Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»

известных понятий, представлений.  Ряды  орнаментики  -  это  связная  речь,
последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для
одних только глаз, а также для ума и чувств".

         Среди древнейших  знаков  и  символов  раскрывающих  суть  господствующих
некогда  социальных  отношений,  треугольники  и   ромбы.   Традиционно   их
орнаментальная конфигурация связывается с изображением женского  естества  и
начала, но, так сказать,  в  разных  "проекциях":  треугольник  представляет
женские гениталии с их внешней стороны ("дельта Венеры");  ромб  -  в  более
откровенном - вагинальном - ракурсе. С этой смысловой нагрузкой  треугольный
и ромбический орнамент распространился и закрепился во всех  культурах  всех
народов и континентов (рис.111).
   Не    составляют    исключения    и    русские     народные     традиции.
Треугольно-ромбическая символика разворачивается  здесь  во  всем  возможном
богатстве форм, какие  только  может  предоставить  веками  и  тысячелетиями
складывавшийся орнамент (рис.112). Кстати, в русском  вышивальном  искусстве
хорошо известны и комбинированные узоры,  в  которых  ромб  составляется  из
треугольников (рис.113). От поколения  к  поколению  передавалось  искусство
изображения  и  понимания  незатейливой  на  первый  взгляд   символики:   в
действительности в ней заложен глубочайший и  жизнезначимый  смысл.  Никакие
социальные и идеологические  катаклизмы  не  смогли  вытеснить  из  народной
памяти завещанное предками.
   Бесхитростные  образы  и  сюжеты,  вышитые  на   одежде   (рис.114)   или
полотенцах, нарисованные на посуде или прялках несли „мкую мифопоэтическую и
мировоззренческую информацию. Сколько, к примеру, может сказать знатоку один
только узор на конце кружевного полотенца, вышитого в начале  века  Лукерьей
Елисеевной Студенковой  (1898  г.  р.)  из  села  Язовая  Верх-Бухтарминской
волости Томской губернии. Искусствоведческая и мировоззренческая  экспертиза
произведена  Л.М.Русаковой  и  приводится  в  ее  монографии   "Традиционное
изобразительное  искусство  русских  крестьян  Сибири"  (Новосибирск,  1989)
(фотография   полотенца   из-за   низкого   полиграфического   качества   ее
воспроизведения здесь не дается):

   "Горизонтально организованная композиция трехчастна. В центре  нижней  ее
части фронтально изображено дерево, справа и слева от него  -  два  оленя  в
геральдической позе. <...> Дерево, изображенное в  узоре,  не  существует  в
природе. Присмотримся к нему повнимательнее. Его ствол четко делится на  две
части.  Нижний  конец  дерева  представляет  собой  треугольник,  обращенный
вершиной вниз [выше  говорилось,  что  это  -  общемировой  символ  женского
естества. - В.Д.], от которого  слева  и  справа  от  ствола  тянутся  вверх
изогнутые "росточки". В средней части ствол имеет три пары коротких "веток",
чуть ниже, на "ветках" подлиннее, - два  гипертрофированных  плода.  Венчает
дерево пышный цветок... <...> В узоре  полотенца  воплощен  структуированный
Космос.  В  нем  четко  представлена  трехчастная  вертикальная  организация
пространства Вселенной: нижний мир - корень и  ростки,  средний  -  ветки  и
плоды, верхний - цветок, что  соответствует  подземной,  земной  и  небесной
сферам мироздания.  Трехчастность  по  вертикали  соответствует  прошлому  -
настоящему -  будущему;  в  генеалогическом  преломлении  -  это:  предки  -
нынешнее поколение - потомки. Вместе с тем дерево разделяет  и  одновременно
сводит воедино основные бинарные семантические  противопоставления:  небо  -
земля, земля - преисподня, день - ночь, лето - зима, правое - левое, жизнь -
смерть, доля - недоля и т.д.
   <...>  Треугольник,  обращенный  вершиной  вниз,   в   данном   контексте
полисемантичен. В изобразительном искусстве  треугольник  как  знак  уже  со
времен  верхнего  палеолита  символизировал  женский  образ.  В   ритуальных
фигурках трипольской культуры 111 тыс. до н.э. треугольник  натуралистически
подчеркивал признак женского пола. Ту же семантику он  несет  и  на  женских
статуэтках анауской культуры эпохи бронзы. В рассматриваемом узоре полотенца
треугольник в основании дерева, вероятно, символизирует женское  порождающее
начало, связанное с землей,  а  вместе  с  деревом  -  порождением  земли  -
является воплощением женского Божества, отождествлявшегося с деревом".

   Конец полотенца обрамлен ромбическим узором,  который,  по  справедливому
выводу  исследовательницы,  символизирует  все  то  же  женское  естество  и
плодородие. В отечественной  литературе  (в  основном  благодаря  авторитету
академика Рыбакова) в настоящее время  возобладала  точка  зрения,  согласно
которой ромбический орнамент с точкой посередине представляет  собой  символ
засеянного    поля     (рис.115).     Здесь     налицо     явный     рецидив
вульгарно-социологического подхода, требующего во всех предметах и  явлениях
материальной культуры (включая декоративно-прикладное искусство)  отыскивать
следы односторонне  понимаемой  производственной  деятельности.  Причем  под
последней мыслится исключительно хозяйственная деятельность,  основанная  на
коллективном  или  индивидуальном  труде.  К  сожалению,  данный   искаженно
трактуемый  тезис  совершенно  не   соответствует   тому,   что   изначально
вкладывалось в понятие производства. Один из  общепризнанных  во  всем  мире
авторитетов по данному вопросу - Фридрих Энгельс (1820-1895) - с  первых  же
страниц   своего   классического   труда   "Происхождение   семьи,   частной
собственности и  государства"  (словно  предчувствуя  возможность  искажения
своей позиции в будущем) энергично подчеркивал:

   "<...>  Определяющим  моментом  в  истории  является  в  конечном   счете
производство  и  воспроизводство  непосредственной  жизни.  Но   само   оно,
опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство  средств  к
жизни: предметов питания, одежды. Жилища и необходимых для этого  орудий;  с
другой - производство самого человека, продолжение рода".

   И вообще, что означает: "бытие определяет сознание"?  В  первую  очередь,
собственное  бытие  человека  и  определяет  его  индивидуальное   сознание.
Аналогичным  образом  обстоит  и  с  сознанием  общественным,  обусловленным
реалиями формационного бытия.  Конкретный  индивид  живет  прежде  всего  по
законам от природы заложенных в нем  интересов  и  потребностей  (включая  и
потребность  продолжения  рода),  а  вовсе  не  по  предписаниям  каких-либо
абстрактных императивов и  спекулятивных  конструкций,  рожденных  в  голове
вдохновенного теоретика, который упорно пытается  навязать  их  всему  миру,
подгоняя тем самым - вольно или невольно - неисчерпаемое богатство жизни под
призрачные абстракции.
   Естественно, что общественные формации и государственный строй  не  могут
не влиять на  характер  воспроизводства  человеческого  рода,  но  только  в

Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера