Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»

   Таков и обнаруженный гиперборейский культовый комплекс. Он  расположен  в
проеме между двумя частями горы Нинчурт и является  в  условном  ландшафтном
лоне как бы перемычкой, соединяющей  обе  половины  священной  горы.  Так  и
видится сквозь  века  и  тысячелетия  торжественное  шествие  гиперборейцев,
неспешно поднимающееся по  склону  к  сакральной  точке,  где,  быть  может,
когда-то, по их убеждению, и  произошло  соитие  Неба-Урана  с  Землей-Геей,
завершившееся рождением всего  пестроцветья  древних  Божеств.  Именно  так,
спустя много веков, потомки гиперборейцов - эллины - отмечали раз в году  на
своей новой балканской родине  Элевсинские  мистерии,  посвященные  таинству
зарождения жизни. Сакральное празднество происходило прямо во чреве Геи -  в
глубокой подземной пещере, куда медленно направлялась процессия молящихся. И
не было в Древней Греции более важного и смыслозначимого события.

      Нерукотворные  ступенчатые  амфитеатры  встречаются  во   многих   горных
урочищах, повсюду разбросанных вокруг  Сейдозера  и  в  глубине  Ловоз„рских
тундр. Все они, по моему глубокому  убеждению,  могли  быть  использованы  в
гиперборейские  времена  -  и  в  культовых,  и  в  астрономических.   И   в
оборонительных, и просто  в  эстетических  целях.  Летом  1998  года,  кроме
выявленного и досконально исследованного святилища ландшафтного типа на горе
Нинчурт, было обнаружено еще  одно  на  горе  Карнасурта,  расположенной  на
противоположном (северо-западном) берегу Сейдозера. Пальма первенсва -  и  в
открытии, и в интерпретации - здесь полностью принадлежит Евгению Лазареву -
самому целеустремленному участнику участнику всех экспедиций и вдохновенному
приверженцу   Гипербореи.   Вот    о    чем    поведал    он    -    сначала
соратникам-поисковикам у походного костра. А затем  и  на  страницах  своего
родного  журнала  "Наука  и  религия"  (1999,  ј2),   который   патронировал
экспедицию.
   ...Почти у самой вершины священной лапландской горы Карнасурта -  у  края
ее просторного вершинного плато -  бьет  удивительно  мощный  родник.  Среди
сумрачных каменных глыб, в зоне  высокогорной  полярной  пустыни,  рождаются
упругие, хрустально-прозрачные струи - обычно  такими  полноводными  родники
бывают гораздо ниже, в зоне тайги, где лес не дает им иссякнуть. Необычно  и
обрамление  родника:  первые  два  десятка  метров  его  вода  течет   вдоль
геометрически правильной, наклонной скальной стены, рассеченной трещинами  и
похожей на каменную кладку искусственно созданного канала. С противоположной
стороны  скала  образует  несколько  ступеней;  они  возвышаются   небольшим
амфитеатром -  напоминающим  тот,  что  находится  на  горе  Нинчурт  и  был
интерпретирован как нерукотворное святилище Великой Богини.
   Действительно, ничто  не  указывает  на  то,  что  эти  скалы  обработаны
человеческими руками.  Но  вряд  ли  можно  сомневаться  в  том,  что  такие
необычные скальные образования почитались с глубокой древности. Следы  этого
почитания (именно в связи с культом Великой Матери)  у  арктических  народов
сохранились до  XX  века.  А  здесь,  в  Русской  Лапландии,  представляется
уникальная возможность  конкретизировать  этот  древний  культ  -  благодаря
географическим названиям. Родник в нерукотворном амфитеатре - это исток реки
Эльморайок. Ниже по склону новорожденный ручей сливается  с  другими,  более
скромными ручейками; они вытекают из-под камней, образуя  крошечные  зеленые
оазисы в безжизненном  высокогорье.  Река  Эльморайок  впадает  в  священное
Сейдозеро; возможно, оно представляет собой  лишь  своеобразную  запруду  на
ней, и когда-то вся эта глубоко чтимая саамами долина  в  Ловозерских  горах
была долиной реки.
   Название горы Карнасурта, где рождается река, переводится с саамского как
"Гора Ворона": в ее очертаниях видели гигантскую птицу, раскинувшую крылья и
прильнувшую к земле (рис.94). Уже одно это название может указывать на связь
с  очень   древним   пластом   северной   мифологии:   культ   божественного
Ворона-Творца на протяжении тысячелетий был рас- пространен у многих народов
арктической части Евразии  и  Нового  Света.  Причем  в  наиболее  архаичных
версиях мифа этот Ворон предстает не мужчиной, а женщиной, и  не  черной,  а
белой.  Скорее  всего  это  тот  же,  хорошо  знакомый  и  северорусским,  и
угро-финским преданиям образ Богини-Птицы (Лебеди, Утки,  Гусыни),  творящей
мир. В таком случав что означает имя реки  Эльморайок,  рожденной  на  груди
Богини-Птицы? "Йок" по-саамски "река", "эльмора" толкуют как "метельная", но
это слово очень похоже и на имя небесного  божества  саамов  -  Ильмарис.  А
"ильма" по-саамски "небо"...
   В лингвистических толкованиях легко заблудиться. Помочь  тут  может  миф,
объединяющий разрозненные словесные образы в стройное  целое.  И  такой  миф
есть, хотя и не в арктической, а в иранской  мифологии:  священная  Гора,  с
вершины которой стекает река Ардвисура (так же  зовут  и  прекрасную  богиню
этой реки); сохранилось и иранское изображение гигантской птицы,  несущей  в
лапах богиню Ардвисуру. Гора в  Русской  Лапландии  буквально  воспроизводит
древнеиранский миф! Еще  одно  указание  на  полярную  теорию  происхождения
человечества? Во  всяком  случае,  эта  теория  легко  объясняет  и  загадку
древнепермской бронзовой фигурки, весьма похожей на иранскую. Посмотрите еще
раз на рисунок: та же могучая птица несет крылатую богиню, которую  чтили  в
Северном Приуралье. Получается, что на горе  у  истоков  реки  Эльморайок  -
нерукотворный храм Владычицы небесных вод?  Этот  образ,  кстати,  близок  и
понятен каждому, кто знаком  с  народной  русской  культурой,  со  хранившей
многие сюжеты очень архаичных мифов. Одна из форм  небесных  вод  в  русском
фольклоре - это роса, которую называют ключами от неба.  А  Владычица  росы,
отворяющая небесные врата, - это  Заря-Заряница,  Богиня  Зари.  Роса  -  ее
слезы, целебные и дарующие богатырскую силу  слезы  Небесной  Девы,  которая
одновременно "Мати и Царица". Даже само русское слово "роса",  как  отмечает
известный отечественный индолог  Н.Р.Гусева,  почти  повторяет  санскритское
слово "раса",  которое  означает  не  только  "роса,  сок",  но  и  "эликсир
бессмертия". "Расаяна", "путь  росы"  -  это  искусство  алхимии  у  древних
индийцев, искусство обретения бессмертия...
   Но не удалились ли мы от северных реалий? Ничуть. В мифологии Севера тоже
есть сюжет (по мнению ряда ученых, общий для арктической культуры Старого  и
Нового Света), который вполне соответствует нашему "мифу  горы  Карнасурта".
Речь идет о  божественном  Вороне,  который  проклевывает  небесную  твердь,
открывая путь Заре. Впрочем,  все  сказанное  -  лишь  общие  контуры  этого
древнего северного мифа. Мы, например, так и не  восстановили  точный  смысл
имени "реки Эльмора". А параллелей тут немало.  Сознавая  всю  рискованность
таких  сопоставлений,  отметим,  что  в  самых   разных   языках   (впрочем,
восходящих, по мнению  лингвистов,  к  единому  "борейскому"  -  "северному"
праязыку) этот корень входит в слова, имеющие сакральный смысл.  Помимо  уже
упомянутых  саамских  слов,  можно  назвать  финское  ilmeta  -   возникать,
проявляться; арабское "ильм" - знание, мудрость; древние семитические  слова
"альма"  -  дева  и  "олам"  -  мир.  "Альма"  -  это  также  первая   буква

Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера