|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» предаются сатурналиям, посреди огромной толпы под пляски и пение публично
инсценируется мистическое соединение Солнца и земли путем реального
совокупления мужчин и женщин под деревом.
<...> У даяков на Северном Борнео во время празднества, именуемого бунут,
предназначаемого для обеспечения плодородия почвы и получения обильного
урожая риса, в течение четверти часа допускается неограниченная свобода
половых сношений, после чего восстанавливаются совершеннейшие приличия и
порядок... У джакунов в Малайе в период сбора урожая риса мужья обмениваются
женами. <...>
...В Британской Новой Гвинее, <...> чтобы оплодотворить пальмы саго, люди
вступают в беспорядочные половые сношения, чтобы получить животворную
жидкость, которой натирают стволы саговых пальм". <...>
И так далее. Причем безотносительно - идет ли речь о южных этносах или же
о северных. Еще в начале нынешнего века из российских газет можно было
почерпнуть, к примеру, следующие сведения:
"Из всех учений христианства учение о целомудрии и браке оказало всего
менее влияния на жизненные привычки крещеных самоедов, тунгусов и проч. Из
Яркина в северной Сибири один наблюдатель сообщает: "Чувство стыдливости
здесь, по-видимому, совершенно отсутствует. Все отправления человеческого
организма совершаются публично. Того, кто не привык у такому образу жизни,
все, что он должен здесь видеть и слышать, настолько унижает и оскорбляет в
собственных глазах, что он готов презирать себя и весь мир. Это отсутствие
стыдливости еще более поддерживается тесным сожительством женатых и
холостых. Половая зрелость, по-видимому, наступает здесь раньше, чем где бы
то ни было". Гостеприимство заключает в себе, между прочим, и обмен женами".
Выше приведены факты, которые касаются обычаев соблюдавшихся еще
сравнительно недавно. Тем более это касается более отдаленного прошлого. Вот
что бесстрастно сообщает уже упомянутый хронист Гарсиласо де ла Вега в своей
знаменитой "Истории государства инков":
"В остальных обычаях, таких как брак и сожительство, индейцы того
язычества были не лучше, чем в одежде и в еде, потому что многие племена
соединялись для сожительства, словно звери, как им доводилось встретиться,
не зная, что такое собственная жена; а другие женились по своей прихоти, не
считаясь с тем, что это были их сестры, дочери и даже матери. У других
народов соблюдалось исключение только лишь в отношении матерей; в других
провинциях считалось дозволенным и даже достойным похвалы, если девушки вели
себя как можно более безнравственно и беспутно, и для самых распущенных из
них замужество было больше всего гарантировано, так как среди них они
наиболее высоко ценились; по крайней мере девушки такого поведения считались
заботливыми, а о честных девушках говорили, что их никто не хотел из-за их
слабости. В других провинциях были противоположные обычаи, ибо матери
охраняли там дочерей с огромной тщательностью, а когда решался вопрос об их
замужестве, их выводили и на виду у всех и в присутствии родственников,
которые нашли суженого, своими собственными руками лишали их целомудрия ,
предъявляя всем доказательство их хорошего поведения. В других провинциях
девственницу, которая должна была выходить замуж, лишали целомудрия самые
близкие родственники жениха и его самые большие друзья, и при этом условии
заключался брак, и такой ее получал затем муж".
Казалось бы, русский народ, живший под жестким контролем клира по
патриархальным и чуть ли не по домостроевским традициям, чаша сия миновала.
Как бы не так! В конце прошлого - начале нынешнего века в Ярославле вышли
четыре тома документов, озаглавленные "Обычное право. Материалы для
библиографии обычного права". Их составитель - русский юрист и этнограф
Евгений Иванович Якушкин (сын известного декабриста) (1826-1905). В
увесистых томах собраны и систематизированы выдержки из провинциальной
периодики за несколько десятилетий. Факты (и ничего, кроме фактов!), которые
здесь приводятся могут поколебать какие угодно идеализированные
представления о национальных обычаях. В частности это относится и к
множеству неоспоримых свидетельств о полной свободе сексуальных - в том
числе добрачных - отношений, зафиксированных по всей России и, в частности,
на Севере, например, в Пинежском уезде Архангельской губернии или в
Енисейской губернии в Сибири.
Документы бесстрастно свидетельствуют о том что в Томской губернии
крестьяне-переселенцы, как и инородцы, совершенно свободно смотрят на
нарушение целомудрия: "Несмотря на ближайшее родство, любовные связи брата с
сестрой, отца с дочерью и т.п. считаются дозволенными и называются "просто
птичьим грехом" по уподоблению птицам, вышедшим из одного гнезда". Далее
следует множество других подобных и подробных фактов, сообщаемых
провинциальными корреспондентами: например, об эпизодах так называемого
"свального греха", о подчеркнутой и демонстративно афишируемой свободе
добрачных сексуальных отношениях у казацкой молодежи, о деревенской
проституции в Калужской губернии, а также о "гостеприимном гетеризме", когда
хозяин уступает гостю на ночь жену для любовных утех. И т.д., и т.п. - чуть
ли не целый том.
В эпоху матриархата свободные и беспорядочные сексуальные отношения между
полами были господствующими и повседневными (а не только во время
празднеств). Постепенно добрачный промискуитет сошел на нет, сохранившись
только во время ритуальных действ и празднеств, в том числе и в европейской
сексуальной культуре (знаменитые дионисии, сатурналии и вакханалии). Церковь
беспощадно преследовала и карала любые рецидивы языческих традиций. Однако
земледельческая обрядность - слишком серьезная вещь, чтобы просто так
исчезнуть. До недавнего времени хоть редко, но все же фиксировались
этнографами обычаи, уходящие в глубь веков и тысячелетий, связанные с
сопряжением архаичных верований и земледельческой практики. У славян
практиковался выход, бегание и катание обнаженных женщин на вспаханном поле
с целью передачи ему женской плодоносной энергии. Считалось также полезным
для обеспечения гарантированного и обильного урожая соитие мужа и жены прямо
на вспаханном поле перед началом сева.
Последняя традиция, судя по всему, уводит к самой заре земледелия,
получившей отражение в древнегреческом мифе о Богине плодородия Деметре. На
свадьбе Кадма - легендарного основателя Фив - Деметра не устояла перед
красотой другого земледельческого Божества - Иасиона (раньше писалось -
Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |