Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»

         На  Севере  древнее  Божество  известно  под  разными  именами.  Наиболее
известна - хотя  бы  по  русским  летописям  -  Злата  Баба  (гиперборейская
Златогорка). У коренных же народов Севера матриархальный культ  -  отголосок
глубочайшего прошлого. Большинство этносов, населяющих  северные  территории
России в настоящее время, поселились здесь сравнительно недавно - в 1  и  11
тысячелетии  новой  эры.  При  этом  почти  у   всех   преобладало   жесткое
патриархальное мировоззрение - с абсолютным культом  мужчины  и  подчиненным
положением женщины. Матриархальные отголоски в  культуре  и  традициях  этих
народов сохранились в самых глубинных пластах памяти. Например, в  преданиях
таймырских нганасан Великая Богиня древности выступает в своем  первозданном
виде. О себе она говорит так: "Какая я женщина? Всему живому,  всем  червям,
птицам я мать. Из моего брюха они родились".
   Потрясающим мифологическим образом, восходящим к классическому  прототипу
Великой Богини, остается  праматерь  Ильматар  из  "Калевалы".  В  ее  имени
сохранились две древнейших корневых основы из некогда единого праязыка:  иль
-  что  издревле  во  многих  семитских  языках  означает  "Бог"  (в  данной
вокализации "божественное  слово"  вошло  и  в  оригинал  Библии,  откуда  и
прижившееся на Руси имя  Илья);  другой  древнейший  корень  -  матар  -  не
нуждается в переводе. Известен и другой перевод: ильма  -  "воздух",  тар  -
"дочь", Ильматар -  "дочь  воздуха".  Однако  в  архаичном  смысле  Ильматар
означает Богоматерь. В  этой  роли  она  и  представлена  в  начальной  руне
"Калевалы"  -  как  дочь  бескрайнего  воздушного  пространства   (неба)   и
одновременно Мать воды, первичного океана.  В  безысходном  одиночестве  она
сначала носится "средь пустынного пространства", а затем спускается  вниз  и
плавает на просторах открытого моря. Море же вместе с  буйным  Ветром  стали
мужьями Ильматар. От этих двух отцов и родился главный герой карело-финского
эпоса Вяйням„йнен после 30-летнего пребывания во чреве матери.
   У других северных народов  в  образах  женских  божеств  также  явственно
прослеживаются черты классической Великой Богини.  Такова  самодийская  Мать
Земли: у ненцев ее имя Я-небя, у селькупов -  Ылэнта-кота.  Обе  -  подлиные
повелительницы людских судеб, обе определяют линию жизни каждого человека не
только с момента рождения,  но  и  даже  задолго  до  того:  они  хранят  не
рожденные души, поочередно посылая их на кончиках лучей утреннего  солнца  к
земным просторам. А вот  у  кетов  (енисейских  остяков)  в  соответствии  с
общемировой троичной традицией три женских  Божества,  три  Великих  Богини:
вредоносная Хосэдем, живущая под  землей  или  в  скале  (функционально  она
напоминает карело-финскую Лоухи и  явно  пришла  из  Древнекаменного  века),
живоносная Хаседбам и, наконец, лебединая Томэм - Мать жара, олицетворяющего
огонь и Солнце.
   В разных обличиях предстает Великая Богиня в эскимосских сказаниях. И под
разными именами. Повсеместно известна она, как Седна - "Хозяйка тюленей". Но
в западной Гренландии ее зовут Арнаркугсан ("Старая Женщина"),  в  восточной
Гренландии - Иман-инуа ("Мать  моря"),  а  канадские  эскимосы  величают  ее
Нетсилик. Кроме того, по  сообщениям  этнографов  и  краеведов,  на  острове
Врангеля в Северном Ледовитом океане находится природное святилище  -  гора,
контуры которой напоминает  лицо  женщины.  Раньше  сюда  в  пору  короткого
полярного лета приплывали эскимосы-охотники,  дабы  поклониться  и  принести
дары нерукотворному изваянию Великой Богини. По информации бывшего директора
тамошнего   заповедника   Бориса   Владимировича   Кестера,   лицо   женщины
(по-эскимосски Дрым-Хэд) впечатляет своими размерами - около километра.  Его
хорошо видно со склона противолежащей горы. Отголоски древней матриархальной
эпохи слышатся  и  в  легендах  Лапландии.  Известная  писательница,  знаток
лопарской мифологии и хранительница саамского фольклора - Надежда Большакова
- рассказывает о Водной Богине Сациен, живущей в северных  реках  и  озерах.
Она - настоящая Снежная королева: красота ее неописуема, лицо белое,  волосы
длинные,  Богиня  постоянно  расчесывает  их  сидя  на  камне.  Пред  людьми
предстает  обнаженной,  упорно  преследует  мужчин,  сходится  с  ними   для
продолжения рода, а затем безжалостно топит  в  реках  и  озерах.  Потомство
Сациен необъятно, оно населяет все реки и озера Лапландии.  Легенда  наводит
на мысль об амазонках, которые точно также после соития  уничтожали  пленных
или соблазненных мужчин.

      
   С  победой  патриархата  культ  Великой  Богини   еще   долго   продолжал
существовать и процветать в рамках самых разнообразных культур. При этом сам
образ   и   имя   Богини   могли   претерпевать   значительные    изменения,
приспосабливаясь к новой идеологии и традициям сменявшим друг друга этносов.
В данном  плане  наиболее  показательным,  пожалуй,  является  трансформация
образа и культа Богини Любви. У древних шумерийцев она известна  под  именем
Инанны (рис.76), у вавилонян она же - Иштар (рис.77), у хананян - Ашторес, у
других семитских народов - Астарта (рис.78), у эллинов - Афродита  (рис.79),
у римлян - Венера. Обо всех названных Богинях сохранилось множество преданий
и свидетельств об достаточно жестоких ритуалах в их честь.
   Достаточно  показательна  и  колоритна  безжалостная   Иштар   -   Богиня
бесконтрольной и необузданной сексуальной страсти (она и изображалась обычно
с задарнной юбкой). В Месопотамии она  так  же,  как  и  в  Средиземноморье,
олицетворяла  Утреннюю  звезду.  Среди  многочисленных  эпитетов   Иштар   -
Владычица Богов, Царица царей, Дева-Воительница, Яростная львица и др. Культ
Иштар (а значит,  и  Утренней  звезды)  был  грубо  эротичным,  связанным  с
разнузданными празднествами, их непременным условием была полная сексуальная
раскованность, массовые оргии, храмовая проституция, публичное принесение  в
жертву девственности и самооскопление.
   Образ коварной,  похотливой  и  мстительной  Иштар  рисует  нам  одна  из
величайших  книг  всех  времен  и  народов  -  Эпос  о  Гильгамеше  ("О  все
видавшем"). Здесь  Богиня  Утренней  звезды  предстает  во  все  содрогающей
красоте  Женщины-соблазнительницы,  чья  "любовь  -  буре  подобна,   двери,
пропускающей дождь и бурю, дворцу, в  котором  гибнут  герои".  Считая,  что
Гильгамеш принадлежит ей по  праву  матриархата  (здесь  несомненны  отзвуки
эпохи Владычества женщин), как всякий мужчина (даже шире  -  любое  существо
мужского рода, ибо она не брезговала  и  животными),  Иштар  безапелляционно
предлагает свою любовь Герою:

   И владычица Иштар на него устремила очи,
   Устремила очи на красоту Гильгамеша:
   "Ну, Гильгамеш, отныне ты мой любовник!
   Твоим вожделеньем я хочу насладиться.

Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера