Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»

особенно - эскимосы.
   Вообще же древний солнечный символ получил широчайшее распространение  во
всех частях света и практически на  всех  отрезках  исторического  развития,
начиная с каменного века. Из древних культур, помимо египетской и китайской,
следует  отметить  еще  древнеперсидскую  и   эгейскую,   а   также   другие
древнеевропейские культуры - вплоть до Британских островов  и  Ирландии.  На
Американском континенте солярная символика  зафиксирована,  в  частности,  в
Древней Мексике и современном Перу - наследнике культуры инков; в Африке - в
Древнем  Бенине  и  во  многих  современных  государствах  Африки.  Все  это
подтверждено скрупулезным статистическим подсчетом.
   Этнографы  и  археологи  в  подавляющем  большинстве  воздерживаются   от
объяснения причин столь глубокой внедренности солярно-циркульной символики в
мировую культуру. Действительно, без опоры на концепцию единой  Прародины  и
единой Пракультуры трудно объяснить столь стойкую повсеместную привязанность
к кружковому орнаменту и циркульной  символике  аборигенов  Европы  и  Азии,
Северной  и  Южной  Америки,  Африки  и  Океании.   Среди   народов   России
кружково-циркульный орнамент распространен в виде вышивок, резьбы, росписи и
т.п. не только на Севере, но и в Сибири и на Дальнем Востоке (якуты, буряты,
ульчи, алтайцы, тувинцы,  шорцы,  хакасы),  в  Поволжье  (татары,  мордовцы,
удмурты и др.).
   Естественно, популярны солярные символы и в русском орнаменте, где  точка
встречается как в круговом,  так  и  в  ромбическом  обрамлении  (кстати,  в
последнем случае это полностью совпадает с  соответствующим  древнекитайским
иероглифом). Солярные знаки зафиксированы на вышивках, предметах и  изделиях
из кости, дерева, металла - на украшениях, перстнях,  подвесках,  пряслицах,
игральных костях и т.п. В начале нынешнего века при  углублении  русла  реки
Десны был найден ствол древнего дуба, инкрустированный в  его  нижней  части
четырьмя  челюстями  дикого  кабана.  Костяные  амулеты   сплошь   испещрены
магическими знаками - спиралями и солярными кружками  с  точками  посередине
(см. фото в кн.: Болсуновский К.В. Памятники славянской мифологии.  Вып.  2.
Перунов дуб. Киев, 1914. С.13). Запоминается также  подвесной  гребень  X-XI
вв. с двумя смотрящими друг на друга Солнечными конями - на каждом из них по
17 солярных знаков.
   Множественность солярно-кружковых знаков на фигурках - характерная  черта
древнерусского декоративно-прикладного искусства. В музеях  страны  хранятся
мелкие бронзовые изделия, относящиеся к первым векам нынешнего  тысячелетия,
из Смоленщины, Приладожья, других краев и  областей:  утки,  гуси,  собачки,
зайцы, разные "неведомые звери" -  сплошь  испещренные  солнечными  и  иными
"небесными"  символами.  До  недавнего  времени  в  Архангельской   губернии
(Холмогоры) процветал косторезный промысел по изготовлению орнаментированных
ларцов, украшенных резными кружками с точками посередке. Наконец, нельзя  не
отметить, что  древние  (языческие)  славяно-русские  святилища  в  проекции
сверху также представляли  собой  громадный  круг  с  "точкой"  (идолом  или
костром) посередине (рис.123). Любопытно,  что  культовые  сооружения  точно
такой же конфигурации и с множеством  костров  -  но  в  виде  изгородей  из
срубленных  молодых  деревьев  и  кустов  -  отмечены  этнографами  также  у
североамериканских индейцев.

         Итак,  налицо  тождественность  славяно-русской  солярной   символики   с
древнеегипетской иероглификой. Какие еще свидетельства или  хотя  бы  намеки
имеются в истории мировой культуры в пользу контактов между Крайним  Севером
и Египтом? И есть  ли  они  вообще?  Есть!  Вспомним  хотя  бы  классический
древнегреческий миф о скиталице Ио. К ней, дочери Аргосского  царя  Инаха  и
жрице Геры, воспылал страстью Зевс-громовержец. Чтобы скрыть возлюбленную от
ревнивой супруги, владыка Олимпа обратил девушку в  белую  корову.  Но  Гера
разгадала уловку,  завладела  коровой  и  велела  стеречь  ее  тысячеглазому
Аргусу, сыну Геи-Земли. Гермес, по наущению  Зевса,  убил  Аргуса  камнем  и
освободил Ио. Гера же в отместку натравила на царевну гигантского овода  (по
другим версиям -  шершня),  и  тот  начал  преследовать  несчастную  жертву.
Преследуемая жалящим насекомым Ио  достигла  северной  оконечности  земли  и
очутилась в окутанной мраком стране  скифов  и  киммерийцев  (Аполлодор,  II
1,3), где на берегу океана по приказу Зевса был прикован к скале  непокорный
Прометей (рис.124), который, вопреки запрету, подарил  людям  огонь,  открыл
тайну движения звезд и светил, научил искусству сложения букв, земледелию  и
плаванию под парусами. Этому событию  посвящен  центральный  эпизод  великой
трагедии Эсхила "Прометей прикованный".
   Трагедия  начинается  с  разъяснения  места  действия.  А  развертываются
драматические события, как  пишет  Эсхил:  "на  краю  земли",  "в  безлюдной
пустыне диких  скифов".  Но  край,  где  томился  терзаемый  драконоподобным
коршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл, -  не  всегда  был  столь
безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда сюда, на край  Ойкумены,
к  гиперборейцам  приходил  знаменитый  герой  древности  -  Персей,   чтобы
сразиться с Горгоной Медусой, завладеть ее несущей смерть головой. За  то  и
был он прозван "Гиперборейским", о  чем  в  подробностях  поведал  Пиндар  -
величайший эпический поэт Эллады:

   Но ни вплавь, ни впешь
   Никто не вымерил дивного пути
   К сходу гипербореев -
   Лишь Персей,
   Водитель народа,
   Переступил порог их пиров,
   Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы,
   Там длящимся весельям и хвалебным словам
   Радуется Аполлон,
   И смеется на ослиную встающую спесь.
   Не чуждается их нрава и Муза:
   Хоры дев, звуки лир, свисты флейт
   Мчатся повсюду,
   Золотыми лаврами сплетены их волосы,
   И благодушен их пир.
   Ни болезни, ни губящая старость
   Не вмешиваются в святой их род.
   Без мук, без битв
   Живут они, избежавшие
   Давящей правды Немезиды.
   Смелостью дыша,
   Это в их счастливые сборища

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера