|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» На Севере древнее Божество известно под разными именами. Наиболее
известна - хотя бы по русским летописям - Злата Баба (гиперборейская
Златогорка). У коренных же народов Севера матриархальный культ - отголосок
глубочайшего прошлого. Большинство этносов, населяющих северные территории
России в настоящее время, поселились здесь сравнительно недавно - в 1 и 11
тысячелетии новой эры. При этом почти у всех преобладало жесткое
патриархальное мировоззрение - с абсолютным культом мужчины и подчиненным
положением женщины. Матриархальные отголоски в культуре и традициях этих
народов сохранились в самых глубинных пластах памяти. Например, в преданиях
таймырских нганасан Великая Богиня древности выступает в своем первозданном
виде. О себе она говорит так: "Какая я женщина? Всему живому, всем червям,
птицам я мать. Из моего брюха они родились".
Потрясающим мифологическим образом, восходящим к классическому прототипу
Великой Богини, остается праматерь Ильматар из "Калевалы". В ее имени
сохранились две древнейших корневых основы из некогда единого праязыка: иль
- что издревле во многих семитских языках означает "Бог" (в данной
вокализации "божественное слово" вошло и в оригинал Библии, откуда и
прижившееся на Руси имя Илья); другой древнейший корень - матар - не
нуждается в переводе. Известен и другой перевод: ильма - "воздух", тар -
"дочь", Ильматар - "дочь воздуха". Однако в архаичном смысле Ильматар
означает Богоматерь. В этой роли она и представлена в начальной руне
"Калевалы" - как дочь бескрайнего воздушного пространства (неба) и
одновременно Мать воды, первичного океана. В безысходном одиночестве она
сначала носится "средь пустынного пространства", а затем спускается вниз и
плавает на просторах открытого моря. Море же вместе с буйным Ветром стали
мужьями Ильматар. От этих двух отцов и родился главный герой карело-финского
эпоса Вяйням„йнен после 30-летнего пребывания во чреве матери.
У других северных народов в образах женских божеств также явственно
прослеживаются черты классической Великой Богини. Такова самодийская Мать
Земли: у ненцев ее имя Я-небя, у селькупов - Ылэнта-кота. Обе - подлиные
повелительницы людских судеб, обе определяют линию жизни каждого человека не
только с момента рождения, но и даже задолго до того: они хранят не
рожденные души, поочередно посылая их на кончиках лучей утреннего солнца к
земным просторам. А вот у кетов (енисейских остяков) в соответствии с
общемировой троичной традицией три женских Божества, три Великих Богини:
вредоносная Хосэдем, живущая под землей или в скале (функционально она
напоминает карело-финскую Лоухи и явно пришла из Древнекаменного века),
живоносная Хаседбам и, наконец, лебединая Томэм - Мать жара, олицетворяющего
огонь и Солнце.
В разных обличиях предстает Великая Богиня в эскимосских сказаниях. И под
разными именами. Повсеместно известна она, как Седна - "Хозяйка тюленей". Но
в западной Гренландии ее зовут Арнаркугсан ("Старая Женщина"), в восточной
Гренландии - Иман-инуа ("Мать моря"), а канадские эскимосы величают ее
Нетсилик. Кроме того, по сообщениям этнографов и краеведов, на острове
Врангеля в Северном Ледовитом океане находится природное святилище - гора,
контуры которой напоминает лицо женщины. Раньше сюда в пору короткого
полярного лета приплывали эскимосы-охотники, дабы поклониться и принести
дары нерукотворному изваянию Великой Богини. По информации бывшего директора
тамошнего заповедника Бориса Владимировича Кестера, лицо женщины
(по-эскимосски Дрым-Хэд) впечатляет своими размерами - около километра. Его
хорошо видно со склона противолежащей горы. Отголоски древней матриархальной
эпохи слышатся и в легендах Лапландии. Известная писательница, знаток
лопарской мифологии и хранительница саамского фольклора - Надежда Большакова
- рассказывает о Водной Богине Сациен, живущей в северных реках и озерах.
Она - настоящая Снежная королева: красота ее неописуема, лицо белое, волосы
длинные, Богиня постоянно расчесывает их сидя на камне. Пред людьми
предстает обнаженной, упорно преследует мужчин, сходится с ними для
продолжения рода, а затем безжалостно топит в реках и озерах. Потомство
Сациен необъятно, оно населяет все реки и озера Лапландии. Легенда наводит
на мысль об амазонках, которые точно также после соития уничтожали пленных
или соблазненных мужчин.
С победой патриархата культ Великой Богини еще долго продолжал
существовать и процветать в рамках самых разнообразных культур. При этом сам
образ и имя Богини могли претерпевать значительные изменения,
приспосабливаясь к новой идеологии и традициям сменявшим друг друга этносов.
В данном плане наиболее показательным, пожалуй, является трансформация
образа и культа Богини Любви. У древних шумерийцев она известна под именем
Инанны (рис.76), у вавилонян она же - Иштар (рис.77), у хананян - Ашторес, у
других семитских народов - Астарта (рис.78), у эллинов - Афродита (рис.79),
у римлян - Венера. Обо всех названных Богинях сохранилось множество преданий
и свидетельств об достаточно жестоких ритуалах в их честь.
Достаточно показательна и колоритна безжалостная Иштар - Богиня
бесконтрольной и необузданной сексуальной страсти (она и изображалась обычно
с задарнной юбкой). В Месопотамии она так же, как и в Средиземноморье,
олицетворяла Утреннюю звезду. Среди многочисленных эпитетов Иштар -
Владычица Богов, Царица царей, Дева-Воительница, Яростная львица и др. Культ
Иштар (а значит, и Утренней звезды) был грубо эротичным, связанным с
разнузданными празднествами, их непременным условием была полная сексуальная
раскованность, массовые оргии, храмовая проституция, публичное принесение в
жертву девственности и самооскопление.
Образ коварной, похотливой и мстительной Иштар рисует нам одна из
величайших книг всех времен и народов - Эпос о Гильгамеше ("О все
видавшем"). Здесь Богиня Утренней звезды предстает во все содрогающей
красоте Женщины-соблазнительницы, чья "любовь - буре подобна, двери,
пропускающей дождь и бурю, дворцу, в котором гибнут герои". Считая, что
Гильгамеш принадлежит ей по праву матриархата (здесь несомненны отзвуки
эпохи Владычества женщин), как всякий мужчина (даже шире - любое существо
мужского рода, ибо она не брезговала и животными), Иштар безапелляционно
предлагает свою любовь Герою:
И владычица Иштар на него устремила очи,
Устремила очи на красоту Гильгамеша:
"Ну, Гильгамеш, отныне ты мой любовник!
Твоим вожделеньем я хочу насладиться.
Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |