|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 » »» благоговейно говорили "Мать-земля", это была не метафора, а интуитивное
осознание своей неотделенности от Вселенной в ее земном, планетарном
проявлении, своеобразное "почвенничество" в прямом смысле данного слова.
В эпических и лирических песнях, сказаниях и мифах многих народов
воссоздан неповторимый образ Матери-Земли. Тема эта в общем-то неисчерпаема.
Сошлемся лишь на один пример: в нем, как в капле воды, отражается
преклонение и благоговение людей перед своей естественной заступницей и
кормилицей. Образ этот заимствован из якутского героического эпоса "Нюргун
Боотур Стремительный" (но не меньшие по красоте и проникновенности строки
можно отыскать и у других народов):
Прикреплена ли она к полосе
Стремительно гладких, белых небес -
Это неведомо нам;
Иль на плавно вертящихся в высоте
Трех небесных ключах
Держится нерушимо она -
Это еще неизвестно нам;
Иль над гибельной бездной глухой,
Сгущенным воздушным смерчем взметена,
Летает на крыльях она -
Это не видно нам;
Или кружится на вертлюге своем
С песней жалобной, словно стон -
Этого не разгадать...
.............................................
Осьмикрайняя, на восьми ободах,
На шести незыблемых обручах,
Убранная в роскошный наряд,
Обильная щедростью золотой
Гладкоширокая, в ярком цвету
С восходяще-пляшущим солнцем своим,
Взлетающим над землей; С деревами, роняющими листву,
Падающими, умирая;
С шумом убегающих вод,
Убывающих, высыхая;
Расточающимся изобильем полна,
Возрождающимся изобильем полна,
Бурями обуянная -
Зародилась она,
Появилась она -
В незапамятные времена -
Изначальная Мать-Земля...
Бессознательное и сознательное поклонение Матери-Земле, беспрекословное
ее приятие как Великого материнского первоначала уходит корнями в
доисторические времена, в ту пору, когда женщина была и прародительницей и
вершительницей судеб рода. Данная эпоха, растянувшаяся на тысячелетия, нашла
свое отражение в многочисленных изображениях женщин, олицетворявших великое
материнское начало (рис.70). Высшее предназначение женщины - стать матерью и
с помощью рожденных ею детей обеспечить продолжение рода и преемственность в
неразрывной цепи поколений. Поэтому совершенно естественно, что архетип
Великой Матери стал одновременно и архетипом Великой Богини (во многих
случаях между ними нет никакой разницы). Эта проблема вот уже на протяжении
почти двух веков плодотворно исследуется учеными самых различных профилей -
философами, религиоведами, мифологами, этнологами, психологами.
Серьезный и во многом уникальный вклад в общенаучную копилку внес
известный мыслитель-психоаналитик Карл Юнг (1875-1961). По Юнгу, как и любой
другой, архетип матери обнаруживает практически безграничное разнообразие в
своих проявлениях. Первыми по важности являются мать, бабушка, мачеха,
свекровь (теща); далее идет любая женщина, с которой человек состоит в
каких-то отношениях, например, няня, гувернантка или отдаленная
прародительница. Затем идут женщины, которых мы называем матерями в
переносном смысле слова. К этой же категории принадлежат Богини, особенно
Богоматерь, Дева, София. Множество вариаций данного архетипа дает мифология.
Другие символы матери в переносном смысле присутствуют в вещах, выражающих
цель нашего страстного стремления к спасению: рай, царство Божье, небесный
Иерусалим. Вещи. вызывающие у нас набожность или чувство благоговения, такие
как церковь, университет, город, страна, небо. земля, леса и моря (или
какие-то другие воды), преисподняя и луна, или просто какой-то предмет, -
все они могут быть материнскими символами. Этот архетип часто ассоциируется
с местами или вещами, которые символизируют плодородие и изобилие: рог
изобилия, вспаханное поле, сад. Он может быть связан со скалой, пещерой,
деревом, весной, родником или с разнообразными сосудами. такими как купель
для крещения, или цветами, имеющими форму чаши (роза, лотос). Магический
круг, или мандала, ввиду его защитной функции, может быть формой
материнского архетипа. С ним также ассоциируются полые предметы; духовка,
кухонная посуда и, конечно же, вульва, влагалище, матка и любые подобные им
формы. Дополняют этот список многие животные, такие как корова, заяц,
полезные животные в целом.
С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская забота и
сочувствие; магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение,
превосходящее пределы разума: любой полезный инстинкт или порыв; все, что
отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и
плодородию. Мать - главенствующая фигура там, где происходит магическое
превращение и воскрешение, а также в подземном мире с его обитателями. В
негативном плане архетип матери может означать нечто тайное, загадочное,
темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее и отравляющее, т.е.
то, что вселяет ужас и что неизбежно, как судьба. Все эти атрибуты архетипа
матери можно выразить формулой "любящая и страшная мать". Наиболее знакомым
нам историческим примером двойственной природы матери является образ Девы
Марии, которая является не только матерью Бога, но также, согласно
средневековым аллегориям, и его крестом. В Индии "любящей и страшной
матерью" является парадоксальная Кали.
Страницы: «« « 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |