|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» известных понятий, представлений. Ряды орнаментики - это связная речь,
последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для
одних только глаз, а также для ума и чувств".
Среди древнейших знаков и символов раскрывающих суть господствующих
некогда социальных отношений, треугольники и ромбы. Традиционно их
орнаментальная конфигурация связывается с изображением женского естества и
начала, но, так сказать, в разных "проекциях": треугольник представляет
женские гениталии с их внешней стороны ("дельта Венеры"); ромб - в более
откровенном - вагинальном - ракурсе. С этой смысловой нагрузкой треугольный
и ромбический орнамент распространился и закрепился во всех культурах всех
народов и континентов (рис.111).
Не составляют исключения и русские народные традиции.
Треугольно-ромбическая символика разворачивается здесь во всем возможном
богатстве форм, какие только может предоставить веками и тысячелетиями
складывавшийся орнамент (рис.112). Кстати, в русском вышивальном искусстве
хорошо известны и комбинированные узоры, в которых ромб составляется из
треугольников (рис.113). От поколения к поколению передавалось искусство
изображения и понимания незатейливой на первый взгляд символики: в
действительности в ней заложен глубочайший и жизнезначимый смысл. Никакие
социальные и идеологические катаклизмы не смогли вытеснить из народной
памяти завещанное предками.
Бесхитростные образы и сюжеты, вышитые на одежде (рис.114) или
полотенцах, нарисованные на посуде или прялках несли „мкую мифопоэтическую и
мировоззренческую информацию. Сколько, к примеру, может сказать знатоку один
только узор на конце кружевного полотенца, вышитого в начале века Лукерьей
Елисеевной Студенковой (1898 г. р.) из села Язовая Верх-Бухтарминской
волости Томской губернии. Искусствоведческая и мировоззренческая экспертиза
произведена Л.М.Русаковой и приводится в ее монографии "Традиционное
изобразительное искусство русских крестьян Сибири" (Новосибирск, 1989)
(фотография полотенца из-за низкого полиграфического качества ее
воспроизведения здесь не дается):
"Горизонтально организованная композиция трехчастна. В центре нижней ее
части фронтально изображено дерево, справа и слева от него - два оленя в
геральдической позе. <...> Дерево, изображенное в узоре, не существует в
природе. Присмотримся к нему повнимательнее. Его ствол четко делится на две
части. Нижний конец дерева представляет собой треугольник, обращенный
вершиной вниз [выше говорилось, что это - общемировой символ женского
естества. - В.Д.], от которого слева и справа от ствола тянутся вверх
изогнутые "росточки". В средней части ствол имеет три пары коротких "веток",
чуть ниже, на "ветках" подлиннее, - два гипертрофированных плода. Венчает
дерево пышный цветок... <...> В узоре полотенца воплощен структуированный
Космос. В нем четко представлена трехчастная вертикальная организация
пространства Вселенной: нижний мир - корень и ростки, средний - ветки и
плоды, верхний - цветок, что соответствует подземной, земной и небесной
сферам мироздания. Трехчастность по вертикали соответствует прошлому -
настоящему - будущему; в генеалогическом преломлении - это: предки -
нынешнее поколение - потомки. Вместе с тем дерево разделяет и одновременно
сводит воедино основные бинарные семантические противопоставления: небо -
земля, земля - преисподня, день - ночь, лето - зима, правое - левое, жизнь -
смерть, доля - недоля и т.д.
<...> Треугольник, обращенный вершиной вниз, в данном контексте
полисемантичен. В изобразительном искусстве треугольник как знак уже со
времен верхнего палеолита символизировал женский образ. В ритуальных
фигурках трипольской культуры 111 тыс. до н.э. треугольник натуралистически
подчеркивал признак женского пола. Ту же семантику он несет и на женских
статуэтках анауской культуры эпохи бронзы. В рассматриваемом узоре полотенца
треугольник в основании дерева, вероятно, символизирует женское порождающее
начало, связанное с землей, а вместе с деревом - порождением земли -
является воплощением женского Божества, отождествлявшегося с деревом".
Конец полотенца обрамлен ромбическим узором, который, по справедливому
выводу исследовательницы, символизирует все то же женское естество и
плодородие. В отечественной литературе (в основном благодаря авторитету
академика Рыбакова) в настоящее время возобладала точка зрения, согласно
которой ромбический орнамент с точкой посередине представляет собой символ
засеянного поля (рис.115). Здесь налицо явный рецидив
вульгарно-социологического подхода, требующего во всех предметах и явлениях
материальной культуры (включая декоративно-прикладное искусство) отыскивать
следы односторонне понимаемой производственной деятельности. Причем под
последней мыслится исключительно хозяйственная деятельность, основанная на
коллективном или индивидуальном труде. К сожалению, данный искаженно
трактуемый тезис совершенно не соответствует тому, что изначально
вкладывалось в понятие производства. Один из общепризнанных во всем мире
авторитетов по данному вопросу - Фридрих Энгельс (1820-1895) - с первых же
страниц своего классического труда "Происхождение семьи, частной
собственности и государства" (словно предчувствуя возможность искажения
своей позиции в будущем) энергично подчеркивал:
"<...> Определяющим моментом в истории является в конечном счете
производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно,
опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к
жизни: предметов питания, одежды. Жилища и необходимых для этого орудий; с
другой - производство самого человека, продолжение рода".
И вообще, что означает: "бытие определяет сознание"? В первую очередь,
собственное бытие человека и определяет его индивидуальное сознание.
Аналогичным образом обстоит и с сознанием общественным, обусловленным
реалиями формационного бытия. Конкретный индивид живет прежде всего по
законам от природы заложенных в нем интересов и потребностей (включая и
потребность продолжения рода), а вовсе не по предписаниям каких-либо
абстрактных императивов и спекулятивных конструкций, рожденных в голове
вдохновенного теоретика, который упорно пытается навязать их всему миру,
подгоняя тем самым - вольно или невольно - неисчерпаемое богатство жизни под
призрачные абстракции.
Естественно, что общественные формации и государственный строй не могут
не влиять на характер воспроизводства человеческого рода, но только в
Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |