Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»

женского рода и выступало коррелятом или же ипостасью Великой Матери.
   Так,  по  древнекитайским  представлениям,  на  небе  властвует   женское
солнечное Божество Сихе - мать десяти  солнц.  Девять  из  них  впоследствии
поразил из лука Великий стрелок И, после чего в небе  осталось  только  одно
дневное светило. Вот что говорится о Матери солнц в древнейшем  и  важнейшем
первоисточнике "Каталог гор и морей":

   "За Юго-восточным морем, у реки  Благостной,  расположено  Царстов  Сихе.
[Там]  живет  женщина  по  имени  Сихе.  Здесь  солнца  купаются  в  водоеме
Благостном. Сихе - жена Предка Выдающегося (Цзюня) - родила десять солнц".

   В русском мировоззрении и народном космизме представления о Солнце прошли
через разные этапы. Оно мыслилось и как женское  существо  (Солонь),  и  как
мужское  (Хорс  или  же  Коло  и  Ярило  -  языческие  Божества  зимнего   и
весенне-летнего Солнца), и, наконец, в современном языке сделалось  объектом
среднего рода. Женский облик Солнца отразился и в русском фольклоре:

   Стоят три терема златоверхие:
   В первом терему - млад светел Месяц,
   Во втором терему - красное Солнышко,
   В третьем терему - часты звездочки.
   Светел Месяц - то хозяин в дому,
   Красно Солнышко - то хозяюшка,
   Часты звездочки - малы детушки.

   В приведенной колядке, записанной на Севере,  Солнце  выступает  в  своей
женской ипостаси (рис.121). Древнерусское женское название Солнца  -  Солонь
встречается  в  самой  древней  из  дошедших  русских  рукописных   книг   -
Остромировом евангелье (в  современном  языке  известно  малоупотребительное
слово "посолонь", что означает "по Солнцу"). По русским  народным  поверьям,
Солнце, возвращаясь из зимы в лето, надевает праздничный сарафан и кокошник,
что наглядно свидетельствует о женской принадлежности (об  этом  же  говорит
популярная загадка: Что такое: красная девушка в окошко глядит? - Солнце).
   В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы  обращались  к
дневному светилу: "Матушка, красное солнце!" Сохранилась в записи  XIX  века
удивительная по своему  космическому  мироощущению  песня  липецкой  девушки
(Тамбовская  губерния),  которая  перечисляет   свою   астрально-космическую
родословную, подчеркивая неотделимость человека от Вселенной:

   Мне матушка - красна Солнушка,
   А батюшка - светел Месяц,
   Братцы у меня - часты Звездушки.
   А сестрицы - белы Зорюшки.

   В латышских народных песнях дневное светило величается матушкой.  Тема  -
достаточно распространенная в русской  обрядовой  поэзии.  Купальская  песня
крестьян  Смоленской  губернии  доносит  до  нас  ту  же  архаику   древнего
космического мировоззрения, когда человек мыслил  себя  полноправным  членом
небесно-космической семьи.

   А я роду хорошего...
   А я роду богатого...
   А мой батька - ясен месяц...
   Моя матка - красное солнце...

   Женская  природа  Солнца  легко  прослеживается  и  в  сказочном   образе
Царь-девицы.  Она   -   всесильная   Солнечная   дева   (в   сказке   Ершова
"Конек-горбунок" она - сестра Солнца); живет за морем-океаном  или  огненной
рекой; владеет чудесным дворцом, из окон которого видна вся Вселенная; от ее
взоров нельзя спрятаться ни в облаках, ни на суше, ни под водой.  Другое  ее
имя - Царевна Солнце. Вс„ это получало отображение и закреплялось в  течение
тысячелетий в традиционной символике, в том числе и в  вышивках  на  женской
одежде. Про то даже и в песнях пелось:

   Как повышита тонко бела сорочечка:
   Около ворот-то - солнышко,
   А вокругот-та - вот светел месяц
   Со луной да поднебесною,
   Со звездой да со восточною.

   Солнце  всегда  олицетворяло  и   Колесо   Времени   (в   древнеиндийском
мировоззрении оно  именовалось  Колесом  Калы,  а  в  буддийском  -  Колесом
сансары) - символ Вечного Возвращения в постоянной  борьбе  между  Жизнью  и
Смертью.  Мистический  смысл  солярного  умирания  и  возрождения   особенно
усиливался на Севере, где Солнце надолго исчезало в полярную  ночь  и  также
надолго возвращалось в полярный день. Не случайно поэтому среди  петроглифов
Кольского полуострова, обнаруженных  на  реке  Поной,  находится  древнейшее
изображение Колы-Солнца (рис.122),  к  тому  же  гомоморфно  соответствующее
древнеегипетскому иероглифу  (кружок  с  точкой  посередине),  обозначающему
Солнце. Практически в том же начертании данный символ  в  качестве  исходной
основы входил в древнекитайское (иньское) письмо и в трансформированном виде
сохранился  в  написании  современного  китайского  иероглифа.  Это  -  факт
исключительной  важности:  археологические  и   археографические   памятники
однозначно    подтверждают    генетическое    родство     доиндоевропейской,
протокитайской  и  древнеегипетской  культур.  Небезынтересно,  что  сходным
образом (малый круг в  большом)  изображается  и  гора  Меру  (на  некоторых
буддийских  мандалах).  Впоследствии  солнечный  символ  через   древнюю   и
средневековую астрологию был воспринят современной наукой и  используется  в
современной астрономии в том  же  значении,  что  и  в  наскальных  рисунках
Гипербореи: .
   Древний символ Коло-Солнца (кружок с точкой посередине)  сохранился  и  в
оленьих клеймах-тамгах народов Севера,  заселивших  полярные  и  приполярные
территории  позже,  после  постигшей  эти  края  климатической   катастрофы.
Сакральный  знак  Солнца,  родственный  древнеегипетским  и  древнекитайским
иероглифам, зафиксирован русскими колонистами в самых ранних из дошедших  до
нас документальных источников по  культуре  и  хозяйственной  жизни  вогулов
(манси)  и   енисейских   остяков   (кетов).   В   наскальных   изображениях
(петроглифах) Урала также был зафиксирован древний символ  Солнца.  Есть  он
также и на чукотских рисунках. Из других северных народов  солярно-кружковую
символику активно используют эвенки, коряки, ительмены,  долганы,  алеуты  и

Страницы: «« « 85   86   87   88   89   90   91   92   93  94   95   96   97   98   99   100   101   102   103  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера