|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» Таков и обнаруженный гиперборейский культовый комплекс. Он расположен в
проеме между двумя частями горы Нинчурт и является в условном ландшафтном
лоне как бы перемычкой, соединяющей обе половины священной горы. Так и
видится сквозь века и тысячелетия торжественное шествие гиперборейцев,
неспешно поднимающееся по склону к сакральной точке, где, быть может,
когда-то, по их убеждению, и произошло соитие Неба-Урана с Землей-Геей,
завершившееся рождением всего пестроцветья древних Божеств. Именно так,
спустя много веков, потомки гиперборейцов - эллины - отмечали раз в году на
своей новой балканской родине Элевсинские мистерии, посвященные таинству
зарождения жизни. Сакральное празднество происходило прямо во чреве Геи - в
глубокой подземной пещере, куда медленно направлялась процессия молящихся. И
не было в Древней Греции более важного и смыслозначимого события.
Нерукотворные ступенчатые амфитеатры встречаются во многих горных
урочищах, повсюду разбросанных вокруг Сейдозера и в глубине Ловоз„рских
тундр. Все они, по моему глубокому убеждению, могли быть использованы в
гиперборейские времена - и в культовых, и в астрономических. И в
оборонительных, и просто в эстетических целях. Летом 1998 года, кроме
выявленного и досконально исследованного святилища ландшафтного типа на горе
Нинчурт, было обнаружено еще одно на горе Карнасурта, расположенной на
противоположном (северо-западном) берегу Сейдозера. Пальма первенсва - и в
открытии, и в интерпретации - здесь полностью принадлежит Евгению Лазареву -
самому целеустремленному участнику участнику всех экспедиций и вдохновенному
приверженцу Гипербореи. Вот о чем поведал он - сначала
соратникам-поисковикам у походного костра. А затем и на страницах своего
родного журнала "Наука и религия" (1999, ј2), который патронировал
экспедицию.
...Почти у самой вершины священной лапландской горы Карнасурта - у края
ее просторного вершинного плато - бьет удивительно мощный родник. Среди
сумрачных каменных глыб, в зоне высокогорной полярной пустыни, рождаются
упругие, хрустально-прозрачные струи - обычно такими полноводными родники
бывают гораздо ниже, в зоне тайги, где лес не дает им иссякнуть. Необычно и
обрамление родника: первые два десятка метров его вода течет вдоль
геометрически правильной, наклонной скальной стены, рассеченной трещинами и
похожей на каменную кладку искусственно созданного канала. С противоположной
стороны скала образует несколько ступеней; они возвышаются небольшим
амфитеатром - напоминающим тот, что находится на горе Нинчурт и был
интерпретирован как нерукотворное святилище Великой Богини.
Действительно, ничто не указывает на то, что эти скалы обработаны
человеческими руками. Но вряд ли можно сомневаться в том, что такие
необычные скальные образования почитались с глубокой древности. Следы этого
почитания (именно в связи с культом Великой Матери) у арктических народов
сохранились до XX века. А здесь, в Русской Лапландии, представляется
уникальная возможность конкретизировать этот древний культ - благодаря
географическим названиям. Родник в нерукотворном амфитеатре - это исток реки
Эльморайок. Ниже по склону новорожденный ручей сливается с другими, более
скромными ручейками; они вытекают из-под камней, образуя крошечные зеленые
оазисы в безжизненном высокогорье. Река Эльморайок впадает в священное
Сейдозеро; возможно, оно представляет собой лишь своеобразную запруду на
ней, и когда-то вся эта глубоко чтимая саамами долина в Ловозерских горах
была долиной реки.
Название горы Карнасурта, где рождается река, переводится с саамского как
"Гора Ворона": в ее очертаниях видели гигантскую птицу, раскинувшую крылья и
прильнувшую к земле (рис.94). Уже одно это название может указывать на связь
с очень древним пластом северной мифологии: культ божественного
Ворона-Творца на протяжении тысячелетий был рас- пространен у многих народов
арктической части Евразии и Нового Света. Причем в наиболее архаичных
версиях мифа этот Ворон предстает не мужчиной, а женщиной, и не черной, а
белой. Скорее всего это тот же, хорошо знакомый и северорусским, и
угро-финским преданиям образ Богини-Птицы (Лебеди, Утки, Гусыни), творящей
мир. В таком случав что означает имя реки Эльморайок, рожденной на груди
Богини-Птицы? "Йок" по-саамски "река", "эльмора" толкуют как "метельная", но
это слово очень похоже и на имя небесного божества саамов - Ильмарис. А
"ильма" по-саамски "небо"...
В лингвистических толкованиях легко заблудиться. Помочь тут может миф,
объединяющий разрозненные словесные образы в стройное целое. И такой миф
есть, хотя и не в арктической, а в иранской мифологии: священная Гора, с
вершины которой стекает река Ардвисура (так же зовут и прекрасную богиню
этой реки); сохранилось и иранское изображение гигантской птицы, несущей в
лапах богиню Ардвисуру. Гора в Русской Лапландии буквально воспроизводит
древнеиранский миф! Еще одно указание на полярную теорию происхождения
человечества? Во всяком случае, эта теория легко объясняет и загадку
древнепермской бронзовой фигурки, весьма похожей на иранскую. Посмотрите еще
раз на рисунок: та же могучая птица несет крылатую богиню, которую чтили в
Северном Приуралье. Получается, что на горе у истоков реки Эльморайок -
нерукотворный храм Владычицы небесных вод? Этот образ, кстати, близок и
понятен каждому, кто знаком с народной русской культурой, со хранившей
многие сюжеты очень архаичных мифов. Одна из форм небесных вод в русском
фольклоре - это роса, которую называют ключами от неба. А Владычица росы,
отворяющая небесные врата, - это Заря-Заряница, Богиня Зари. Роса - ее
слезы, целебные и дарующие богатырскую силу слезы Небесной Девы, которая
одновременно "Мати и Царица". Даже само русское слово "роса", как отмечает
известный отечественный индолог Н.Р.Гусева, почти повторяет санскритское
слово "раса", которое означает не только "роса, сок", но и "эликсир
бессмертия". "Расаяна", "путь росы" - это искусство алхимии у древних
индийцев, искусство обретения бессмертия...
Но не удалились ли мы от северных реалий? Ничуть. В мифологии Севера тоже
есть сюжет (по мнению ряда ученых, общий для арктической культуры Старого и
Нового Света), который вполне соответствует нашему "мифу горы Карнасурта".
Речь идет о божественном Вороне, который проклевывает небесную твердь,
открывая путь Заре. Впрочем, все сказанное - лишь общие контуры этого
древнего северного мифа. Мы, например, так и не восстановили точный смысл
имени "реки Эльмора". А параллелей тут немало. Сознавая всю рискованность
таких сопоставлений, отметим, что в самых разных языках (впрочем,
восходящих, по мнению лингвистов, к единому "борейскому" - "северному"
праязыку) этот корень входит в слова, имеющие сакральный смысл. Помимо уже
упомянутых саамских слов, можно назвать финское ilmeta - возникать,
проявляться; арабское "ильм" - знание, мудрость; древние семитические слова
"альма" - дева и "олам" - мир. "Альма" - это также первая буква
Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |