|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 » »» особенно - эскимосы.
Вообще же древний солнечный символ получил широчайшее распространение во
всех частях света и практически на всех отрезках исторического развития,
начиная с каменного века. Из древних культур, помимо египетской и китайской,
следует отметить еще древнеперсидскую и эгейскую, а также другие
древнеевропейские культуры - вплоть до Британских островов и Ирландии. На
Американском континенте солярная символика зафиксирована, в частности, в
Древней Мексике и современном Перу - наследнике культуры инков; в Африке - в
Древнем Бенине и во многих современных государствах Африки. Все это
подтверждено скрупулезным статистическим подсчетом.
Этнографы и археологи в подавляющем большинстве воздерживаются от
объяснения причин столь глубокой внедренности солярно-циркульной символики в
мировую культуру. Действительно, без опоры на концепцию единой Прародины и
единой Пракультуры трудно объяснить столь стойкую повсеместную привязанность
к кружковому орнаменту и циркульной символике аборигенов Европы и Азии,
Северной и Южной Америки, Африки и Океании. Среди народов России
кружково-циркульный орнамент распространен в виде вышивок, резьбы, росписи и
т.п. не только на Севере, но и в Сибири и на Дальнем Востоке (якуты, буряты,
ульчи, алтайцы, тувинцы, шорцы, хакасы), в Поволжье (татары, мордовцы,
удмурты и др.).
Естественно, популярны солярные символы и в русском орнаменте, где точка
встречается как в круговом, так и в ромбическом обрамлении (кстати, в
последнем случае это полностью совпадает с соответствующим древнекитайским
иероглифом). Солярные знаки зафиксированы на вышивках, предметах и изделиях
из кости, дерева, металла - на украшениях, перстнях, подвесках, пряслицах,
игральных костях и т.п. В начале нынешнего века при углублении русла реки
Десны был найден ствол древнего дуба, инкрустированный в его нижней части
четырьмя челюстями дикого кабана. Костяные амулеты сплошь испещрены
магическими знаками - спиралями и солярными кружками с точками посередине
(см. фото в кн.: Болсуновский К.В. Памятники славянской мифологии. Вып. 2.
Перунов дуб. Киев, 1914. С.13). Запоминается также подвесной гребень X-XI
вв. с двумя смотрящими друг на друга Солнечными конями - на каждом из них по
17 солярных знаков.
Множественность солярно-кружковых знаков на фигурках - характерная черта
древнерусского декоративно-прикладного искусства. В музеях страны хранятся
мелкие бронзовые изделия, относящиеся к первым векам нынешнего тысячелетия,
из Смоленщины, Приладожья, других краев и областей: утки, гуси, собачки,
зайцы, разные "неведомые звери" - сплошь испещренные солнечными и иными
"небесными" символами. До недавнего времени в Архангельской губернии
(Холмогоры) процветал косторезный промысел по изготовлению орнаментированных
ларцов, украшенных резными кружками с точками посередке. Наконец, нельзя не
отметить, что древние (языческие) славяно-русские святилища в проекции
сверху также представляли собой громадный круг с "точкой" (идолом или
костром) посередине (рис.123). Любопытно, что культовые сооружения точно
такой же конфигурации и с множеством костров - но в виде изгородей из
срубленных молодых деревьев и кустов - отмечены этнографами также у
североамериканских индейцев.
Итак, налицо тождественность славяно-русской солярной символики с
древнеегипетской иероглификой. Какие еще свидетельства или хотя бы намеки
имеются в истории мировой культуры в пользу контактов между Крайним Севером
и Египтом? И есть ли они вообще? Есть! Вспомним хотя бы классический
древнегреческий миф о скиталице Ио. К ней, дочери Аргосского царя Инаха и
жрице Геры, воспылал страстью Зевс-громовержец. Чтобы скрыть возлюбленную от
ревнивой супруги, владыка Олимпа обратил девушку в белую корову. Но Гера
разгадала уловку, завладела коровой и велела стеречь ее тысячеглазому
Аргусу, сыну Геи-Земли. Гермес, по наущению Зевса, убил Аргуса камнем и
освободил Ио. Гера же в отместку натравила на царевну гигантского овода (по
другим версиям - шершня), и тот начал преследовать несчастную жертву.
Преследуемая жалящим насекомым Ио достигла северной оконечности земли и
очутилась в окутанной мраком стране скифов и киммерийцев (Аполлодор, II
1,3), где на берегу океана по приказу Зевса был прикован к скале непокорный
Прометей (рис.124), который, вопреки запрету, подарил людям огонь, открыл
тайну движения звезд и светил, научил искусству сложения букв, земледелию и
плаванию под парусами. Этому событию посвящен центральный эпизод великой
трагедии Эсхила "Прометей прикованный".
Трагедия начинается с разъяснения места действия. А развертываются
драматические события, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в безлюдной
пустыне диких скифов". Но край, где томился терзаемый драконоподобным
коршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл, - не всегда был столь
безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда сюда, на край Ойкумены,
к гиперборейцам приходил знаменитый герой древности - Персей, чтобы
сразиться с Горгоной Медусой, завладеть ее несущей смерть головой. За то и
был он прозван "Гиперборейским", о чем в подробностях поведал Пиндар -
величайший эпический поэт Эллады:
Но ни вплавь, ни впешь
Никто не вымерил дивного пути
К сходу гипербореев -
Лишь Персей,
Водитель народа,
Переступил порог их пиров,
Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы,
Там длящимся весельям и хвалебным словам
Радуется Аполлон,
И смеется на ослиную встающую спесь.
Не чуждается их нрава и Муза:
Хоры дев, звуки лир, свисты флейт
Мчатся повсюду,
Золотыми лаврами сплетены их волосы,
И благодушен их пир.
Ни болезни, ни губящая старость
Не вмешиваются в святой их род.
Без мук, без битв
Живут они, избежавшие
Давящей правды Немезиды.
Смелостью дыша,
Это в их счастливые сборища
Страницы: «« « 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |