|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 » »» В русской традиции Птица-Космотворец - как правило, селезень (гоголь) или
изредка какая-либо другая водоплавающая птица (например, лебедь). Именно
здесь в наиболее отчетливой форме обнаруживается неразрывная связь и
общность происхождения фундаментальных понятий о космоустройстве мира - у
русского и других народов Севера. В памяти наших предков четко отложились
наидревнейшие представления о сотворении мира. Еще в середине прошлого века
П.Н.Рыбников записал у крестьян Заонежья краткий (неизбежно
христианизированный) вариант такой доарийской легенды (сам текст является
типичным образцом народного двоеверия):
"По досюльному Окиян-морю плавало два гоголя: один бел гоголь, а другой
черен гоголь. И тыми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и
Сатана. По Божию повелению, по Богородицыну благословению, Сатана выздынул
со дна моря горсть земли. Из той горсти Господь-то сотворил ровные места и
путистые поля, а Сатана наделал непроходимых пропастей, щильев и высоких
гор. И ударил Господь молотком в камень и создал силы небесные; ударил
Сатана в камень молотком и создал свое воинство. И пошла между воинствами
великая война; по началу одолевала было рать Сатаны, но под конец взяла верх
сила небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино воинство, и
попадало оно на землю в разные места: которые пали в леса, стали лесовиками,
которые в воду - водяниками, которые в дом - домовиками; иные упали в бани и
сделались банниками, иные во дворах - дворовиками, а иные в ригах -
ригачниками".
Древнейшие доарийские представления об участии птицы (утки) в сотворении
мира содержатся и в космогоническом апокрифе XVII в. из библиотеки
Соловецкого монастыря. Текст также христианизирован, но в нем настолько
явственно присутствует добиблейский пласт, что в результате действующими
лицами оказываются два Бога - христианский и дохристианский, выступающий в
виде птицы - Селезня (гоголя). Поле действия апокрифа - мир до сотворения,
когда в нем не было ничего, кроме воды (первичный космический океан), по
которому и плавала Божественная птица:
"И рече Бог: ты кто еси? Птица же рече: аз если Бог... Бог же рече: ты
откуда бо? Птица же рече: от вышних. И рече Бог: дай же ми от нижних. И
понре птица в море и согна пену, яко ил и принесе к Богу и взя Бог ил в
горсть и распространи сюду и овоюду, и быть земля...".
Интересно, что дохристианский Бог-Птица оказывается более могущественным,
чем библейский Первотворец. Первому, а не второму дано достать и принести
землю со дна океана. И именуется Бог-Птица в апокрифе Вышним (аналогично
общеарийскому Вишну). За что библейский Бог, согласно апокрифу, и
наименовывает своего конкурента Сатанилом, который "престал над звездами", а
там он "воевода небесным силам, надо всеми старейшина". Данный сюжет, где
народная космогония перемешана с библейской, встречался и фиксировался
повсеместно - от Севера до Юга.
Апокриф - сказание о творении мира уткой-гоголем - имел широкое хождение
на Руси, куда он попал из Болгарии (интересно, что в самой Болгарии
обнаружен лишь один-единственный оригинальный список, в то время как в
России известно их несколько). Однако было бы неверно ограничивать легенду о
Боге и Сатаниле одной лишь библейской традицией, как это делали некоторые
исследователи. Апокриф, как будет видно ниже, опирался на древнейшие
космогонические представления, прямого отношения к Библии не имевшие. Зато
древнерусские народные космогонические воззрения напрямую замыкались на тот
общий духовный источник, из которого возникли многие шедевры мировой
классики. Включая и "Калевалу". Повсеместность распространения легенды о
творении мира при участии птицы - практически на всех континентах земли -
лучшее тому доказательство.
Древнее космогоническое представление о творении мира птицей было
чрезвычайно живуче среди славянского населения России. Ввиду исключительной
важности данного текста, уходящего своими корнями в гиперборейские времена,
приводим наиболее подробную из его записей - как она сохранилась в памяти
русского сказителя. Текст записан от 79-летнего тюменского крестьянина
Д.Н.Плеханова П.А.Городцовым (публикация в журнале "Этнографическое
обозрение", 1909. ј 1).
"Изначала веков ничего не было: - ни неба, ни земли, ни человека, а была
только одна вода, вода без конца и краю и без дна, а поеверх воды была тьма
тьмущая - беспросветная тьма. И по этой воде плавал в лодочке Бог Салаоф.
Плыл однажды Бог Салаоф в лодочке и сплюнул на воду слинку [т.е. слюну. -
В.Д.] и вот - в том месте, где он сплюнул слинку, появился сам сатана
Сатаниил, в человеческом образе. И как только сатана появился, так сейчас же
вступил в разговоры с Богом, он сказал Богу:
- Я - брат твой. Возьми меня с собою в лодочку. В лодочке хватило места и
для двоих и потому Бог сказал сатане: - Садись. Сел сатана в лодочку вместе
с Богом и поплыли дальше. Плыли-плыли, Бог и говорит сатане:
- Хочу я сотворить землю. Нырни, сатана, в воду и достань оттуда земли.
Сатана обернулся птицей гоголем и нырнул в воду. Но пред этим сатана не
благословился у Бога и потому труд его остался безуспешным.
Долго сатана гоголем погружался в воду, но все-таки не мог добраться до
дна и не мог захватить земли, выбился сатана из сил и вынырнул обратно и
сказал Богу: - Не мог я добраться до дна и не достал земли. - Тогда Бог
опять сказал сатане: - Ныряй второй раз и достань из воды земли.
Сатана оборотился птицей гагарой и вторично нырнул. Но и на этот раз он не благословился, и потому он опять не достал дна и не добыл земли, хотя и нырнул глубже прежнего. Вынырнул сатана из воды и сказал Богу:
- Не мог я достать земли и не мог добраться до дна, хотя нырнул куда как дальше прежнего.
Тогда Бог сказал сатане: - Ты потому не можешь достать земли, что ныряешь
не благословясь. - Благословись у меня, тогда достанешь дно и принесешь
земли. Ныряй в третий раз.
Сатана на этот раз благословился у Бога, а затем оборотился птицей соксуном [особая порода широконосых уток. - В.Д.] и нырнул в третий раз. На этот раз сатана без труда достал дна, забрал он себе в клюв земли и принес ее Богу и сказал:
- Вот я принес тебе земли.
- Давай сюда землю, - сказал Бог и взял землю из клюва птицы соксуна. Но сатана не всю землю передал Богу и небольшую часть он утаил у себя в клюве. И думает сатана: - Сотворит Бог себе землю, а я увижу, как он это делает, и по его примеру сотворю свою особую землю.
Взял Бог землю и повелел из водной глубины явиться трем китам. И вот
явились три кита, таких больших, что станешь на головы, так конца хвостов и
не увидишь. Киты установились головами вместе, а хвостами в разные стороны.
Тогда Бог положил землю себе на ладонь, а другою ладонью стал мять землю и
сдавливать ее. Мял - мял Бог землю и сделал из нее вроде небольшой круглой и
совершенно ровной лепешки; эту лепешку-землю Бог положил на головы трех
китов, и земля стала расти, росла-росла и покрыла собою всех трех китов и
все продолжала расти. Трем китам стало уже не под силу держать землю, и
тогда Бог повелел явиться из водной пучины еще четырем китам и держать
Страницы: «« « 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |