Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 78   79   80   81   82   83   84   85   86  87   88   89   90   91   92   93   94   95   96  » »»

распорол ее грудь. Кровь, словно закипев, забила  фонтаном.  Нащупав  руками
сердце,  он  вырвал  его  из  груди,  подняв  его  высоко,  к  Солнцу.   Это
жертвоприношение предназначалось ему, их главному Богу".

   Безусловно,  характер  жертвоприношения  менялся  в   течение   веков   и
тысячелетий. Человеческие жертвы повсюду заменялись животными, растительными
плодами или иными дарами, хотя еще в начале нынешнего века  среди  некоторых
народностей Российского Севера еще бытовало мнение, что человеческая  жертва
намного  действеннее  животной.  Русский  фольклор  также  хранит  память  о
трагических ритуалах.

         Русская  Баба  Яга  -  несомненный  носитель  древнейшей   матриархальной
символики. Ее устрашающие черты и  те  -  результат  неизбежной  демонизации
поверженных былых властительниц после победы патриархального строя.  Даже  в
ее имени, судя по всему, закодирован намек на матриархальное прошлое.  Никто
не дал  вразумительного  объяснения,  что  такое  Яга,  или  в  фонетической
транскрипции - [Йага]. Наиболее правдоподобными  представляются  объяснения,
связывающие имя хозяйки  избушки  на  курьих  ножках  со  словом  "ягать"  -
"кричать". (В данном смысле имя великого князя литовского  Ягайлы  (Йагайлы;
Ягеллы) - первого короля объединенной польско-литовской  Речи  Посполитой  и
родоначальника династии Ягеллонов - означает "горлопан", "ругатель", а в еще
более точном смысле - "матершинник").
   Проводились санскритские параллели: слова "йага" и  "йога"  идентичны  по
вокализации и, следовательно, Йагу  можно  интерпретировать,  как  Йогиню  -
вещую колдунью и  волшебницу.  Допустимо  также  предположить,  что  русское
утвердительное восклицание  "ага!"  также  как-то  связано  с  именем  Йаги.
Возможно, когда-то  оно  означало  обычное  матриархальное  приветствие  или
здравицу в честь  Великой  Богини  Йаги.  Наподобие  ведийскому  восклицанию
"Сваха!" ("Да будет Благо!", "Во здравие!"). Или же вроде самого знаменитого
и  крепкого  русского  ругательства,   поминающего   мать:   учеными   давно
установлено,  что  первоначально  оно  означало  всего   лишь   приветствие,
фиксирующее принадлежность к данному материнскому роду (такое общепринятое в
научных кругах объяснение вошло даже в роман-эпопею Максима Горького  "Жизнь
Клима Самгина").
   Как и в других персонажах, в образе Бабы  Яги  прежде  всего  закодирован
скрытый, тайный смысл русской волшебной сказки. Даже  развитие  сюжета,  как
правило, напоминает путешествие не только в пространстве, но и  во  времени,
причем в обратном направлении -  от  патриархата  (абстрактный  царь  и  его
сыновья) к матриархату. Маршрут  героя  за  тридевять  земель  в  тридесятое
царство, кстати, также допустимо трактовать,  как  путешествие  во  времени,
скажем, как продвижение в глубь тридцати поколений или династий.
   В царстве Бабы Яги властвуют,  как  правило,  представительницы  женского
пола - Баба Яга, ее  сестры  и  ее  дочери.  Об  их  мужьях,  между  прочим,
почему-то вообще  ничего  не  слышно).  Подобная  ситуация  хорошо  известна
историкам первобытного общества. Она полностью соответствует беспорядочным и
неконтролируемым половым связям, присущим  матриархату,  когда  установление
отцовства становится проблематичным, а следовательно -  и  ненужным.  Отсюда
неудивительно, что и число дочерей Бабы Яги может превышать цифру  40,  как,
например, в  популярной  сказке  из  афанасьевского  Сборника  о  Заморышке,
вылупившегося вместе с братьями из яиц. В поиски невест герои оказываются во
владениях Бабы Яги, чьи чертоги мало напоминают безоконную избушку на курьих
ножках:

   "Заехали молодцы за тридевять  земель;  смотрят:  на  крутой  горе  стоят
белокаменные палаты,  высокой  стеной  обведены,  у  ворот  железные  столбы
поставлены. Сосчитали - сорок один столб. Вот они привязали  к  тем  столбам
своих богатырских коней и идут на двор.  Встречает  их  Баба  Яга:  "Ах  вы,
незваные-непрошеные! Как вы  смели  лошадей  без  спросу  привязывать?"-"Ну,
старая, чего кричишь? Ты прежде напои-накорми, в баню своди,  да  после  про
вести и спрашивай". Баба Яга накормила их, напоила, в баню сводила  и  стала
спрашивать: "Что, добрые молодцы, дела пытаете иль от дела пытаете?" - "Дела
пытаем, бабушка!" - "Чего ж вам надобно?" - "Да невест ищем". - "У меня есть
дочери", - говорит Баба Яга, бросилась в высокие терема и вывела сорок  одну
девицу. <...> Поутру встала Баба Яга, глянула  в  окошечко  -  кругом  стены
торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась,  приказала  подать
свой огненный щит, поскакала в по- гоню и начала палить щитом на все  четыре
стороны. Куда молодцам спрятаться? Впереди сине море, позади Баба  Яга  -  и
жжет и палит! Помирать бы всем, да  Заморышек  догадлив  был:  не  забыл  он
захватить у Бабы Яги платочек, махнул тем платочком перед собою  -  и  вдруг
перекинулся мост через все сине море; переехали  добрые  молодцы  на  другую
сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону - мост  исчез,  Баба  Яга
воротилась назад, а братья домой поехали".

   Кодировка  сказочных  мифологем  принимает  подчас  самые  неожиданные  и
непредсказуемые формы. Одной из первых сказок чуть ли  ни  каждого  русского
ребенка становится небольшая и простенькая на  первый  взгляд  сказочка  про
Курочку Рябу. Помните? Снесла курочка яичко, а мышка сшибла его  и  разбила;
тогда несушка и заявила: "Я  такое  яйцо  снесу,  которое  вовек  никому  не
разбить. Золотое!" Между  тем  в  бесхитростном  сюжете  сокрыт  глубочайший
смысл. Он  присутствует  там  в  виде  символа,  восходящего  к  древнейшему
архетипу  Космического  яйца  -  символу  повсеместно  распространенному   у
индоевропейских,  семитско-хамитских,  финно-угорских,  тунгусо-манчжурских,
китайско-тибетских, полинезийских, африканских, индейских и других  народов,
что само по себе свидетельствует не только об их тесном взаимодействии, но и
о былом родстве и общих мифологических воззрениях. Согласно  мифопоэтической
традиции этих народов из мирового (космического) яйца возникает  вся  зримая
Вселенная, мир Богов и людей.
   Космическое яйцо древних  мифологий  имеет  вовсе  не  метафорический,  а
реальный вселенский  смысл,  что  косвенно  подтверждают  древнеиндийские  и
индуистские астрономические трактаты, именуемые "сиддханта". В самом древнем
из них, предположительно написанном 5 тысяч лет тому назад, говорится о яйце
Брахмы - месте обитания Верховного Божества: оно представляет собой  шар  из
звезд поперечником свыше 18 квадриллионов (18х1015) йоджан, то есть около  4
тысяч световых лет, что соответствует размерам некоторых  галактик.  Уместно
предположить, что в русле общеарийской идеологии, носителями  и  хранителями
которой были профессиональные жрецы (впоследствии это - брахманы у индийцев,
маги  у  иранцев,  друиды  у  кельтов,  волхвы  у  славян  и   т.д.),   были
распространены именно такие представления о Вселенной  в  виде  Космического

Страницы: «« « 78   79   80   81   82   83   84   85   86  87   88   89   90   91   92   93   94   95   96  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера