Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»

благоговейно говорили "Мать-земля", это  была  не  метафора,  а  интуитивное
осознание  своей  неотделенности  от  Вселенной  в  ее  земном,  планетарном
проявлении, своеобразное "почвенничество" в прямом смысле данного слова.
   В эпических  и  лирических  песнях,  сказаниях  и  мифах  многих  народов
воссоздан неповторимый образ Матери-Земли. Тема эта в общем-то неисчерпаема.
Сошлемся  лишь  на  один  пример:  в  нем,  как  в  капле  воды,  отражается
преклонение и благоговение людей  перед  своей  естественной  заступницей  и
кормилицей. Образ этот заимствован из якутского героического  эпоса  "Нюргун
Боотур Стремительный" (но не меньшие по красоте  и  проникновенности  строки
можно отыскать и у других народов):

   Прикреплена ли она к полосе
   Стремительно гладких, белых небес -
   Это неведомо нам;
   Иль на плавно вертящихся в высоте
   Трех небесных ключах
   Держится нерушимо она -
   Это еще неизвестно нам;
   Иль над гибельной бездной глухой,
   Сгущенным воздушным смерчем взметена,
   Летает на крыльях она -
   Это не видно нам;
   Или кружится на вертлюге своем
   С песней жалобной, словно стон -
   Этого не разгадать...
   .............................................
   Осьмикрайняя, на восьми ободах,
   На шести незыблемых обручах,
   Убранная в роскошный наряд,
   Обильная щедростью золотой
   Гладкоширокая, в ярком цвету
   С восходяще-пляшущим солнцем своим,
   Взлетающим над землей; С деревами, роняющими листву,
   Падающими, умирая;
   С шумом убегающих вод,
   Убывающих, высыхая;
   Расточающимся изобильем полна,
   Возрождающимся изобильем полна,
   Бурями обуянная -
   Зародилась она,
   Появилась она -
   В незапамятные времена -
   Изначальная Мать-Земля...


         Бессознательное и сознательное поклонение  Матери-Земле,  беспрекословное
ее  приятие  как  Великого  материнского  первоначала   уходит   корнями   в
доисторические времена, в ту пору, когда женщина была и  прародительницей  и
вершительницей судеб рода. Данная эпоха, растянувшаяся на тысячелетия, нашла
свое отражение в многочисленных изображениях женщин, олицетворявших  великое
материнское начало (рис.70). Высшее предназначение женщины - стать матерью и
с помощью рожденных ею детей обеспечить продолжение рода и преемственность в
неразрывной цепи поколений.  Поэтому  совершенно  естественно,  что  архетип
Великой Матери стал одновременно  и  архетипом  Великой  Богини  (во  многих
случаях между ними нет никакой разницы). Эта проблема вот уже на  протяжении
почти двух веков плодотворно исследуется учеными самых различных профилей  -
философами, религиоведами, мифологами, этнологами, психологами.
   Серьезный и  во  многом  уникальный  вклад  в  общенаучную  копилку  внес
известный мыслитель-психоаналитик Карл Юнг (1875-1961). По Юнгу, как и любой
другой, архетип матери обнаруживает практически безграничное разнообразие  в
своих проявлениях. Первыми  по  важности  являются  мать,  бабушка,  мачеха,
свекровь (теща); далее идет любая  женщина,  с  которой  человек  состоит  в
каких-то   отношениях,   например,   няня,   гувернантка   или    отдаленная
прародительница.  Затем  идут  женщины,  которых  мы  называем  матерями   в
переносном смысле слова. К этой же категории  принадлежат  Богини,  особенно
Богоматерь, Дева, София. Множество вариаций данного архетипа дает мифология.
Другие символы матери в переносном смысле присутствуют в  вещах,  выражающих
цель нашего страстного стремления к спасению: рай, царство  Божье,  небесный
Иерусалим. Вещи. вызывающие у нас набожность или чувство благоговения, такие
как церковь, университет, город, страна,  небо.  земля,  леса  и  моря  (или
какие-то другие воды), преисподняя и луна, или просто  какой-то  предмет,  -
все они могут быть материнскими символами. Этот архетип часто  ассоциируется
с местами или вещами,  которые  символизируют  плодородие  и  изобилие:  рог
изобилия, вспаханное поле, сад. Он может быть  связан  со  скалой,  пещерой,
деревом, весной, родником или с разнообразными сосудами. такими  как  купель
для крещения, или цветами, имеющими форму  чаши  (роза,  лотос).  Магический
круг,  или  мандала,  ввиду  его  защитной  функции,   может   быть   формой
материнского архетипа. С ним также ассоциируются  полые  предметы;  духовка,
кухонная посуда и, конечно же, вульва, влагалище, матка и любые подобные  им
формы. Дополняют этот  список  многие  животные,  такие  как  корова,  заяц,
полезные животные в целом.
   С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская  забота  и
сочувствие; магическая  власть  женщины;  мудрость  и  духовное  возвышение,
превосходящее пределы разума: любой полезный инстинкт или  порыв;  все,  что
отличается добротой, заботливостью или поддержкой  и  способствует  росту  и
плодородию. Мать - главенствующая  фигура  там,  где  происходит  магическое
превращение и воскрешение, а также в подземном мире  с  его  обитателями.  В
негативном плане архетип матери может  означать  нечто  тайное,  загадочное,
темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее и отравляющее, т.е.
то, что вселяет ужас и что неизбежно, как судьба. Все эти атрибуты  архетипа
матери можно выразить формулой "любящая и страшная мать". Наиболее  знакомым
нам историческим примером двойственной природы матери  является  образ  Девы
Марии,  которая  является  не  только  матерью  Бога,  но  также,   согласно
средневековым аллегориям,  и  его  крестом.  В  Индии  "любящей  и  страшной
матерью" является парадоксальная Кали.


   

Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера