа - мир  до  сотворения,
когда в нем не было ничего, кроме воды  (первичный  космический  океан),  по
которому и плавала Божественная птица:

   "И рече Бог: ты кто еси? Птица же рече: аз если Бог... Бог  же  рече:  ты
откуда бо? Птица же рече: от вышних. И рече Бог: дай  же  ми  от  нижних.  И
понре птица в море и согна пену, яко ил и принесе к Богу  и  взя  Бог  ил  в
горсть и распространи сюду и овоюду, и быть земля...".

   Интересно, что дохристианский Бог-Птица оказывается более могущественным,
чем библейский Первотворец. Первому, а не второму дано  достать  и  принести
землю со дна океана. И именуется Бог-Птица  в  апокрифе  Вышним  (аналогично
общеарийскому  Вишну).  За  что  библейский  Бог,   согласно   апокрифу,   и
наименовывает своего конкурента Сатанилом, который "престал над звездами", а
там он "воевода небесным силам, надо всеми старейшина".  Данный  сюжет,  где
народная космогония  перемешана  с  библейской,  встречался  и  фиксировался
повсеместно - от Севера до Юга.
   Апокриф - сказание о творении мира уткой-гоголем - имел широкое  хождение
на Руси, куда  он  попал  из  Болгарии  (интересно,  что  в  самой  Болгарии
обнаружен лишь один-единственный оригинальный  список,  в  то  время  как  в
России известно их несколько). Однако было бы неверно ограничивать легенду о
Боге и Сатаниле одной лишь библейской традицией, как  это  делали  некоторые
исследователи.  Апокриф,  как  будет  видно  ниже,  опирался  на  древнейшие
космогонические представления, прямого отношения к Библии не  имевшие.  Зато
древнерусские народные космогонические воззрения напрямую замыкались на  тот
общий  духовный  источник,  из  которого  возникли  многие  шедевры  мировой
классики. Включая и "Калевалу".  Повсеместность  распространения  легенды  о
творении мира при участии птицы - практически на всех  континентах  земли  -
лучшее тому доказательство.
   Древнее  космогоническое  представление  о  творении  мира  птицей   было
чрезвычайно живуче среди славянского населения России. Ввиду  исключительной
важности данного текста, уходящего своими корнями в гиперборейские  времена,
приводим наиболее подробную из его записей - как она  сохранилась  в  памяти
русского сказителя.  Текст  записан  от  79-летнего  тюменского  крестьянина
Д.Н.Плеханова  П.А.Городцовым   (публикация   в   журнале   "Этнографическое
обозрение", 1909. ј 1).

   "Изначала веков ничего не было: - ни неба, ни земли, ни человека, а  была
только одна вода, вода без конца и краю и без дна, а поеверх воды была  тьма
тьмущая - беспросветная тьма. И по этой воде плавал в  лодочке  Бог  Салаоф.
Плыл однажды Бог Салаоф в лодочке и сплюнул на воду слинку  [т.е.  слюну.  -
В.Д.] и вот - в том месте,  где  он  сплюнул  слинку,  появился  сам  сатана
Сатаниил, в человеческом образе. И как только сатана появился, так сейчас же
вступил в разговоры с Богом, он сказал Богу:
   - Я - брат твой. Возьми меня с собою в лодочку. В лодочке хватило места и
для двоих и потому Бог сказал сатане: - Садись. Сел сатана в лодочку  вместе
с Богом и поплыли дальше. Плыли-плыли, Бог и говорит сатане:
   - Хочу я сотворить землю. Нырни, сатана, в воду и достань оттуда земли.
   Сатана обернулся птицей гоголем и нырнул в воду. Но пред этим  сатана  не
благословился у Бога и потому труд его остался безуспешным.
   Долго сатана гоголем погружался в воду, но все-таки не мог  добраться  до
дна и не мог захватить земли, выбился сатана из сил  и  вынырнул  обратно  и
сказал Богу: - Не мог я добраться до дна и не  достал  земли.  -  Тогда  Бог
опять сказал сатане: - Ныряй второй раз и достань из воды земли.
 Сатана оборотился птицей гагарой и вторично нырнул. Но и на этот раз он не благословился, и потому он опять не достал дна и не добыл земли, хотя и нырнул глубже прежнего. Вынырнул сатана из воды и сказал Богу:
              -  Не мог я достать земли и не мог добраться до дна, хотя нырнул куда как дальше прежнего.
   Тогда Бог сказал сатане: - Ты потому не можешь достать земли, что ныряешь
не благословясь. - Благословись у меня,  тогда  достанешь  дно  и  принесешь
земли. Ныряй в третий раз.
 Сатана на этот раз благословился у Бога, а затем оборотился птицей соксуном [особая порода широконосых уток. - В.Д.] и нырнул в третий раз. На этот раз сатана без труда достал дна, забрал он себе в клюв земли и принес ее Богу и сказал:
              - Вот я принес тебе земли.
          - Давай сюда землю, - сказал Бог и взял землю из клюва птицы соксуна. Но сатана не всю землю передал Богу и небольшую часть он утаил у себя в клюве. И думает сатана: - Сотворит Бог себе землю, а я увижу, как он это делает, и по его примеру сотворю свою особую землю.
   Взял Бог землю и повелел из водной глубины  явиться  трем  китам.  И  вот
явились три кита, таких больших, что станешь на головы, так конца хвостов  и
не увидишь. Киты установились головами вместе, а хвостами в разные  стороны.
Тогда Бог положил землю себе на ладонь, а другою ладонью стал мять  землю  и
сдавливать ее. Мял - мял Бог землю и сделал из нее вроде небольшой круглой и
совершенно ровной лепешки; эту лепешку-землю  Бог  положил  на  головы  трех
китов, и земля стала расти, росла-росла и покрыла собою всех  трех  китов  и
все продолжала расти. Трем китам стало уже не  под  силу  держать  землю,  и
тогда Бог повелел явиться из водной  пучины  еще  четырем  китам  и  держать

Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера